Времён Второй мировой войны. Всего построено 14 единиц: «Балтимор» (CA-68 Baltimore
), «Бостон» (CA-69 Boston
), «Канберра» (CA-70 Canberra
), «Куинси» (CA-71 Quincy
), «Питтсбург» (CA-72 Pittsburgh
), «Сент-Пол» (CA-73 St. Paul
), «Коламбус» (CA-74 Columbus
), «Хелена» (CA 75 Helena
), «Бремертон» (CA-130 Bremerton
), «Фолл-Ривер» (CA-131 Fall River
), «Мэкон» (CA-132 Macon
), «Толедо» (CA-133 Toledo
), «Лос-Анджелес» (CA-135 Los Angeles
), «Чикаго » (CA-136 Chicago
). Крейсера «Норфолк» (CA-137 Norfolk
) и «Скрэнтон» (CA-138 Scranton
) остались недостроенными. Ещё 6 крейсеров были перезаказаны как тип «Орегон ».
Тип «Балтимор», как и тип «Кливленд», ведёт своё происхождение как от «Уичиты », так и от двух последних лёгких крейсеров типа «Бруклин » — «Сент-Луиса» и «Хелены». Первоначально предполагалось сохранить компоновку «Сент-Луиса» и ограничиться увеличением ширины корпуса на 0,6 м, уменьшением верхнего веса за счёт утончения барбетов до 160 мм и бортов башен главного калибра до 82 мм, для того что бы избавится от главного недостатка «Уичиты» — плохой остойчивости, однако вскоре было решено произвести радикальную смену проекта. Увеличив корпус «Сент-Луиса» в длину и в ширину до 199,6 м и 20,19 м соответственно, вооружив его девятью 203-мм орудиями и многочисленной зенитной артиллерией, американцы получили «Балтимор». Толщину бортового пояса взяли у проекта «Уичиты», схему бронирования — у «Бруклина». На проект крейсера не накладывались никакие договорные ограничения.
Водоизмещение продолжало расти, даже после утверждения проекта. К середине 1940 года оно выросло до 13 300 дл. тонн и длина увеличилась до 202,4 м (664 ft) по ватерлинии, в связи с дополнительным весом, из-за увеличения длины главного пояса и установки дополнительной местной противоосколочной защиты. Расчётная мощность была 120 000 л. с., расчётная скорость 34 узла.
Основной проблемой «Уичиты» была её плохая остойчивость, которая была следствием 10 000-тонного ограничения водоизмещения. Ширину корпуса «Балтимора» ещё увеличили для улучшения остойчивости, и водоизмещение составило 13 600 дл. тонн по сравнению с 10 000 дл. тонн прототипа. Максимальная скорость сократилась до 33,5 узлов при водоизмещении 14 970 дл. тонн (нормальное), по сравнению с 34 узлами, первоначально закладываемыми в проект . Окончательные размеры превышали размеры «Бруклина» на 20 м в длину и на 2,8 м в ширину.
На этих крейсерах были установленные новые котлы высокого давления (41,85 атм (615 psi) при 454,4°С(850 °F)) . Каждый котёл располагался в отдельном отсеке. Было применено эшелонное расположение агрегатов: между передними и задними котельными отделениями находилось носовое машинное отделение. Была резко увеличена мощность электрогенераторов. Мощность четырёх генераторов составляла по 750 кВт. Корабли получили два аварийных дизель-генератора мощностью по 250 кВт, вместо 80 у «Уичиты», которые могли бы обеспечить резервную мощность, необходимую для борьбы за живучесть .
Первые восемь кораблей класса были построены компанией «Бетлехем Стил» (англ. Betlehem Steel
) в Квинси , Массачусетс .
К концу войны в строю было 11 кораблей, и строительство продолжалось .
В ходе войны зенитное вооружение (40-мм автоматы «Бофорс») было дополнено 20-мм автоматами «Эрликон». После войны те и другие были заменены 3-дюймовыми (76-мм) артустановками, число зенитных стволов заметно сократилось.
К тому времени, как крейсера этого типа стали входить в строй, оборонительные бои против японского императорского флота, как и ночные артиллерийские дуэли, уже закончились. Основной их ролью стало прикрытие авианосных соединений, в основном от атаки с воздуха, поддержка десантов, а в конце войны — артналеты на Японские острова.
Корабли этого типа имели гладкопалубную конструкцию, с седловатостью, прямой форштевень с малым наклоном и транцевую корму со скруглениями. Вертикальный прямой борт без развала, за исключением носовой четверти, где развал доходил до 30°. Для уменьшения заливаемости на баке был установлен сплошной фальшборт . Для повышения живучести были полностью ликвидированы все иллюминаторы в корпусе.
Надстройки, мачты, дымовые трубы и артиллерия сосредоточивались к миделю, оставляя свободными длинные бак и ют . Самолетные катапульты и краны находились на юте, ангар там же под главной палубой.
Метацентрическая высота на испытаниях крейсера «Балтимор» на стабильность составила 1,68 м при полной нагрузке (17 031 дл. т) . Высота надводного борта при нормальном водоизмещении в носу была достаточно велика и составляла 10,1 м (против 10,2 м у «Портленда» и 8,2 у «Бруклина» ) борт так же был высок в корме — 7,6 м (против 5,5 м у «Портленда» и 7 у «Бруклина» ) .
Основное различие между «Балтиморами» и «Кливлендами», при схожести компоновки, состояло в том, что первые не испытывали нехватки места и верхний вес для них не был проблемой, ограничивающей дальнейшую модернизацию .
Расположение главного калибра линейное, в трёхорудийных башнях Mk 12 или Mk 15 (две башни в носу с превышением, одна в корме). Дальнобойность орудий доходила до 27 400 м по горизонту при стрельбе 152-кг бронебойным снарядом раздельного заряжания и угле возвышения 41°. Управление огнём с помощью комбинированного КДП Mk 34, как с оптическим, так и радарным наведением.
«Балтимор» нёс орудия Мк 12/1, а остальные крейсера имели Mk 15/0. Это было мощное оружие, эффективность которого доказана в процессе эксплуатации. Они выпускали 335-фунтовый бронебойный снаряд или 260-фунтовый фугасный.
Основным недостатком оружия был относительно невысокий темп стрельбы, хотя и на уровне с другими 8″ орудиями того времени. У
предыдущих 8″ пушек была проблема с кучностью, а на новых 8″ орудийных башнях для типа «Балтимор» это удалось исправить за счёт индивидуальных люлек и увеличения расстояния между орудиями. Цикл выстрела составлял 11,5 секунд. Минимальный результат, практически достигнутый в боевых условиях — 13 сек .
Расположение вспомогательного калибра — ромбическое, вокруг надстроек. Внушительное число подкреплялось отличным расположением: две башни разместились по диаметральной плоскости и могли стрелять над носовой и кормовой группами артиллерии главного калибра. Управление огнём с помощью комбинированного КДП Mk 37.
Броневой пояс был по конструкции подобен поясу «Уичиты» — 152 мм вверху, 102 мм на нижней кромке, главный пояс начинался с 52 шпангоута и прикрывал машинные отделения. Главная броневая палуба имела толщину 65 мм, поперечные траверзы — 127 и 152 мм . Вес вертикальной брони (броня палуб не учитывалась) составил 1790 тонн или 12,9 % стандартного водоизмещения. Башни главного калибра получили дифференцированное бронирование. Лоб прикрывался 203-мм броней, боковые стенки — 82-мм, крыша — 76-мм (лоб −203-мм, боковые стенки — 95-мм, крыша — 65-мм ). Толщина барбетов башен, по сравнению с «Уичитой», была уменьшена и составила 160 мм, они же являлись снарядными погребами .
Силовая установка — паротурбинная четырёхвальная. Все корабли типа (и последующих типов «Олбани» и «Де-Мойн») в качестве главных механизмов имели четыре высоконапорных котла «Бабкок и Уилкокс» (англ. Babcock & Wilcox
), снабжавших паром 4 турбозубчатых агрегата «Дженерал Электрик» (GE
), суммарной мощностью 120 000 л. с. Для повышения живучести было выбрано эшелонное расположение машинных и котельных отделений. Крейсера имели проектную дальность под турбинами крейсерского хода 10 000 миль на ходу 15 узлов. Начиная с СА-72 была прекращена установка крейсерских турбин, которые потом были сняты и с первых трёх кораблей. Полный запас топлива по одним данным составлял 2735 тонн , по другим 2596 дл. тонн (2516 флотского мазута+ 62 дизельного топлива + 18 авиационного бензина ).
Крейсера имели практическую дальность хода в 7900 миль на ходу 15 узлов . Проектная скорость составляла 33 узла при водоизмещении 15 581 дл. тонна (загрузка в 2/3 от полной) и мощности 120 000 л. с. Крейсера типа Baltimore не проходили всю программу испытаний.
Во время пробега в море 22 октября 1943 года USS Boston смог достичь скорости хода 32,85 узлов при мощности 118 536 л. с. и водоизмещении 16 570 дл. т (2/3 от полной 15 800 т). USS Pittsburgh развил 33 узла при мощности 133 649 л. с. и водоизмещении 16 200 дл. т (2/3 от полной 15 900 дл. т) .
Тип «Балтимор», в отличии от своего прототипа «Уичиты» стал образцом тяжёлого крейсера, с которым сверялись все тяжёлые артиллерийские крейсера, как во время, так и после войны.
Конструкция, свободная от ограничений Вашингтонского договора, оказалась хорошо сбалансированной по вооружению, защите и мореходным качествам. Перегрузка к концу Второй мировой войны составляла менее 400 тонн и была наименьшей среди американских крейсеров . Только два корабля этого типа получили сколько-нибудь серьёзные повреждения: «Канберра» была выведена из строя попаданием одиночной авиационной торпеды в район кормовых котельных отделений, и отбуксирована в ремонт.
«Питтсбург» во время урагана 4 июня 1945 года потерял носовую оконечность по первую башню, однако остался на плаву и своим ходом вернулся в базу .
Основной недостаток защиты состоял в том, что когда броня погребов проходила по внешнему борту, в оконечностях она не поднималась выше уровня воды, поскольку боезапас располагался на нижних платформах. В результате существовали проблемы затоплений по ватерлинии.
Тяжёлые крейсера хорошо проявили себя в качестве кораблей артиллерийской поддержки. Здесь требовался снаряд потяжелее. И если после войны все лёгкие крейсера практически сразу были выведены из состава флота (американцы не стали достраивать даже новейшие серии «Фарго» и «Вустера»), то тяжёлые крейсера сохранялись очень долго. Они успели повоевать и в Корее , и во Вьетнаме .
По мнению большинства флотских специалистов «Балтиморы» являлись сильнейшими тяжёлыми крейсерами Второй мировой войны
По окончанию ремонта «Уичита» ушла на Тихий океан, куда подоспела как раз к битве при острове Реннелл, Соломоновы острова. Сражение произошло 29 января 1943 г. Тогда от многочисленных попаданий торпед затонул крейсер «Чикаго» (СА-29). «Уичита» получила попадание одной торпеды, которая не взорвалась. Во время сражения в заливе Лейте в октябре 1944 г. артиллерией крейсера «Уичита» были потоплены японский авианосец «Чийода» и эсминец «Хатцузуки».
Крейсер «Уичита» в 1945 г. принимал участие в боях за Окинаву, присутствовал при капитуляции Японии. 27 апреля 1945 г. под Окинавой в крейсер попал небольшой снаряд, вероятно калибра 5 дюймов, выпущенный с японской береговой батареи. Снаряд пробил левый борт ниже ватерлинии за башней № 3 главного калибра. Взрыв снаряда серьезных повреждений крейсеру не причинил, и корабль продолжил бой.
«Питтсбург» пришел на Гуам без носовой оконечности. Нос корабль потерял в тайфуне, но остальная часть корпуса выдержала натиск стихии. Два моряка в доке осматривают повреждения крейсера, удивляясь каким образом калека дошел своим ходом до порта. За бои на Тихом океане крейсер «Питтсбург» получил две боевых звезды.
«Питтсбург» с временной носовой оконечностью, пристроенной на Гуаме для перехода в Штаты в Бремертон, шт. Вашингтон. День Победы над Японией застал крейсер «Питтсбург» в ремонте. После окончания ремонта крейсер вывели в резерв, но с началом войны в Корее и 1950 г. «Питтсбург» снова был призван в строй.
«Сент-Пол» — самый заслуженный из крейсеров типа «Балтимор» -17 боевых звезд: за Вторую мировую войну — одна, Корея — восемь и Вьетнам — восемь. После вводи в строй и учебного похода, корабль пришел на Тихий океан, где присоединился к TF-38. «Сент- Пол» окрашен но схеме Measure 21, NAVY Blue System. Цилиндрический объект на корме является дымогенератором.
В послевоенный период крейсер «Сент-Пол» прошел интенсивную модернизацию. К маю 1955 г. с корабля демонтировали башню № 1 с 5-дюймовыми пушками, все 20- и 40-мм зенитки, катапульты. В носовой части установлена антенна боевой информационной системы NTDS. Па мачте в числе прочих антенны, установлена антенна радиотехнической системы дальней навигации TACAN. Разнообразное антенное хозяйство расставлено по всему кораблю. Крейсер окрашен по схеме Measure 27 — полностью в цвет Haze Gray, окраска мирного времени.
Тяжелый крейсер «Уичита» числился в боевом составе ВМС США с февраля 1939 по февраль 1947 г.г., когда он был выведен в резерв Атлантического флота. Окончательно крейсер списали в 1959 г., в том же году корабль продали на металлолом. За время боевой службы на Атлантическом и Тихом океанах в годы Второй мировой войны тяжелый крейсер 13 раз был отмечен боевой звездой.
Крейсера типа «Балтимор»
Тяжелые крейсера типа «Балтимор» продолжили линию развития кораблей типа «Бруклин» и удачного корабля по имени «Уичита».
Головной в серии крейсер «Балтимор» был заказан I октября 1940 г., закладка киля крейсера состоялась на заводе Близлихэм Стил, Форс-Ривер, Куинси, шт. Массачусетс, 26 мая 1941 г. Первые восемь крейсеров серии (СА-68 — СА-75) были построены в Куинси. Крейсер «Орегон Сити» (СА-122) отличался от предшествующих «Балтиморов» и фактически стал головным в новой серии из трех кораблей — «Орегон Сити», «Олбани» (СА-123) и «Рочестер» (СА-124). Эти корабли также строились Близлихэм Стил. «Орегоны» являлись однотрубными кораблями, в то время как «Балтиморы» несли по две дымовых трубы. Серия разделилась снова в 1950 г. с разработкой головного «Де Мойн» (СА-134), за которым последовали крейсера «Салем» (СА-139) и «Ньюпорт Ньюс» (СА- 148). По своей конфигурации эти корабли отличались от «Балтиморов» и «Орегонов».
Залп носовых башен главного калибра крейсера «Сент-Пол». Крейсер ведет огонь но Хангнэму, Северная Корея, декабрь 1950 г. Орудийный огонь американских кораблей обеспечил эвакуацию из порта военных и гражданских перед лицом корейско-китайских полчищ. Последние выстрелы в Корейской войне «Сент-Пол» сделал в 21 ч 59 минут 27 июля 1953 г. — за одну минуту до вступления в силу перемирии.
Вьетнамская береговая артиллерия обстреливает крейсер «Септ-Пол», Тонкинский залив, август 1967 г. Крейсер оказывал огневую поддержку американским и южновьетнамским войскам в 1965–1970 г.г. 2 сентября 1965 г. в носовую часть корабля попал снаряд, выпущенный вьетнамской береговой артиллерией. Потерь среди экипажа не было.
Длина крейсеров типа «Балтимор»/ «Орегон Сити» по корпусу — 205.3 м. по ватерлинии — 202,4 м, ширина по мидель- шпангоуту — 21,6 м. Стандартное водоизмещение- 14 472 т (13 129 метрических тонн), полное — 17 030 тонн (15 450 метрических тонн). Осадка в полном грузе — 8,2 м. На «Де Мойнах» длина по корпусу была увеличена до 218,4 м, а ширина по мидель-шпангоуту — до 23,3 м. Стандартное водоизмещение «Де Мойна» составило 17 000 т (15 422 метрических тонны), полное — 21 500 тонны (19 505 метрических тонны).
На всех крейсерах трех серий стояло по восемь котлов Бэбкока и Уилкокса и по четыре турбины Дженерал Электрик суммарной мощностью 120 000 л.с. турбины работали на четыре гребных винта. Скорость полного хода 33 узла. Запас нефти обеспечивал дальность плавания в 10 000 морских миль со скоростью 15 узлов. Дальность плавания, как и на других крейсерах, могла быть увеличена за счет попутной и встречной дозаправки в плавании. Бронирование крейсеров типа «Балтимор» в целом было выполнено аналогично бронированию крейсера «Уичита». Толщина брони варьировалась от 15,24 см в районе машинных отделений до 10,2 см в районе ватерлинии. Толщина бронепалубы — 5 см. Толщина барбетов башен 6 дюймов. Толщина лобовой брони башен главного калибра — 20,3 мм, бортов — 7,62 см, крыш — 7,62 см.
Крейсер «Сент-Пол» проходит по левому борту танкера «Навасота» (АО-106) на пути в Тонкинский залив, 1967 г. Обратите внимание на большое количество разнообразных антенн.
Моряки танкера «Навасота» подают концы на крейсер «Сент-Пол». Крейсеру предстоит принять нефть с танкера. Моряки танкера — в пожарных касках, работа на танкере отличается крайней непредсказуемостью и опасностью. Пи кормовой надстройке крейсера виден визир Мк 54 управления огнем кормовой башни главного калибра. Впереди и выше системы Мк 54 установлена система Мк 37, используемая для управления огнем 5-дюймовой артиллерии.
Крейсера «Балтимор»/»Орегон Сити» были вооружены девятью 203-мм орудиями с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 12 или Мк 15, по три орудия в трех башнях; две башни в иосу одна над другой, одна — в корме, сама по себе отдельная. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом массой 152 кг составляла 27,5 км. На «Дс Мойнах» стояло по девять автоматизированных орудий калибра 203 мм с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 16 Mod 0, по три в трех башнях. Новые, более тяжелые, 8-дюймовые орудия обладали скорострельностью 12 выстрелов в минуту и снаряжались унитарными боеприпасами, а не выстрелами раздельного заряжения. Стрельба главным калибром управлялась с помощью оптического дальномера Мк 34 и радиолокационного дальномера.
Продолжение выпуска № 17. Роль, которую тяжелые крейсера ВМС США сыграли во Второй мировой войне, огромна. Особенно возросло значение тяжелых крейсеров на Тихом океане, после того как японская палубная авиация нейтрализовала 7 декабря фактически все американские линкоры Тихоокеанского флота. В том историческом налете не пострадал ни один тяжелый крейсер. Все тяжелые крейсера приняли участие в боях с самурайско-японскими и немецко-фашистскими агрессорами.
Крейсера типа «Балтимор»
Крейсера типа «Балтимор»
Тяжелые крейсера типа «Балтимор» продолжили линию развития кораблей типа «Бруклин» и удачного корабля по имени «Уичита».
Головной в серии крейсер «Балтимор» был заказан I октября 1940 г., закладка киля крейсера состоялась на заводе Близлихэм Стил, Форс-Ривер, Куинси, шт. Массачусетс, 26 мая 1941 г. Первые восемь крейсеров серии (СА-68 — СА-75) были построены в Куинси. Крейсер «Орегон Сити» (СА-122) отличался от предшествующих «Балтиморов» и фактически стал головным в новой серии из трех кораблей — «Орегон Сити», «Олбани» (СА-123) и «Рочестер» (СА-124). Эти корабли также строились Близлихэм Стил. «Орегоны» являлись однотрубными кораблями, в то время как «Балтиморы» несли по две дымовых трубы. Серия разделилась снова в 1950 г. с разработкой головного «Де Мойн» (СА-134), за которым последовали крейсера «Салем» (СА-139) и «Ньюпорт Ньюс» (СА- 148). По своей конфигурации эти корабли отличались от «Балтиморов» и «Орегонов».
Длина крейсеров типа «Балтимор»/ «Орегон Сити» по корпусу — 205.3 м. по ватерлинии — 202,4 м, ширина по мидель- шпангоуту — 21,6 м. Стандартное водоизмещение- 14 472 т (13 129 метрических тонн), полное — 17 030 тонн (15 450 метрических тонн). Осадка в полном грузе — 8,2 м. На «Де Мойнах» длина по корпусу была увеличена до 218,4 м, а ширина по мидель-шпангоуту — до 23,3 м. Стандартное водоизмещение «Де Мойна» составило 17 000 т (15 422 метрических тонны), полное — 21 500 тонны (19 505 метрических тонны).
На всех крейсерах трех серий стояло по восемь котлов Бэбкока и Уилкокса и по четыре турбины Дженерал Электрик суммарной мощностью 120 000 л.с. турбины работали на четыре гребных винта. Скорость полного хода 33 узла. Запас нефти обеспечивал дальность плавания в 10 000 морских миль со скоростью 15 узлов. Дальность плавания, как и на других крейсерах, могла быть увеличена за счет попутной и встречной дозаправки в плавании. Бронирование крейсеров типа «Балтимор» в целом было выполнено аналогично бронированию крейсера «Уичита». Толщина брони варьировалась от 15,24 см в районе машинных отделений до 10,2 см в районе ватерлинии. Толщина бронепалубы — 5 см. Толщина барбетов башен 6 дюймов. Толщина лобовой брони башен главного калибра — 20,3 мм, бортов — 7,62 см, крыш — 7,62 см.
Крейсера «Балтимор»/»Орегон Сити» были вооружены девятью 203-мм орудиями с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 12 или Мк 15, по три орудия в трех башнях; две башни в иосу одна над другой, одна — в корме, сама по себе отдельная. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом массой 152 кг составляла 27,5 км. На «Дс Мойнах» стояло по девять автоматизированных орудий калибра 203 мм с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 16 Mod 0, по три в трех башнях. Новые, более тяжелые, 8-дюймовые орудия обладали скорострельностью 12 выстрелов в минуту и снаряжались унитарными боеприпасами, а не выстрелами раздельного заряжения. Стрельба главным калибром управлялась с помощью оптического дальномера Мк 34 и радиолокационного дальномера.
Артиллерия среднего калибра состояла из 12 орудий калибра 127 мм (5 дюймов) с длинной ствола 38 калибров, установленных в шести полностью закрытых двухорудийных башнях. Наводка 127-мм пушек производилась посредством оптики и радиолокаторов. Чисто зенитное вооружение представляли проверенные 40-мм Бофорсы. Первые четыре крейсера типа «Балтимор» (СА-68 — СА-71) были вооружены 12 счетверенными Бофорсами — 48 стволов в общей сложности! На остальных крейсерах количество счетверенных Бофорсов уменьшили до 11, однако общее количество стволов не изменилось, так как на корме поставили два спаренных 40-мм зенитных автомата. В ходе войны зенитное вооружение крейсеров было усилено установкой 24 одноствольных Эрликонов калибра 20 мм. После войны с крейсеров демонтировали Бофорсы и Эрликоны, а взамен поставили 76,2-мм автоматические пушки. Общее количество зениток при этом значительно уменьшилось.
Подобно «Уичите», крейсера типа «Балтимор» были снабжены авиационным ангаром, двумя катапультами для запуска гидросамолетов и двумя кранами (крейсера СА-68 — СА-71). На остальных крейсерах ставился только один кран. На всех крейсерах катапульты монтировались на квартдеке. Использовалось три типа гидросамолетов: изначально Кертисс SOC «Сигал», с 1943 г. — Воут OS2U «Кингфишер», в 1945 г. — Кертис SC–I.
К моменту появления тяжелых крейсеров типа «Балтимор» в Атлантике и Тихом океане, оборонительные сражения первого периода войны уже завершились. Драматические сражения конца 1942 — начала 1943 г.г., в которых принимали участие крейсера и эсминцы союзников, также ушли в историю. В прошлом осталась слава японских авианосцев — у японцев не хватало кораблей, самолетов и, самое главное, хорошо подготовленных палубных пилотов. На Тихом океане американцы начали общее наступление, двигаясь от острова к острову. Высадке десанта всегда предшествовали мощные авиационные и артиллерийские удары по японским гарнизонам. Тяжелые крейсера стали включать в охранение авианосцев. «Балтиморы» привлекались к обстрелам японских позициях ог Маршалловых островов до Окинавы и собственно Японии.
Крейсер «Канберра» (СА-70) 13 октября 1944 г. получил попадание одной торпеды, сброшенной японским аэропланом. Торпеда попала в борт между 3-м и 4-м котельными отделениями. В результате взрыва торпеды была разрушена переборка и затоплены оба котельных отделения. Крейсер лишился хода. «Канберру» отбуксировали на ремонт в Манус, острова Адмиралтейства. После ремонта крейсер успел принять участия в боях последнего месяца войны на Тихом океане.
«Питтсбург» (СА-72) стал вторым и последним «Балтимором», получившим наряду с «Канберрой», ощутимые повреждения, но японцы тут были не причем — постаралась Матушка природа. 4 июня 1945 г., вскоре после участия в кампании против Окинавы, крейсер попал в тайфун. Ветер и волны оторвали носовую часть «Питтсбурга». От затопления крейсер спасла выдержавшая напор стихии поперечная переборка № 1. установленная перед башней № I главного калибра. Крейсер пришел на Гуам для ремонта своим ходом. Оторванный нос, который остался на плаву, также отбуксировали на Гуам. Пристраивать нос к корпусу крейсера не стали. «Пигтебург» отправили на полноценный ремонт в США, больше в войне этот корабль участия не принимал.
Большинство «Балтиморов» действовало на Тихом океане. Только «Куинси» (СА-71) довелось поработать в водах Атлантики. «Куинси» поддерживал 6 июня 1944 г. вторжение союзников в Нормандию. Затем корабль перевели на Средиземноморье, где он огнем своих калибров обеспечивал вторжение в Южную Францию. В конце февраля 1945 г. присутствие «Куинси» в Средиземном море перестало быть необходимым. Крейсер ушел на Тихий океан, где его видели в водах Окинавы.
До конца войны в строй удалось ввести 11 тяжелых крейсеров типа «Балтимор», семь из них были за героизм и мужество, проявленные личным составом кораблей в боях в врагом, были удостоены боевых звезд. Самым заслуженным среди «Балтиморов» стал крейсер «Сент-Поль» (СА-73) — одна боевая звезда за Вторую мировую войну, восемь за Корею и восемь за Вьетнам. Всего за Вторую мировую войну крейсера типа «Балтимор» получили 34 боевых звезды.
«Аляска» после вступления в строй проходили боевую подготовку в Атлантике к 1944 г. Внешне крейсер больше напоминал линкор, хотя стремительность обводок не оставляла места для ошибки. В крейсере «Аляски» удачно сочетались огромная мощь артиллерии главного калибра линкора и высокая скорость полного хода крейсера. Один такой «удачный» корабль уже был — он назывался «Худ»… От слова «худой» — «Бисмарк» не долго возился с «Худом». По иронии судьбы «Аляска» так и не показала на что способна: на Тихом океане крейсер занимался, главным образом, обеспечением ПВО авианосных соединений, изредка принимая участие в обстрелах японских гарнизонов на островах.
Тяжелые крейсера типа
Baltimore
Водоизмещение: 136001,17070
t
Размеры: 205,26 (СА-68 — 71: 204,74) х 21,59 х 7,32 м
Машины: 4-вальный ТЗА Дженерал Электрик, 4 котла Бабкок-Уилкокс,
120000
shp
= 32,5 узл; 2735 тонн нефти = 10000 миль @ 15 узл.
Броня: пояс 102 — 152 мм; палуба 65 мм; барбеты 160 мм; башни
лоб 203 мм, крыша 76 мм, борта 95 мм; погреба 76 мм стенки, 65 мм крыша
Вооружение: 9 — 203/55 мм (3 х 3); 12 — 127/38 мм (6 х 2); 48 —
40 мм (11 х 4 + 2 х 2) СА-68 — СА-71: 48 – 40 (12 х 4), СА-68 — СА-71: 22 — 20
(22 х 1), СА-68 — СА-71: 24 — 20 (24 х 1), СА-68 — СА-71: 28 — 20 (28 х 1); 20 —
20 мм (10 х 2); 2 катапульты, 4 самолета
Экипаж
:
1142 человека (1969 военный)
СА-68
Baltimore
Bethlehem, Quincy
26.5.41
28.7.42
15.4.43
Выведен в резерв 8.7.46
СА-69
Boston
Bethlehem, Quincy
31.6.41
26.8.42
30.6.43
Выведен в резерв 12.3.46
СА-70
Canberra
(ex-Pittsburgh)
Bethlehem, Quincy
3.9.41
19.4.43
14.10.43
Выведен в резерв 7.3.47
СА
-71 Quincy
(ex-St. Paul)
Bethlehem, Quincy
9.9.41
23.6.43
15.12.43
Выведен в резерв 19.10.46
CA-72 Pittsburgh
(ex-Albany)
Bethlehem, Quincy
3.2.43
22.2.44
10.10.44
Выведен в резерв 12.3.46
CA-73 St. Paul
(ex-Rochester)
Bethlehem, Quincy
3.2.43
16.9.44
17.2.45
Выведен в резерв 30.4.70
CA-74 Columbus
Bethlehem, Quincy
28.6.43
30.11.44
8.6.45
Выведен из состава флота 31.5.71.
CA-75 Helena
(ex-Des Moines)
Bethlehem, Quincy
9.9.43
28.4.45
4.9.45
Выведен в резерв 29.6.63
CA
-130
Bremerton
New York SB
1.2.43
2.6.44
29.4.45
Выведен в резерв 9.4.48
CA
-131
Fall River
New York SB
12.4.43
13.3.44
1.6.45
Выведен в резерв 31,10.47
CA-132 Macon
New York SB
14.6.43
15.10.44
26.8.45
Выведен в резерв 12.4.50
CA-133 Toledo
New York SB
13.9.43
5.5.45
27.10.46
Выведен в резерв 21.10.60
CA-135 Los Angeles
Philadelphia NY
28.6.43
20.8.44
22.7.45
Выведен в резерв 9.4.48
CA-136 Chicago
Philadelphia NY
28.7.43
20.8.44
10.1.45
Выведен в резерв 6.6.47
CA-137 Norfolk
Philadelphia NY
27.12.44
CA-138 Scranton
Philadelphia NY
27.12.44
Первые работы над проектом нового тяжелого крейсера начались в
сентябре 1939 в качестве альтернативы проекту 8000-тонного легкого крейсера
CL
-55.
Последний тяжелый крейсер «Уичита» страдал от недостаточной остойчивости, и
главное внимание было уделено ликвидации этого недостатка. Новый проект
представлял собой «Уичиту» с увеличенной на 2 фт шириной корпуса. Однако,
Генеральный Совет ВМФ решил, что этого недостаточно. Было высказано пожелание
разместить все 127-мм орудия в двухорудийных башнях и изменить расположение
машинной установки, как то было сделано на «Кливленде». Следовало также
увеличить длину броневого пояса, но в остальном проект повторял «Уичиту». Опыт
войны в европейских водах показал опасность магнитных мин, что привело к новым
изменениям в проекте. Требования военного времени привели к увеличению
запланированного числа кораблей. 1 июля 1940 был размещен заказ на строительство
первых 4 крейсеров. 9 сентября 1940 были заказаны еще 4 корабля — СА-72 — СА-75.
Последняя серия из 16 единиц СА-122 — СА-138 была заказана 7 августа 1943 в
рамках 1943 финансового года.
Размеры корпуса были значительно увеличены, длина стала больше
на 65 фт, а ширина — на 9 фт. Это значительно улучшило остойчивость. Схема
бронирования напоминала примененную на «Уичите», но значительная часть тоннажа
была использована для усиления конструкций корпуса, а не для увеличения толщины
брони. Для повышения живучести были полностью ликвидированы все иллюминаторы в
корпусе. Главный пояс имел толщину 152 мм, на нижней кромка — 102 мм, и
прикрывал машинные отделения. В носовой и кормовой части его толщина уменьшалась
до 76 — 52 мм соответственно. Начиная с СА-72, главный пояс начинался с 52
шпангоута, чтобы прикрыть радиостанцию, а не с 57. Главная броневая палуба имела
толщину 65 мм, поперечные траверзы — 127 и 152 мм. В проекте значилась боевая
рубка с толщиной брони 152 мм, но на первых 6 кораблях ее не устанавливали.
Последние корабли имели толщину брони боевой рубки 165 мм. Общий вес брони
составил 1790 тонн или 12,9% стандартного водоизмещения. Зона неуязвимости для
203-мм снарядов 118 кг для крейсера типа «Балтимор» простиралась от 77,5 каб до
120 каб. Когда Бюро вооружения создало новый сверхтяжелый снаряд весом 152 кг,
зона неуязвимости сократилась до 98 — 105,5 каб. После некоторых колебаний
предложение восстановить прежнюю зону неуязвимости было отвергнуто, так как это
требовало значительного увеличения водоизмещения.
Мощность машинной установки была увеличена, так как по сравнению
с «Уичитой» резко возросло водоизмещение корабля. Ее мощность повысилась на 20%,
что позволило бы кораблям развивать скорость 34 узла. Имелись и другие
принципиальные изменения. На этих крейсерах были установленные новые котлы
высокого давления, хотя его величина была немного снижена по сравнению с легкими
крейсерами. Каждый котел располагался в изолированном отсеке. Между передней и
задней парами котельных отделений находилось носовое машинное отделение. Была
резко увеличена мощность электрогенераторов. На испытаниях «Бостон» показал
следующие результаты: 118536
shp
= 32,85 узл при водоизмещении 16570 тонн.
203/55 мм орудия моделей
Mk
12 или
Mk
15 располагались в трехорудийных
башнях и имели угол возвышения 41°. Схема расположения 127 мм универсальных
орудий тоже повторяла «Кливленд». В качестве легкого зенитного вооружения
предполагалось установить 4 х 4 — 28-мм автоматов, но их сразу решили заменить
на 4 х 4 — 40-мм Бофорсов. Торпедные аппараты не предусматривались. Крейсера
имели 2 катапульты и могли нести по 4 самолета, хотя в ангаре можно было
разместить только 2 машины.
Так как первый корабль вошел в строй только весной 1943,
появилась возможность учесть военный опыт. Поэтому в ходе войны крейсера не
подвергались серьезным модернизациям. Начиная с СА-72 была прекращена установка
крейсерских турбин, которые потом были сняты и с первых. 3 кораблей. Увеличилось
количество 40-мм автоматов (12 х 4 на СА-68 и СА-71, остальные см. выше).
Появление спарок объяснялось установкой крана в ДП. Планировалась установка 28
— 20-мм Эрликонов. Толщина брони боевой рубки была снижена на СА-68 — СА-73, но
после возражений моряков была установлена бронированная рулевая рубка с толщиной
стенок 165 мм, благо, запас остойчивости позволял сделать это.
В 1942 был создан переработанный проект, но 1943 из-за проблем
на верфях от него отказались, и СА-130 — СА-136 были построены с 2 трубами.
Однако СА-122 — СА-129 и СА-137, СА-138 были построены по измененному проекту. В
конце войны стало ясно, что новый автоматические 203-мм орудия значительно
превосходят старые образцы, и СА-134 был отнесен к новому типу «Де Мойн», и
постройка еще 6 единиц типа «Балтимор» была отменена. Одни корабль («Нортгемптон»)
был достроен после войны как командный крейсер.
История службы
БАЛТИМОР
Этот крейсер вместе
с 3 однотипными («Бостон», «Канберра» и «Куинси») образовал 10 дивизию
крейсеров, которая действовала на Тихом океане. В ноябре 1943 «Балтимор» в
составе ОГ 52.2 участвовал в высадке десанта на Макин. В декабре в составе ОГ
50.1 он участвовал в ударе по Кваджеллейну. В январе в составе ОГ 58.1
«Балтимор» участвует в ударах по Маршалловым островам. В феврале в составе ОС 58
совершает рейд на Трук, а в конце марта — на Палау, Яп и Улити. После этого
крейсер участвует в высадке десанта в Холландии. 30 апреля 9 крейсеров в
сопровождении эсминцев обстреливают острова Сатаван южнее Трука. В мае в
составе ОГ 58.2 «Балтимор» участвует в ударах по островам Маркус и Уэйк. В июне
проводятся рейды против Марианских островов. В июне ОГ 58.1 атакует Иводзиму,
Титидзиму и Хахадзиму. В этом же месяце крейсер участвует в высадке десанта на
Сайпан и бою в Филиппинском море. В июле он уходит в США на ремонт и
возвращается только в ноябре. На Улити он входит в состав ОГ 58.3. После этого
он участвует в ударах по Лусону, Формозе, Китаю и Окинаве до конца января 1945.
В феврале в составе ОГ 58.5 «Балтимор» участвует в рейде против Японии. Потом
соединение наносит удар по Иводзиме и снова возвращается к Японии. В марте
наносится удар по целям во Внутреннем, море. В апреле крейсер возвращается к
Окинаве, где действует до конца лета. «Балтимор» в годы Второй Мировой войны
заслужил 9 боевых звезд. 8 июля 1946 в Бремертоне его зачисляют в резерв. 28
ноября 1951 крейсер снова введен в строй. В Корейской войне не участвует и
служит в Атлантике. Снова выведен из состава действующего флота 31 мая 1956.
БОСТОН
Крейсер вошел в состав
ОС 58 в январе 1944 и участвовал в высадке десанта на Кваджеллейн, Эниветок и
Маджуро. В конце марта он действовал на Палау и западных Каролинских островах.
В апреле крейсер прикрывал высадку десанта в Холландии. В конце месяца вместе с
другими крейсерами и эсминцами обстрелял острова Сатаван. В мае «Бостон»
участвовал в рейдах авианосцев против островов Маркус и Уэйк. В июне в составе
ОГ 58.1 он участвовал в ударе по Марианским островам. В том же месяце крейсер
участвовал в высадке десанта на Сайпан и бою в Филиппинском море. После высадки
на Гуам в августе и сентябре в составе ОГ 38.1 он участвует в рейдах против
Палау, Минданао, Лусона и Визайяса. В октябре та же оперативная группа действует
у Формозы и Филиппин, участвует в битве за Лейте. В конце года крейсер
участвует в рейдах против Формозы и островов Рюкю, в основном Окинавы. С
начала 1945 он участвовал в рейдах авианосцев к китайскому побережью, а также в
первых ударах по Токио и целям во Внутреннем море. 1 марта «Бостон» вернулся на
Западное Побережье для ремонта, который завершился в начале июня. В конце
войны он участвовал в рейдах авианосцев против самой Японии. В годы Второй
Мировой войны «Бостон» заслужил 10 боевых звезд. 4 января 1952 крейсер получил
новое обозначение
CAG
-1.
1 ноября 1955 он снова вошел в строй уже как ракетный крейсер.
КАНБЕРРА
Корабль был назван
так в честь австралийского крейсера, погибшего в бою у Саво в августе 1942.
Крейсер прибыл в Пирл-Харбор 1 февраля 1944 и вошел в состав ОС 38,
обеспечивавшего высадку на Эниветок. Далее он участвовал в рейдах против Палау,
Япа, Улити, Трука и Сатавана. В мае в составе ОГ 58.2 крейсер участвовал в
ударах по островам Маркус и Уэйк. В июне, уже в составе ОГ 58.1, «Канберра»
участвует в действиях на Марианских островах, ударах по Гуаму, Иводзиме, и
другим островам. Он также участвует в бою в Филиппинском море. В августе в
составе ОГ 38.1 крейсер наносит удары по Филиппинам, Палау, Минданао, Визайясу.
В октябре «Канберра» участвует в рейдах авианосцев против Формозы, Окинавы и
Лусона. Однако 13 октября, всего в 90 милях об берега Формозы, крейсер получает
попадание авиаторпеды в котельное отделение № 4. Повреждение валопровода
приводит к затоплению еще одного котельного отделения и обоих машинных.
Крейсер принял 4500 тонн воды. Однако его отбуксировали на Улити, а потом на
Манус для временного ремонта. Полный ремонт на верфи Бостона проходил с февраля
по октябрь 1945. Крейсер «Канберра» в годы Второй Мировой войны заслужил 7
боевых звезд. 4 января 1952 «Канберра» получил новое обозначение
CAG
-2 и 15 июня
1956 вошел в строй как ракетный крейсер.
КУИНСИ
Переименован 16
октября 1942 в честь погибшего в бою у острова Саво тяжелого крейсера.
Единственный корабль этого типа, который большую часть войны прослужил в
Атлантике. Он вошел в состав ОС 22 в марте 1944. В апреле он отправился в
Англию и вошел в состав 12 Флота, готовившего вторжение в Нормандию. Крейсер
был придан Соединению А, поддерживавшему высадку на участке «Юта». «Куинси»
обстреливал немецкие позиции до начала июля, после чего был переброшен на
Средиземное море для операции против Палермо. Во время высадки на юге Франции «Куинси»
находился в ОГ 86.4, проводившей обстрелы берега. Однако в сентябре крейсер
вернулся в Соединенные Штаты и прошел ремонт на верфи Бостона, после чего
совершил плавание с президентом на борту к Большому Соленому озеру в Суэцком
канале. Рузвельт хотел встретиться с арабскими лидерами. В феврале 1945 «Куинси»
вернулся в США и был переведен на Тихий океан в 10 дивизию крейсеров. Он
прибыл на Улити 11 апреля 1945. Последние несколько месяцев войны он прикрывал
авианосцы и обстреливал Окинаву в составе ОС 58. В июле крейсер участвовал в
заключительных ударах по японской метрополии. В годы Второй Мировой войны «Куинси»
заслужил 4 боевые звезды. Позднее крейсер был выведен из резерва и участвовал в
Корейской войне.
ПИТТСБУРГ
Крейсер прибыл на
Улити 13 февраля 1945 и стал флагманским кораблем 19 дивизии. Он вошел в состав
ОГ 58.2 и участвовал в ударах по Иводзиме и Японии. В марте он участвовал в
операциях против Нансей Сёто и Кюсю. 14 марта японские бомбардировщики тяжело
повредили авианосец «Франклин», и «Питтсбург» был выделен сопровождать
поврежденный корабль. В марте — мае крейсер участвовал в боях за Окинаву. Однако
в начале июня во время тайфуна он потерял носовую часть до первой башни.
Временный ремонт был произведен на Гуаме. Капитальный ремонт в Пьюджет Саунд
кончился только в сентябре 1945. Крейсер заслужил 2 боевые звезды во Второй
Мировой войне. Позднее был выведен из резерва и участвовал в Корейской войне.
СЕНТ-ПОЛ
Крейсер прибыл в
Пирл-Харбор в начале июня 1945 и вошел в состав 19 дивизии. В составе ОС 38
успел принять участие в последних ударах по Японии. Крейсер участвовал в
Корейской и Вьетнамской войнах. «Сент-Пол» заслужил 1 боевую звезду во Второй
Мировой войне, 8 звезд в Корее и 8 звезд во Вьетнаме.
КОЛУМБУС
Крейсер не успел
принять участие в боях Второй Мировой войны. 8 мая 1959 получил обозначение
CG
-12 и
был перестроен в ракетный крейсер. Введен в строй 1 декабря 1962.
ХЕЛЕНА
Во Второй Мировой
войне крейсер участия не принимал, но воевал в Корее. Крейсер получил
благодарность президента Республики Корея и корейскую Медаль за заслуги с 4
звездами.
БРЕМЕРТОН
С началом Корейской
войны снова введен в строй. Заслужил 2 боевые звезды.
ФОЛЛ РИВЕР
В боях не
участвовал, находился в строю всего 2 года, но 24 года состоял в резерве.
МЕЙКОН
В боях участия не
принимал. В годы Корейской войны снова введен в строй, но находился в Атлантике.
ТОЛЕДО
Вошел в строй после
окончания Второй Мировой войны, но участвовал в Корейской войне. Крейсер
заслужил 5 боевых звезд.
ЛОС АНЖЕЛЕС
Вошел в строй до
окончания войны, но в боевых действиях участия не принимал. В 1948 выведен в
резерв, но 27 января 1951 снова введен в строй. Участвовал в Корейской войне,
заслужил 5 боевых звезд.
ЧИКАГО
В составе 21 дивизии
крейсеров успел принять участие в заключительных обстрелах территории Японии в
июле — августе
f
945,
за что получил 1 боевую звезду. 1 ноября 1958 получил обозначение
CG
-11 и
перестроен в ракетный крейсер. Вошел в строй 2 мая 1964. Участвовал во
Вьетнамской войне.
Источник: