— РАНХиГС – один из первых вузов Петербурга, который перевел всех студентов и слушателей на дистанционное обучение. Как создавалась электронная образовательная среда вуза, с какими трудностями столкнулась академия?
— С 2013 года мы начали активно внедрять элементы дистанционного обучения для наших студентов, в том числе и очной формы обучения. Весь документооборот был переведен в электронную среду еще три года тому назад, активно развивалась платформа для дистанционного обучения LMS Moodle, поэтому на переход к полному онлайн-обучению ушло всего несколько дней.
Не могу сказать, что трудностей вообще не было, но они носили скорее психологический, а не технический или организационный характер.
У электронного обучения есть свои плюсы. Прежде всего они связаны с возможностью реализации того, что называется «индивидуальной образовательной траекторией» обучающегося. Студент в этом случае сам выбирает свой временной график прохождения тех или иных курсов, выполнения контрольных работ и заданий. Но этот подход также требует и высокого уровня самодисциплины и ответственности, которые, к сожалению, есть далеко не у всех.
— В академии прошли онлайн-защиты выпускных квалификационных работ. Как построен процесс?
— Сейчас существует множество общедоступных, иногда даже бесплатных, интернет-платформ, которые позволяют проводить такие процедуры. Президентская академия уже несколько лет сотрудничает с компанией Microsoft, поэтому у себя мы использовали их платформу. Процесс онлайн-защиты не слишком отличается от защиты в очном режиме и проходит в режиме видеоконференции. Экзаменационная комиссия видит студента, который демонстрирует презентацию, подготовленные материалы и документы. Ничего не мешает ведению дискуссии.
Это касается не только защиты дипломов. В конце мая произошло без преувеличения историческое событие – состоялась первая в России защита в дистанционном режиме кандидатской диссертации аспирантом нашего института. Онлайн-защита прошла в соответствии со всеми нормативными требованиями, была обеспечена полная прозрачность и публичность. Эта новация – еще один весомый аргумент в пользу широкого, разумного применения современных технологий, обеспечивающих высокое качество работы.
— Какие профессиональные перспективы открываются перед выпускниками академии?
— Выпускники РАНХиГС в целом и нашего института в частности работают министрами в правительстве РФ, избираются депутатами Госдумы и губернаторами регионов. Они руководят крупными промышленными корпорациями, имеют собственный успешный бизнес, работают на государственной и муниципальной службе, то есть с успехом преодолевают карьерные ступени в самых разных отраслях нашего народного хозяйства и на службе обществу.
— Расскажите об основных достижениях академии за последние годы…
— Сегодня кадры Президентской академии являются главной научно-экспертной и консультационной силой, которую используют органы федеральной и региональной государственной власти при выработке и принятии управленческих решений на всей территории России.
Не случайно именно РАНХиГС поручено с 2017 года реализовывать программу подготовки управленческих кадров высшей квалификации, так называемой президентской сотни, выпускники которой становятся ближайшим резервом для кадровой ротации руководителей высшего статуса.
Эксперты РАНХиГС сопровождают многие проекты президентской платформы «Россия – страна возможностей», в частности, такие всероссийские проекты по отбору и подготовке кадров, как конкурс «Лидеры России», кубок по менеджменту «Управляй!», конкурс молодежных проектов «Приоритеты роста», акселератор социальных инициатив RAISE и другие.
Гайдаровский форум РАНХиГС стал главной экспертно-консультационной площадкой научного экономического сообщества, сравнимой по значимости с традиционными международными форумами в Европе, США и странах Азии.
— На какие меры поддержки могут рассчитывать студенты академии в условиях пандемии коронавируса?
— Порядок оказания материальной помощи в институте нуждающимся студентам не менялся. Существенной государственной помощью студентам стал федеральный проект «Студработа». В рамках этой программы более чем 300 нашим студентам была предложена оплачиваемая работа в самом институте.
— Как абитуриентам лучше подготовиться к онлайн-поступлению?
— У нас есть несколько сервисов: выделенные телефонные линии и мессенджеры, электронная почта. Есть возможность зарегистрироваться и принять участие в групповых и индивидуальных онлайн-консультациях. Наш сервис «Виртуальный помощник абитуриента» синхронизирован с YouTube-каналом «Поступай правильно». Он позволяет обеспечить индивидуальное сопровождение каждого абитуриента с момента его регистрации до зачисления. Приемная кампания на бакалавриат начнется 19 июня.
— Расскажите о перспективах развития академии…
— Мы регулярно производим актуализацию образовательных программ, корректируем учебные планы, вносим новые компетенции, которыми необходимо овладеть студентам.
Мы и дальше продолжим внедрение современных форм образовательной деятельности, включая новые технологии и форматы дистанционного обучения. В условиях случившегося внезапного «тотального дистанта» мы сейчас объявили конкурс лучших практик в дистанционном обучении для наших преподавателей, а также аналогичный конкурс для студентов – старост учебных групп.
За счет активного участия института в мировом движении WorldSkills планируется организовать новые направления специального дополнительного образования для групп старшего и предпенсионного возраста по программе «Навыки мудрых».
Будет расширяться и спектр направлений подготовки по программам высшего образования, как бакалавриата, так и магистратуры и т. д.
Относительно недавно наш институт получил в свое управление два здания. Одно – на Каменноостровском проспекте, второе – на 3-й линии Васильевского острова. Здания не новые, требуют и текущего, и где‑то даже капитального ремонта, поэтому эксплуатировать их в полной мере пока нельзя.
После проведения необходимых ремонтных работ в течение двух-трех лет мы хотим расширить существующие возможности эксплуатации этих объектов и использовать их не только в целях обучения, но и для создания новых, как сейчас говорится, креативных пространств для эффективной образовательной и научной работы не только со студентами, но с жителями Санкт-Петербурга в целом.
— Как развивается международное сотрудничество?
— Институт успешно участвует в программе «Эразмус+», что позволяет студентам и преподавателям получать гранты на обучение за рубежом. Интересный опыт – программа двух дипломов СЗИУ и Университета Лазурного берега в Ницце по направлению бакалавриата «Экономика». В следующем году планируется открытие магистерской программы двух дипломов с этим университетом «Банки, финансы, страхование» на английском языке. Еще одно важное направление международного сотрудничества – реализация программ повышения квалификации по заказам зарубежных органов власти.
— У вас за плечами богатый опыт госслужбы, в частности работа в таможенной службе. Расскажите о специфике госслужбы в России.
— Пандемия открыла новые горизонты международного сотрудничества в научной сфере за счет дистанционных технологий. Так, с конца марта мы провели несколько онлайн-конференций с большим количеством спикеров и участников из самых разных стран мира.
Госслужба в России по содержанию мало чем отличается от принципов подобной работы в других развитых странах. Главное, что требуется от чиновника, – строгое соблюдение законов и регламентов принятия управленческих решений, дисциплина и ответственность.
СПРАВКА
2010-й – в этом году Северо-Западная академия государственной службы (СЗАГС) была переименована в Северо-Западный институт – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы» – и включена в состав Всероссийской системы подготовки кадров для госслужбы и местного самоуправления под руководством РАНХиГС.
С 2011 года Президентская академия включена в перечень высших учебных заведений, которые могут самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и программы. На данный момент таким правом обладают только три вуза России: МГУ, СПбГУ и РАНХиГС. 40 программ академической мобильности реализует институт для студентов, 17 из них – с вузами из топ-500 мира. 64 региональных кампуса, расположенных более чем в 50 регионах страны, имеет в составе Президентская академия. 89 партнеров имеет институт в 29 странах. Среди них – университеты, входящие в топ-500 лучших вузов мира. 16 000 студентов и слушателей обучаются в СЗИУ РАНХиГС. По состоянию на конец мая 2020 года подано в 2,5 раза больше заявок от иностранных студентов, чем в прошлом году.
Владимир Шамахов. В 2002-2004 годы – ректор Северо-Западной академии госслужбы. С 2004-го по 2006 год – первый замруководителя Федеральной таможенной службы РФ. С 2007 года – замруководителя аппарата правительства РФ. С мая 2011 года– директор СЗИУ РАНХиГС. Член Общественной палаты Санкт-Петербурга.
Источник: