Вадим Смахтин, куратор направления «Digital Art: The New Spatial» магистратуры Art&Science в Университете ИТМО, рассказал «Петербургскому дневнику», как рынок цифрового искусства в мире развивается в направлении коллекционировании.
«Существует огромное комьюнити людей, которое продает различные виртуальные объекты через MC-токены, и сейчас этот сетевой андеграунд вышел на видимую область. Прогнозировать дальнейший рост или падение цен сложно, поскольку это бесконечная спекуляция. Однако сам по себе рынок развивается, и важно понимать, что он развивается именно как рынок коллекционирования, потому что MC-токены ни в коем случае не репрезентуют саму работу, а скорее, дают лицензию на неё. Владение MC-токеном позволяет вам доказать, что картинка ваша. Но эту картинку может скачать любой человек и разместить ее на любом сайте», – отмечает Вадим Смахтин.
Кстати, стать цифровым художником можно, обучившись на профильном направлении в магистратуре университета ИТМО. Магистратура Art&Science открылась в вузе несколько лет назад. В этом году студенты смогут выбрать одно из трёх направлений: цифровое искусство, технологическое искусство и био-арт.
«Студенты будут исследовать, каким образом цифровые физические пространства могут быть перемешаны и где мы можем расширить их и с помощью каких дополнительных источников», – отмечает куратор направления «Digital Art: The New Spatial».
Также, по словам специалиста, классические музейные выставки будут постепенно уходить в онлайн.
«На мой взгляд, музейные выставки будут гибридизироваться, то есть будут проходить как в физическом, так и в виртуальном форматах. Это такое последствие пандемии… Появятся выставочные экспонаты, созданные для определённой выставки, в то же время продавать их копии и лицензии можно будет в виде MC-токенов. Так происходит отделение лицензии на работу от ее интерпретации. Условно говоря, вы можете купить лицензию и показывать другую версию работы. Или вы можете создать какую-то работу, которая будет зависеть только от погоды: если солнечно – она красная, а если нет – синяя. У неё не будет чёткого образа», – объясняет собеседник «Петербургского дневника».
Правда, стандартная для музеев проблема сохранения экспонатов никуда не девается даже в цифровой реальности. «В отличие от картины или скульптуры, цифровые объекты привязаны к цифровым носителям и могут сохраниться, например, на какой-то старой версии виндовс, которая только их поддерживает».
Эксперт назвал три тренда, которые произойдут в цифровом искусстве в ближайшем будущем.
«Система цифрового лицензирования будет развиваться дальше, и в дальнейшем мы увидим его развитие не только на картинки, но и, возможно, на физические объекты. Например, мы можем видеть рост продаж предметов искусств в играх типа Counter-Strike. Сейчас школьники покупают там скины оружия. Наверное, в скором времени можно будет покупать такое оружие от художников. В дальнейшем мы сможем увидеть проникновение цифрового искусства в видеоигры и художников, которые делают объекты только для виртуальных миров. Второй тренд: все гибридизируется. Само по себе цифровое искусство – это очень широкий термин, и по факту оно будет существовать внутри гибридного поля: цифрового и нецифрового. Это происходит уже сейчас с работами Бенкси. Третий тренд – гибридное соприсутствие. Выставки и музейные экспозиции будут существовать одновременно в двух форматах, и появятся гибридные работы, которые будут перемещаться между двумя типами. Не будет жесткого разделения между офлайн и онлайн», – заключил он.
Источник: