Стратегический менеджмент в образовании: формирование стратегического плана школы толщина л. н., декан факультета развития образовательных систем коипкро, — презентация. Стратегия развития образовательного учреждения Стратегическое управление деятельности — mashamult.ru

новости

Эффективное развитие образовательного учреждения в условиях рынка предполагает учет тенденций в сфере образования и в управлении образовательными системами. Меняется точка зрения на содержание управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. Ведущими ориентирами современных образовательных учреждений являются самостоятельность, конкурентоспособность и партнерство. К основным видам деятельности руководителя образовательного учреждения в условиях рынка относятся: деятельность по разработке и реализации стратегии развития образовательной организации в условиях рынка образовательных услуг; реализация маркетинговых задач по взаимодействию с ключевыми партнерами образовательной организации; создание условий для эффективной маркетинговой деятельности педагогического коллектива. Выделенные направления деятельности руководителя образовательного учреждения в современных условиях позволяют рассмотреть такой феномен, как маркетинговая компетентность руководителя образовательного учреждения, и актуализируют процесс становления и развития маркетинговой компетентности современного руководителя образовательного учреждения.

конкурентоспособность и партнерство

экономическая самостоятельность

устойчивое развитие

руководитель образовательного учреждения

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: век XX – век XXI. М.: Экономистъ, 2004. 336 с.

2. Гапоненко А. Л. Стратегическое управление. М.: Омега-Л, 2010. 464с.

3. Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2005. 584 с.

4. Моисеев А. М., Моисеева О. М. Основы стратегического управления школой. М.: Центр педагогического образования, 2008. 256 с.

5. Нововведения во внутришкольном управлении / A. M. Моисеев, А. Е. Капто, А. В. Лоренсов, О. Г. Хомерики. М.: Педагогическое общество России, 1998. 232 с.

6. Поташник М. М. Эксклюзивные аспекты управления школой. М.: Педагогическое общество России, 2012. 320 с.

Динамизм внешней и внутренней среды образовательного учреждения, актуализирует вопрос об эффективном управлении образовательным учреждением в условиях рынка. Ведущими ориентирами при этом выступают достижение финансовой самостоятельности и социального статуса, обеспечение конкурентоспособности и формирование стратегического партнерства.

Особенно необходимо выделить, что возникновение новых ценностей, таких как потребность, сервисность, открытость, сотрудничество, обуславливает возрастание значимости личностного фактора в процессе и т.д., обуславливает возрастание значимости личного фактора и развивающий характер управления.

Рассмотрим ведущие тенденции XXI века в управлении организациями.

Так, А. И. Наумов считает, что в XX веке в управлении организациями будут происходить следующие изменения: переход от функционального к процессному управлению (на основании выделения ключевых процессов и управления ими), от работы групп к групповой работе (в основе групповой работы лежит лидерство и ролевое поведение, ключевым как доверие: таким образом, создается группа как единый ключевой сотрудник), переход от принятия решения к поиску проблем (высокоэффективное превентивное управление, подразумевающее предупреждение проблем) и последнее — от власти над людьми к власти людей (возможность влиять на людей имеет две основы — должностную (властную) и личностную (авторитет), третий тип власти основан на близости целей руководителя и подчиненных, при этом, по мнению автора, сила и эффективность личной власти значительно выше организационной, особенно в условиях информационного общества и развития творчества у подчиненных как ключевого условия XXI века), движение к глобализации через местную специфику, от знаний к управлению знаниями, от обучающейся к научающейся организации .

Обозначенные тенденции актуализируют вопрос о сущности деятельности по управлению организацией и о новых качествах руководителей образовательных учреждений, обеспечивающих их эффективное развитие в условиях рынка.

Как отмечает О. С. Виханский, в новых условиях возникает вопрос о нетрадиционном мышлении управленцев. Важнейшим фактором становится не прогноз того, что будет делать компания в перспективе, а то, какого партнера она выбирает .

Возникает тенденция понимания стратегии как выбор основных стратегических партнеров и создания системы взаимоотношений, стратегических альянсов. Ключевым стратегическим вопросом является позиционирование компании не только на рынке, а гораздо шире — в социальной среде, в обществе в целом, а также по отношению к партнерам и альянсу. Важным является и позиционирование компании по отношению к государству.

Можно выделить следующие особенности управленческой деятельности на современном этапе: предметом и объектом управленческой деятельности являются люди (личности) — управленческая деятельность считается субъект-субъектной
; управленческая деятельность является метадеятельностью
, деятельностью «второго порядка» и ее сущностью выражается в организации деятельности других людей: «деятельность по организации деятельностей». В качестве третьей особенности можно выделить разноплановость деятельности
менеджера: от разработки и реализации стратегии развития, маркетинга, оперативного управления и управления персоналом, до разработки инструкций и алгоритмов выполнения тактических задач. В связи с чем встает вопрос о содержании управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. Мы поддерживаем точку зрения А. М. Моисеева, который выделяет следующие тенденции в модернизации содержания управления в школе: общее расширение, обогащение и многообразие функций; более быстрый рост функций, нацеленных на развитие школы; возрастание внимания к координирующим, аналитико-прогностирующим функциям; развитие функций стратегического управления, рост взаимосвязи функций; отказ от функций прямого управления образовательными процессами; рост различий состава и структуры функций управления в разных школах .

Обеспечение соответствия образовательного учреждения выделенным тенденциям подразумевает существование соответствующей иерархии руководства, поскольку управление развитием возможно только с помощью включения в этот процесс всей административной команды, члены которой находятся на разных уровнях управления, понимают и принимают единую стратегию развития, а, следовательно, смогут реализовывать цели и выполнять необходимые задачи в зависимости от занимаемого уровня и функционала.

А. Карпов под уровнем руководства понимает
«принадлежность руководителя к одному из трех основных значений общего «континуума управления» — высшему, среднему или низовому» .

В зависимости от размера образовательного учреждения выделяют различное количество уровней управления, но традиционно все уровни условно разделяют на три категории: высший уровень
(руководитель образовательного учреждения); средний уровень
(члены администрации образовательного учреждения, заместители директора, руководители рабочих групп); низовой
(технический) уровень
(ответственные за определенные, важные для образовательного учреждения процессы).

В контексте нашей статьи мы рассматриваем, что управление развитием образовательного учреждения осуществляет высший и средний уровень руководства при активном взаимодействии с руководителями технического уровня.

Ученые выделяют следующие требования к современным руководителям образовательного учреждения: соответствие механизма управления сложности (составу) объекта и возможностям субъекта; создание постоянно действующей системы обратной связи; наличие ресурсов (поиск ресурсов — прямая функция любого управленца); правильный выбор критериев оценки качества управления; учет человеческого фактора , развитие инновационного потенциала, обеспечение его конкурентоспособности и устойчивого развития.

Прежде чем выделить особенности управления развитием образовательного учреждения, уточним понятие «развитие». По мнению А. Л. Гапоненко, «развитие — это движение вперед, формирование новых черт, становление новых структурных характеристик объектов. Развитие означает его эволюцию, улучшение, совершенствование, прогресс, а также рост и расширение. Применительно к организации развитие означает устойчивые изменения направления деятельности выполняемых функций, структуры организации, уровня эффективности и качества деятельности организации» .

В отличие от стратегии функционирования, объектом которой является деятельность организации на рынке, стратегия развития направлена на создание инновационного потенциала и конкурентных преимуществ организации. Учитывая, что выделяют четыре вида стратегии развития: стратегия роста, стратегия умеренного роста, стратегия сокращения и комбинированная стратегия, дадим краткую характеристику каждого вида стратегий. Стратегия роста
обычно характерна для организаций, которые только появились на рынке, и их главная цель — занять. Эта стратегия характерна интенсивным наращиванием конкурентных преимуществ за счет постоянных нововведений. Стратегия умеренного роста

(как внутреннего, так и внешнего) характерна для организаций, сфера деятельности которых традиционна. Стабильное развитие по большинству направлений — вот сущность данной стратегии. Стратегия сокращения масштабов
своей деятельности связана с реорганизацией неперспективных направлений деятельности, отказ от образовательных услуг (например, дополнительных образовательных услуг), которые не пользуются спросом. Чаще всего в практике деятельности организаций используется комбинированная стратегия
, которая включает в себя элементы описанных выше и в зависимости от направлений деятельности образовательного учреждения определяет их темпы развития: выделяет направления, которые нуждаются в интенсивном росте, в стабильном развитии, стабилизации деятельности.

Управление стратегическим развитием образовательной организации
в условиях рынка подразумевает разработку и реализацию стратегии развития, включающую формулирование миссии образовательного учреждения, целей и стратегических приоритетов, стратегический анализ среды управления и конкурентный анализ образовательного учреждения, разработку конкурентных, маркетинговых стратегий и стратегий развития образовательных услуг, формирование рыночной позиции образовательного учреждения и т.д.

Еще одним основанием для выделения ведущих направлений деятельности руководителя образовательного учреждения может служить тезис о том, что образовательные учреждения, которые хотят в течение длительного времени добиваться высоких образовательных результатов, иметь стабильные финансовые потоки, стабильный контингент учащихся и стабильный преподавательский коллектив, развиваться, иметь конкурентные преимущества и процветать, должны как можно быстрее включаться во взаимодействие на рынке и выстраивать систему взаимодействия с потребителями образовательных услуг в лице учащихся, их родителей, общества и государства.

Мы согласны с А. М. Моисеевым и в качестве ближайшей социальной среды образовательного учреждения рассматриваем: семьи учащихся; активные слои местного населения, референтные группы; местные администрации и их органы управления образованием; производственные и бизнес структуры; учреждения здравоохранения; другие образовательные учреждения; культурно просветительские организации; правоохранительные учреждения; местные средства массовой информации; различные общественные организации, создаваемые местным населением .

В каждой из обозначенных групп можно выделить стратегических партнеров, цели которых будут близки к целям образовательного учреждения (или цели образовательного учреждения и партнера не будут противоречить друг другу).

От того, насколько эффективно руководитель образовательного учреждения выстроит взаимоотношения с группой стратегических партнеров, установит с ними тесное взаимодействие, скоординирует общие (или непротиворечивые) цели, во многом будет зависеть стратегия развития образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

Как мы уже отмечали, для реализации эффективной системы взаимоотношений (как внешнего ее аспекта, так и внутреннего) необходимо единое видение всего педагогического коллектива стоящих перед ним целей и задач, а также принятие педагогическим коллективом общих ценностей и способов достижения обозначенных целей. Это достигается за счет создания в организации особой социально-психологической атмосферы единства и взаимосвязи сотрудников всех уровней управления как по вертикали, так по горизонтали.

В качестве условий способствующих формированию и развитию такой атмосферы можно выделить следующие: становление в образовательном учреждении системы внутреннего маркетинга; становление образовательного учреждения как самообучающейся организации и системы формирования человеческого потенциала образовательного учреждения; разработка системы материальной и нематериальной мотивации (удовлетворенность работой, счастье творчества и достижения успеха, уважение, причастность к чему-либо значительному, самореализация, корпоративный патриотизм и др.); «Со-действие» в реализации маркетинговой деятельности (помощь в разработке, совместные презентации, публичные выступления, поддержка управленческими решениями и т.д.).

Таким образом, мы выделили основные направления деятельности руководителя современного образовательного учреждения в условиях рынка
. По нашему мнению, к ним относятся:

1) деятельность по разработке и реализации стратегии развития образовательной организации в условиях рынка образовательных услуг;

2) реализация маркетинговых задач по взаимодействию с ключевыми партнерами образовательной организации;

3) создание условий для эффективной маркетинговой деятельности педагогического коллектива.

Выделенные направления деятельности руководителя образовательного учреждения в современных условиях позволяют рассмотреть такой феномен, как маркетинговая компетентность руководителя образовательного учреждения, и актуализируют процесс становления и развития маркетинговой компетентности современного руководителя образовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения, обладающий маркетинговой компетентностью, способен обеспечить конкурентоспособность и самостоятельность образовательного учреждения на рынке, поскольку маркетинговая компетентность руководителя образовательного учреждения подразумевает не только управление, эффективное управление маркетинговой деятельностью и ее реализация в стратегически важных направлениях, но и выстраивание стратегии развития в контексте маркетинга взаимоотношений со стратегическими партнерами.

Рецензенты:

Александрова М.В., д.п.н., профессор, проректор по учебно-методической работе Новгородского института развития образования, г. Великий Новгород.

Каплунович Т.А., д.п.н., профессор, проректор по научной и опытно-экспериментальной работе Новгородского института развития образования, г. Великий Новгород.

Библиографическая ссылка

Донина И.А. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9800 (дата обращения: 18.03.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Стратегия (англ. strategy) — обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратегический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями) .

Стратегическое планирование — это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально — экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем .

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принимать долгосрочные решения в условиях неопределенности будущего развития и влияния внешней среды. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планировании стратегии не завершается каким — либо немедленным действием или быстрыми результатами.

Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие, и взаимообусловленность всех подразделений организации, видов ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализировать.

Формализация процесса планирования и включение в функциональные обязанности руководителей учебных заведений подготовки информации стратегического характера гарантирует, что многие перспективные предложения не пройдут мимо внимания персонала, занимающегося разработкой стратегии организации. Очень важно создать систему стимулирования предложений, связанных с разработкой новых технологий, расширением спектра образовательных услуг, освоением новых рынков и др.

Включение в систему планирования современной вычислительной техники, экономико-математических методов и моделей позволяет значительно поднять средний уровень плановой работы в образовательном учреждении и обоснованность принимаемых стратегических решений. Стратегическое планирование позволяет приобщить к стратегическому мышлению широкий круг руководителей и специалистов среднего звена.

Процесс стратегического планирования значительно отличается от процесса принятия оперативных решений. Здесь нужно решать задачи, связанные с выбором альтернативных решений. Это относиться к выбору целей организации, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Поиск альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования. Адаптивность — непременное условие стратегического плана — реализуется через ситуационный подход и предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые может переходить образовательное учреждение. Это реакция на перемены, происходящие в его внешнем окружении.

Сущность процесса стратегического планирования сводится к поиску ответов на вопросы:

1. Каково настоящее положение образовательного учреждения?

2. какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?

3. в каком положении руководство образовательного учреждения хочет видеть его в будущем?

4. Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели?

5. Что и как нужно сделать, чтобы достичь целей организации?

Существуют разные модели процесса стратегического планирования. На рис. 1. представлена схема процесса стратегического планирования. Этапы, выделенные на рисунке составляют процесс планирования стратегии.

Рис. 1.

Процесс планирования стратегии включает ряд сложностей при его освоении. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в учебном заведении тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это — борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий. Другая существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми. Следующая проблема заключается в том, что образовательные учреждения обычно не располагают необходимой для эффективного стратегического планирования информацией о себе и о внешнем окружении, а имеющейся статистики недостаточно. Как правило, отсутствуют руководители, способные заниматься выработкой и реализацией стратегии, и соответствующие структурные подразделения (отдел маркетинга).

Сценарий — это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию (образу организации в будущем).

Сценарии развития разрабатываются для отраслей, организации в целом и их стратегических подразделений, функциональных зон деятельности, важнейших факторов окружающей среды, рынков.

Этот метод весьма полезен при выборе миссии и целей учебного заведения, определении стратегии развития, при прогнозировании на 10 — 20 лет, когда теряют свое значение сегодняшние достижения возрастает спектр новых возможностей. Сценарии должны из настоящей ситуации развить картины будущего образовательного учреждения. Работа эта ведется систематически и с учетом основополагающего принципа стратегического управления — альтернативности выбора. Поэтому разрабатывается не один сценарий, а несколько вариантов, что позволяет руководителям организации видеть возможные последствия выбора, что позволяет руководителям организации видеть возможные последствия выбора того или иного направления развития. В демонстрации множества картин будущего и вариантов развития и состоит цель методов сценариев. Возможна разработка двух типов сценариев. Первый тип содержит описание последовательности шагов, ведущих к прогнозируемому состоянию образовательного учреждения, а также факторов и событий, оказывающих решающее влияние на этот процесс. Второй тип содержит описание возможных последствий для организации, если она достигнет прогнозируемого состояния.

Существует несколько подходов к разработке сценариев, все они предполагают три общих положения:

1. Исходным пунктом разработки «сценариев будущего» всегда должна быть точная оценка настоящей стратегической ситуации организации. Такая оценка ведет к пониманию динамики воздействующих факторов значение каких факторов уменьшается, а каких возрастает по всему временному горизонту.

2. Для воздействующих факторов с неопределенными тенденциями развития должны быть выполнены специальные прогнозы и сделаны рациональные прогнозы квалифицированных экспертов.

3. Должно быть разработано несколько альтернативных «сценариев будущего», представляющих собой определенную логическую картину. При этом должно соблюдаться обязательное условие — альтернативные сценарии не должны содержать противоречий, т.е. взаимоисключающих шагов и событий .

В настоящее время в деятельности образовательных учреждений уделяют все большее внимание методам «сценариев будущего»:

1. Пессимистичный — ситуация, когда происходит ухудшение состояния социальной, экономической и политической систем общества, что приводит к снижению качества жизни населения и уровню образования в обществе.

2. Реалистичный — ситуация, когда происходит стабилизация состояния социальной, экономической и политической систем общества, улучшение качества жизни населения, восстановление приоритетов образования в обществе.

3. Оптимистический — ситуация, когда наблюдается значительное улучшение социально — экономического положения в страны, рост качества жизни населения и уровня образования в обществе.

Таким образом, сущность стратегического планирования в большей степени носит прогнозный характер и суть его заключена в разработках и рекомендациях по дальнейшему развитию управления образовательным учреждением. Разработка стратегии развития способствует грамотной постановке цели, задач и путей развития образовательного учреждения.

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

_____________________________________________________________________________

Филиал в г.
Электросталь

Специальность:
«Социальная работа»

Курсовая
работа

по дисциплине

«Стратегический
менеджмент»

на тему:

«Особенности
стратегического менеджмента в области
образования (на примере НОУ «СОШ»
«АТОН»)»

Работу
выполнила:

Студентка
5 курса

очного
отделения

группы СРБД-5

Бойкова С.С.

Принял:

Костромина
Е.А.

Электросталь

Введение………………………………………………………………………
3

Глава 1.
Теоретические аспекты стратегического
менеджмента………….8

1.1.
Управление в системе образования……………………………….
7

1.2.
Нормативно-правовое регулирование
платного образования ….7

Глава
2. Анализ системы управления НОУ «СОШ»
«АТОН»…………90

2.1.
Структура НОУ «СОШ» «АТОН» и основы
подсистемы

управления
………………………………………………………… 19

2.2.
Матрица STEP-анализа НОУ «СОШ»
«АТОН»…………………..56

2.3. Матрица
SWOT-анализа НОУ «СОШ» «АТОН»…………………78

2.4
Ранжирование глобальных проблем
организации………………..89

2.5.
Конкурентные преимущества
организации……………………….45

Глава
3. Разработка стратегии НОУ «СОШ» «АТОН»
……………………78

3.1.
Аргументация стратегических идей
развития ……………………30

3.2.
Мероприятия по реализации стратегии
…………………………. 32

Заключение…………………………………………………………………..
35

Список
использованной литературы……………………………………….
37

ВВЕДЕНИЕ

Образование
в Российской Федерации осуществляется
в соответствии с законодательством
нашей страны и нормами международного
права.

Право
на образование – одно из ведущих и
неотъемлемых прав граждан России,
предусмотренных Основным законом
страны. Оно закреплено в ст.43 Конституции
Российской Федерации:

1. Каждый
имеет право на образование.

2.
Гарантируются общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального
образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях
и на предприятиях.

3. Каждый
вправе на конкурсной основе бесплатно
получить высшее образование в
государственном или муниципальном
образовательном учреждении и на
предприятии.

4.
Основное общее образование обязательно.
Родители или лица, их заменяющие,
обеспечивают получение детьми основного
общего образования.

5.
Российская Федерация устанавливает
федеральные государственные образовательные
стандарты, поддерживает различные формы
образования и самообразования.

Центральным
звеном системы образования в России
является общее среднее образование,
включающее средние общеобразовательные
школы, школы с углубленным изучением
отдельных предметов, профильные школы,
гимназии, лицеи, вечерние школы.
Образовательные учреждения интернатного
типа, специальные школы для детей с
отклонением в физическом и психическом
развитии, внешкольные образовательные
учреждения.

Главными
задачами общеобразовательных учебных
заведений являются; создание благоприятных
условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития
личности; выработка научного мировоззрения;
освоение учащимися системы знаний о
природе, обществе, человеке, его труде
и приемов самостоятельной деятельности.

Существующие
проблемы в успешном решении стоящих
перед школой задач обусловлены рядом
противоречий, которые в значительной
степени связаны с существенными
изменениями концепции развития нашего
общества, с вхождением в рыночные
отношения, с происходящими изменениями
в ценностных ориентациях, образовательных
и деятельностных потребностях человека.

Актуальность:

Образование
– одна из важнейших первооснов жизни
общества, объективно отражающих в себе
его реальное состояние, особенности и
уровни развития.

Роль образования
на современном этапе развития России
определяется задачами перехода страны
к демократическому и правовому
государству, рыночной экономике,
необходимостью преодоления опасности
отставания от мировых тенденций
экономического и общественного развития.
В наше время школа развивается в условиях
рынка и новых экономических отношений,
специфические условия материального
обеспечения требуют от руководителей
учреждений образования принципиально
новых подходов к управлению.

Объект
исследования –
негосударственная
общеобразовательная школа НОУ «СОШ»
«АТОН».

Предмет
исследования –
стратегическое
управление и развитие вНОУ
«СОШ» «АТОН».

Целью

данной работы является накопление
систематизации и закрепление знаний о
стратегическом управлении, а также
разработки стратегии для негосударственной
общеобразовательной школы НОУ «СОШ»
«АТОН»

Задачи:

1.
Изучить теоретические аспекты
стратегического менеджмента.

2.Рассмотреть
нормативно-правовое регулирование
платного образования.

3.
Проанализировать систему управления
изучаемого учреждения.

4.
Выявить проблемы и разработать стратегию
на основе результатов

STEP,SWOT-анализа
и других полученных данных.

5.
Составить план мероприятий по реализации
стратегии в

негосударственной
образовательной школе НОУ «СОШ» «АТОН».

6.
Приобрести первичные навыки практического
применения основных методов стратегического
менеджмента.

Теоретико-методологическая
база:
учебно-методические
пособия, учебники, работы ведущих
отечественных и зарубежных ученых в
области стратегического управления и
менеджмента. Использование различных
видов экономического анализа.

Нормативно-правовая
база:

Конституция РФ, Федеральный закон «Об
образовании».

Эмпирическая
база:

статьи из журналов, газет, архивные
документы, статистические данные.

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА

Управление
в системе образования

В
последнее десятилетие в ходе реформирования
школы и расширения перечня образовательных
услуг особое внимание уделяется
разработке менеджмента в системе
управления образованием и подготовке
менеджеров, что позволяет повысить
уровень профессионализма управленца.
Рациональное сочетание его труда с
деятельностью общественных структур
в системе образования поможет
образовательным учреждениям более
эффективно решать вопросы их материальной
базы, финансирования и хозяйствования
с целью создания более благоприятных
условий для постоянного совершенствования
учебно-воспитательного процесса
подготовки подрастающего поколения к
жизни.

Введение
школьного менеджмента позволяет учебным
заведениям расширять перечень
образовательных услуг и повышать
качественный уровень обучения, воспитания
и развития юных граждан нашей страны.
Предоставляет учреждениям образования
большие возможности для адаптации к
условиям рынка. 1

Менеджмент
в образовании предполагает специальную
разработку принципов, методов, средств
и форм управления образовательными
системами с целью повышения эффективности
их деятельности и создания возможностей
продуктивной жизнедеятельности для
многочисленных бюджетных учреждений
системы образования страны. Деятельность
специалистов-менеджеров должна
основываться на профессиональном знании
ими вопросов организации и управления
образовательными учреждениями и
опираться на труды ученых-педагогов,
разработавших теоретические основы и
методики управления системами образования.
Это поможет обеспечить рациональный
подход к созданию в учреждениях общего
среднего и специального среднего
образования условий для организации и
ведения на высоком уровне
учебно-воспитательного процесса;
укрепления материальной базы и
экономического положения образовательных
учреждений; рационального расходования
бюджетных средств, разработки и введения
в действие новых механизмов хозяйствования,
получения дополнительных источников
финансирования образования.

Рациональное
сочетание в управлении образованием
деятельности профессионала-управленца
и коллегиальных органов управления
углубляет основы единоначалия и
коллегиальности, с новых позиций
характеризует акт управления системой
образования, создает возможности для
раскрытия огромного потенциала в
деятельности учреждений образования.
Коллегиальные органы управления могут
обеспечить разработку стратегии в
деятельности учебных заведений, а более
крупную и незначительную тактическую
деятельность будет осуществлять на
высоком профессиональном уровне
менеджер, наделенный этими полномочиями
учредителем образовательного учреждения
и представителями коллегиальных органов
управления. 2

При
наличии эффективного работающего
управляющего совета образовательного
учреждения и профессионального
управленца-менеджера важно, чтобы в
учреждениях среднего общего, а также
начального и среднего профессионального
образования управленческую деятельность
непосредственно образовательным
процессом осуществляли профессионалы
в сфере учебных дисциплин. Таким образом,
статус нынешнего завуча (заместителя
директора школы по учебной работе) может
измениться, так как он должен быть не
ниже статуса управленца-менеджера.
Поэтому в учреждениях среднего образования
целесообразно введение должности
директора по учебной или учебно —
воспитательной работе. В схематической
форме структура управления учреждением
общего и специального среднего образования
представлена на рис 1.1.

Рис.1.1. Органы
внутришкольного управления

В
учреждениях высшего профессионального
образования, на наш взгляд, целесообразно
сохранение веками сложившийся классической
формы организации управления при условии
расширения полномочий представительных
органов управления. 3

Руководство
негосударственным образовательным
учреждением осуществляет непосредственно
его учредитель или по согласованию с
ним попечительский совет, формируемый
учредителем. Негосударственное
образовательное учреждение имеет свой
устав, в котором определены правомочия
попечительского совета, структура
управления, порядок назначения и выборов
руководителя образовательного учреждения.

Устав
негосударственного учреждения образования
закрепляет структуру внутреннего
управления, процедуру назначения или
выборов руководителя, полномочия
которого определяются учредителем или
попечительским советом по согласованию
его функций с педагогическим коллективом.

Особое
внимание в управлении образовательными
системами на любом уровне уделяются
проблемам финансирования образования. 4

Методы
управления

Основы
управления в школе – это создание
условий для нормального протекания
учебно-воспитательного процесса.

Методы
управления – это способы воздействия
того или иного звена системы управления
на другие, нижестоящие звенья или
управляемые объекты для достижения
намеченных целей управления. Методы
руководства – способы воздействия на
людей, реализующих, претворяющих в жизнь
эти цели. стратегического
менеджмента
. Изучение рынка. … стратегического
менеджмента
особенностей
… факты, как более образованный
потребитель, возросшее…

Стратегический
менеджмент
. Опорный конспект лекций

Конспект >> Менеджмент

СТРАТЕГИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Теоретические основы стратегического
менеджмента
. 1.2. Особенность
стратегического
менеджмента
. 1.3. Основные принципы стратегического
менеджмента
1.1.Теоретические основы стратегического
менеджмента
. Стратегический

Стратегический
менеджмент
и его применение на предприятии ресторанно-гостиничного бизнеса

Реферат >> Экономика

Характеристика стратегического
управления предприятием 7 1.1. Особенность
стратегического
менеджмента
7 1.2. Эффективность стратегического
менеджмента
8 1.3. Недостатки и ограничения стратегического
менеджмента
9 1.4. Этапы стратегического
менеджмента
10 …

Стратегический
менеджмент
как процесс эффективного управления

Реферат >> Менеджмент

Основания исследований в области
стратегического
менеджмента
. Изучение рынка. … стратегического
менеджмента
необходимо применять для решения конкретных задач, уникальность которых следует из особенностей
… с учетом уровня образования
, стажа, квалификации…

1


В статье приведены специфические особенности стратегического управления образовательными системами в современных условиях, осмысление которых позволит выработать жизнеспособные решения. Автором статьи на основе анализа определена последовательность эволюционного ряда в развитии системы управления. И на этой основе обосновывается новый подход к управлению образованием – «управление по задачам» как особая форма стратегического подхода к управлению образованием и наиболее адекватный генезису системы управления региональным образованием. Приводится аргументация данного тезиса, адекватного современным условиям развития системы управления образованием. Автор обосновывает ее рядом обстоятельств, которые на сегодня объективны. Таким образом, уровень постановки и решения задач может рассматриваться как параметрическая характеристика исследования эволюции управления образованием, раскрывающая суть стратегии управления в тот или иной период этой эволюции.

процессы стратегического управления образованием

кибернетический

семиотический и психолого-педагогический аспекты управления развитием

управление по задачам.

1. Абдеев Р.Ф. Механизм управления, его генезис и системоорганизующая роль // Философские науки. – 1990. – № 4. – С. 105-113.

2. Афанасьев В.Г. Программно-целевое управление; Научное управление обществом; вып. 2 / под ред. Л.К. Науменко, Г.П. Журавлева, В.В. Григорьева. – М., 1978. – С. 45-87.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения; РАО, псих. ин-т, междунар. ассоц. «Разв. обуч.». – М.: Интор, 1996. – 544 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М: Политиздат, 1977. – 304 с.

5. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошалс. Стратегический процесс / пер. с англ. / под ред. Ю.Н. Каптуревского. – Спб., 2001. – 681 с.

6. Петровский А.В. Развитие личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 22-23.

7. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика / под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001. – 880 с.

8. Розин В.М. Семиотические исследования. – М.: ПЕР СЭ. – Спб.: Университетская книга, 2001. – 252 с.

9. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976. – 141 с.

10. Томпсон А.А. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов. / пер. с анг. / под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М., 1998. – 576 с.

11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.

В теории управления образованием его специфика отражена в различных подходах к управлению, которые классифицируются по определенным признакам. Эти подходы определяют сущность процесса управления и могут служить предметом анализа в процессе историко-педагогического исследования его эволюции, выполняя функцию квалификации ведущей парадигмы этого управления. Бесспорно, что каждый из них в процессе становления управления принес определенную пользу на том или ином историческом этапе. Вместе с тем, каждый подход имеет определенные ограничения в соответствии с концептуальной моделью историко-педагогического исследования развития системы управления исследования, представленной в предыдущем параграфе. В ходе исследования эволюции управления образованием в регионе нами была выдвинута гипотеза о том, что в качестве интегративного критерия этого анализа может рассматриваться управление по задачам как особая форма стратегического подхода к управлению.

Анализ работ в области стратегического менеджмента позволил раскрыть сущность и специфику такого управления, уточнить основные характеристики самого понятия «стратегия» и его связь с понятиями «развитие» и «прогнозирование». Понятия «стратегия», «стратегический менеджмент (управление)» в образовании были введены для обозначения различий между оперативным управлением и управлением, в котором основной акцент сделан на учете внешних факторов. Однако акценты при определении этой сущности авторы делают разные. Так, Г. Минцберг, Дж. Куинн, С. Гошалс рассматривают стратегическое управление как «процесс определения и установления связи системы с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать» . Различие стратегического и оперативного управления проявляется: в целеполагании; в определении основных факторов построения системы управления; в учете временных факторов; в оценке эффективности управления и др. Так, например, если оперативное управление связывает поиск резервов с внутренним потенциалом образовательной системы, то стратегическое сосредоточено на внешней среде и на поиске новых средств в конкурентной борьбе.

Обобщая вышеизложенное, можно определить стратегическое управление как непрерывный процесс, нацеленный на выживание в долгосрочной перспективе за счет своевременных изменений, гибкого реагирования на импульсы и возмущения внешнего окружения, опоры на человеческий потенциал.

Стратегическое управление образовательными системами имеет свои специфические особенности, которые определяются следующим:

    сфера образования была и является одной из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющей эффективность инновационной деятельности в других отраслях;
    образовательная система представляет собой глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни и представляет собой единство производственных инноваций в сфере образования (технологий, методов и приемов преподавания и обучения) и управленческих инноваций (новых экономических механизмов в сфере образования, новых организационных структур, институциональных форм);
    управление развитием образовательной системы предполагает организацию системы воздействий по внедрению технологических, педагогических, организационных инноваций так, чтобы обеспечить желаемые тенденции, предвидеть и преодолеть возможные кризисы и противоречия, обеспечивая целостность системы;
    стратегическое управление образовательной системой является инновационным, предусматривающим управление стратегическими рисками, включающими риски, связанные с различными политическими событиями, неожиданными правительственными законами и постановлениями, расхождением между социальными требованиями к образовательной системе и ее реальными ресурсами.

Использование стратегической парадигмы в исследовании развития управления образовательными системами позволяет, на наш взгляд, квалифицировать не только ведущие тенденции этого развития, но и саму управленческую деятельность тех или иных субъектов.

Рассматриваемые в различных исследованиях системы управления образованием (в первую очередь, региональным) можно назвать системами управления «по целям» и «по результатам». Анализ управления по целям свидетельствует о том, что такое управление часто превращается в процесс выдвижения целей без учета реальных ресурсов, достигнутых результатов , а управление по результатам рассматривает в основном только прагматические результаты, то есть так называемые «результативные цели», что тоже не в полной мере отражает понимание управления образованием как взаимодействия субъектов или как управления деятельностью .

В контексте парадигмы стратегического управления образованием, опираясь на общую теорию деятельности, представленную в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкого и др., нами выделена особая форма — «управление по задачам» как наиболее адекватная генезису системы управления образованием в регионе. Под «задачами» мы понимаем слагаемые модели будущего результата (цель), средств достижения результата, методов использования средств, условий, в которых будет протекать деятельность и критерии оценки будущего результата. В этом смысле «задача» может рассматриваться как синоним «стратегии». Она неизменна до тех пор, пока не удовлетворена потребность или не возникает необходимость перехода на другой альтернативный вариант (смена стратегии). Завершение формулирования задачи приводит субъекта действия к реализации стратегии, т.е. в «исполнительную» стадию деятельности. Именно с этого момента он получает возможность перейти к фактическому использованию выбранных средств и методов, т. е. перейти от процесса «внутренней» подготовки к действительной «внешней» деятельности, к собственно практике удовлетворения исходной потребности. В аспекте деятельностного подхода выделяют задачи, связанные с анализом, изучением, определением, разработкой и апробацией управленческих решений. Посредством решения этих задач находится путь к цели. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев однозначно толковали смысл задачи как единство цели и условий ее достижения. При изменении условий достижения цели, но при сохранении самой цели меняется и задача . В условиях реализации деятельностного принципа в управлении образованием важен результат не образовательной системы, а результат подхода к системе, т.е. качество задач, которые система ставит. В этом случае мы можем говорить об эволюции управления образованием по качеству постановки образовательных задач. Возникает вопрос о том, каковы могут быть уровни этой постановки. Попытаемся дать теоретическое обоснование рассматриваемой проблемы, выделив в нем кибернетический, семиотический, психолого-педагогический аспекты.

Кибернетический аспект

Несмотря на то что отдельные авторы не разделяют перенос в управление образованием трактовок управления в кибернетике, мы считаем, что в аспекте исследуемой проблемы необходимо все же обратиться к этой теории. С точки зрения Р.Ф.Абдеева, механизм управления возник и развивался в ходе эволюции, имеет переходы от низшего к высшему. Физическое взаимодействие объектов и элементарные формы отражения (этап 0) здесь явились необходимой предпосылкой (рис.1) .

Рис.1. Механизм управления

Так, Р.Ф. Абдеев выделяет три этапа:

I — простейший замкнутый контур с обратной связью на уровне обычного регулятора (гомеостазиса), с реакцией лишь на текущие воздействия (появляется цель — самосохранение);

II — промежуточный, с программным изменением характера воздействия управляющего звена на объект при сохранении его устойчивости;

III — механизм управления самоорганизующимися системами, который отличается наличием II контура ОС и памяти. Во II контуре отбирается полезная информация из I контура: эта информация накапливается, формируя опыт, знания, синтезируется в определенные структуры, повышая уровень организации, активность и живучесть системы .

Повседневная практика показывает, что процессы развития в человеческом обществе складываются из великого множества контуров управления и (или) самоуправления. Каждый такой контур представляет собой целенаправленный информационно-управленческий процесс, состоящий из управляемого объекта и управляющего субъекта (управляющего звена), замкнутых прямой и обратной информационными связями. Каковы бы ни были отличия в частностях (многоуровневость, специфика конкретных областей деятельности и т. п.), структура этого механизма едина. Это касается и управления социальными системами, в том числе и образованием.

Семиотический аспект

Способ получения атрибутивных знаний как формирование общественно значимого эталона, процедуры сопоставления с ним любого конкретного предмета данного класса, фиксации результата сопоставления с помощью знаковой формы связан с функционированием систем согласно так называемой, коллективной схеме . Это может быть сопоставлено с простейшим замкнутым контуром, представленным Р.Ф. Абдеевым.

Следующий этап развития управления образованием связан с возникновением приват-схем, согласующихся с коллективной схемой с помощью схем согласующих (приват-схемы обосновываются общественной необходимостью коррекции коллективной схемы). Аналогией этого этапа может служить промежуточный контур с программным изменением характера воздействия управляющего звена на объект при сохранении его устойчивости .

Дальнейший этап развития (механизм управления самоорганизующихся систем Р.Ф.Абдеевa) характеризуется осуществлением и регулированием деятельности по организационной схеме, т.е. во главу угла ставится не проектирование деятельности само по себе, а координация и организация взаимодействия множества приват-схем в рамках определенной коллективной схемы (как управление индивидуальными траекториями развития) .

Психолого-педагогический аспект

Управленческое взаимодействие таксонов (подсистем), функционирующих в рамках той или иной системы более высокого уровня, в психолого-педагогическом аспекте можно рассмотреть с позиции А.В. Петровского и Л.М. Фридмана (рис. 2):

Рис. 2. Фазы деятельности

1-я фаза — усвоение действующих в системе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Подсистема, входящая в состав новой для нее системы, вынуждена максимально адаптироваться. Эту фазу А.В. Петровский назвал фазой адаптации (простейший замкнутый контур с обратной связью на уровне обычного регулятора и с реакцией лишь на текущие воздействия);

2-я фаза — порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации и неудовлетворяемой потребностью в максимальной персонализации. Подсистема мобилизует все свои ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности, интенсифицирует поиск подсистем, которые могут обеспечить оптимальную ее персонализацию. Это фаза индивидуализации;

3-я фаза — интеграция состоит в том, что происходит взаимная трансформация подсистемы и системы. Если противоречие оказывается неустраненным, возникает дезинтеграция, имеющая следствием либо вытеснение подсистемы, либо ее изоляцию, либо возврат на более раннюю фазу развития .

Вторая и третья фазы также могут быть соотнесены с философской и семиотической концепциями развития системы управления.

Обобщая выделенные аспекты, можно определить последовательность эволюционного ряда в развитии системы управления (таблица).

Последовательность эволюционного ряда в развитии системы управления

Характеристика уровней

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

Кибернетический

Простейший замкнутый контур с обратной связью на уровне обычного регулятора, с реакцией лишь на текущие воздействия

Промежуточный, с программным изменением характера воздействия управляющего звена на объект при сохранении его устойчивости

Механизм управления самоорганизующихся систем

Семиотический

Коллективная схема

Приват- и согласующие схемы

Организационная схема

Синергетический

Существование в среде

Функционирование в структуре, развитие систем

Становление сетей развитие систем

Психологопедагогический

Адаптация

Индивидуализация

Интеграция

Таким образом, уровень постановки и решения задач может рассматриваться как параметрическая характеристика исследования эволюции управления образованием, раскрывающая суть стратегии управления в тот или иной период этой эволюции.

Рецензенты:

Голиков А.И., д.п.н., директор педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск;

Барахсанова Е.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информатики и вычислительной техники педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Работа поступила в редакцию 29.07.2014.

Библиографическая ссылка

Николаева А.Д. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЕМ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-7. – С. 1667-1671;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35274 (дата обращения: 18.03.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Управление реализацией
стратегии является важнейшим условием эффективности внедрения стратегического
плана и включает в себя: задачи и этапы реализации, управление изменениями в
организации, проведение стратегических изменений.

Реализация стратегии
— это ориентированная на конкретные действия работа администрации,
которая проверяет способности высшего руководства проводить организационные
изменения, мотивировать людей и достигать поставленных стратегических целей.

Стратегический менеджмент
выделяют следующие задачи по
реализации стратегии:

Создание структуры,
способной успешно выполнять стратегию;

Пересмотр бюджетов для того,
чтобы направлять достаточно ресурсов в те виды деятельности, которые определяют
стратегический успех;

Установление составляющих
стратегию процедур управления для обеспечения постоянного развития и
совершенствования;

Увязывание системы
вознаграждения и стимулирования с выполнением стратегии на высоком уровне и
достижением поставленных целей;

Обеспечение внутреннего
руководства (лидерства), необходимого для реализации стратегии и ее
совершенствование в процессе реализации.

Предполагают, что при
управлении стратегией необходимо концентрировать внимание на трех главных
вопросах?

Что делать сейчас, а что
отложить на потом?

Что требует много времени и
персонального внимания?

Что можно перепоручить
другим?

Концентрированное
представление о реализации стратегического плана может быть представлено в виде
этапов и результатов

Этапы реализации стратегии развития образовательного
учреждения

Этапы реализации стратегии

Результаты

1. Концентрация ресурсов в
стратегически важных направлениях

1. Анализ финансов и выделение ресурсов на
реализацию стратегии.

2. Выбор ЦКП и их финансирование в
запланированном объеме.

3. Регулирование экономики организации на основе
рычагов и стимулов.

4. Стабильный экономический рост и выбранных
сегментах рынка.

5. Мотивация персонала
образовательного учреждения.

6. Увязывание системы стимулирования с
достижением стратегических целей.

7. Анализ реализации
стратегического плана.

2. Создание жизнеспособной
системы управления образовательными учреждениями.

1. Формирование стратегического видения
высшего руководства.

2. Реализация новой структуры управления
организацией.

3. Разработка и реализация новых регламентов
управления

4. Реализация главных достоинств на основе
конкурентных преимуществ организации

5. Отбор лидеров и формирование эффективной
команды на ключевых позициях

6. Формирование корпоративной культуры
управления.

7. Адаптация системы управления к изменениям внешней и внутренней среды.

3. Достижение стратегических
ориентиров на основе поставленных целей и критериев управления

1. Учебный центр.

2. Методический центр.

3. Научный центр.

4. Культурный центр.

5. Деловой центр.

6. Центр инноваций и технологий.

7. Маркетинговый центр.

Управление изменениями в
организации является важнейшим условием для реализации выбранной стратегии. Без
стратегических изменений даже самая обоснованная стратегия может оказаться
неэффективной. Необходимость и характер стратегических зависят от способности
организации эффективно работать в новых условиях, которые определяются
состоянием отрасли, рынка, организации, услуг.

В соответствии с этим
факторами можно выделить три
уровня стратегических изменений в образовательном учреждении:

Коренная
реорганизация.
Необходимость
в таких глубоких изменениях возникает, когда учебное заведение значительно
изменяет номенклатуру оказываемых образовательных услуг и рынки представления
услуг (например, увеличение доли дистанционного обучения). Соответствующие изменения
происходят в технологии учебного процесса, составе учебно-методического
обеспечения.

Радикальные изменения.
Эти изменения, как правило, связаны с глубокими структурными
преобразованиями внутри организации, связанными с разделением или со слиянием
ее с другим учебным заведением. Объединение разных коллективов, появление новых
структурных подразделений вызывают необходимость проведения изменений в организационной
структуре и соответствующей корректировки организационной структуре и
соответствующей корректировки организационной культуры.

Умеренные изменения.
Это наиболее часто встречающиеся стратегические изменения.
Необходимость в них возникает всякий раз, когда образовательное учреждение выводит
новую образовательную услугу на освоенный или новый рынок.

Стратегические изменения
затрагивают многие стороны деятельности учебного заведения и элементы его
структуры. Поэтому они носят комплексный характер. Изменения могут быть связаны
с услугами, рынками сбыта, элементами структуры организации в целом.

Реализация стратегии
затрагивает следующие важные элементы:

1. Философия образовательного
учреждения, объясняющая причину его существования, общественный статус,
характер взаимоотношений с внешней средой и сотрудниками.

2. Ценность и мораль, которыми
руководствуются администрация образовательного учреждения и большинство
сотрудников при принятии управленческих решений

3. Нормы и правила поведения,
которых придерживается образовательное учреждение во взаимоотношениях с
окружением и сотрудниками. Разделяемые всеми сотрудниками, эти нормы позволяют
организации постоянно добиваться целей, а определенный характер взаимоотношений
внутри организации формирует ее морально — психологический климат.

4. Ожидание предстоящих
изменений, результатов деятельности образовательного учреждения в целом.
Ожидание затрагивает интересы как отдельных сотрудников, так и различных групп.

Внедрение стратегического планирования,
реализация выбранной стратегии связаны с необходимостью осуществления в учебном
значительных изменений в его структуре и культуре. Как показывает опыт,
результаты многочисленных исследований в области психологии управления и организационного
поведения людей в разных ситуациях, изменения встречают сопротивление, если они
меняют привычный ход событий.

Под сопротивлением понимается
сложное поведенческое явление, вызывающее непредвиденные отсрочки, проблемы,
дополнительные расходы и неустойчивость процесса стратегических изменений в
образовательном учреждении.

Сопротивление может носить
индивидуальный характер. Сопротивление отдельного лица возникает, если человек
чувствует себя в опасном положении. Это происходит, когда отдельный работник не
уверен в положительных результатах и последствиях изменений; опасается, что не
справится с новой работой и окажется лишним; не способен или не хочет
переквалифицироваться или привыкнуть к новой организационной культуре.

Групповое сопротивление
существенно отличается от индивидуального по своим проявлениям. Оно намного
сильнее, носит более устойчивый характер и требует гораздо больших усилий для
его преодоления. Это объясняется тем, что группы преподавателей, имеющих общие
обязанности, задачи и интересы, вырабатывают одинаковые взгляды, нормы
поведения, защищающие их положение в учебном заведении и определяющие характер
их поведения в целом.

Для того чтобы успешно
провести стратегические изменения в учебном заведении, необходимо преодолеть
оказываемое им сопротивление, превратить противников преобразований в
сторонников.

Преодоление сопротивления
следует начинать со стратегического анализа и составления прогноза поведения
сотрудников. Меры по преодолению сопротивления должны быть включены в программу
осуществления изменений Успех преодоления сопротивления зависит от того, как
руководители образовательных учреждений будут осуществлять процесс изменений и
демонстрировать высокий уровень компетентности, уверенности в положительных
результатах и необходимости перемен.

Редко стратегии учебного
заведения оказывается столь продуманной и долговечной, что ей удается выдержать
испытание временем. Поэтому формирование стратегии является динамичным
процессом, и руководители должны регулярно пересматривать стратегию, улучшая
ее, когда это необходимо.

Источник: knia.ru

Добавить комментарий