Тяжёлые крейсера типа Baltimore — mashamult.ru

новости

Времён Второй мировой войны. Всего построено 14 единиц: «Балтимор» (CA-68 Baltimore
), «Бостон» (CA-69 Boston
), «Канберра» (CA-70 Canberra
), «Куинси» (CA-71 Quincy
), «Питтсбург» (CA-72 Pittsburgh
), «Сент-Пол» (CA-73 St. Paul
), «Коламбус» (CA-74 Columbus
), «Хелена» (CA 75 Helena
), «Бремертон» (CA-130 Bremerton
), «Фолл-Ривер» (CA-131 Fall River
), «Мэкон» (CA-132 Macon
), «Толедо» (CA-133 Toledo
), «Лос-Анджелес» (CA-135 Los Angeles
), «Чикаго » (CA-136 Chicago
). Крейсера «Норфолк» (CA-137 Norfolk
) и «Скрэнтон» (CA-138 Scranton
) остались недостроенными. Ещё 6 крейсеров были перезаказаны как тип «Орегон ».

Тип «Балтимор», как и тип «Кливленд», ведёт своё происхождение как от «Уичиты », так и от двух последних лёгких крейсеров типа «Бруклин » — «Сент-Луиса» и «Хелены». Первоначально предполагалось сохранить компоновку «Сент-Луиса» и ограничиться увеличением ширины корпуса на 0,6 м, уменьшением верхнего веса за счёт утончения барбетов до 160 мм и бортов башен главного калибра до 82 мм, для того что бы избавится от главного недостатка «Уичиты» — плохой остойчивости, однако вскоре было решено произвести радикальную смену проекта. Увеличив корпус «Сент-Луиса» в длину и в ширину до 199,6 м и 20,19 м соответственно, вооружив его девятью 203-мм орудиями и многочисленной зенитной артиллерией, американцы получили «Балтимор». Толщину бортового пояса взяли у проекта «Уичиты», схему бронирования — у «Бруклина». На проект крейсера не накладывались никакие договорные ограничения.

Водоизмещение продолжало расти, даже после утверждения проекта. К середине 1940 года оно выросло до 13 300 дл. тонн и длина увеличилась до 202,4 м (664 ft) по ватерлинии, в связи с дополнительным весом, из-за увеличения длины главного пояса и установки дополнительной местной противоосколочной защиты. Расчётная мощность была 120 000 л. с., расчётная скорость 34 узла.
Основной проблемой «Уичиты» была её плохая остойчивость, которая была следствием 10 000-тонного ограничения водоизмещения. Ширину корпуса «Балтимора» ещё увеличили для улучшения остойчивости, и водоизмещение составило 13 600 дл. тонн по сравнению с 10 000 дл. тонн прототипа. Максимальная скорость сократилась до 33,5 узлов при водоизмещении 14 970 дл. тонн (нормальное), по сравнению с 34 узлами, первоначально закладываемыми в проект . Окончательные размеры превышали размеры «Бруклина» на 20 м в длину и на 2,8 м в ширину.
На этих крейсерах были установленные новые котлы высокого давления (41,85 атм (615 psi) при 454,4°С(850 °F)) . Каждый котёл располагался в отдельном отсеке. Было применено эшелонное расположение агрегатов: между передними и задними котельными отделениями находилось носовое машинное отделение. Была резко увеличена мощность электрогенераторов. Мощность четырёх генераторов составляла по 750 кВт. Корабли получили два аварийных дизель-генератора мощностью по 250 кВт, вместо 80 у «Уичиты», которые могли бы обеспечить резервную мощность, необходимую для борьбы за живучесть .

Первые восемь кораблей класса были построены компанией «Бетлехем Стил» (англ. Betlehem Steel
) в Квинси , Массачусетс .

К концу войны в строю было 11 кораблей, и строительство продолжалось .

В ходе войны зенитное вооружение (40-мм автоматы «Бофорс») было дополнено 20-мм автоматами «Эрликон». После войны те и другие были заменены 3-дюймовыми (76-мм) артустановками, число зенитных стволов заметно сократилось.

К тому времени, как крейсера этого типа стали входить в строй, оборонительные бои против японского императорского флота, как и ночные артиллерийские дуэли, уже закончились. Основной их ролью стало прикрытие авианосных соединений, в основном от атаки с воздуха, поддержка десантов, а в конце войны — артналеты на Японские острова.

Корабли этого типа имели гладкопалубную конструкцию, с седловатостью, прямой форштевень с малым наклоном и транцевую корму со скруглениями. Вертикальный прямой борт без развала, за исключением носовой четверти, где развал доходил до 30°. Для уменьшения заливаемости на баке был установлен сплошной фальшборт . Для повышения живучести были полностью ликвидированы все иллюминаторы в корпусе.

Надстройки, мачты, дымовые трубы и артиллерия сосредоточивались к миделю, оставляя свободными длинные бак и ют . Самолетные катапульты и краны находились на юте, ангар там же под главной палубой.
Метацентрическая высота на испытаниях крейсера «Балтимор» на стабильность составила 1,68 м при полной нагрузке (17 031 дл. т) . Высота надводного борта при нормальном водоизмещении в носу была достаточно велика и составляла 10,1 м (против 10,2 м у «Портленда» и 8,2 у «Бруклина» ) борт так же был высок в корме — 7,6 м (против 5,5 м у «Портленда» и 7 у «Бруклина» ) .

Основное различие между «Балтиморами» и «Кливлендами», при схожести компоновки, состояло в том, что первые не испытывали нехватки места и верхний вес для них не был проблемой, ограничивающей дальнейшую модернизацию .

Расположение главного калибра линейное, в трёхорудийных башнях Mk 12 или Mk 15 (две башни в носу с превышением, одна в корме). Дальнобойность орудий доходила до 27 400 м по горизонту при стрельбе 152-кг бронебойным снарядом раздельного заряжания и угле возвышения 41°. Управление огнём с помощью комбинированного КДП Mk 34, как с оптическим, так и радарным наведением.

«Балтимор» нёс орудия Мк 12/1, а остальные крейсера имели Mk 15/0. Это было мощное оружие, эффективность которого доказана в процессе эксплуатации. Они выпускали 335-фунтовый бронебойный снаряд или 260-фунтовый фугасный.
Основным недостатком оружия был относительно невысокий темп стрельбы, хотя и на уровне с другими 8″ орудиями того времени. У
предыдущих 8″ пушек была проблема с кучностью, а на новых 8″ орудийных башнях для типа «Балтимор» это удалось исправить за счёт индивидуальных люлек и увеличения расстояния между орудиями. Цикл выстрела составлял 11,5 секунд. Минимальный результат, практически достигнутый в боевых условиях — 13 сек .

Расположение вспомогательного калибра — ромбическое, вокруг надстроек. Внушительное число подкреплялось отличным расположением: две башни разместились по диаметральной плоскости и могли стрелять над носовой и кормовой группами артиллерии главного калибра. Управление огнём с помощью комбинированного КДП Mk 37.

Броневой пояс был по конструкции подобен поясу «Уичиты» — 152 мм вверху, 102 мм на нижней кромке, главный пояс начинался с 52 шпангоута и прикрывал машинные отделения. Главная броневая палуба имела толщину 65 мм, поперечные траверзы — 127 и 152 мм . Вес вертикальной брони (броня палуб не учитывалась) составил 1790 тонн или 12,9 % стандартного водоизмещения. Башни главного калибра получили дифференцированное бронирование. Лоб прикрывался 203-мм броней, боковые стенки — 82-мм, крыша — 76-мм (лоб −203-мм, боковые стенки — 95-мм, крыша — 65-мм ). Толщина барбетов башен, по сравнению с «Уичитой», была уменьшена и составила 160 мм, они же являлись снарядными погребами .

Силовая установка — паротурбинная четырёхвальная. Все корабли типа (и последующих типов «Олбани» и «Де-Мойн») в качестве главных механизмов имели четыре высоконапорных котла «Бабкок и Уилкокс» (англ. Babcock & Wilcox
), снабжавших паром 4 турбозубчатых агрегата «Дженерал Электрик» (GE
), суммарной мощностью 120 000 л. с. Для повышения живучести было выбрано эшелонное расположение машинных и котельных отделений. Крейсера имели проектную дальность под турбинами крейсерского хода 10 000 миль на ходу 15 узлов. Начиная с СА-72 была прекращена установка крейсерских турбин, которые потом были сняты и с первых трёх кораблей. Полный запас топлива по одним данным составлял 2735 тонн , по другим 2596 дл. тонн (2516 флотского мазута+ 62 дизельного топлива + 18 авиационного бензина ).
Крейсера имели практическую дальность хода в 7900 миль на ходу 15 узлов . Проектная скорость составляла 33 узла при водоизмещении 15 581 дл. тонна (загрузка в 2/3 от полной) и мощности 120 000 л. с. Крейсера типа Baltimore не проходили всю программу испытаний.
Во время пробега в море 22 октября 1943 года USS Boston смог достичь скорости хода 32,85 узлов при мощности 118 536 л. с. и водоизмещении 16 570 дл. т (2/3 от полной 15 800 т). USS Pittsburgh развил 33 узла при мощности 133 649 л. с. и водоизмещении 16 200 дл. т (2/3 от полной 15 900 дл. т) .

Тип «Балтимор», в отличии от своего прототипа «Уичиты» стал образцом тяжёлого крейсера, с которым сверялись все тяжёлые артиллерийские крейсера, как во время, так и после войны.

Конструкция, свободная от ограничений Вашингтонского договора, оказалась хорошо сбалансированной по вооружению, защите и мореходным качествам. Перегрузка к концу Второй мировой войны составляла менее 400 тонн и была наименьшей среди американских крейсеров . Только два корабля этого типа получили сколько-нибудь серьёзные повреждения: «Канберра» была выведена из строя попаданием одиночной авиационной торпеды в район кормовых котельных отделений, и отбуксирована в ремонт.
«Питтсбург» во время урагана 4 июня 1945 года потерял носовую оконечность по первую башню, однако остался на плаву и своим ходом вернулся в базу .
Основной недостаток защиты состоял в том, что когда броня погребов проходила по внешнему борту, в оконечностях она не поднималась выше уровня воды, поскольку боезапас располагался на нижних платформах. В результате существовали проблемы затоплений по ватерлинии.

Тяжёлые крейсера хорошо проявили себя в качестве кораблей артиллерийской поддержки. Здесь требовался снаряд потяжелее. И если после войны все лёгкие крейсера практически сразу были выведены из состава флота (американцы не стали достраивать даже новейшие серии «Фарго» и «Вустера»), то тяжёлые крейсера сохранялись очень долго. Они успели повоевать и в Корее , и во Вьетнаме .

По мнению большинства флотских специалистов «Балтиморы» являлись сильнейшими тяжёлыми крейсерами Второй мировой войны

По окончанию ремонта «Уичита» ушла на Тихий океан, куда подоспела как раз к битве при острове Реннелл, Соломоновы острова. Сражение произошло 29 января 1943 г. Тогда от многочисленных попаданий торпед затонул крейсер «Чикаго» (СА-29). «Уичита» получила попадание одной торпеды, которая не взорвалась. Во время сражения в заливе Лейте в октябре 1944 г. артиллерией крейсера «Уичита» были потоплены японский авианосец «Чийода» и эсминец «Хатцузуки».

Крейсер «Уичита» в 1945 г. принимал участие в боях за Окинаву, присутствовал при капитуляции Японии. 27 апреля 1945 г. под Окинавой в крейсер попал небольшой снаряд, вероятно калибра 5 дюймов, выпущенный с японской береговой батареи. Снаряд пробил левый борт ниже ватерлинии за башней № 3 главного калибра. Взрыв снаряда серьезных повреждений крейсеру не причинил, и корабль продолжил бой.

«Питтсбург» пришел на Гуам без носовой оконечности. Нос корабль потерял в тайфуне, но остальная часть корпуса выдержала натиск стихии. Два моряка в доке осматривают повреждения крейсера, удивляясь каким образом калека дошел своим ходом до порта. За бои на Тихом океане крейсер «Питтсбург» получил две боевых звезды.

«Питтсбург» с временной носовой оконечностью, пристроенной на Гуаме для перехода в Штаты в Бремертон, шт. Вашингтон. День Победы над Японией застал крейсер «Питтсбург» в ремонте. После окончания ремонта крейсер вывели в резерв, но с началом войны в Корее и 1950 г. «Питтсбург» снова был призван в строй.

«Сент-Пол» — самый заслуженный из крейсеров типа «Балтимор» -17 боевых звезд: за Вторую мировую войну — одна, Корея — восемь и Вьетнам — восемь. После вводи в строй и учебного похода, корабль пришел на Тихий океан, где присоединился к TF-38. «Сент- Пол» окрашен но схеме Measure 21, NAVY Blue System. Цилиндрический объект на корме является дымогенератором.

В послевоенный период крейсер «Сент-Пол» прошел интенсивную модернизацию. К маю 1955 г. с корабля демонтировали башню № 1 с 5-дюймовыми пушками, все 20- и 40-мм зенитки, катапульты. В носовой части установлена антенна боевой информационной системы NTDS. Па мачте в числе прочих антенны, установлена антенна радиотехнической системы дальней навигации TACAN. Разнообразное антенное хозяйство расставлено по всему кораблю. Крейсер окрашен по схеме Measure 27 — полностью в цвет Haze Gray, окраска мирного времени.

Тяжелый крейсер «Уичита» числился в боевом составе ВМС США с февраля 1939 по февраль 1947 г.г., когда он был выведен в резерв Атлантического флота. Окончательно крейсер списали в 1959 г., в том же году корабль продали на металлолом. За время боевой службы на Атлантическом и Тихом океанах в годы Второй мировой войны тяжелый крейсер 13 раз был отмечен боевой звездой.

Крейсера типа «Балтимор»

Тяжелые крейсера типа «Балтимор» продолжили линию развития кораблей типа «Бруклин» и удачного корабля по имени «Уичита».

Головной в серии крейсер «Балтимор» был заказан I октября 1940 г., закладка киля крейсера состоялась на заводе Близлихэм Стил, Форс-Ривер, Куинси, шт. Массачусетс, 26 мая 1941 г. Первые восемь крейсеров серии (СА-68 — СА-75) были построены в Куинси. Крейсер «Орегон Сити» (СА-122) отличался от предшествующих «Балтиморов» и фактически стал головным в новой серии из трех кораблей — «Орегон Сити», «Олбани» (СА-123) и «Рочестер» (СА-124). Эти корабли также строились Близлихэм Стил. «Орегоны» являлись однотрубными кораблями, в то время как «Балтиморы» несли по две дымовых трубы. Серия разделилась снова в 1950 г. с разработкой головного «Де Мойн» (СА-134), за которым последовали крейсера «Салем» (СА-139) и «Ньюпорт Ньюс» (СА- 148). По своей конфигурации эти корабли отличались от «Балтиморов» и «Орегонов».

Залп носовых башен главного калибра крейсера «Сент-Пол». Крейсер ведет огонь но Хангнэму, Северная Корея, декабрь 1950 г. Орудийный огонь американских кораблей обеспечил эвакуацию из порта военных и гражданских перед лицом корейско-китайских полчищ. Последние выстрелы в Корейской войне «Сент-Пол» сделал в 21 ч 59 минут 27 июля 1953 г. — за одну минуту до вступления в силу перемирии.

Вьетнамская береговая артиллерия обстреливает крейсер «Септ-Пол», Тонкинский залив, август 1967 г. Крейсер оказывал огневую поддержку американским и южновьетнамским войскам в 1965–1970 г.г. 2 сентября 1965 г. в носовую часть корабля попал снаряд, выпущенный вьетнамской береговой артиллерией. Потерь среди экипажа не было.

Длина крейсеров типа «Балтимор»/ «Орегон Сити» по корпусу — 205.3 м. по ватерлинии — 202,4 м, ширина по мидель- шпангоуту — 21,6 м. Стандартное водоизмещение- 14 472 т (13 129 метрических тонн), полное — 17 030 тонн (15 450 метрических тонн). Осадка в полном грузе — 8,2 м. На «Де Мойнах» длина по корпусу была увеличена до 218,4 м, а ширина по мидель-шпангоуту — до 23,3 м. Стандартное водоизмещение «Де Мойна» составило 17 000 т (15 422 метрических тонны), полное — 21 500 тонны (19 505 метрических тонны).

На всех крейсерах трех серий стояло по восемь котлов Бэбкока и Уилкокса и по четыре турбины Дженерал Электрик суммарной мощностью 120 000 л.с. турбины работали на четыре гребных винта. Скорость полного хода 33 узла. Запас нефти обеспечивал дальность плавания в 10 000 морских миль со скоростью 15 узлов. Дальность плавания, как и на других крейсерах, могла быть увеличена за счет попутной и встречной дозаправки в плавании. Бронирование крейсеров типа «Балтимор» в целом было выполнено аналогично бронированию крейсера «Уичита». Толщина брони варьировалась от 15,24 см в районе машинных отделений до 10,2 см в районе ватерлинии. Толщина бронепалубы — 5 см. Толщина барбетов башен 6 дюймов. Толщина лобовой брони башен главного калибра — 20,3 мм, бортов — 7,62 см, крыш — 7,62 см.

Крейсер «Сент-Пол» проходит по левому борту танкера «Навасота» (АО-106) на пути в Тонкинский залив, 1967 г. Обратите внимание на большое количество разнообразных антенн.

Моряки танкера «Навасота» подают концы на крейсер «Сент-Пол». Крейсеру предстоит принять нефть с танкера. Моряки танкера — в пожарных касках, работа на танкере отличается крайней непредсказуемостью и опасностью. Пи кормовой надстройке крейсера виден визир Мк 54 управления огнем кормовой башни главного калибра. Впереди и выше системы Мк 54 установлена система Мк 37, используемая для управления огнем 5-дюймовой артиллерии.

Крейсера «Балтимор»/»Орегон Сити» были вооружены девятью 203-мм орудиями с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 12 или Мк 15, по три орудия в трех башнях; две башни в иосу одна над другой, одна — в корме, сама по себе отдельная. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом массой 152 кг составляла 27,5 км. На «Дс Мойнах» стояло по девять автоматизированных орудий калибра 203 мм с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 16 Mod 0, по три в трех башнях. Новые, более тяжелые, 8-дюймовые орудия обладали скорострельностью 12 выстрелов в минуту и снаряжались унитарными боеприпасами, а не выстрелами раздельного заряжения. Стрельба главным калибром управлялась с помощью оптического дальномера Мк 34 и радиолокационного дальномера.

Продолжение выпуска № 17. Роль, которую тяжелые крейсера ВМС США сыграли во Второй мировой войне, огромна. Особенно возросло значение тяжелых крейсеров на Тихом океане, после того как японская палубная авиация нейтрализовала 7 декабря фактически все американские линкоры Тихоокеанского флота. В том историческом налете не пострадал ни один тяжелый крейсер. Все тяжелые крейсера приняли участие в боях с самурайско-японскими и немецко-фашистскими агрессорами.

Крейсера типа «Балтимор»

Крейсера типа «Балтимор»

Тяжелые крейсера типа «Балтимор» продолжили линию развития кораблей типа «Бруклин» и удачного корабля по имени «Уичита».

Головной в серии крейсер «Балтимор» был заказан I октября 1940 г., закладка киля крейсера состоялась на заводе Близлихэм Стил, Форс-Ривер, Куинси, шт. Массачусетс, 26 мая 1941 г. Первые восемь крейсеров серии (СА-68 — СА-75) были построены в Куинси. Крейсер «Орегон Сити» (СА-122) отличался от предшествующих «Балтиморов» и фактически стал головным в новой серии из трех кораблей — «Орегон Сити», «Олбани» (СА-123) и «Рочестер» (СА-124). Эти корабли также строились Близлихэм Стил. «Орегоны» являлись однотрубными кораблями, в то время как «Балтиморы» несли по две дымовых трубы. Серия разделилась снова в 1950 г. с разработкой головного «Де Мойн» (СА-134), за которым последовали крейсера «Салем» (СА-139) и «Ньюпорт Ньюс» (СА- 148). По своей конфигурации эти корабли отличались от «Балтиморов» и «Орегонов».

Длина крейсеров типа «Балтимор»/ «Орегон Сити» по корпусу — 205.3 м. по ватерлинии — 202,4 м, ширина по мидель- шпангоуту — 21,6 м. Стандартное водоизмещение- 14 472 т (13 129 метрических тонн), полное — 17 030 тонн (15 450 метрических тонн). Осадка в полном грузе — 8,2 м. На «Де Мойнах» длина по корпусу была увеличена до 218,4 м, а ширина по мидель-шпангоуту — до 23,3 м. Стандартное водоизмещение «Де Мойна» составило 17 000 т (15 422 метрических тонны), полное — 21 500 тонны (19 505 метрических тонны).

На всех крейсерах трех серий стояло по восемь котлов Бэбкока и Уилкокса и по четыре турбины Дженерал Электрик суммарной мощностью 120 000 л.с. турбины работали на четыре гребных винта. Скорость полного хода 33 узла. Запас нефти обеспечивал дальность плавания в 10 000 морских миль со скоростью 15 узлов. Дальность плавания, как и на других крейсерах, могла быть увеличена за счет попутной и встречной дозаправки в плавании. Бронирование крейсеров типа «Балтимор» в целом было выполнено аналогично бронированию крейсера «Уичита». Толщина брони варьировалась от 15,24 см в районе машинных отделений до 10,2 см в районе ватерлинии. Толщина бронепалубы — 5 см. Толщина барбетов башен 6 дюймов. Толщина лобовой брони башен главного калибра — 20,3 мм, бортов — 7,62 см, крыш — 7,62 см.

Крейсера «Балтимор»/»Орегон Сити» были вооружены девятью 203-мм орудиями с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 12 или Мк 15, по три орудия в трех башнях; две башни в иосу одна над другой, одна — в корме, сама по себе отдельная. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом массой 152 кг составляла 27,5 км. На «Дс Мойнах» стояло по девять автоматизированных орудий калибра 203 мм с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 16 Mod 0, по три в трех башнях. Новые, более тяжелые, 8-дюймовые орудия обладали скорострельностью 12 выстрелов в минуту и снаряжались унитарными боеприпасами, а не выстрелами раздельного заряжения. Стрельба главным калибром управлялась с помощью оптического дальномера Мк 34 и радиолокационного дальномера.

Артиллерия среднего калибра состояла из 12 орудий калибра 127 мм (5 дюймов) с длинной ствола 38 калибров, установленных в шести полностью закрытых двухорудийных башнях. Наводка 127-мм пушек производилась посредством оптики и радиолокаторов. Чисто зенитное вооружение представляли проверенные 40-мм Бофорсы. Первые четыре крейсера типа «Балтимор» (СА-68 — СА-71) были вооружены 12 счетверенными Бофорсами — 48 стволов в общей сложности! На остальных крейсерах количество счетверенных Бофорсов уменьшили до 11, однако общее количество стволов не изменилось, так как на корме поставили два спаренных 40-мм зенитных автомата. В ходе войны зенитное вооружение крейсеров было усилено установкой 24 одноствольных Эрликонов калибра 20 мм. После войны с крейсеров демонтировали Бофорсы и Эрликоны, а взамен поставили 76,2-мм автоматические пушки. Общее количество зениток при этом значительно уменьшилось.

Подобно «Уичите», крейсера типа «Балтимор» были снабжены авиационным ангаром, двумя катапультами для запуска гидросамолетов и двумя кранами (крейсера СА-68 — СА-71). На остальных крейсерах ставился только один кран. На всех крейсерах катапульты монтировались на квартдеке. Использовалось три типа гидросамолетов: изначально Кертисс SOC «Сигал», с 1943 г. — Воут OS2U «Кингфишер», в 1945 г. — Кертис SC–I.

К моменту появления тяжелых крейсеров типа «Балтимор» в Атлантике и Тихом океане, оборонительные сражения первого периода войны уже завершились. Драматические сражения конца 1942 — начала 1943 г.г., в которых принимали участие крейсера и эсминцы союзников, также ушли в историю. В прошлом осталась слава японских авианосцев — у японцев не хватало кораблей, самолетов и, самое главное, хорошо подготовленных палубных пилотов. На Тихом океане американцы начали общее наступление, двигаясь от острова к острову. Высадке десанта всегда предшествовали мощные авиационные и артиллерийские удары по японским гарнизонам. Тяжелые крейсера стали включать в охранение авианосцев. «Балтиморы» привлекались к обстрелам японских позициях ог Маршалловых островов до Окинавы и собственно Японии.

Крейсер «Канберра» (СА-70) 13 октября 1944 г. получил попадание одной торпеды, сброшенной японским аэропланом. Торпеда попала в борт между 3-м и 4-м котельными отделениями. В результате взрыва торпеды была разрушена переборка и затоплены оба котельных отделения. Крейсер лишился хода. «Канберру» отбуксировали на ремонт в Манус, острова Адмиралтейства. После ремонта крейсер успел принять участия в боях последнего месяца войны на Тихом океане.

«Питтсбург» (СА-72) стал вторым и последним «Балтимором», получившим наряду с «Канберрой», ощутимые повреждения, но японцы тут были не причем — постаралась Матушка природа. 4 июня 1945 г., вскоре после участия в кампании против Окинавы, крейсер попал в тайфун. Ветер и волны оторвали носовую часть «Питтсбурга». От затопления крейсер спасла выдержавшая напор стихии поперечная переборка № 1. установленная перед башней № I главного калибра. Крейсер пришел на Гуам для ремонта своим ходом. Оторванный нос, который остался на плаву, также отбуксировали на Гуам. Пристраивать нос к корпусу крейсера не стали. «Пигтебург» отправили на полноценный ремонт в США, больше в войне этот корабль участия не принимал.

Большинство «Балтиморов» действовало на Тихом океане. Только «Куинси» (СА-71) довелось поработать в водах Атлантики. «Куинси» поддерживал 6 июня 1944 г. вторжение союзников в Нормандию. Затем корабль перевели на Средиземноморье, где он огнем своих калибров обеспечивал вторжение в Южную Францию. В конце февраля 1945 г. присутствие «Куинси» в Средиземном море перестало быть необходимым. Крейсер ушел на Тихий океан, где его видели в водах Окинавы.

До конца войны в строй удалось ввести 11 тяжелых крейсеров типа «Балтимор», семь из них были за героизм и мужество, проявленные личным составом кораблей в боях в врагом, были удостоены боевых звезд. Самым заслуженным среди «Балтиморов» стал крейсер «Сент-Поль» (СА-73) — одна боевая звезда за Вторую мировую войну, восемь за Корею и восемь за Вьетнам. Всего за Вторую мировую войну крейсера типа «Балтимор» получили 34 боевых звезды.

«Аляска» после вступления в строй проходили боевую подготовку в Атлантике к 1944 г. Внешне крейсер больше напоминал линкор, хотя стремительность обводок не оставляла места для ошибки. В крейсере «Аляски» удачно сочетались огромная мощь артиллерии главного калибра линкора и высокая скорость полного хода крейсера. Один такой «удачный» корабль уже был — он назывался «Худ»… От слова «худой» — «Бисмарк» не долго возился с «Худом». По иронии судьбы «Аляска» так и не показала на что способна: на Тихом океане крейсер занимался, главным образом, обеспечением ПВО авианосных соединений, изредка принимая участие в обстрелах японских гарнизонов на островах.

Тяжелые крейсера типа

Baltimore

Водоизмещение: 136001,17070

t

Размеры: 205,26 (СА-68 — 71: 204,74) х 21,59 х 7,32 м

Машины: 4-вальный ТЗА Дженерал Электрик, 4 котла Бабкок-Уилкокс,
120000
shp

= 32,5 узл; 2735 тонн нефти = 10000 миль @ 15 узл.

Броня: пояс 102 — 152 мм; палуба 65 мм; барбеты 160 мм; башни
лоб 203 мм, крыша 76 мм, борта 95 мм; погреба 76 мм стенки, 65 мм крыша

Вооружение: 9 — 203/55 мм (3 х 3); 12 — 127/38 мм (6 х 2); 48 —
40 мм (11 х 4 + 2 х 2) СА-68 — СА-71: 48 – 40 (12 х 4), СА-68 — СА-71: 22 — 20
(22 х 1), СА-68 — СА-71: 24 — 20 (24 х 1), СА-68 — СА-71: 28 — 20 (28 х 1); 20 —
20 мм (10 х 2); 2 катапульты, 4 самолета

Экипаж
:

1142 человека (1969 военный)

СА-68
Baltimore

Bethlehem, Quincy

26.5.41

28.7.42

15.4.43

Выведен в резерв 8.7.46

СА-69
Boston

Bethlehem, Quincy

31.6.41

26.8.42

30.6.43

Выведен в резерв 12.3.46

СА-70
Canberra

(ex-Pittsburgh)

Bethlehem, Quincy

3.9.41

19.4.43

14.10.43

Выведен в резерв 7.3.47

СА
-71 Quincy

(ex-St. Paul)

Bethlehem, Quincy

9.9.41

23.6.43

15.12.43

Выведен в резерв 19.10.46

CA-72 Pittsburgh

(ex-Albany)

Bethlehem, Quincy

3.2.43

22.2.44

10.10.44

Выведен в резерв 12.3.46

CA-73 St. Paul

(ex-Rochester)

Bethlehem, Quincy

3.2.43

16.9.44

17.2.45

Выведен в резерв 30.4.70

CA-74 Columbus

Bethlehem, Quincy

28.6.43

30.11.44

8.6.45

Выведен из состава флота 31.5.71.

CA-75 Helena

(ex-Des Moines)

Bethlehem, Quincy

9.9.43

28.4.45

4.9.45

Выведен в резерв 29.6.63

CA

-130
Bremerton

New York SB

1.2.43

2.6.44

29.4.45

Выведен в резерв 9.4.48

CA

-131
Fall River

New York SB

12.4.43

13.3.44

1.6.45

Выведен в резерв 31,10.47

CA-132 Macon

New York SB

14.6.43

15.10.44

26.8.45

Выведен в резерв 12.4.50

CA-133 Toledo

New York SB

13.9.43

5.5.45

27.10.46

Выведен в резерв 21.10.60

CA-135 Los Angeles

Philadelphia NY

28.6.43

20.8.44

22.7.45

Выведен в резерв 9.4.48

CA-136 Chicago

Philadelphia NY

28.7.43

20.8.44

10.1.45

Выведен в резерв 6.6.47

CA-137 Norfolk

Philadelphia NY

27.12.44

CA-138 Scranton

Philadelphia NY

27.12.44

Первые работы над проектом нового тяжелого крейсера нача­лись в
сентябре 1939 в качестве альтернативы проекту 8000-тонно­го легкого крейсера
CL

-55.
Последний тяжелый крейсер «Уичита» страдал от недостаточной остойчивости, и
главное внимание было уделено ликвидации этого недостатка. Новый проект
представлял собой «Уичиту» с увеличенной на 2 фт шириной корпуса. Однако,
Генеральный Совет ВМФ решил, что этого недостаточно. Было выс­казано пожелание
разместить все 127-мм орудия в двухорудийных башнях и изменить расположение
машинной установки, как то было сделано на «Кливленде». Следовало также
увеличить длину бро­невого пояса, но в остальном проект повторял «Уичиту». Опыт
вой­ны в европейских водах показал опасность магнитных мин, что при­вело к новым
изменениям в проекте. Требования военного време­ни привели к увеличению
запланированного числа кораблей. 1 июля 1940 был размещен заказ на строительство
первых 4 крейсеров. 9 сентября 1940 были заказаны еще 4 корабля — СА-72 — СА-75.
Последняя серия из 16 единиц СА-122 — СА-138 была заказана 7 августа 1943 в
рамках 1943 финансового года.

Размеры корпуса были значительно увеличены, длина стала боль­ше
на 65 фт, а ширина — на 9 фт. Это значительно улучшило остойчивость. Схема
бронирования напоминала примененную на «Уичите», но значительная часть тоннажа
была использована для уси­ления конструкций корпуса, а не для увеличения толщины
брони. Для повышения живучести были полностью ликвидированы все иллюми­наторы в
корпусе. Главный пояс имел толщину 152 мм, на нижней кромка — 102 мм, и
прикрывал машинные отделения. В носовой и кормовой части его толщина уменьшалась
до 76 — 52 мм соответ­ственно. Начиная с СА-72, главный пояс начинался с 52
шпангоута, чтобы прикрыть радиостанцию, а не с 57. Главная броневая палуба имела
толщину 65 мм, поперечные траверзы — 127 и 152 мм. В про­екте значилась боевая
рубка с толщиной брони 152 мм, но на первых 6 кораблях ее не устанавливали.
Последние корабли имели толщину брони боевой рубки 165 мм. Общий вес брони
составил 1790 тонн или 12,9% стандартного водоизмещения. Зона неуязвимости для
203-мм снарядов 118 кг для крейсера типа «Балтимор» простиралась от 77,5 каб до
120 каб. Когда Бюро вооружения создало новый сверх­тяжелый снаряд весом 152 кг,
зона неуязвимости сократилась до 98 — 105,5 каб. После некоторых колебаний
предложение восстановить прежнюю зону неуязвимости было отвергнуто, так как это
требова­ло значительного увеличения водоизмещения.

Мощность машинной установки была увеличена, так как по срав­нению
с «Уичитой» резко возросло водоизмещение корабля. Ее мощность повысилась на 20%,
что позволило бы кораблям разви­вать скорость 34 узла. Имелись и другие
принципиальные измене­ния. На этих крейсерах были установленные новые котлы
высокого давления, хотя его величина была немного снижена по сравнению с легкими
крейсерами. Каждый котел располагался в изолирован­ном отсеке. Между передней и
задней парами котельных отделений находилось носовое машинное отделение. Была
резко увеличена мощность электрогенераторов. На испытаниях «Бостон» показал
следующие результаты: 118536
shp

= 32,85 узл при водоизмеще­нии 16570 тонн.

203/55 мм орудия моделей

Mk

12 или

Mk

15 располагались в трехорудийных
башнях и имели угол возвышения 41°. Схема расположе­ния 127 мм универсальных
орудий тоже повторяла «Кливленд». В ка­честве легкого зенитного вооружения
предполагалось установить 4 х 4 — 28-мм автоматов, но их сразу решили заменить
на 4 х 4 — 40-мм Бофорсов. Торпедные аппараты не предусматривались. Крейсера
име­ли 2 катапульты и могли нести по 4 самолета, хотя в ангаре можно было
разместить только 2 машины.

Так как первый корабль вошел в строй только весной 1943,
по­явилась возможность учесть военный опыт. Поэтому в ходе войны крейсера не
подвергались серьезным модернизациям. Начиная с СА-72 была прекращена установка
крейсерских турбин, которые потом были сняты и с первых. 3 кораблей. Увеличилось
количество 40-мм автоматов (12 х 4 на СА-68 и СА-71, остальные см. выше).
Появление спарок объяснялось установкой крана в ДП. Планирова­лась установка 28
— 20-мм Эрликонов. Толщина брони боевой руб­ки была снижена на СА-68 — СА-73, но
после возражений моряков была установлена бронированная рулевая рубка с толщиной
стенок 165 мм, благо, запас остойчивости позволял сделать это.

В 1942 был создан переработанный проект, но 1943 из-за про­блем
на верфях от него отказались, и СА-130 — СА-136 были пост­роены с 2 трубами.
Однако СА-122 — СА-129 и СА-137, СА-138 были построены по измененному проекту. В
конце войны стало ясно, что новый автоматические 203-мм орудия значительно
пре­восходят старые образцы, и СА-134 был отнесен к новому типу «Де Мойн», и
постройка еще 6 единиц типа «Балтимор» была отменена. Одни корабль («Нортгемптон»)
был достроен после войны как ко­мандный крейсер.

История службы

БАЛТИМОР


Этот крейсер вместе
с 3 однотипными («Бостон», «Канберра» и «Куинси») образовал 10 дивизию
крейсеров, которая действовала на Тихом океане. В ноябре 1943 «Балтимор» в
составе ОГ 52.2 участвовал в высадке десанта на Макин. В декабре в соста­ве ОГ
50.1 он участвовал в ударе по Кваджеллейну. В январе в составе ОГ 58.1
«Балтимор» участвует в ударах по Маршалловым островам. В феврале в составе ОС 58
совершает рейд на Трук, а в конце марта — на Палау, Яп и Улити. После этого
крейсер участвует в высадке десанта в Холландии. 30 апреля 9 крейсеров в
сопро­вождении эсминцев обстреливают острова Сатаван южнее Трука. В мае в
составе ОГ 58.2 «Балтимор» участвует в ударах по островам Маркус и Уэйк. В июне
проводятся рейды против Марианских ост­ровов. В июне ОГ 58.1 атакует Иводзиму,
Титидзиму и Хахадзиму. В этом же месяце крейсер участвует в высадке десанта на
Сайпан и бою в Филиппинском море. В июле он уходит в США на ремонт и
возвращается только в ноябре. На Улити он входит в состав ОГ 58.3. После этого
он участвует в ударах по Лусону, Формозе, Китаю и Окинаве до конца января 1945.
В феврале в составе ОГ 58.5 «Балтимор» участвует в рейде против Японии. Потом
соединение наносит удар по Иводзиме и снова возвращается к Японии. В марте
наносится удар по целям во Внутреннем, море. В апреле крейсер возвращается к
Окинаве, где действует до конца лета. «Балтимор» в годы Второй Мировой войны
заслужил 9 боевых звезд. 8 июля 1946 в Бремертоне его зачисляют в резерв. 28
ноября 1951 крей­сер снова введен в строй. В Корейской войне не участвует и
служит в Атлантике. Снова выведен из состава действующего флота 31 мая 1956.

БОСТОН


Крейсер вошел в состав
ОС 58 в январе 1944 и уча­ствовал в высадке десанта на Кваджеллейн, Эниветок и
Маджуро. В конце марта он действовал на Палау и западных Каролинских ост­ровах.
В апреле крейсер прикрывал высадку десанта в Холландии. В конце месяца вместе с
другими крейсерами и эсминцами обстре­лял острова Сатаван. В мае «Бостон»
участвовал в рейдах авианос­цев против островов Маркус и Уэйк. В июне в составе
ОГ 58.1 он участвовал в ударе по Марианским островам. В том же месяце крей­сер
участвовал в высадке десанта на Сайпан и бою в Филиппинс­ком море. После высадки
на Гуам в августе и сентябре в составе ОГ 38.1 он участвует в рейдах против
Палау, Минданао, Лусона и Визайяса. В октябре та же оперативная группа действует
у Формозы и Филиппин, участвует в битве за Лейте. В конце года крейсер
уча­ствует в рейдах против Формозы и островов Рюкю, в основном Оки­навы. С
начала 1945 он участвовал в рейдах авианосцев к китайс­кому побережью, а также в
первых ударах по Токио и целям во Внутреннем море. 1 марта «Бостон» вернулся на
Западное Побере­жье для ремонта, который завершился в начале июня. В конце
вой­ны он участвовал в рейдах авианосцев против самой Японии. В годы Второй
Мировой войны «Бостон» заслужил 10 боевых звезд. 4 января 1952 крейсер получил
новое обозначение
CAG

-1.
1 нояб­ря 1955 он снова вошел в строй уже как ракетный крейсер.

КАНБЕРРА


Корабль был назван
так в честь австралийского крейсера, погибшего в бою у Саво в августе 1942.
Крейсер прибыл в Пирл-Харбор 1 февраля 1944 и вошел в состав ОС 38,
обеспечи­вавшего высадку на Эниветок. Далее он участвовал в рейдах про­тив Палау,
Япа, Улити, Трука и Сатавана. В мае в составе ОГ 58.2 крейсер участвовал в
ударах по островам Маркус и Уэйк. В июне, уже в составе ОГ 58.1, «Канберра»
участвует в действиях на Мари­анских островах, ударах по Гуаму, Иводзиме, и
другим островам. Он также участвует в бою в Филиппинском море. В августе в
составе ОГ 38.1 крейсер наносит удары по Филиппинам, Палау, Минданао, Визайясу.
В октябре «Канберра» участвует в рейдах авианосцев против Формозы, Окинавы и
Лусона. Однако 13 октября, всего в 90 милях об берега Формозы, крейсер получает
попадание авиаторпе­ды в котельное отделение № 4. Повреждение валопровода
приво­дит к затоплению еще одного котельного отделения и обоих ма­шинных.
Крейсер принял 4500 тонн воды. Однако его отбуксиро­вали на Улити, а потом на
Манус для временного ремонта. Полный ремонт на верфи Бостона проходил с февраля
по октябрь 1945. Крейсер «Канберра» в годы Второй Мировой войны заслужил 7
боевых звезд. 4 января 1952 «Канберра» получил новое обозначе­ние

CAG

-2 и 15 июня
1956 вошел в строй как ракетный крейсер.

КУИНСИ


Переименован 16
октября 1942 в честь погибшего в бою у острова Саво тяжелого крейсера.
Единственный корабль это­го типа, который большую часть войны прослужил в
Атлантике. Он вошел в состав ОС 22 в марте 1944. В апреле он отправился в
Анг­лию и вошел в состав 12 Флота, готовившего вторжение в Норман­дию. Крейсер
был придан Соединению А, поддерживавшему высад­ку на участке «Юта». «Куинси»
обстреливал немецкие позиции до начала июля, после чего был переброшен на
Средиземное море для операции против Палермо. Во время высадки на юге Франции «Ку­инси»
находился в ОГ 86.4, проводившей обстрелы берега. Однако в сентябре крейсер
вернулся в Соединенные Штаты и прошел ремонт на верфи Бостона, после чего
совершил плавание с президентом на борту к Большому Соленому озеру в Суэцком
канале. Рузвельт хотел встретиться с арабскими лидерами. В феврале 1945 «Куинси»
вер­нулся в США и был переведен на Тихий океан в 10 дивизию крейсе­ров. Он
прибыл на Улити 11 апреля 1945. Последние несколько месяцев войны он прикрывал
авианосцы и обстреливал Окинаву в составе ОС 58. В июле крейсер участвовал в
заключительных ударах по японской метрополии. В годы Второй Мировой войны «Куинси»
заслужил 4 боевые звезды. Позднее крейсер был выведен из резер­ва и участвовал в
Корейской войне.

ПИТТСБУРГ


Крейсер прибыл на
Улити 13 февраля 1945 и стал флагманским кораблем 19 дивизии. Он вошел в состав
ОГ 58.2 и участвовал в ударах по Иводзиме и Японии. В марте он участвовал в
операциях против Нансей Сёто и Кюсю. 14 марта японские бомбардировщики тяжело
повредили авианосец «Франклин», и «Питтсбург» был выделен сопровождать
поврежденный корабль. В марте — мае крейсер участвовал в боях за Окинаву. Однако
в начале июня во время тайфуна он потерял носовую часть до первой баш­ни.
Временный ремонт был произведен на Гуаме. Капитальный ре­монт в Пьюджет Саунд
кончился только в сентябре 1945. Крейсер заслужил 2 боевые звезды во Второй
Мировой войне. Позднее был выведен из резерва и участвовал в Корейской войне.

СЕНТ-ПОЛ


Крейсер прибыл в
Пирл-Харбор в начале июня 1945 и вошел в состав 19 дивизии. В составе ОС 38
успел принять учас­тие в последних ударах по Японии. Крейсер участвовал в
Корейс­кой и Вьетнамской войнах. «Сент-Пол» заслужил 1 боевую звезду во Второй
Мировой войне, 8 звезд в Корее и 8 звезд во Вьетнаме.

КОЛУМБУС


Крейсер не успел
принять участие в боях Второй Мировой войны. 8 мая 1959 получил обозначение
CG

-12 и
был пе­рестроен в ракетный крейсер. Введен в строй 1 декабря 1962.

ХЕЛЕНА


Во Второй Мировой
войне крейсер участия не прини­мал, но воевал в Корее. Крейсер получил
благодарность президен­та Республики Корея и корейскую Медаль за заслуги с 4
звездами.

БРЕМЕРТОН


С началом Корейской
войны снова введен в строй. Заслужил 2 боевые звезды.

ФОЛЛ РИВЕР


В боях не
участвовал, находился в строю всего 2 года, но 24 года состоял в резерве.

МЕЙКОН


В боях участия не
принимал. В годы Корейской войны снова введен в строй, но находился в Атлантике.

ТОЛЕДО


Вошел в строй после
окончания Второй Мировой вой­ны, но участвовал в Корейской войне. Крейсер
заслужил 5 боевых звезд.

ЛОС АНЖЕЛЕС


Вошел в строй до
окончания войны, но в бое­вых действиях участия не принимал. В 1948 выведен в
резерв, но 27 января 1951 снова введен в строй. Участвовал в Корейской вой­не,
заслужил 5 боевых звезд.

ЧИКАГО


В составе 21 дивизии
крейсеров успел принять участие в заключительных обстрелах территории Японии в
июле — августе
f

945,
за что получил 1 боевую звезду. 1 ноября 1958 получил обо­значение

CG

-11 и
перестроен в ракетный крейсер. Вошел в строй 2 мая 1964. Участвовал во
Вьетнамской войне.

Источник: knia.ru

Добавить комментарий