Виктор Корчной: жизнь за шахматной доской — mashamult.ru

новости

Летом 1976 года, находясь на турнире в Голландии, Виктор Корчной попросил в этой стране политического убежища. В Ленинграде у него остались жена Бэлла и сын Игорь, которые не знали, увидят ли они когда-нибудь своего мужа и отца. К этому решению гроссмейстера сподвигла череда неприятностей.

Против Карпова

Началась черная полоса Корчного зимой 1974/75 годов. В ноябре в Москве он уступил Анатолию Карпову в продолжавшемся больше двух месяцев финальном матче претендентского цикла.

Сразу после этого Виктор дал эмоциональное и не очень объективное интервью югославским журналистам. Вот лишь одна цитата: «Шахматный арсенал Карпова весьма бледен. Не могу сказать, что моего противника ожидает блестящее будущее».

Реакция властей на это интервью была жесткой. Корчного сделали «невыездным» и перестали приглашать даже на проходившие в СССР турниры, гроссмейстеру запретили выступать с лекциями, давать сеансы одновременной игры.

Почему Виктор Львович так болезненно отреагировал на неудачу в московском матче с Карповым? Ответ на этот вопрос – в биографии гроссмейстера. «Я не был вундеркиндом. Каждая ступенька на пути к вершине шахматного олимпа давалась мне с огромным трудом», – не раз говорил о себе Корчной. И это действительно так. Вот лишь один красноречивый факт. Международным гроссмейстером Виктор Корчной стал в 25 лет – поздно даже по меркам того времени.

К середине семидесятых годов прошлого века Корчной стал сильнейшим среди гроссмейстеров своего поколения. И тут на его пути к шахматной короне возник обладавший фантастическим талантом Анатолий Карпов. Выдержать такой удар судьбы, объективно проанализировать результаты московского матча Виктор не смог: причиной своего поражения считал политику.

Бегство из страны

После скандального интервью на гроссмейстера начались гонения – травля в печати, запрет на участие в зарубежных турнирах.

Тому, что позиция властей в отношении Корчного изменилась, способствовал Анатолий Карпов. «Я считал Виктора Корчного выдающимся шахматистом, и было непорядочно да и просто глупо лишать его возможности заниматься профессиональной деятельностью», – много позже объяснял 12-й чемпион мира.

В 1992 году, спустя шестнадцать лет после бегства, Виктор Львович впервые посетил родной город, где ребенком пережил блокаду. За это время в жизни гроссмейстера произошло много важнейших событий: два тяжелых матча за звание чемпиона мира с Анатолием Карповым; травля в советской прессе, которая перестала даже упоминать его фамилию; арест и тюремное заключение сына, уклонявшегося от призыва в Вооруженные силы; развод с первой супругой, женитьба на бывшем члене гитлерюгенда, в прошлом узнице ГУЛАГа гражданке Швейцарии Петре Лееверик.

Уроки для молодых

В апреле 1997 года в нашем городе проходило интересное соревнование – Международный турнир гроссмейстеров. Главной звездой, естественно, был Виктор Корчной.

На этом турнире Виктор Львович играл вдохновенно, разделив первое-третье места в итоговой таблице. В одной из партий победил очень талантливого петербургского шахматиста, к тому времени уже двукратного чемпиона России Петра Свидлера, который по возрасту годился ему во внуки. Единственное тогда поражение Корчной потерпел во встрече с другим петербуржцем – Александром Халифманом.

«Я всегда восхищался бойцовским характером Корчного и его фанатичной преданностью шахматам, – отмечает Александр. – Честно говоря, до сих пор горжусь тем, что сумел выиграть ту партию».

Фора в «ферзя»

В марте 1999 года состоялся необычный, его еще называли ностальгический, шахматный матч, посвященный 275-летию Санкт-Петербургского университета. Встречались два выпускника этого престижного вуза – 10-й чемпион мира Борис Спасский и его давний друг-противник Виктор Корчной.

Корчной победил и после матча находился, естественно, в хорошем настроении. На вопрос, как он сейчас относится к своему главному в жизни сопернику Анатолию Карпову, ответил так: «На многое наши взгляды по-прежнему не совпадают. Но я не могу на протяжении десятилетий держать в себе обиды. Это не по-христиански, да и просто не по-человечески».

На банкете слово взял Марк Тайманов: «В этом матче Виктор Львович имел большую фору, можно сказать, ферзя. Поскольку приехал в Петербург с супругой, а вот Борис Васильевич – один».

На лицах Виктора Львовича и Петры появились счастливые улыбки.

По словам международного гроссмейстера и писателя Генны Сосонко, сорок лет жена была для Виктора Корчного всем – секретарем, экономкой, менеджером, шофером, телохранителем. Она ухаживала за ним до последнего дня жизни.

Петра Лееверик скончалась неделю назад, почти на пять лет пережив своего знаменитого мужа.

ФАКТ

Виктор Корчной являлся самым старым играющим гроссмейстером. В возрасте 80 лет он выиграл ветеранский турнир в честь 100-летия Ботвинника. Корчной считался одним из сильнейших шахматистов мира из числа тех, кто так и не стал чемпионом мира.

4 раза Виктор Корчной становился чемпионом Советского Союза. Это случилось в 1960, 1962, 1964, 1970 годах. Трижды выигрывал чемпионат Ленинграда. Также был претендентом на звание чемпиона мира, но так и не завоевал этот титул.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий