Владимир Фролов: «Мир как лофт» — mashamult.ru

новости

В 2007 году, когда открылись «Этажи», казалось, что город наконец меняется к лучшему, то есть становится более открытым для предпринимательства, проницаемым для жителей, интересным для туристов, более комфортным для всех. Арт-галереи, кафе, лекционные залы, дизайнерские бутики – все это дало новую жизнь бывшему хлебозаводу на Лиговском. Уже тогда возникла мысль: раз в Петербурге так много пустующих дворцов, то и процесс «лофтизации» естественным образом перекинется на них.

И подобное действительно происходило: вспомним удачные примеры – «Тайгу» в доме гофинтенданта Петра I Мошкова на Дворцовой набережной или Hello Hostel в доме Капнистов, где останавливался Бисмарк, на Английской набережной… Этих и многих других «креативных пространств» сегодня уже не существует, но им на смену приходят новые, захватывая и преобразуя старые особняки, жилые дома, казармы, заводы, государственные учреждения. Характерны совсем новые Putilov Loft в бывших казармах Семеновского полка и «Вавилов лофт» в сооружении, где ранее располагался Государственный оптический институт имени Вавилова (ГОИ) – одно из ведущих научно-исследовательских учреждений Советского Союза, работавшее на космическую промышленность.

Если 10 лет назад подобные преобразования вызывали энтузиазм, то сейчас впечатление от множащихся «лофт-проектов» совершенно иное. Что вообще такое лофт? В переводе слово означает «чердак», и происходит оно от староанглийского loft («небо») и немецкого Luft («воздух»). То есть «лофт» изначально – пустое пространство, не предназначенное для активного использования человеком. Лофтизация, соответственно, предполагает опустошение, но, будучи частью процесса джентрификации, то есть чисто экономического действия, не наполняет пустоту новым постоянным смыслом, а только временными (функция меняется вслед за растущей стоимостью недвижимости).

Критик Майкл Соркин из Нью-Йорка писал: «Планета становится лофтом – текучей поверхностью с равными возможностями, готовой к тому, чтобы ее оборудовали равномерным климатом и культурно индифферентной архитектурой». Опустошенный теперь «дворец для народа» ГОИ 1950-х годов постройки в Петербурге, с его загадочным убранством в стиле сталинского ампира и артефактами космической промышленности, наводит на мысль, что, если бы существовала такая возможность, нынешняя цивилизация и целую Вселенную превратила бы в сплошной и бесконечный лофт-проект.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий