Деревянные ложки из Хохломы. Как отличить подделку? Музыкальные ложки хохлома Контур деревянной ложки для росписи — mashamult.ru

аналитика

Сайт «Русская вера» уже публиковал фоторепортаж известного российского блогера-тысячника Антона Афанасьев а « », в котором он показывает и рассказывает то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда. Сегодня Антон Афанасьев рассказывает про вторую часть семеновского музея, а точнее про то, как делали (да и сейчас делают, правда, не в таких объемах) деревянные ложки.

Семенов, точнее Семеновский уезд, по праву считался и являлся российским лидером в этой отрасли, и недаром герой книги Мельникова-Печерского сколотил капиталы именно на ложках. Здесь производилось более 2 000 000 ложек в год! Вообще в его «В лесах» отлично описан этот промысел.

Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.

Самих типов ложек огромное множество и точно назвать эту цифру вряд ли кто-то сможет, но вот в семеновском музее постарались собрать максимально возможное количество разнообразных ложек.

Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.

Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.

Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку «межеумок», которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».

Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды как своеобразный знак отличия, «вывеску».

Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).

Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»

Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.

Самая первая автоматизация в этом непростом промысле — лучковый станок. Он позволял обтачивать черенок ложи

Это ложки с сюжетной росписью мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково. 1930-е годы.

Одни из самых дорогих были ложки из клена, их редко расписывали, так как они сами по себе имели очень красивую фактуру. Самыми дорогими были ложки из фруктовых деревьев.

Всевозможные типы ложек.

Музейный стенд представляет процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши». У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

А это стадии уже полуавтоматического процесса.

Обучение резьбе.

А вот Авдей Маслов, один из немногочисленных специалистов по ручному изготовлению ложек (про него автор рассказывал в статье « »).

Ну и немного столетних фотографий в тему. Ложкари в Семеновском уезде.

А вот и лучковый станок.

Ложечный базар

Работа заняла

2 место

У нас дома есть несколько деревянных ложек. Мне всегда было интересно разглядывать рисунки на них. Но я не знала, что рисунки на ложках называются росписью,да еще и не просто росписью, а Хохломской росписью!

Мне очень захотелось попробовать такую ложку сделать самой. Не из дерева конечно, а хотя бы из бумаги. Но откуда появилось такое интересное название?

А вот откуда.

Русские умельцы всегда славились своим мастерством художественной резьбы по дереву. На протяжении столетий из поколения в поколение они передавали секреты своего умения изготовлять деревянные ложки. Русское слово “ложка”, по мнению ученых, произошло от слова “лог” – овраг, углубление.Для изготовления деревянных ложек используют экологически чистый материал: липу, осину, клен, рябину, поэтому пользоваться деревянными ложками полезно для здоровья. Деревянные ложки не портят вкуса приготовленной пищи.стория деревянной ложки берёт своё начало десять веков тому назад. В каждой стране ложки делали, используя разные материалы: дерево, слоновую кость, ракушки, бронзу и серебро. В России до 18 века пользовались деревянными ложками.

Расписывать ложки начали намного позже, начиная с XIX века. Создавая такую ложку, необходимо было выполнить 52 операции. Деревянную ложку отесывали из баклуши топориком, затем теслой, остругивали ножом и резали кривым резаком, а черенок и коковку обрабатывали ручной пилой. Украшали деревянные ложки резьбой и расписным узором

Самая известная из видов росписи в России – хохлома. Наверное, нет человека, который бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома или шкатулку, поднос. Каждому будет интересно узнать, откуда появилась эта необыкновенно красивая роспись.

В давние времена в лесах Заволжья, неподалёку от села Хохлома Новгородской губернии первые поселенцы были беглецами, укрывшимися здесь от гонений помещичьего гнета за «старую веру». Некоторые из них были художниками-иконописцами и мастерами рукописной миниатюры. Неплодородные земли не давали возможности прокормиться крестьянам, и беженцы стали применять своё мастерство, расписывая деревянную посуду, изготовляемую местными мастерами. Такая неизвестная до селе роспись чудесно украсила скромную деревянную кухонную посуду. Краски заиграли золотистыми и красными солнечными лучами. Слава о такой праздничной посуде разнеслась не только по всей округе, но и приобрела известность на всей Руси.

Каждый ремесленник обладал своей спецификой, но изделия выполнялись вручную. Ведь изготовление деревянных ложек – нелёгкий процесс. Сначала необходимо вырезать деревянную заготовку будущей ложки, потом высушить ее, покрыть тоненьким слоем глины и пропитать маслом льна. Изюминкой такой росписи является то, что на дерево наносят не золотой, а серебристый порошок, поверх которого выполняют рисунок. Потом изделия лакируют и закаливают в печи при высокой температуре. В результате появляется медово-золотистый цвет, свойственный только хохломе.

Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. В росписях Хохломы художники изображают растительные формы в виде ярких красных ягод рябины, земляники, и цветов, также встречаются рыбы, птицы и зверьки. Гибкими, волнистыми стеблями с листьями, ягодками и цветами украшают мастера поверхность ложек, придавая им неповторимый нарядный облик.

Невозможно сейчас сказать, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в ударный инструмент, но уже давно они стали самым простым, красочным и популярным национальным инструментом русских.

Первые сведения об использовании ложек в качестве музыкального инструмента появились в конце 18 века. Некоторые исследователи считают, что ложки в музыке русские начали использовать в подражание испанским кастаньетам, потому, что они при соприкосновении могут издавать чистые звуки.Ложкари используют для игры комплект из 3 или 5 ложек разного размера. Звуки получаются от удара задней части двух черпаков. Обычно исполнитель играет тремя ложками, закладывая две между пальцами левой руки, а третью берёт в правую руку, ударяя при этом по руке или колену. Часто к ложкам крепят бубенчики. Это свойство деревянных изделий было оценено музыкантами всего мира. Сейчас действуют школы игры на деревянных ложках.

Еще с древних времен известно о способности дерева избавлять людей от накопившейся отрицательной энергии. Сувениры из дерева приносят в дом гармонию и уют. Безусловно, яркие расписные ложки сразу обращают на себя внимание. Поэтому и сегодня русские деревянные ложки – самый популярный сувенир среди зарубежных туристов. Они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших древние секреты. Такая ложка – прекрасный подарок-сувенир для друзей и родных.

Несмотря на то, что современный век — это век пластмассы и металла, посуду и прочую домашнюю утварь до сих пор делают из дерева. Этому есть несколько причин. На наш непрофессиональный взгляд их как минимум две. Первая — экологичность и вторая, конечно же, это дань традициям. На Руси издревле делали посуду из дерева и из глины. Поэтому когда берешь в руки вещь «handmade», расписанную мастером, ощущения конечно же отличаются от фабричной штамповки. Но, как это ни парадоксально, в этой статье речь пойдет именно о современных предметах ремесла — хохломских ложках, которые, делаются в том числе и на фабриках.

А есть ли вообще подделки?

Хороший вопрос — а может ли быть вообще подделка у изделия, которое исторически изготавливалось в домашних условиях? Нет, конечно были специальные мастерские, но в них тоже не ЧПУ станки все делали, а сидели токаря-мастера и художницы-мастерицы и ручками все, ручками. Как в таких условиях найти оригинал? Как понять, что это фирменная вещь, а это поделка на коленке?

Раскроем вам великий секрет. На текущий момент, хохломские деревянные ложки делаются на фабриках, которые по факту представляют собой действительно небольшую артель мастеров, и в домашних мастерских (гараж, приусадебный участок). Поэтому в принципе такие изделия нельзя делить на «оригинал» и «подделку», а нужно делить на «фабричные» и «надомные». Естественно, что они будут различаться и внешне и по цене.

Ищем различия

Итак, давайте посмотрим на «фабричную» ложку. Вот она:

Красота, не правда ли? Добавим еще также, что ей можно есть, не опасаясь за свое здоровье, т. к. продукция артелей обычно сертифицирована. А теперь, ответьте себе на вопрос — можете ее отличить внешне вот от этой:

Неподготовленный человек, сразу никогда не определит разницу во внешнем виде — тем более что цена изделий различается в разы. Фабричная стоит в два, а иногда и в три раза дороже.

Давайте рассмотрим их вместе поближе и постараемся все-таки найти разницу!

Сразу бросается в глаза различие в формах — фабричная более круглая, а домашняя продолговатая. Но суть не в этом, заготовка просто разная. Основное отличие заключается в тонкости прорисовки. Посмотрим еще поближе:

Веточки и узоры на золотых лепестках выполнены более тонкой кистью. И само количество узоров на фабричной ложке намного больше — сравните например семечки на клубнике на обоих ложках. Прорисованы стебельки, цветочек на фабричной ложке более наполненный.

Теперь спустимся чуть ниже и рассмотрим ручку. Сразу бросается в глаза небольшая неровность домашней ложки.

Слева ручка выточена на станке, а справа — ручка резная, вырезана умельцем вручную и немного кривовата. Плохо это или хорошо — решать вам, мы же предпочитаем называть это — особенность:)

Стоит нам присмотреться поближе к домашней ложке и нам становятся видны факты, доказывающие ее домашнее, не фабричное происхождение.

Присмотритесь к месту, на которое показывает красная стрелка. Видите небольшое продолговатое пятнышко? Это место, на которое положили ложку после обработки лаком или краской. Т.е. мастер покрасил ложку и просто положил ее на стол. В заводских условиях, где отлажены все тех процессы, где есть контроль качества такое не возможно.

На фабрике работают знатные мастерицы. Кстати, ничего не мешает им расписывать ложки у себя дома, после работы. Или, набив руку на предприятии, создать собственное производство.

Но вернемся опять к нашим красавицам. Помните, в коробках конфет была такая бумажка с надписью «Упаковщица №5»? Отдел технического контроля есть и на хохломских предприятиях. Но как понять, какая художница расписала конкретную ложку, если их ежемесячно делается тысячи? При помощи своего авторского знака:

Художниц на фабрике работает несколько, поэтому и «подпись» на ложках будет разная, но само ее наличие говорит о заводском происхождении изделия.

Кроме, всех вышеперечисленных различий, есть еще одно: большая организация заботится о маркировке своей продукции. Поэтому также отличительным свойством будет этикетка на оригинальной ложке с названием производителя и даже возможно со штрих кодом!

Ну и последнее, конечно это цена. Заводская ложка должна стоить минимум 100 рублей (на дату написания статьи) у любого розничного продавца. Есть конечно, отдельные фрукты, которые и за топорную «чернушку» могут столько взять, но большинство, продавцов сейчас все-таки ориентированы на постоянного покупателя.

Если не видишь разницы, зачем платить больше?

Надеемся, мы помогли вам разобраться в этом вопросе и вы без труда определитесь при покупке. Давайте взглянем на них еще раз:

Так ли сильно они различаются? К тому же, при внимательном рассмотрении, нам удалось обнаружить недочеты и на фабричной хохломской ложке

Ну это как раз понятно-фабрика, фабрикой, но роспись то все равно ручная, дрогнула рука мастера:) Если рассматривать назначение предметов, то все становится яснее. Если вам нужны ложки например, для игры или для меда, имеет ли смысл переплачивать за бренд?

Продукты использованные в статье:

Все деревянные ложки на нашем сайте вы найдете в этом разделе каталога .

Остальные продукты из Хохломы

Дата добавления статьи 24.04.2018

Пожалуй, одним из самых незаменимых столовых приборов является ложка. В каждой стране ее всегда делали из доступных людям материалов, например, слоновой кости, бронзы, ракушек, серебра, а на Руси для этого использовали дерево, посуда из которого во все времена была в почете. Несмотря на то, что история деревянных ложек началась десять веков назад, они остаются востребованными и сегодня, поскольку такие расписные изделия можно не только дарить в качестве сувениров, но и применять их по прямому назначению. Украсить деревянные заготовки
самостоятельно и создать уникальный вариант ложки, сегодня может каждый желающий.

Что потребуется для росписи

Прежде чем приступить к работе, необходимо основу из березы, липы, осины или ольхи правильно подготовить:

    зачистить поверхность ложки;

    нанести грунтовку (в зависимости от краски);

    покрыть основу нужным цветом;

    перевести рисунок и закрасить;

    закрепить лаком.

В качестве красящих материалов чаще всего используются самые разные составы. Для росписи деревянных изделий подходят:

    гуашь;

    акрил;

    акварель;

    масло.

Помимо этого, можно взять и анилиновые краски. Чтобы изделие выглядело гармонично, необходимо достигнуть правильного цветового сочетания. К наиболее известным видам росписи деревянной посуды стоит отнести хохлому, мезенскую, петриковскую и городецкую технику. Для домашнего творчества лучшим вариантом будет приобрести деревянные заготовки оптом
.

Правильный уход

Чтобы такие ложки служили долго и не потеряли свой внешний вид, необходимо грамотно за ними ухаживать. Для этого рекомендуется обрабатывать их горячей водой и моющими средствами (мыльный раствор) после каждого использования. Деревянная поверхность легко впитывает резкие запахи (чеснок, рыба, лук), поэтому лучшим вариантом здесь будут отдельные ложки для каждого определенного продукта. Помимо этого, необходимо следить, чтобы деревянные изделия не соприкасались с огнем. Несмотря на то, что сегодня невозможно обойтись без металлической посуды во время приготовления пищи, не стоит забывать и о столовых приборах из дерева, с которыми еда будет гораздо вкуснее и полезнее.

Деревянная ложка-самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа.»Ложкарной столицей» России и известной хохломской росписи в народе называют город Семенов.Приемы игры:

Приемов игры на ложках достаточно много, а при желании можно придумать и свои. Важно правильно держать ложки, то есть речь пойдет об исполнительском аппарате.

В левую руку вкладываем ложку между большим и указательным пальцем. Ложка лежит на ладони черпаком вниз. Большой палец держит ложку сверху, но сильно не прижимает. Черенок ложки смотрит наружу.
Вторую ложку вставляем между средним и безымянным пальцами левой руки. При этом подгибаем немного указательный, средний и безымянный пальцы, и стараемся поместить их в черпак этой ложки. (Сразу может не получиться.)
Теперь если пальцы выпрямить (кроме большого) ложки немного разойдутся, а от резкого сгибания вновь сойдутся. При этом будет слышен характерный ложечный щелчок. Этот прием называется ХЛОПОК. (Он самый трудный.)
В правую руку берем третью ложку за половину черенка и начинаем играть по ложкам в левой руке, сочиняя свои приемы. У Вас обязательно все получится!

Материал- дерево
размер: 190мм*40мм
цена указанна за комплект (2 ложки)

Реальный цвет может отличаться от представленного на сайте, ввиду различных настроек монитора.

Источник: knia.ru

Добавить комментарий