Презентация на тему история шапки. «В мире головных уборов. Шапка по сословию — mashamult.ru

новости

Елена Головко

Презентация к лексической теме «Головные уборы»

Цель
:

развивать способность отгадывать загадки

И в мороз, и в холода

Она спасёт тебя всегда.

Чтоб не было здоровье шатким,

Надень на голову ты…

Отгадайте, вам мы скажем
:

Головной убор из пряжи
.

В моде уже много лет

Изящный, вязаный …

Как спортивный стиль решают?

Шорты, кеды надевают,

Разноцветную футболку,

А на голову…

… бейсболку

Меня на голову надень

И бегай в самый жаркий день,

А снимешь — недовольна мама.

Я — шапка летняя.

… панама

С виду вам напомнит лодку

Головной убор
.

Слайд №10

… пилотка

Слайд №11

На стене висит портрет

Это мой любимый дед.

На нём белая рубаха

А на голове…

Слайд №12

… папаха

Слайд №13

Очень любим мы гулять

И в военные игры играть.

Поглядите-ка на Пашку!

Как ему идёт…

Слайд №14

… фуражка

Слайд №15

Игра «Посчитай — ка»

Цель
:

развивать умение согласовывать существительные с числительными

Три фуражки, четыре панамы, пять шляп, одна бейсболка, семь шапок

Слайд №!6 — 19

Игра «Четвёртый лишний»

Цель
:

классификация предметов, развитие логического мышления

Слайд №20

Игра «Скажи ласково»

Цель
:

образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов

Слайд №21

Игра «Какой? Какая?»

Цель
:

образование качественных прилагательных

Слайд №22 — 28

«Для чего нужны головные уборы

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в мир одежды, обуви и головные уборы»

Конспект познавательного занятия «Путешествие в мир одежды, обуви и головные уборы» Цель: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные.

Аппликация на тему: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы» в старшей группе ДОУ, «Маленькие дизайнеры». Цель: продолжать закреплять навык работы.

Дидактическая игра «Разложи одежду, обувь, головные уборы». Цель игры: закрепление знаний детей о одежде, головных уборах, обуви. Игра.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАРТИНЫ МИРА ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА:»ОБУВЬ. ОДЕЖДА. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» Цель: 1. Учить детей дифференцировать.

Конспект занятия по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе

Конспект занятия по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе. Цель: систематизация и закрепление знаний.

Конспект занятия «Красота народного костюма. Головные уборы»

Тема: «Красота народного костюма. Головные уборы» Цель: познакомить детей с особенностями русского, армянского, турецкого национального.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Татарские национальные головные уборы»

Тема: «Татарские национальные головные уборы» Цель: Создание условий формирования представление создавать в рисунках элементов татарского.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Одежда, обувь, головные уборы»

Мир вокруг нас. Цель. Формировать обобщающие понятия «обувь»; уточнить названия и назначение обуви и одежды; учить группировать одежду и.

Cлайд 1

Как носили головные уборы на Руси?.. И какие они были? Об этом — в данной теме урока.

Cлайд 2

Cлайд 3

В старину мужчины в основном носили шапки. Причём по шапке можно было определить к какому сословию относится человек: чем знатнее род, тем выше шапка. Отсюда появилась поговорка: «По Сеньке шапка, по Фоме колпак». Самые высокие шапки были у бояр. 3

Cлайд 4

Женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность. 4

Cлайд 5

Девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу. Замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Отсюда формы головного убора: у женщины — покрывающие волосы, у девушек — оставляющие их открытыми. Непокрытые волосы у девушек считались показателем «чистоты»

Cлайд 6

Девичьи головные уборы: повязки, венцы, перевязи, коруны У каждой девушки и женщины было несколько головных уборов: на каждый случай свой. Их хранили в специальных отделениях сундуков вместе с украшениями и передавались по наследству от матери к дочери и являлась непременной частью приданого зажиточной невесты. Повязки носили невестившиеся девушки. Это была «девья красота», с которой невеста прощалась на девичнике. 6

Cлайд 7

Замужним женщинам полагалось прятать волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хотя бы прядь волос. Домовой легко мог утащить неосторожную женщину на чердак за непокрытые волосы. А разгневанное божество могло наслать на неё болезнь или неурожай. Отсюда пошло выражение: «опростоволоситься» 7

Cлайд 8

В женском головном уборе отражалась идея неба. Да и сами головные уборы имели птичьи названия: «кика» произошло от слова «кичка» — утка; «кокошник» от слова «кокоть» — петух» «сорока» — от названия птицы. кика кокошник сорока

Cлайд 9

Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого женщины носили волосники и платки.

Cлайд 10

стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц — семена и плоды. Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато:

Cлайд 11

Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички: рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п.

Cлайд 12

головной убор — «сорока» с платком сверху. Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка Сорока 12

Cлайд 13

Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно. Носили так же платки и шали, которые изготавливались из различных тканей и имели разные названия: бумажные, кисейные шелковые, кашемировые, персидские, французские, ковровые, аглицкие и др. . Платки, шали 13

Cлайд 14

В современной жизни старинные головные уборы используются в качестве элемента концертных костюмов. 14

Предмет: Швейное
дело.

Направление ДНВ:
«Народно – обрядовая культура»

Тема: «Головные
уборы» 6 класс.

Мультимедийная
презентация: «Головные уборы. История»

Количество слайдов:
18

Выполнена в
программе
Microsoft

Power

Point

Слайд 2.

Обращение к
учащимся: актуализация знаний народных
поговорок,

Настрой на тему
урока.

Слайд 3.

Знакомство с
видами мужских головных уборов, историей
происхождения

поговорки:
«По Сеньке шапка, по Фоме колпак»

Слайды 4,5.

Рассказ о
значении женских и девичьих головных
уборах и обычаях их ношения

Слайд 6.

Беседа о
значимости головных уборов для девушек,
их видах.

Слайд 7

Рассказ об
обычае женщинам прятать волосы.
Происхождение выражения

«опростоволоситься»

Слайды 8 – 13

Демонстрация
разных видов женских головных уборов;
происхождение их

названий;
значение символов на их отделке.

Слайды 14 -15

Беседа с
учащимися, привлечение их жизненного
опыта: использование

народных
головных уборов в современной жизни,
какие обычаи, связанные с

головными
уборами сохранились в наши дни.

Слайд 16

Проверка
полученных знаний. Словограмма.

Слайд 17.

Беседа с
учащимися о полученной информации.
Вывод.

Дополнительный
материал к теме:

1. Мультимедийная
презентация «Живопись и головные уборы»
(10слайдов)

Знакомит учащихся
с работами русских художников, в которых
отражается

история русского
национального костюма.

2. Мультимедийная
презентация «Виртуальная экскурсия по
государственному

историческому
музею». (20 слайдов) Позволяет учащимся
«заглянуть» в залы

исторического
музея, ознакомиться с частью экспозиции
женских головных

уборов.

Данные презентации
могут служить иллюстрационным материалом
на этапе закрепления знаний учащихся,
а также использоваться при разработке
творческих проектов и на факультативных
занятиях.

Слайд 1

история
Как носили головные уборы на Руси?..
И какие они были?
Об этом — в данной теме урока.

Слайд 2

«По Сеньке шапка,
по Фоме колпак».
Знакома ли вам эта
поговорка?
2

Слайд 3

В старину мужчины в основном
носили шапки. Причём по шапке
можно было определить к
какому сословию относится
человек: чем знатнее род, тем
выше шапка.
Отсюда появилась поговорка:
«По Сеньке шапка,
по Фоме колпак».
Самые высокие шапки
были у бояр.
3

Слайд 4

Женскому головному
убору уделялось
особое внимание.
По нему можно было
узнать не только,
из какой местности
владелица, но и
каков ее возраст,
семейное положение
и социальная
принадлежность.
4

Слайд 5

Девичий головной убор отличался
от головного убора замужней
женщины, так же как и прическа.
Девушка могла носить волосы
распущенными или заплетать их
в одну косу.
Замужние крестьянки плели две косы и
укладывали их на голове или
свертывали волосы в пучок спереди.
Отсюда формы головного убора: у
женщины — покрывающие волосы, у
девушек — оставляющие их
открытыми.
Непокрытые волосы у девушек
считались показателем «чистоты»
5

Слайд 6

Девичьи головные уборы:
повязки, венцы, перевязи, коруны
У каждой девушки и женщины было
несколько головных уборов:
на каждый случай свой.
Их хранили в специальных
отделениях сундуков вместе с
украшениями и передавались по
наследству от матери к дочери и
являлась непременной частью
приданого зажиточной невесты.
Повязки носили невестившиеся девушки.
Это была «девья красота», с которой
невеста прощалась на девичнике.
6

Слайд 7

Замужним женщинам
полагалось прятать волосы.
Считалось большим грехом и
позором «засветить» хотя бы
прядь волос. Домовой легко мог
утащить неосторожную
женщину на чердак за
непокрытые волосы. А
разгневанное божество могло
наслать на неё болезнь или
неурожай. Отсюда пошло
выражение:
«опростоволоситься»
7

Слайд 8

В женском головном уборе отражалась идея
неба. Да и сами головные уборы имели
птичьи названия: «кика» произошло от слова
«кичка» — утка; «кокошник» от слова «кокоть»
— петух» «сорока» — от названия птицы.
кика
кокошник
сорока
8

Слайд 9

Женщины носили кокошники
полумесяцем, вышитые на
бархатной или шелковой основе.
Первый раз кокошник
надевали в день свадьбы,
затем носили его по большим
праздникам до рождения первого ребенка.
После этого женщины носили
волосники
и платки.
9

Слайд 10

Тыльная часть кокошника
вышивалась особенно богато:
стилизованный куст
символизировал древо жизни,
каждая веточка которого новое поколение; часто
располагалась над веточками
пара птиц, символ связи
земли и неба и брачующейся
пары, в лапках птиц — семена и
плоды.
Кокошник не просто украшал
головы, а был женским
оберегом.
10

Слайд 11

Кичка
отличалась
разнообразием
и фантазийностью решения.
Только по форме различают
кички:
рогатые, копытообразные,
лопатообразные,
котелкообразные,
в виде обруча,
овала, полуовала и т.п.
11

Слайд 12

Сорока
головной убор —
«сорока»
с платком сверху.
Верхняя украшенная часть
кичкообразного головного убора,
формой обычно связанная с формой
кички. Сорока изготавливалась из
ткани и, будучи натянута сверху на
кичку, иногда скрывала ее
рогатость. Сороку умела шить
каждая крестьянка
12

Кто есть кто в мире открытий и изобретений Ситников Виталий Павлович

Откуда взялись шапки?

Откуда взялись шапки?

Древнеанглийское слово «хает» означает «покрывать»: оно дает нам понять, почему люди стали пользоваться шапками. Кстати, от того же корня произошли английские слова «дом» и «хижина».

Сначала человек носил шапку, чтобы защитить голову от дождя и снега, а также от солнечных лучей. В северных странах шапки, возможно, делали из кожи, чтобы они были теплее, а в южных первые головные уборы изготовляли из тростника или соломы.

Потом люди придумали военный шлем. Люди разных племен пользовались ими по той или иной причине. Чтобы защитить голову от мечей и стрел, шлемы делали из металла. У многих племен шлем имел устрашающую форму, чтобы напугать противника.

Со временем у каждого народа развился свой стиль головных уборов для украшения и различных церемоний. Феска, например, или фетровая кепка без полей, обычно красного цвета, была очень популярна в некоторых странах Западной Азии. Арабы изобрели тюрбан, который носили с разными украшениями в соответствии с рангом. Короны королей и королев тоже обозначали их титул.

Только 5 или 6 столетий назад люди всерьез занялись изготовлением головных уборов. Сначала их делали из овечьей шерсти, позднее стали использовать шерсть бобра для изготовления фетровых шляп. Со временем шапки стали носить и простые люди, а шляпы с широкими полями стали привилегией джентльменов.

Очень необычные шляпы были порой у религиозных и политических деятелей. Конечно, вы знаете, что монахи и монахини носили головные уборы определенного покроя. Но слышали ли вы, что пуритане, последователи Оливера Кромвеля, носили «ведьмины колпаки» с пирамидальной тульей! А квакеры выделялись тем, что носили шляпы с очень широкими полями и очень низкой тульей.

Многие головные уборы названы в честь людей, которые впервые изобрели и надели их (например боливар), или места, где люди их носили (например Хомбург). А простую панамку изобрели в Панаме 300 лет назад.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги
Все обо всем. Том 1
автора

Ликум Аркадий

Откуда к нам пришел чай?
Кажется удивительным, когда вы задумываетесь, что мы до сих пор пьем напитки, которые нравились человеку тысячи лет назад! Чай относится как раз к таким напиткам.Китайцы ценили мягкий стимулирующий эффект чая в течение 4000 лет! А западному миру

Из книги
Кто есть кто в мире искусства
автора

Ситников Виталий Павлович

Откуда взялись считалки?
Считалки, как и другие жанры детского фольклора, возникли в глубокой древности. В их основе лежит представление о том, что есть счастливые и несчастливые числа. Когда-то считалка была одним из способов гадания, чтобы узнать, стоит или не стоит

Из книги
Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию
автора

Антонец Владимир Александрович

Откуда взялись культурные растения?
Культурные растения — это виды, формы и сорта растений, возделываемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, кормов для домашних животных, а также в декоративных целях. Считается, что в культуру

Из книги
Кто есть кто в мире открытий и изобретений
автора

Ситников Виталий Павлович

Откуда взялись шапки?
Древнеанглийское слово «хает» означает «покрывать»: оно дает нам понять, почему люди стали пользоваться шапками. Кстати, от того же корня произошли английские слова «дом» и «хижина».Сначала человек носил шапку, чтобы защитить голову от дождя и

Из книги
Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
автора

Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги
100 великих тайн Вселенной
автора

Бернацкий Анатолий

Кометы. Откуда они?
Появление на небе небесного тела с ярко светящейся головой и длинным хвостом – зрелище удивительное и незабываемое. Но если современный человек знает, что этот объект – одно из небесных тел, называемое кометой, и при виде ее испытывает лишь чувство

Из книги
Компьютерные террористы [Новейшие технологии на службе преступного мира]
автора

Ревяко Татьяна Ивановна

Хакеры взялись за политиков
На протяжении декабря 1996 года сайт лейбористской партии в Великобритании многократно подвергался хакерским атакам. Ответственность за все акты вандализма взяла на себя некая группа хакеров, которые называют себя «цифровыми

Из книги
Невероятные случаи
автора

Непомнящий Николай Николаевич

ОТКУДА ЗЛОДЕИ?
Американский «Пионер-10» стал первым космическим аппаратом, запущенным землянами за пределы Солнечной системы. Расположенная в Мадриде станция слежения недавно приняла одну из многочисленных депеш «Пионера», расшифровать которую помогли французской

автора

Ликум Аркадий

Откуда взялись растения?
Современные научные теории утверждают, что было время, когда на Земле вовсе не существовало растений или какого-нибудь иного вида жизни. Потом сотни миллионов лет назад на нашей планете в силу не установленных пока еще причин появились первые

Из книги
Все обо всем. Том 3
автора

Ликум Аркадий

Откуда взялись алмазы?
Алмазы являются самыми твердыми веществами на Земле. Согласно утверждениям ученых, они были образованы около 100 000 000 лет тому назад. Вто время в глубинах земли температура была значительно выше, чем теперь, и горные породы находились в жидком

Из книги
Все обо всем. Том 3
автора

Ликум Аркадий

Откуда взялись статуи на острове Пасха?
В день праздника Пасхи в 1722 году корабль голландского адмирала Якоба Рогевина причалил к берегу покрытого травяным ковром острова в южной части Тихого океана. Адмирал назвал открытую им землю островом Пасхи и вскоре обнаружил, что

Из книги
Все обо всем. Том 3
автора

Ликум Аркадий

Откуда взялись различные породы собак?
Собаки были одомашнены раньше других животных. С тех пор как это произошло, люди вывели более 200 пород собак. В некоторых случаях породы выводились для конкретных нужд. Зачастую, попадая в новые страны, собаки либо спаривались с

Из книги
Все обо всем. Том 4
автора

Ликум Аркадий

Откуда взялись оливки?
Родина оливковых деревьев — Юго-Западная Азия. Много веков они давали людям пищу и перевозились караванами вдальние районы. Оливки нельзя есть прямо с дерева. Горький вкус плода исчезает при мариновании. Масло оливковых деревьев ценилось с

Из книги
Я познаю мир. Сокровища Земли
автора

Голицын М. С.

Откуда взялись некоторые геологические термины?
Давным-давно наши предки жили в глубоком страхе перед явлениями природы. Они наблюдали поражающие их воображение вулканические извержения, землетрясения, наводнения, ливни, грозы, бури, движущиеся по небу Солнце, Луну,

Из книги
Современная энциклопедия бани
автора

Доминов Эдуард

Из книги
Сказки пяти континентов
автора

Шапиро Ян

Источник: knia.ru

Добавить комментарий