Принуждение к удаленке все еще незаконно — mashamult.ru

новости

 

Удаленка и право

 

По словам одного из авторов поправок к законопроекту «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части регулирования дистанционной и удаленной работы», депутата Андрея Исаева, рабочая группа рассмотрела 176 поправок к документу от субъектов законодательной инициативы и 90 обращений общественных организаций. Первый заместитель главы думских единороссов указал на то, что ко второму чтению удалось достичь компромисса, устроившего и работодателей, и профсоюзы. Однако некоторые пункты все же вызывают вопросы. И главный из них — принудительная удаленка.

«В случаях катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии, эпизоотии, а также по решению органа государственной власти и (или) органов местного самоуправления и любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, по инициативе работодателя работник может быть временно переведен на дистанционную работу на период действия указанных обстоятельств», — цитирует ТАСС фрагмент поправки к закону. Согласно поправке, согласие сотрудников на такой перевод не требуется, уточняет агентство.

Законопроект появился в конце первой волны коронавируса. Тогда была надежда, что его второе чтение может и не понадобиться. Но вторая волна сделала необходимым и второе чтение. 

Как отмечает руководитель GR-практики «BMS Law Firm» Дмитрий Лесняк, в нормативно-правовых актах, регулирующих ЧС, нет ни слова про принудительную удаленку, поэтому не очень понятно, на что будут ссылаться власти при введении такого положения. «Такая норма скорее неправомерна, так как нет правоустанавливающих документов на этот счет», — считает юрист.

Старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета «Синергия» Наталия Пшеничникова также указывает на то, что трудовые отношения основываются на соглашении, которое заключают сотрудник и работодатель. И решать вопрос о переходе на удаленку — тоже им. «Государство не является стороной трудового договора, поэтому не может принуждать стороны к осуществлению каких-либо действий», — отмечает эксперт.

Адвокат, руководитель уголовной практики «BMS Law Firm» Александр Иноядов добавляет, что процесс перевода сотрудника на постоянную или временную дистанционную работу должен быть делом сугубо добровольным.

В конце статьи будет, кстати, объяснено для тех, кто обратил внимание на двойное название законодательно регулируемого вида работы — и «дистанционной», и «удаленной», как относятся к другу эти понятия, есть ли между ними различия. Почему в конце? Там будет и об этом тоже.

 

Два дня и вы уволены?

 

Иноядов отмечает, что введение режима дистанционной работы не изменяет условий трудового договора, но предусматривает создание локального нормативного акта, (приложения к трудовому договору), в котором должны быть прописаны сроки режима «диван-телевизор», график работы на стационарном рабочем месте и за его пределами и прочие нюансы.

Собственно, они-то и вызывают вопросы. Изначально закон о дистанционной работе был призван, в том числе, сохранить понятие рабочего графика. Инициаторы документа хотели исключить вариант, при котором сотрудник, работающий из дома, делал бы это в режиме нон-стоп, находясь на связи с работодателем в любое время дня и ночи. Но помимо прав у сотрудников есть и обязанности. И по информации СМИ, в случае, если работники забыли о них и не выходят на связь в течение двух дней, итогом такого дистанцирования от работы может стать увольнение.

Однако Наталия Пшеничникова напоминает, что увольнять сотрудника можно только на законных основаниях, в том числе и на основании прекращения трудового договора. «В рассматриваемом законопроекте не сказано, будет ли двухдневное отсутствие сотрудника на связи с работодателем являться основанием для прекращения трудовых правоотношений. Эта норма кажется наиболее невыполнимой. Отсутствие связи, задержка в передаче сигнала и другие технические сложности могут фактически оказаться фатальными для работника», — рассуждает эксперт.

В целом, с начала пандемии и рабочего дистанта многие работодатели встали перед вопросом: а как контролировать процесс? И надо ли вообще это делать?

Некоторые довольствовались результатом. Другие пошли дальше: заставляли скачивать программы, позволяющие показывать геолокацию, другие просили присылать фотографии с рабочего места (например, учителей просили фотографировать уроки, проходящие онлайн), третьи работодатели регулярно звонили сотрудникам.

«Этот момент в ТК РФ на данный момент никак не урегулирован, а так как изначально эти условия не прописывались в трудовых договорах, значит, необходимо заключение дополнительных соглашений к ним. При этом трудовые споры по этим вопросам все равно будут возникать, так как не все будут идти на компромисс», — считает Дмитрий Лесняк. Он обращает внимание на то, что далеко не все сотрудники знают свои права, так что можно ожидать нарушений со стороны работодателей.

 

Нынче надомник не кустарь-одиночка

 

Еще один любопытный момент в поправках: организация, отправляющая своих сотрудников трудиться из дома, должна обеспечить их необходимыми «для выполнения трудовой функции» оборудованием и гаджетами, или компенсировать расходы на них.

Идея, конечно, хороша. Но отнюдь неоднозначна, считает Дмитрий Лесняк. «С одной стороны, сотрудник не должен сам себя этими средствами обеспечивать. С другой стороны, пока государство не может обязать это делать и работодателей. Власти заставляют переводить работников на удаленку, но обустройство всех рабочих мест дома — это большая нагрузка на работодателей, что в текущих экономических условиях неверно», — комментирует этот аспект эксперт.

Кроме того, самому сотруднику получение, к примеру, ноутбука во временное пользование будет стоить, как минимум, дополнительных переживаний. Ведь за полученное оборудование, по словам Наталии Пшеничниковой, придется нести материальную ответственность. Так что в небольшой квартире, где, к примеру, работать приходится в окружении маленьких детей и домашних питомцев, человеку нужно будет не только концентрироваться на рабочих задачах (что уже непросто), но и усилить бдительность, чтобы сохранить в целости казенное имущество.

«По согласованию сторон сотрудник сможет работать на собственном оборудовании. В этом случае лучше уточнить, будет ли работодатель компенсировать сотруднику понесенные расходы, включая плату за интернет», — добавляет юрист.

Получается, что компромиссный вариант хоть и раскрывает тему дистанционной работы максимально широко, но многие вопросы оставляет открытыми. Сейчас документ с принятыми рабочей группой поправками направлен в Комитет по труду и социальной политике и делам ветеранов. По словам Андрея Исаева, авторы документа ожидают, что заседание комитета пройдет уже в ближайшие дни, и в ноябре законопроект будет рассмотрен Госдумой во втором и третьем чтениях. А с 1 января 2021 года вступит в законную силу. Так что пробелы, скорее всего, будут закрываться уже «по ходу пьесы».

А что касается того, как соотносятся и чем отличаются в законопроекте термины «дистанционная» и «удаленная» работа, то ответ таков: они употребляются там как синонимы («удаленная» чаще всего идет следом в скобках), то есть не различаются никак. Хотя, по идее, смысловые оттенки у этих понятий есть. Очевидно, что законодатель еще не вполне определился с новой терминологией.

Почему мы поясняем это в конце? Так ведь и речь идет о вещах «дистанционных» («удаленных»).

Пусть бы это ироническое дистанцирование частей текста осталось единственной трудностью, с которой предстоит столкнуться тем, кто окажется в сфере удаленной работы. Ну а депутаты работают в экстренной ситуации, как и почти все мы.

Источник: expert.ru

Добавить комментарий