Почему украинские водители отказываются от страховки? — mashamult.ru

новости

Статья о проблемах автомобильного страхования в Украине: снижение спроса на услугу, советы юристов. В конце статьи — видео об обязательном автостраховании.

Содержание статьи:

    Снижение спроса на автомобильное страхование
    Ситуация с ведущей страховой компанией Украины
    Водители без страховой помощи
    Советы юристов
    Проблемы организации работы страховых компаний
    Как изменить ситуацию
    Видео об обязательном автостраховании

Несмотря на законодательно закреплённые штрафные санкции для водителей, которые не заключили договор об автостраховании, в 2018 году в Украине резко уменьшилось количество застрахованных автовладельцев.

В результате изучения статистики дорожно-транспортных происшествий с начала года аналитики указали на тот факт, что в трети аварий по крайней мере один из водителей не имел страховых документов.

Сомнительное «первенство» в данной области держит столица. В два-три раза меньше незастрахованных владельцев в Одесской и Харьковской областях.

Снижение спроса на автомобильное страхование

Согласно законодательству, если в ходе проверки транспортного средства выясняется, что у водителя отсутствуют страховые документы, он должен выплатить штраф в размере 850 грн. Если по вине незастрахованного автовладельца случается ДТП, то он обязан внести в фонд МТСБУ компенсацию за нанесённый ущерб.

Казалось бы, формулировки понятны, ситуация – тоже: страховать автомобиль необходимо. Но вопреки действующему законодательству и штрафным санкциям спрос на обязательную автостраховку в Украине в начала текущего года демонстрирует стремительное снижение.
По данным статистических анализов МВД, количество штрафов за эксплуатацию транспортного средства без обязательного страхового полиса начало расти не вчера. Уже в 2017 году статистики указывали на тот факт, что резко выросло количество автовладельцев без страховых полисов. В 2018 году тенденция усилилась.

Обеспокоенные ситуацией, законотворцы пытались поднимать тему об увеличении штрафов для недобросовестных автовладельцев, у которых отсутствует страховка. Но необходимо понимать, что штраф – это не метод борьбы с причиной возникшей ситуации. Безусловно, если сумма штрафа смехотворно мала, всегда найдутся граждане, которые решат сэкономить на договоре со страховой компанией. Но 850 гривен – не такая маленькая сумма.

Следовательно, причины резкого снижения спроса на страховки лежат в иной области, нежели попытка сэкономить на заключении договора. По какой же причине отказываются от страховки украинские водители?

Ситуация с ведущей страховой компанией Украины

Ещё в начале лета этого года в украинских СМИ активно муссировалась информация о том, что у одной из ведущих компаний страны «Доминанта», занимающейся на тот момент страхованием авто, изъята лицензия, поскольку компания – банкрот. На тот момент компания заключила с автовладельцами ни много ни мало 300 тыс. страховых договоров с автовладельцами.

Люди, законопослушно оформившие автомобильную страховку, столкнулись с ситуацией, когда офисы «Доминанты» закрыты, работники организации уволены, и куда обращаться в случае необходимости получения выплаты в результате ДТП – абсолютно не ясно.
Ещё в 2013 году компания «Доминанта» являлась наиболее перспективным страховщиком в стране. Говорили о том, что своим успехом страховщики «Доминанты» обязаны Сергею Арбузову, в то время – главе Национального банка Украины.

Автомобильный парк НБУ и пассажиров железнодорожного сообщения Украины страховала исключительно «Доминанта». Но после событий 2014 года дела страхового предприятия стали стремительно ухудшаться.

В 2015 году поднимался вопрос об исключении «Доминанты» из списка членов УТСБ, где состоят все страховые организации страны, то есть, компания, что называется «ходила по грани» уже тогда. К 2018 году ситуация оформилась окончательно, завершившись объявленной процедурой банкротства.

В начале 2018 года журнал Insurаnсе Тор опубликовал информацию, согласно которой за 2017 год «Доминанта» заключила страховые договора с населением на общую сумму около 164 миллиона гривен страховых премий.

В конце марта 2018 года МТСБУ обнародовал ещё один показатель — к этому моменту компания заключила 287 тысяч страховых договоров. По статистике, на каждые сто договоров приходится два страховых случая, для каждого из них средняя сумма выплаты составляет 17 тысяч гривен, что складывается в сумму около 98 миллионов гривен. На текущий момент страховщики не располагают такими средствами.

Водители без страховой помощи

Поскольку страховая компания не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства, вступает в силу закон, согласно которому МСТБУ принимает на себя обязательства по страховым выплатам. Фактически это означает, что выполнения страхового обязательства автовладелец будет вынужден ждать минимум два-три года.

Такая ситуация не может быть приемлемой, поскольку ремонт автотранспортного средства необходимо производить без задержек и проволочек, в противном случае автомобиль начинает резко терять свои качества и падать в цене. Каждый месяц задержки с ремонтом – это очередной удар по кошельку автовладельца.
Для того, чтобы ускорить процесс погашения обязательств «Доминанты» МТСБУ, в Верховную Раду представили изменённую редакцию закона об обязательном страховании. В проекте предусмотрены следующие изменения:

    упрощение процедуры оформления страховых случаев согласно заключённому договору;
    упрощение процесса признания страховой компании неплатежеспособной;
    упрощение процедуры получения страховой компенсации.

К сожалению, процесс рассмотрения предложенных в закон изменений идёт крайне медленно.

Советы юристов

Юристы указывают, что процесс банкротства компании-страховщика отличается следующими важными моментами:

    при объявлении компании-страховщика банкротом все договора с ней считаются автоматически расторгнутыми;
    клиенты компании могут получить определённый процент от уже уплаченной по договору страхования суммы;
    если страховой случай наступил до момента объявления компании банкротом, ущерб по нему должен быть возмещён застрахованному лицу.

После того, как официально объявлено о банкротстве компании-страховщика, новые договора с ней больше не заключаются, а действующие договора в течение полугода могут быть переданы в другую компанию.

В случае же, если ДТП произошло уже после того, как компания объявлена банкротом, ущерб возмещать уже никто не будет.

Проблемы организации работы страховых компаний

Помимо экономических неурядиц со компаниями-страховщиками Украины, на нежелание автовладельцев приобретать страховые полисы также влияет ряд других факторов.

Например, не так давно службы безопасности нескольких украинских страховщиков выявили группу, которая занималась в целом ряде страховых компаний мошенническими операциями на протяжении последних нескольких лет.
Мошенники, пользуясь сговором с занимающими соответствующие должности лицами компаний и экспертами, занимались оформлением подложных документов по ДТП и подачей фиктивных заявлений на выплату страховок.

Не всё гладко также и в работе самих страховых компаний. Нежелание страховать автомобили старше 10 лет, отказ в заключении договора на страхование пожилым и начинающим водителям – всё это создало у украинских автовладельцев устойчивое представление о страховой компании как о бесполезной организации, в которую приходится вносить средства, а в случае ДТП помощи от страховщиков дождаться сложно, если вообще невозможно.

Всё это планомерно создаёт у водителей устойчивое отношение к страховщикам и их деятельности, и резкое падение спроса на страховые полисы – однозначное свидетельство такого отношения.

Как изменить ситуацию

Для того, чтобы массовый отказ от страховок не приобрёл лавинообразных масштабов, очевидно, что увеличения размера штрафа за отсутствие страхового полиса недостаточно. Государству необходимо озаботиться поднятием доверия граждан к страховым компаниям.

Для этого не последнюю роль могут сыграть своевременный финансово-экономический аудит действующих страховых фирм и постоянный контроль за их деятельностью с целью своевременного предотвращения ситуаций, в которой оказались клиенты печально известной «Доминанты».

Регулирование ценовой политики страховщиков и законов, обеспечивающих своевременное выполнение страховых обязательств, также должно сыграть свою положительную роль в процессе нормализации ситуации со страховками.
Любая услуга будет востребована, если она работает к обоюдной выгоде. Оказание услуги страхования автомобильного транспорта – не исключение. Если вдруг начинает происходить массовое отторжение услуги даже независимо от того, что она активно продвигается государственными структурами, это означает только одно: необходимо пересматривать механизмы её работы и разбираться в причинах проблемы.

Корректное и своевременное налаживание нормального функционирования системы автомобильного страхования – единственный путь к нормализации ситуации.

Видео об обязательном автостраховании:

Источник: fastmb.ru

Добавить комментарий