Вожатый в «Артеке». Работа или отдых? Работа мечты – вакансии в артеке! Артек крым работа для женщин в столовой — mashamult.ru

новости

Вот действительно, каково это, быть вожатым в лагере?
По всем признакам — чистый кайф. Тусишь на море, купаешься, загораешь, тебя кормят, еще и денег платят. Ну да, за детишками нужно присматривать, но это уже дело такое, что там сложного.
Попробовал разобраться с этим, проведя один день с вожатыми одного из отрядов в «Артеке».
Скажу сразу, все не так тусово, как кажется, и быть вожатым — это все-таки работа. Место отдыху есть, но очень и очень немного. Но при этом вожатые кайфуют от того, чем они занимаются, и скучают по «Артеку», уезжая из него по окончании контракта или возвращаясь с практики.
Так что, получается, что и отдых тоже…

2. Рабочий день вожатого в «Артеке» начинается задолго до подъема детей. Это им вставать в 7.30, а вожатые встают в 6.00-6.30, чтобы успеть умыться, привести себя в порядок, а затем собраться в 7.10 на утреннем инструктаже, который проводит либо директор лагеря, либо старший вожатый. Инструктаж проходит каждый день и присутствие на нем обязательно. Здесь доносят все вводные на начинающийся день, обсуждаются активности, вносятся корректировки в программу каждого отряда или всего лагеря в целом. Например, отменить ли пляж, если падает температура воды или воздуха. На инструктаже также обязательно присутствует представитель медслужбы.

3. Каждое утро вожатый должен заполнить индивидуальный план, перенося в него активности для вверенного отряда из общего расписания.
К примеру, вот план на 2 сентября нашего 18 отряда лагеря «Лазурный».
День расписывается полностью и на протяжении всего времени вожатые должны в обязательном порядке сопровождать детей, находиться рядом и контролировать их. Единственное исключение — уроки в школе.
На них вожатые только сопровождают детей, а на самих уроках не присутствуют, приезжая на автобусе ко времени окончания занятий, чтобы забрать отряд в лагерь.

4. После инструктажа направляемся в жилой корпус будить наш 18-й отряд и знакомиться с детьми.

5. Мне досталась группа возрастом 10-12 лет, только-только заехавшая на смену.
Дети успели лишь немного пообщаться друг с другом и только-только познакомились с традициями лагеря. До этого никто из них не был раньше в «Артеке», так что все происходящее здесь для них в новинку.
Многие уже успели сами проснуться и умыться, не дожидаясь команды вожатых.
Кстати в каждом отряде трое вожатых. Они чередуются так, чтобы двое всегда находились с детьми, а третий имел возможность отдохнуть, заняться самообразованием или личными делами, сходить в поселок или отдохнуть после ночного дежурства на жилом этаже.
Ночные дежурства — не пустая формальность. Здесь как в армии — ночной дежурный не спит, находясь на посту и контролируя все, что происходит в жилой зоне.

6. Зарядка у каждого лагеря проходит на своей площадке, где все отряды собираются вместе и инструктор по физической культуре проводит зарядку

7. После зарядки сразу завтрак.
Дети не идут в жилые корпуса переодеваться, а прямо в спортивной форме направляются в столовую. Как и на зарядку, в сопровождении вожатого.

8. Думаете, после завтрака все идут валяться в комнаты? Как бы не так. Полчаса, чтобы сходить в жилой корпус, взять купальные принадлежности и отправиться на пляж…
Каждый отряд купается в собственном секторе, отделенном от соседнего буйками.

9. На пляже обязательно присутствуют спасатели, без команды вожатого дети в воду не заходят.
Отряд не купается весь сразу, вожатые делят его на группы, которые купаются по очереди.
Загорать в мокрых плавках детям не разрешают, сразу после купания отправляют в раздевалку переодеться в сухое.
Все-таки, на календаре уже 2-е сентября и хоть температура воды 22 градуса, уже легко можно простудиться.

10. После купания возвращаемся в жилой корпус, дети быстро переодеваются, и мы сразу же едем на тематические занятия.
Сначала в новый веревочный парк…

11. А затем на тематическое занятия в студии детского творчества.
Для моего отряда это было вводное занятие, где преподаватели знакомились с детьми, рассказывали им, чем те будут заниматься на протяжении смены, и провели небольшой тест на групповое взаимодействие.

12. Во время теста, кстати, очень интересно было наблюдать за детьми.
Его суть сводилась к тому, что отряд разбили на 4 группы по 5 человек и каждой дали 5 листов бумаги. Заданием было за 5 минут построить самую высокую башню.
Задание вроде бы простое, но одновременно и сложное. Каждая команда начала решать его по-разному. В одной сразу выделился лидер, который стал раздавать команды-варианты строительства. В другой каждый наперебой предлагал свои варианты, в третьей каждый пытался что-то строить сам. Затем одни догадались сложить листы в параллелепипед и, перекладывая их плоским листом, поставить параллелепипеды друг на друга. Другие, увидев, бросили свои попытки и начали делать тоже самое. Третьи же, не стали копировать, а упорно строили по-своему

13. Наконец, у двух команд получились башни, построенные по одному принципу (см. выше), которые тут же рассыпались, когда детям дали команду отойти от столов. У третьей башня была построена чуть иначе, из сильно скрученных листов, засунутых друг в друга, но из-за большой высоты и сложного центра тяжести, она тоже почти сразу рухнула. В итоге победила башня, очень низкая изначально, у команды, которая не пыталась кого-то копировать, но в ней и не было явного лидера. Каждый в ней тянул одеяло на себя, как результат — что-то несуразное из смятых листов, но… единственная, устоявшая башня.

14. В конце получасового занятия подведение итогов. Каждый ребенок должен высказать свое мнение и поставить цели, которых он хочет добиться на занятии по детскому творчеству к концу смены.
Таким образом детей учат не стесняться друг друга, уметь формулировать и выражать мысли, ставить конкретные цели и знать о целях других, побуждая быть не хуже

15. Во время, между занятий и на различных внеклассных мероприятиях вожатый постоянно должен быть в контакте со своими воспитанниками, знать их проблемы, возможные сложности, как в характере, так и физические/по здоровью.
Кроме того, проводить воспитательные и профилактические беседы, чтобы не было несчастных случаев и каких-то проблем во время нахождения ребенка в «Артеке». За инструктажи дети расписываются. Кстати, чуть ли не впервые в жизни, что для многих — целое дело! Видели бы вы, как они аккуратно выводят свои детские подписи)

16. Час-другой и за занятиями наступает время обеда. Снова в столовую, снова строем и снова вместе с вожатыми.

17. После обеда наконец есть немного свободного времени, когда могут отдохнуть все — дети и вожатые.
Если в этот день нет занятий в школе во вторую смену, после обеда наступает так называемый «абсолют» — время абсолютной тишины, когда в жилом корпусе и комнатах не играют, не бегают, не кричат, не смеются. Спать никто не заставляет, но шуметь строго запрещено, т.к. другие могут отдыхать.
В жилой зоне во время аболюта или просто послеобеденного отдыха всегда находится дежурный вожатый. Дежурят по графику от разных отрядов. В итоге у каждого вожатого получается дежурство примерно каждые 2 недели

18. У нашего отряда в этот день после обеда была школа, поэтому вместо абсолюта — свободный час. Кому-то полежать перед школой, кому-то собрать все нужное, кому-то пообщаться и ближе познакомиться со сверстниками.
Затем погрузка в автобус и дорога в школу. Школа находится в стороне от жилых корпусов, поэтому детей в нее привозят из каждого лагеря на автобусах

19. Вот он, артековский Хогвартс. О нем и методах обучения в этой необычной школе сделаю чуть позже отдельный репортаж

20. Пока дети в школе, у вожатых наконец появляется свободное время. Отправляемся проводить его так, как проводит большинство из них — отдыхая в своем мини-кампусе.
Все вожатые живут в большом корпусе, который так и называется «Вожатый».

21. С крыльца корпуса открывается просто шикарный вид на Аю-Даг. Вид, которому может позавидовать любой отдыхающий в Крыму.

22. Спортивная площадка корпуса «Вожатый». Ниже виднеется артековский стадион.

23. Коридор жилого этажа. Все здесь красиво, аккуратно и очень душевно

24. Вожатые живут в комнатах по 3 или 4 человека.
Некоторые 3 месяца, некоторые от года и больше.
Все зависит, в каком статусе вожатый в «Артеке». Есть постоянный контингент, работающий по контракту (подписывается сроком на год после прохождения специальных обучающих курсов здесь же), есть сменные — студенты ВУЗов, проходящие педагогическую практику.

25. В каждом жилом блоке помимо жилой комнаты есть небольшая кухня и свой санузел.

25. На верхнем этаже корпуса у вожатых свой спортзал, довольно прилично оборудованный

26.

27. Отдельное помещение для стирки одежды

28. На каждом этаже стоят автоматы со снеками и напитками. Цены — адекватные, без адских наценок

29. После школы вожатые приезжают за детьми в школу, ведут их на ужин, а затем вечерняя программа.
Бывают развлечения, но часто подготовка различных конкурсов или мероприятий, в которых участвует тот или иной отряд.
В день, когда я дежурил вожатым, наш отряд как раз готовил сценку для конкурса. Задача вожатого не рассказать детям, что и как нужно сделать, а дать им возможность высказать свои идеи, отстоять их и сообща принять решение, как и что будут делать в итоге. Тоже интересно было понаблюдать за детьми в такой нестандартной для их возраста ситуации.
Но так как путевки в «Артек» выделяются в качестве поощрения за достижения в учебе, творчестве, спорте и общественной деятельности, с креативными идеями у них все в порядке

30. Конечно же, какой «Артек» без костра и посиделок около него.
У каждого лагеря есть свои костровые площади, где вечерами при хорошей погоде и выполненном плане на день отряды собираются в круг и обсуждают прожитый день, впечатления и все, о чем хочется поговорить в этот момент.

31. Ну а потом… потом отбой, в 22.30.
Детей разводят по своим комнатам и оставляют под контроль дежурного вожатого.
Остальные вожатые уходят заполнять отчет о дне, а затем, перед сном, еще раз собираются на итоговую планерку. Так что уйти спать у вожатого получается только за полночь. Чтобы утром снова встать в 6.00-6.30 и отправиться на утреннюю планерку перед подъемом у детей…

Что скажете, быть вожатым в «Артеке» — это работа или все-таки отдых?

Вакансия № 653315 на сайте «Работа в России, СНГ, странах ЕАЭС»

Дата обновления анкеты вакансии № 653315 на должность Воспитатель
на интернет-ресурсе «Работы в России, СНГ, странах ЕАЭС»: Понедельник, 13 января 2020 г.

Дата публикации объявления с вакансией № 653315 на вакантную позицию Воспитатель
на портале трудоустройства «Работа в России, СНГ, странах ЕАЭС: Вторник, 7 января 2020
г.

Статистика отправки сообщений работодателю ФГБУ МДЦ Артек
и просмотров вакансии № 653315 соискателями работы:

Вакансия
№ 653315 с предложением места работы на должности Воспитатель
прочитана — 286
раз(а) соискателями работы;
Отправлено откликов на вакансию
№ 653315 от работодателя ФГБУ МДЦ Артек
соискателями работы — 0
раз(а);

Вакантное место работы:

Воспитатель требуется в ФГБУ МДЦ Артек в населенном пункте Ялта, Пгт. Гурзуф, «МДЦ «Артек »

Прямой работодатель ФГБУ МДЦ Артек
ищет сотрудника на вакантное место работы на должность Воспитатель
. Смежные должности: Вожатый.

Реклама для Вас:

Обязательное требование работодателя к образованию искомого работника
: Неоконч. высшее образование.

Вакансия № 653315 относится к сфере деятельности Работа для студентов, начало карьеры, без опыта → Образование, наука
.

Смотрите другие свежие вакансии в перечисленных ниже разделах каталога предложений работы в форме объявлений смежных с отраслью экономики «Работа для студентов, начало карьеры, без опыта → Образование, наука»
:

Уважаемый соискатель работы!
Смотрите похожие вакансии на должность «Воспитатель» в разных городах (регионах) России и СНГ, в том числе в регионе (городе, селе, деревне, поселке) «Ялта, Пгт. Гурзуф, «МДЦ «Артек «», на нашем сайте о Работе в России и СНГ:

Похожих вакансий на должность «Воспитатель» в разных городах (регионах) России и СНГ, в том числе в регионе (городе, селе, деревне, поселке) «Ялта, Пгт. Гурзуф, «МДЦ «Артек «», на нашем сайте о Работе в России и СНГ, не найдено!

Смотрите другие похожие вакансии на должность «Воспитатель» в разных городах/регионах России и СНГ, в том числе в регионе (городе/селе/деревне/поселке) «Ялта, Пгт. Гурзуф, «МДЦ «Артек «», на нашем сайте о Работе в России и СНГ для соискателей работы:

Других похожих вакансий на должность «Воспитатель» в разных городах/регионах России и СНГ, в том числе в регионе (городе/селе/деревне/поселке) «Ялта, Пгт. Гурзуф, «МДЦ «Артек «», на нашем сайте о Работе в России и СНГ для соискателей работы, не найдено!

Обратите внимание на сайт Электронный Центр занятости населения г. Ялта
с актуальной базой данных предложений работы в форме вакансий в г. Ялта
.

Переходите на страницу «Найти работу по вакансиям в Центре занятости населения г. Ялта

» и ищите свежие вакансии в г. Ялта или переходите на страницу «Разместить резюме в Центре занятости населения г. Ялта

«, добавляйте резюме и после его публикации Вам начнут приходить свежие вакансии г. Ялта с предложениями работы.

Заходите на

Международный детский центр «Артек» — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение (ФГБОУ), которое находится в подчинении Министерства образования и науки Российской Федерации.
«Артек» расположен в Крыму, в одном из красивейших мест планеты – на побережье Черного моря, в 12 км от знаменитого южнобережного курорта — города Ялта, в поселке городского типа Гурзуф.
Береговая линия с детскими пляжами протянулась на 7 км от горы Аю-Даг (Медведь-гора) до поселка Гурзуф.
Созданный в 1925 году небольшой летний палаточный лагерь МДЦ «Артек» за прошедшие девять десятилетий превратился в страну детства – комплекс из 10 детских лагерей с развитой инфраструктурой, собственными образовательными технологиями и культурными традициями.
Перезагрузка
В 2014 году разработана Концепция развития Международного детского центра «Артек» – «Артек 2.0. Перезагрузка», цель которой – превратить детский центр в лучшую международную площадку по созданию, апробации и внедрению инновационных форм общего и дополнительного образования, а также оздоровлению и отдыху детей. Концепция предусматривает практически полную реконструкцию «Артека»: перестройку всех корпусов, площадок, строительство новых объектов. А самое главное – обновление содержания педагогической деятельности. В марте 2015 года правительство РФ утвердило Программу развития «Артека» на 2015-2020 годы.
С осени 2014 года «Артек» стал приобретать новый облик, началась глобальная реконструкция детского центра. В течение 9 месяцев круглосуточно велись работы по ремонту и реконструкции объектов. К началу первой летней смены 2015 года, которая стартовала 1 июня, было реконструировано шесть детских лагерей – «Лазурный», «Янтарный», «Хрустальный», «Морской», «Речной» и «Озерный». Ещё три детских лагеря — «Лесной», «Полевой» и «Кипарисный» — приняли первых детей летом 2016 года. Все лагеря соответствуют требованиям Роспотребнадзора, нормам и стандартам российского законодательства. В 2016 году в «Артеке» отдохнут около 30 тысяч детей.
В рекордные сроки к летнему сезону 2016 года отремонтировано и реконструировано:
35 жилых корпусов, способных принять одновременно около 3 000 детей;
6 столовых общей вместимостью на 3700 детей;
универсальный спортивный зал общей вместимостью 1 000 человек;
плавательный бассейн с морской водой (с одновременным посещением 60 человек),
9 открытых спортивных площадок, 3 теннисных корта,
5 костровых площадок,
более 15 км автодорог, тротуаров и пешеходных дорожек,
более 50 га озеленения.
По словам заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец, «Артек» снова становится флагманом среди детских лагерей России. Наполняются современным содержанием его образовательные программы, появляется качественная и удобная детская среда».
С 2015 года путевка в «Артек» является поощрением для ребенка. Главное условие – достижения ребенка в какой-либо области: в учебе, спорте, творчестве.
Для детей в «Артеке» работают 16 студий детского творчества, 3 библиотеки, детское телевидение и студия «Артекфильм». По приезду в «Артек» дети могут записаться в профильные отряды «Юных моряков», «Юных журналистов», «Юных мультипликаторов», туристический отряд, стать участником детского экскурсионного бюро. Летом 2016 года введены в эксплуатацию современный скалодром и верёвочный парк.
Музейно-выставочный комплекс «Артека» включает 5 студий-музеев. Среди них – музей «Космос», основанный в 1967 году первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Здесь представлены уникальные экспонаты, которые побывали в космосе и были подарены артековцам космонавтами разных стран.
Для тех, кто дружит со спортом и предпочитает активный отдых, в «Артеке» действуют 8 оборудованных спортивных площадок и кортов, 3 открытых бассейна с горками, Дворец спорта с крытым бассейном, гимнастическим, теннисным и тренажерным залами. Центральный стадион «Артека» на 7000 мест отвечает всем международным стандартам.
В «Артеке» своя школа на 1224 места. В ней учатся артековцы 5-11 классов. Школа располагает современными техническими средствами, в соответствии с новыми методиками и образовательными технологиями, что позволяет решать учебные задачи любой сложности. В настоящее время педагоги работают над созданием концепции «Артек – пространство взаимодействия». Учебные занятия проходят не только за школьной партой, но и в музеях, в парках, на берегу моря.
В программу артековской смены включены экскурсии по Южному берегу Крыма. С 2015 года дети снова посещают город-герой Севастополь, знакомятся с культурно-историческими объектами Крыма, отправляются по маршрутам зеленого туризма. Артековцы активно отдыхают на туристических базах – «Дубрава» (1100 м над уровнем моря) и «Криничка» (700 м над уровнем моря). Каждая из них может принять одновременно по 40 человек. Они расположены в горах Крымского природного заповедника.
Безопасность пребывания детей в «Артеке» обеспечивают специальное отделение полиции и отдел обеспечения внутренней безопасности детского центра.

Международный детский центр «Артек»

Студия «Медиа-Артек»
https://vk.com/artekmedia

КООРДИНАТОР КОРПУНКТОВ (РЕДАКТОР)

Масштабирование – развитие сети корпунктов в «Артеке»;

Сбор информации о предстоящих событиях на смену, на неделю, на день и составление информационной справки для корпунктов;

Проведение планерок в течение смены и коротких «летучек» каждый день;

Постановка техзадач корпунктам;

Контроль выполнения;

Анализ результатов;

Мониторинг информационных площадок и составление отчетов по освещению мероприятий (группы ссылок);

Подготовка и проведение детских пресс-мероприятий;

Организация проведения мастер-классов для детей и сотрудников;

Составление и контроль дедлайнов, графика съемок и монтажа.

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НЕ вожатый! Проводит занятия с детьми и выпускает кино/газету/ТВ-форматы…)

Педагоги работают с профильными отрядами по системе: два педагога на два отряда. По направлениям:

Кино

— педагог сценарист-режиссер

— педагог оператор-монтажер

Телевидение
(задача – создавать с отрядом ТВ-форматы: программы, интервью, спец-проекты)

— педагог сценарист-журналист

— педагог оператор-монтажер

Дизайн и полиграфия
(задача – создавать с отрядом журнал, арт-буки, серии открыток, комиксы, блокноты, календари)

— педагог дизайнер с навыками верстки

Мультипликация
(задача – создать с отрядом за смену 21 день короткометражный фильм от идеи до показа)

Педагог-аниматор

Мы постоянно расширяемся, готовим новые отдельные проекты в соцсетях и оффлайне. Например, трэвел-формат с детьми в стиле «Орла и решки», но с образовательным содержанием. Ищем ребят, готовых создавать и развивать новые хорошие форматы.

Преимущества
:

Возможность творческой реализации и работы в разных жанрах и форматах;

Постоянное повышение профессионального мастерства;

Обучение на регулярных мастер-классах от ведущих специалистов России;

Официальное трудоустройство, стаж, соцпакет;

Работа во всемирно известном Международном детском центре на берегу Черного моря;

Молодая креативная команда единомышленников;

Опыт организаторской работы

Условия:

Высшее образование (не ниже бакалавра) в сфере медиа (журналист, PR, режиссер, филолог и т.п.), технической направленности (дизайнер, оператор, звукорежиссер, инженер), или педагогическое;

Профессиональные компетенции и способность ими делиться;

Опыт работы с детьми приветствуется;

— гражданство РФ;

— возраст до 35 лет;

— Педагог доп.образования: 72 часа в смену. ЗП в месяц: ставка 16350 плюс 20-30% стимулирующие минус налоги

— Режиссер (координатор) – шестидневка, график плавающий. ЗП в месяц: ставка 17500 плюс 20-30% стимулирующие минус налоги.

ВНИМАНИЕ! «Артек» работает круглогодично, сотрудников ищем на постоянную работу (от полугода и больше!)

Специальные возможности
: магистерские программы без отрыва от работы

Проживание: на территории лагеря в общежитие для сотрудников, в комнате по 2-3 чел.

Питание: есть столовая на территории с очень демократичными ценами.

Передвижение по лагерю: на дежурном транспорте (бесплатно)

Инфраструктура: отдельный пляж, спортзал, медиатека, стадион для сотрудников (бесплатно)

В пешей доступности – Гурзуф, Ялта – 30 мин.на автобусе.

ЗАПОЛНИТЕ АНКЕТУ И ОТПРАВЬТЕ ЕЕ ПО АДРЕСУ: [email protected]

В эту смену дети прибывали ночью. Почти все сразу. Наш лагерь вмещал около 300 детей и это была нескучная ночь.

В «Артеке» работает так называемая схема «закрытого перемещения» детей. Это значит, что ни один ребёнок ни одной минуты не должен быть без присмотра. Это требование заставило создать целую систему сопровождения детей на протяжении всего отдыха. В «Артеке» планируется каждый шаг на день вперед. Поэтому на заезде работали все вожатые без исключения – кто-то встречал из автобуса, кто-то сопровождал на распределение по отрядам и так далее.

Первым делом дети попадают в приемный пункт, где оставляют все свои сумки в камере хранения. Взять с собой можно только самое необходимое, что может понадобиться в течение суток. Все съестное нещадно изымается – абсолютно вся еда, кроме леденцов, летит в мусорное ведро или специальную коробку (куда она перемещается из коробки – другой вопрос…). Это, конечно, правильно – никто не травится тухлой колбасой и не собирает у себя приют для насекомых.

Дальше детей отправляют на распределение по отрядам, затем они сдают карманные деньги кассиру, чтобы исключить возможность кражи в корпусах; потом принимают душ, переодеваются в фирменную артековскую одежду и отправляются в корпуса. Иногда – сначала в столовую, потом в корпус. Продуман каждый шаг, все похоже на тушение пожара всей деревней, когда ведро с водой передают из рук в руки.

Заезд длился часов 6 и закончился около 5 утра. В 7.30 уже была планерка для вожатых (чаще в «Артеке» принято говорить «педагоги»). Вообще, распорядок дня обычно выглядел так:

7.30 – Планерка педагогов

8.00 – Подъем детей

8.10 – Зарядка

8.30 – Завтрак

9.00-13.00 – Пляж, творческие, спортивные, отрядные мероприятия

13.00-13.30 – Обед

14.00-15.30 – Тихий час

16.00 – Полдник

16.30-19.30 – Мероприятия

19.30 – Ужин

20.00-22.00 – Мероприятия, концерты

22.00 – Второй ужин

22.30 – Отбой

22.45 – Планерка педагогов

План каждого дня печатался ежевечерне и подписывался одним из старших вожатых.

У «Артека» есть своя школа, которую дети посещают в учебное время. В сентябре это было до 3-х раз в неделю, занятия проходили с 15 до 18.00.

Таким образом, вожатый должен быть на рабочем месте в 7.30, а покинуть его может после 23.30. Но по практике вечерние планерки заканчивались и в 3 ночи. От общежитий до детского корпуса ~ 15 мин быстрым шагом, так что вставать нужно не позднее 6.30. Ложиться раньше 2 ночи у нас не получалось ни разу. Через неделю мой организм воспринимал даже 5 часовой сон как подарок судьбы. В Смоленске у меня были проблемы со сном, «Артек» их вылечил. Спасибо.

На каждом отряде работает 3 педагога (некоторые ребята, чтобы подзаработать, становятся на отряд вдвоем), однако, это не значит, что 1 работает, двое спят. Один на планерке, второй поднимает детей, третий получает белье и т.д. Если дети по какой-то причине делятся на 2 группы – с каждой из них должно быть по педагогу. Если все вне корпуса, а кто-то один захотел в туалет – с ним должен пойти в корпус второй педагог или, если его нет – идем всем отрядом. В любую точку любой ребенок перемещается только в сопровождении вожатого. Если вблизи детей нет педагога – это грубое нарушение правил. За это могут влепить выговор. Несколько выговоров – увольнение. В течение так называемого оргпериода (первые 3 дня) считается грубым нарушением, если кто-то из педагогов не присутствует на работе с утренней до вечерней планерки. Моей напарнице влепили выговор, когда она на второй день после заезда отлучилась на полдня по срочному делу.

Эти меры абсолютно понятны – все ради безопасности детей и педагогов (которые отвечают головой вплоть до уголовной ответственности за каждого ребенка). В Крыму полно ядовитых растений, есть опасные насекомые и змеи; горный ландшафт грозит травмами на каждом шагу… Однако практика закрытого перемещения приводит к тому, что дети ходят за тобой, как утята. И уже через несколько дней превращаются в абсолютно несамостоятельных зверьков. «Руслан, а где наш корпус?»; «Руслан, а где туалет?»; «Руслан, а когда мы пойдем в камеру хранения, мне нужны кроссовки?»; «Руслан, я облилась, что мне делать?»; «Руслан, а я забыл панамку, а как мне быть?»; «А куда?… А когда?… А что?… А где?… А как?». Пятьсот тысяч миллионов вопросов в секунду помноженные на тридцать человек целый день. При том, что ты сам не знаешь ответов на большинство из них. Ты еще только смутно представляешь себе план огромной территории лагеря, тебе самому не хватает информации и опыта.

Все дети всегда загружают вожатых вопросами. Но в других лагерях ты можешь научить ребенка решать некоторые проблемы самостоятельно. Можно наладить систему детского самоуправления, когда правильно организованные ребята коллективно справляются с более сложными задачами и вожатый только координирует их деятельность. Тогда, уже через неделю можно отвлечься от функций мамы-утки и заняться работой более высокого уровня. В «Артеке» же способность к самостоятельным решениям у детей серьезно атрофируется за смену, а вожатый – это в основном поводырь.

Доходит до абсурда. На одной из экскурсий мы все время, отведенное на осмотр объекта, простояли в очереди в туалет, поскольку дети должны быть все вместе. В итоге на вопрос дома, как вы сходили на экскурсию «Диорама», дети могут ответить: «Хорошо пописили».

Маша долгое время по возможности избегала планерок. Ей было страшно на них ходить. Когда я впервые попал на планерку, я почувствовал себя героем фильма, где главного героя по ошибке посадили в тюрьму и теперь ему нужно учиться жить по законам зоны. Большая часть вечерних планерок, подводящих итоги дня, заключалась в жестком и безжалостном разносе конкретных вожатых, которые допустили ошибки в работе. Новеньких не трогали, но я понял, что это до поры до времени.

Причем разнос устраивали не только старшие вожатые, как правило проводившие эти собрания, но и вожатые друг другу. Фрагмент такого монолога на одной из первых планерок (вожатая одного отряда вожатому другого): «Гриша, к тебе. Сразу скажу тебе, чтобы тебя не обижать – ты чмо. Ты полное ничтожество для своих детей и других педагогов. Тебя все ни во что не ставят. А если кто-то еще раз так сделает, я этого человека найду и уничтожу сначала морально, а потом, за углом – физически…». Сразу поясню, что уголовщины и рукоприкладства в «Артеке» я не наблюдал, все это было просто психологическим внушением. Не всегда таким грубым, но часто с мощным агрессивным посылом. Выдать жесткую критику конкретному человеку, размазать по стенке – было обыденным на таких планерках. Говорить на повышенных тонах и околоцензурной лексике – частым явлением.

Надо отдать должное старшим вожатым – Сергею и Ане. Это уникальные люди. Они никогда не позволяли себе личных оскорблений. Они говорили только о работе человека. Но делали это так, что, если человек виноват, он был готов провалиться. Они хвалили. И эта похвала, сказанная скромными словами, звучала как знак высочайшего почета. Они всем воздавали по заслугам. Они досконально разбирались во всех тонкостях рабочего процесса. Их было невозможно ввести в заблуждение. Они мастерски управлялись с группой из 30 взрослых, часто озлобленных людей, добиваясь от них максимальной эффективности и были сами лучшим примером любому из сотрудников. С учетом детей под началом их двоих было около 350 человек, которых они контролировали 24 часа в сутки. Я искренне считаю, что им место среди управленцев крупнейших компаний страны, а не в детском лагере. Хотите научиться управлять волчьей стаей – съездите в «Артек», поучитесь у Ани и Сергея.

Что касается «волчьей стаи» — больше все же подходит параллель с зоной. Там есть свои «авторитеты» и есть… ну, вы понимаете… Некоторым удается удерживать нейтральную позицию. Я подчеркну, что речь идет не о традиционном зоновском смысле этих слов, а о схожести их с некоторыми реалиями лагеря (ну по крайней мере настолько, насколько я знаю о зоне из книг и кино). Рано или поздно новенький должен определяться к кому он примкнет. Или его определят без его согласия.

«Авторитеты» являются лидерами мнений. Эти вожатые держаться вместе и прикрывают друг друга. Они почти все делают лучше других, относятся к качеству своей работы как к делу чести, не позволяют себе халявить. Они опытны, морально более устойчивы, стоят на особом счету у руководства. Всегда проявляют инициативу, громко высказывают свое мнение. Иногда могут позволить себе несколько больше других. Когда речь идет о разборе «плюшек» претендуют на них первыми. Остальные их боятся, никто переходить им дорогу.

«Неавторитетов» никто не уважает. С их мнением не считаются. На них сливают всю агрессию и негатив на планерках. Их не боятся потерять и старшие часто прямо грозят им увольнением. Они работают хуже всех, часто творят, что хотят. Им никогда не поручают ответственных дел и не дают особых поощрений. Для чего их держат вообще – не знаю. Видимо от нехватки кадров.

«Нейтралы» предпочитают избегать неприятностей, критики и конфронтаций. Они просто стараются особо не косячить, но и к высоким результатам не стремятся. Если стоит выбор безнаказанно больше поспать или лишний раз отрепетировать мероприятие с детьми – без сомнений выбирают первое. Просто ходят на работу. Умеют находить лазейки, чтобы жизнь в лагере была вполне расслабленной. Для них хорошая смена – это когда мало работы.

Таким образом, если ты вкалываешь, как папа Карло, у тебя легкий характер (потому что тяжелых там и так хватает) – попадаешь к «Авторитетам». Если бездельничаешь, тупишь и халявишь – к «Неавторитетам». Если по каким-то причинам просто проводишь время в «Артеке» – к «Нейтралам».

Алексей Каспржак, генеральный директор «Артека»

Мы с Машей были определены к «Авторитетам» уже в первую неделю. Мы работали на полную катушку. Мне все это было дико интересно, а Маша просто не умеет плохо делать то, за что берется. Сами мы, правда, старались сохранять нейтралитет и ко всем относиться одинаково дружелюбно.

Из этих строк, наверное, складывается не лучшее впечатление о людях в «Артеке», но это несправедливо. Со многими ребятами мы стали хорошими приятелями и, если было бы время, могли бы стать лучшими друзьями. Мы продолжаем переписываться до сих пор. Эффективность работы многих вожатых «Артека» просто зашкаливает. Если у меня будет свой детский лагерь, я с радостью их позову на работу. Эти ребята смогли бы быть шикарными сотрудниками во многих областях, потому что работа в «Артеке» — это мощная школа жизни.

Причина агрессии и не всегда адекватного поведения сотрудников – в системе, по которой живет «Артек» и условиях работы. «Армия – детский садик по сравнению с «Артеком», – сказал директор нашего лагеря. Думаю, он прав. Давайте, я опишу вам смену стандартного вожатого «Артека», чтоб вы поняли.

С того момента, как заехали дети, вожатый больше себе не хозяин. Он полностью зависит от детей. В повседневные обязанности любого вожатого входит:

— полное сопровождение каждого ребенка 24 часа в сутки – ты должен знать о каждом: где он и чем занят. В столовой, корпусе, на пляже, на экскурсии, на прогулке, на соревнованиях, репетициях – всегда ты должен быть рядом и во всем помогать;

— контроль положительного эмоционального настроя каждого ребенка. «Артек» – это легенда. Необходимо держать марку и помнить о том, что дети попадают сюда за выдающиеся заслуги в учебе, спорте, других областях. Смена в «Артеке» – это уникальная награда, которая должна оправдывать себя на 100%. Поэтому детям ВСЕГДА должно быть хорошо и весело. Командные игры, кричалки, песни, мероприятия, другой позитивный контакт – все это должно сопровождать детей от подъема до отбоя. Ребенок всегда должен видеть улыбающегося, полного энергии вожатого, готового в любую секунду развлечь и увлечь. Несколько раз за смену случайно отобранных детей из каждого отряда опрашивают старшие вожатые на тему «Хорошо ли вам в вашем отряде?», «Что вы могли бы рассказать о вашем вожатом?»;

— контроль психологического состояния. Ты должен следить за микроклиматом в группе. Появились изгои? Негативные лидеры? Ребенок скучает по дому? Только тебе решать эти проблемы. Но они точно должны быть решены. Есть психолог, но, по опыту, его работа – просто проконсультировать тебя и ребенка в особо сложных ситуациях. 24 часа в сутки работать тебе;

— контроль здоровья и физического самочувствия. Необходимо следить за состоянием каждого ребенка из отряда. Ты должен знать индивидуальные особенности и заболевания всех детей. В случае чего – оказывать помощь, доставлять в санчасть, приносить завтрак, обед и ужин, если ребенка оставили в стационаре. Ты должен позаботиться о том, чтобы у каждого на голове была панамка от солнца, если дети под открытым небом днем, и ветровка, чтобы не переохладиться, если они вечером на свежем воздухе. Ты должен знать основы оказания первой помощи утопающему, при переломах, сердечных приступах и в других экстремальных ситуациях. Я видел, как во время соревнований один мальчик получил открытый перелом ноги. Кость торчала наружу. Вожатые вместе с медиком оказывали ему помощь: успокаивали, помогали с уколом обезболивающего, перевязкой, транспортировкой до скорой помощи. Это или похлеще может случиться с каждым и в любой момент;

— выполнять работу гида. «Как называется это дерево?»; «Какая история создания дворца Суук-Су?»; «А какова площадь всего «Артека»?»; «А тут акулы водятся?»; «А что это за трава?» «А что интересного в других лагерях «Артека»?» – ты должен знать ответы на эти и другие вопросы. Во время поездок на автобусах к месту экскурсий ты должен занимать несколько часов информацией о Крыме, его истории, флоре, фауне и т.д.

— сохранность детских личных вещей. Большая часть вещей остается в камере хранения, но, естественно, телефоны, фотоаппараты, планшеты, ноутбуки, видеоигры берут с собой. Кто отвечает за их сохранность? Правильно, вожатый. При мне ничего не пропадало, но вожатые рассказывали, что мальчик потерял телефон. Приходили сотрудники милиции и увозили вожатого в отделение на допрос. Если бы гаджет не нашелся (сам мальчик и вспомнил, куда положил), вожатому могло быть несладко.

— все мероприятия лагеря – организация, подготовка, проведение. Необходимо придумать сценарии, тексты, поставить, отрежиссировать и отрепетировать. После мероприятий предоставить устный отчет руководству о проделанной работе с анализом результатов и ошибок. Часть работы можно возложить на детей. Но, поскольку свободного времени у них немного, и самостоятельность хромает – основная нагрузка на вожатом;

— ведение методической документации: ежедневный план на день; ежедневное заполнение педагогического дневника (страница текста, написанного по определенным требованиям, о результатах каждого дня смены); 3 графически-аналитических заметки «Социометрия», в которых подробно анализируется социально-психологический климат детского коллектива; «экскурсионные листы», когда есть экскурсии; масса других документов… Из-за всех этих документов почти не остается времени на детей. А документы – пустые писульки для отчета. Никто не заполняет их так, как подразумевал тот, кто их придумал и ввел.

— пятьсот тысяч миллионов других обязанностей: получать, сдавать белье на весь отряд – 30 человек (менять его необходимо каждую неделю или чаще); получать, сдавать и менять артековскую одежду для детей; следить за чистотой и порядком в детских комнатах, в том числе убирать детские комнаты после их отъезда (уборщицы этого почти не делают); следить за поведением детей, чтобы они не навредили себе, другим и соблюдали правила лагеря; следить за соблюдением режима: подъем, отбой, питание, тихий час, медицинские процедуры и т.д.; многое другое по ситуации.

— в целом абсолютно ЛЮБОЙ вопрос, связанный с ребенком – прежде всего к вожатому. Вожатый становится не только папой и мамой 30 детей от 7 до 18 лет (в каждом отряде одна возрастная группа), он – педагог, методист, наставник, аниматор, игротехник, няня, психолог, художественный руководитель, гувернер, телохранитель, гид, и швец, и жнец и на игре дудец.

Уровень ответственности?
Тотальный. От штрафа за мельчайшую ошибку до тюрьмы, если с ребенком что-то случится или тебя обвинят в чем-то серьезном (при этом не факт, что вожатый будет на самом деле виноват). Любая ответственность первым делом падает на вожатого, уже потом вверх по лестнице.

И, на мой взгляд, почти все это правильно. Вожатый – главный человек на время смены в жизни ребенка, приехавшего в детский лагерь. И поэтому от него должно требоваться многое.

Однако в «Артеке», как и в большинстве детских оздоровительных центров страны, требования неадекватны условиям работы.

Есть карательная служба, которая называется «горячая линия». Ее все вожатые боятся, как огня. Это телефон, по которому любой из родителей может позвонить в «Артек», где операторы примут любую жалобу, доведут до соответствующей инстанции и всех накажут. Ну не всех, а вожатых чаще всего. И звонят. При мне девушку отстранили от работы. Она заканчивала работу в «Артеке» и ей нужна была характеристика для другого места. Вместо этого – увольнение со строгим выговором. Просто она сказала одному мальчику, который плохо выполнял свои обязанности президента (каждый отряд выбирает своего президента): «Какой из тебя на хрен президент». Согласен, не лучшая формулировка для обращения к ребенку. Но и условия работы не шоколадные. И что там было на самом деле не известно. Но в «Артеке» Клиент всегда прав. Потому что за него лагерь получает деньги. А вожатых можно и в расход. Еще приедут.

А дети тоже не все милые и добрые. Были истории, когда дети играли «кто дальше выбросит тумбочку из окна». Когда вожатая пыталась усмирить разбушевавшихся среди ночи 17-летних подростков, а один из них зажал ей рот, прижал к стене и сказал: «Мы будем делать, что хотим. А если вякнешь, я тебя в..бу и скажу, что ты меня соблазнила.» И он знал, что закон будет на его стороне. Это все было не при мне. Я не был свидетелем. Но нет оснований не верить тем, кто мне это рассказал. И это не самые жесткие истории. Их куча. Но о них не узнает никто, кроме своих. Потому что вожатые – ничто, дети – всё. Ни один из родителей никогда не примет, что его ребёнок может быть не прав. На вожатых орут, грозятся убить, закопать и просто от души оскорбляют. Вожатые – прекрасные мальчики и девочки для битья.

Когда я пригласил на медленный танец девочку из отряда (просто ее никто из ровесников не приглашал и ребёнок загрустил), ко мне подлетела старшая вожатая и сурово отчитала: «Парные танцы с детьми не танцуем!». И спасибо ей, она обо мне заботилась. Не дай бог тронешь ребенка не там, не дай бог кто-нибудь кому-нибудь что-нибудь расскажет – в нашей стране в последнее время педоистерика дошла до крайней степени. Для того, чтобы тебя посадили на 20 лет за педофилию может быть достаточно только показаний ребенка. А если он говорит неправду? Мстит тебе за что-то? Или его заставили это сказать? Такие истории в России не редкость. Детей нужно защищать от педофилов. Но тех, кто с детьми работает, не защищает никто.

Педагог в России в целом – это профессия: а) для фанатов; б) для тех, кому некуда деваться. Я не историк, не аналитик, поэтому не могу сказать, почему так. Но очевидно, что торговать носками на рынке или таксовать в нашей стране проще и выгоднее, чем учить и воспитывать детей. Видимо носки стране нужнее. Педагог стоит в рейтинге наименее престижных и наиболее стрессовых профессий уже долгое время. Это всё известно.

Не знаю как в других крупных российских детских центрах, но в «Артеке» условия работы под силу только настоящим терминаторам.

Зарплата.
Мне позвонила знакомая из Смоленска, когда я был в Крыму: «Ну как там у Вас в «Артеке»? Мне знакомые сказали, что вожатым платят по 60 000 рублей!». Я потом многих вожатых лагеря развеселил этой историей.

На самом деле: 10 000 за смену (21 день) – это если у тебя нет высшего педагогического образования (а его нет у 95%) и 12 000 – если есть. Можно дополнительно подзаработать – ночные дежурства. Это когда ты всю ночь дежуришь в одном из детских корпусов, следишь за порядком и мало ли что. Спать запрещено. За каждое такое дежурство платят 1000 руб. плюсом к зарплате. Но таких смен ограниченное количество, поэтому за них все бьются. Ночные делятся на всех поровну и иногда, в качестве наказания, ночное дежурство снимается с того, кто провинился. Свое ночное дежурство можно подарить другу на день рождения – он на самом деле обрадуется.

Можно работать вдвоем на отряде, а не втроем, и получить по 0,5 ставки дополнительно. Но и нагрузка тогда будет намного больше. Можно совмещать работу вожатого и физрука, например. Но и работать надо будет за двоих. Короче со всеми ухищрениями и нагрузкой, которой хватит на троих, больше 20 000 мало у кого выходит. У старших вожатых, которые рулят всеми вообще и также работают от рассвета до заката – около 17 000 руб.

Казалось бы – ну не смертельно. Ведь кормят в столовой бесплатно, за жилье платить не надо. Погодите.

Кормят
хорошо.

Столовая в одном из лагерей «Артека»

Но у столовой всего 3-4 варианта меню. Даже через 2 недели все блюда начинают приедаться. А некоторые ребята живут там 4-й год. Рано или поздно они все равно начинают закупаться в магазинах или заходить в кафе в Гурзуфе.

Кроме того, питание 5 разовое только для детей, у вожатых – завтрак, обед и ужин. Ужин в 19.00. Спать ложишься через 6-7 часов в 2.00. Еще хоть раз поесть придется по-любому. Гурзуф, в котором расположен «Артек» – курортный город. Цены там тоже курортные. Учитывая, что в магазин в основном попадаешь ночью (в другое время просто нет физической возможности из-за работы), ты идешь в круглосуточную лавочку, где продаются чипсы, сухарики, БПшки и убогая колбасная нарезка с максимальной накруткой. Это вся жесть для желудка выходит дороже здоровой еды.

В «Артеке» парни резко теряют вес, девочки его сильно набирают. Некоторые ребята теряли до 15 кг, а девушки за полгода набирали до 10. Что касается денег, мы с Машей за смену потратили 30 тыс. Это только на еду и всё. Наверное, можно было и меньше, но там не до бюджетного планирования.

Жилье.
Общежития для вожатых в «Артеке» – это казармы. До 8 человек в комнате площадью 25 м2. Двухэтажные кровати. Все очень напоминает плацкартный вагон. Душ на этаж.

Такого порядка в комнатах вожатых не бывает никогда

Есть в «Артеке» еще такое общежитие, местные его называют ДПУ. Раньше вместе со студентами артековского вуза вожатые жили там. Временами в ДПУ на 4 этажа работал только один душ. И 200 человек одновременно утром или вечером пытались туда попасть. Вы представили себе эту картину?

Снять однушку в Гурзуфе стоит от 20 000. Но даже при зарплате в 10 000 многие вожатые собираются по трое и все же снимают квартиру.

Не всем вожатым везет оказаться в шаговой доступности от своего лагеря. До некоторых лагерей от общежитий идти до 7 км в крутую гору. Не хочешь идти – едь на автобусе. Это еще 30 руб. в день и 900 в месяц.

График работы.
Выходные в «Артеке» – как суслик в фильме «ДМБ»: они есть, но большинство их не видит. Как я уже говорил – будь готов 24 часа 7 дней. Подъем в 6.30, отбой в 2.00 – это еще очень удачный вариант. Мы приходили и к 3 ночи на работу, когда нужно собирать детей к отъезду.

Формально мы регулярно расписывались в официальных документах, где у нас значится 8 часовой рабочий день и 2 выходных в неделю. Фактически у нас с Машей было по половине выходного дня за 21 день. Мы не рвались отдыхать, но если работать там как положено – особенно и некогда отдыхать. Часто вожатые просто остаются на ночь в детских корпусах на диванчиках и креслах в игровой комнате. В корпусах же принимают душ, оставляют вещи, и иногда по нескольку дней не возвращаются в общежитие. Смена длится 21 день, потом 1 день выходной и снова подготовка к заезду, заезд – и все завертелось. В таком ритме некоторые вожатые живут несколько лет.

Личная жизнь
. С ней то же самое, что и с выходными, только хуже. Мальчикам запрещено посещать комнаты девочек. Даже если и тем и другим третий десяток. Окна в некоторые комнаты даже заколачивают досками. Да и нет на это времени практически. Однако нескольким парам, которые приехали в «Артек» вместе удалось даже завести романы на стороне и расстаться. Но, когда ты живешь с 7 соседями в комнате и свободное время твое и твоей половинки – это несколько часов в неделю; при этом постоянно не хватает денег… – я не знаю, как тут можно личную жизнь поддерживать. Один из вожатых нам признался, что секса у него не было уже год. А он – звезда «Артека» и лагеря, в котором мы работали…

Безопасность.
С ней тоже проблема. В Крыму темнеет в 6 вечера. Вожатые возвращаются домой не раньше 23.30. От детских корпусов до общежитий – 1,5 км дороги через местность, покрытую мраком. Освещения практически нет. Дорога идет сквозь заросли деревьев и кустарника. Поначалу мы не придавали этому значения – все же это территория детского лагеря, на кпп есть охрана, по периметру курсируют полицейские. Но потом заметили, что другие вожатые никогда не ходят вечером по одному. Однажды Маше пришлось возвращаться домой ночью самостоятельно. Когда об этом узнал ее напарник, сказал – «Ты с ума сошла? Даже мы, мужики по одному не рискуем…»

Оказалось, что здесь бывали криминальные происшествия. Незадолго до нашего приезда на территории лагеря в одной из бухт всплыл труп охранника. Через некоторое время убили второго. Кто и что – нам не рассказали, но этот факт подтвердили несколько человек. Кроме того бывали случаи изнасилований девушек-вожатых, которые поздно вечером возвращались в общежитие.

Потом еще до кучи нам рассказали пару историй про местного призрака – Белую Даму , которая часто появляется в нашем лагере и до полусмерти стращает прохожих. Женщина в белом саване появилась из ниоткуда и чуть не довела до сердечного приступа одну из самых рассудительных сотрудниц «Артека».

Белая дама «Артека».

Ответственность.
Кроме того, что вожатый отвечает головой за жизнь и здоровье каждого ребенка в отряде, вожатый отвечает своим кошельком практически за все, к чему прикасается и не только. Например, если не хватает элементов постельного белья у кого-то из детей – вычитают из зарплаты вожатых отряда.

Особой строкой в зоне ответственности, вселяющей ужас в душу каждого вожатого, стоит артековская форма. Каждый ребенок при заезде в лагерь получает комплект фирменной одежды – футболка, юбка, брюки, кепка, ветровка, рубашка и т.д. Своя форма выдается и вожатым.

Все вожатые подписывают документ по которому обязуются возместить полную стоимость любой пропавшей артековской вещи – и своей и детской. Конкурс на поставку одежды и постельного белья для «Артека» выиграла компания Bosco, которая одевала олимпийскую сборную в Сочи. Стоимость контракта на 2015 г. составила порядка 140 млн руб. Вот примеры продукции с ценами:

— футболка – 1500 руб.

— толстовка – 2500 руб.

— рубашка поло – 2000 руб.

— панамка – 500 руб.

— вожатский рюкзак – 8000 руб.

В общей сложности комплект одежды и аксессуаров (ремень, рюкзак) вожатого составлял около 10 позиций и по стоимости выходил в районе его зарплаты за 3 месяца.

Фирменная одежда – это то, за что вожатые трясутся больше всего. Ее регулярно крадут, поэтому практически никто из вожатых не вывешивает ее сушиться на улицу после стирки. Но и это не помогает. В комнатах – до 8 человек и проходной двор. Старшая вожатая нам рассказывала, как она в свое время выгладила комплект парадной одежды, положила на свою кровать и ушла в душ. Когда она вернулась – одежды не было. Воруют даже мокрую только что выстиранную одежду, которая сушится. Дальше запускается цепная реакция – украли у одного, он украл у другого, чтобы возместить потерю, тот у третьего и т.д. Иногда вожатые воруют у детей, если размер совпадает, потому что за пропажу детской формы еще могут быть послабления.

Как-то спасает, если этикетку на своей одежде подписать. Тогда есть шанс ее найти. Директор лагеря нам предлагал продевать через бирки на одежде нитки и связывать ее в цепочку, чтобы труднее было умыкнуть.

Если терялась одежда ребенка – спрашивалось также с вожатых. Однако негласно был некоторый лимит детских вещей, за который не штрафовали (если пропала 1-2 вещи). Но это слабое утешение, потому что детей около 30 и у каждого набор из 5-7 вещей + комплект постельного белья из 5-6 позиций. То есть около 400 позиций на отряд. Вероятность того, что все вернется в целости – очень низкая. Ребенок сходил в душ, – оставил рубашку там, через пять минут ее нет (а кто-то увезет домой сувенир из «Артека»). Дети присели на скамейку, сняли панамки, встали, пошли, – панамки лежат. И таких ситуаций миллион. Ходить с каждым ребенком в душ – не будешь. Я лично находил на улице и возвращал детям 5 вещей. Нашему отряду удалось сдать все вещи и ничего не потерять (в том числе благодаря моим опытным напарницам), но так повезло далеко не всем.

При нас один вожатый, увольняясь, получал расчёт. Он ушел в минус на 11 000 руб. за полгода работы из-за фирменных вещей. Он никуда не поехал. Остался отрабатывать.

Одежда «Bosco», конечно, крутая в основном. Красивая. Но, по-моему, это беспредел взваливать на вожатого такую материальную ответственность при таких условиях работы.

Всё описанное выше происходит не только в том лагере, где мы работали. Во всех лагерях «Артека». В других по многим параметрам еще хуже (некоторые ребята поработали в разных лагерях). Наш директор – очень демократичный и адекватный человек. Про некоторых других директоров ходят внушающие страх легенды, не буду их пересказывать. Наш лагерь – вблизи вожатского общежития, до остальных нужно несколько километров скакать по горам. Есть и еще отличия не в пользу прочих лагерей.

Когда всё это видишь, начинаешь понимать, почему вожатые в «Артеке» часто такие дерганые. Люди просто находятся на грани психического, эмоционального и физического истощения. Без сна, отдыха, личной жизни, денег, в постоянном страхе… Некоторые ребята приезжают на сезон и через несколько смен уезжают. Но есть те, кто работает в «Артеке» несколько лет. Как они выживают?

Среди вожатых «Артека» много людей, которым некуда деваться. Их родина Донбасс, Луганск, Донецк, западная Украина. «Артек» или война – вот такой у них выбор. Когда Крым перешел к России, сотрудникам лагеря с украинским гражданством было необходимо получить гражданство РФ для того, чтобы продолжать работать. Один вожатый, пока получал гражданство, не мог официально заселиться в общежитие. Около 5 месяцев 20-летний парень ходил на работу, а ночевал на улице. Пять месяцев он жил на улице. Вы бы так смогли? Я – вряд ли.

И, кстати, многие отметили, что после того, как Крым стал русским, работать стало лучше – и по деньгам и по условиям. Как же было до этого?

Однако сами ребята не жалуются на жизнь. Не воспринимают свое место работы так критически, как я. Они ценят то, что есть. Они работают с повышенной самоотдачей. Многие действительно любят свою работу. Если честно, я не знаю других таких работоспособных людей, которые несмотря ни на что развлекают и воспитывают чужих детей за копейки в жесточайших условиях, не ноют и радуются жизни. Это вызывает большое уважение. Я искренне желаю ребятам, с которыми мы работали, счастливой жизни. Таких сильных и смелых людей я вижу редко.

Пока я был в «Артеке», мне часто звонили знакомые из Смоленска.

— Ну как там море? Отдыхаешь-купаешься?

— Нет, работаю.

— Ой, да ладно тебе…

Как чаще всего представляют себе работу вожатого в «Артеке» люди, которые здесь никогда не работали?.. Купаешься, загораешь, пробуешь местное вино, гуляешь по вечернему пляжу, ну иногда поиграешь часок с детишками. Тебя тут все очень ждут, будут любить, холить и лелеять! И отдохнешь, и развлечёшься, и заработаешь! Едешь в «Артек»? Завидую!

Неа. Купался за время смены я два раза по три минуты. Гулял – однажды до набережной и обратно, когда было полдня выходного. Пахать надо каторжно. Денег мало. Для этого города – катастрофически мало. Вожатый – расходная единица. Пушечное мясо. Поэтому многие студенты, которые приезжают сюда в поисках романтики и легкого заработка, совмещенного с отдыхом, пребывают в нокауте уже в первые дни работы.

Мы с Машей наблюдали за такими юношами и девушками, которые проходили 3 недели обучения в так называемой Школе педагогического работника (ШПР). Замысел Школы в том, что будущие вожатые здесь проводят целую смену как дети. Так они вливаются в ряды артековцев. У них есть свои вожатые, они живут по детскому режиму, делают те же мероприятия, ходят на море, придумывают свои кричалки и т.п. – все, как их будущие подопечные.

И на этом этапе все очень весело и достаточно легко. Ребята сплачиваются и заряжаются небывалой энергией. Мы видели, как ШПРовцы весело щебетали по вечерам у нашего общежития, пели под гитару… Но после первых дней реальной работы в лагере, большинство сникли. Говорят, что из новеньких, приезжающих в «Артек», каждый третий уезжает обратно в первую неделю.

Что дает «Артек» детям?
Тут, на мой взгляд, всё хорошо. Могло быть и лучше, но родителям точно не стоит переживать за своих детей, которых они отправляют в этот лагерь.

Безопасность и сохранность здоровья детей – тут главное. Техника безопасности и контроль тут на высоте. Даже с перебором. На пляже, например, во время купания в огороженном прямоугольнике, ребенку нельзя даже с головой окунуться – вожатый стоит по щиколотку в воде и следит за этим. На выездных экскурсиях детям разрешается купить только 1 бутылочку газировки и 1 мороженое – больше ничего нельзя. Буквально.

Есть, правда, одно исключение – поход на гору Аю-Даг (гора-Медведь). При общем фанатичном отношении администрации «Артека» к вопросу детской безопасности, практически все дети участвуют в восхождении на эту гору. Это до 3-х часов подъема и полтора часа спуска под палящим солнцем, но не в этом дело. Тропа, по которой движутся группы – по-настоящему горная. Местами нужно карабкаться, опускаясь на четвереньки. Одно неверное движение – и можно улететь вниз по скалистому склону. А вожатые ведут за гуськом 30 человек. И в некоторых отрядах детям по 7 лет. Говорят, несчастные случаи бывали. Немудрено.

Мероприятия, творческая, спортивная жизнь, море, природа, исключительный воздух, экскурсии, новые друзья со всей России – дети многое здесь получают. Они уезжают довольными, плачут при расставании, долго переписываются в соцсетях, часто возвращаются снова… Любому ребенку, конечно же стоит съездить в «Артек», хоть попасть сюда и непросто. И я бы сказал, что нет лучше места для детского отдыха, если бы не был в других лагерях.

В Смоленской области есть лагерь «Сокол» или по-другому

Источник: knia.ru

Добавить комментарий