Packard — живая легенда Америки — mashamult.ru

новости

Статья о бренде Packard: интересные моменты становления, развития и упадка автоконцерна. В конце статьи — видео об истории Паккард.

Содержание статьи:

    Изобретение в ответ на дерзость
    Спросите у владельца
    Начало конца
    Послесловие
    Видео об истории Паккард

Июньский день 1956 года для многих американских автолюбителей стал трагическим – с конвейера Packard сошел последний автомобиль. Хотя еще несколько лет в свет выходили модели под названием Studebaker-Packard, фактически к легендарному автопроизводителю они уже не имели никакого отношения.

Истоки, золотой век и стремительное крушение одного из самых именитых американских автоконцернов – в следующем обзоре.

Изобретение в ответ на дерзость

Джеймс Уорд Паккард в отличие от многих создателей автомобильных брендов не проходил через тернии к звездам, выбираясь из нищеты на вершину Парнаса. Он вырос в состоятельной семье и учился в престижном Лихайском колледже, где проявил талант к обращению с энергией электричества.

Например, устав от необходимости постоянно вставать с дивана для открывания форточки в своей комнате общежития, он оснастил ее «электроприводом», чтобы она открывалась сама. Для XIX века это казалось истинным чудом и прославило молодого студента.

По окончании учебы Джеймс Паккард занялся тем, что ему удавалось лучше всего — начал продавать лампы и прочие электротовары. Бизнес шел успешно, и он решил приобрести в семью автомобиль.

Купленный им экземпляр от одного из пионеров американского автомобилестроения Александра Уинтона оказался жалок и непроизводителен – невысокая скорость, постоянный перегрев двигателя, слабая, ломкая конструкция, приведшая к необходимости транспортировки машины к дому на буксире.

На следующий же день возмущенный Паккард отправился возвращать машину обратно, а заодно устроил скандал его изготовителю. На все претензии он услышал предложение самому сделать хорошую машину.
Возможно, кому-то реплика показалась бы дерзкой или обидной, Паккард же воспринял ее как стимул к действию. Переманив у того же Уинтона пару инженеров, менее чем за год он собрал свой первый автомобиль, мгновенно приобретенный у него местным предпринимателем.

Причина такого феноменального успеха заключалась в том, что аппарат в отличие от всех своих конкурентов заводился с первого раза, легко преодолевал дорожные ухабы и пригорки, а также был потрясающе надежен.

Именно на управляемость и надежность делал акцент Паккард, демонстрируя свой автомобиль на нью-йоркской автовыставке. И показывал свое творение настолько уверенно, что самые именитые американские семьи – Рокфеллеры и Хонивеллы, не раздумывая, купили у него сразу три машины.

Спросите владельца

После рекламы, полученной от богатейших людей Америки, небольшой проект Паккарда неожиданно перешел на новый виток развития. Компания ширилась, от клиентов не было отбоя, и так не бедствующий владелец стал теперь действительно состоятельным человеком. И как раз на волне успеха к нему подкралась любовь.

Закоренелый 40-летний холостяк Джеймс Паккард женился и полностью отошел от дел, передав свое дело в руки компаньона. После себя он оставил лишь девиз бренда, ярко показывающий бескомпромиссность и дерзкий характер отца-основателя. На просьбу одного из потенциальных покупателей прислать буклеты с моделями компании Паккард ответил, что нет смысла по брошюре оценивать качество машины, об этом нужно спрашивать у владельцев. «Ask the man who owns one» («Спросите лучше у владельца») до самого краха автопроизводителя являлась ключевой философией бренда Packard.

От ухода президента производство, откровенно говоря, лишь выиграло. Он настолько беспокоился о надежности своих автомобилей, которой он был обязан своей славой, что категорически отвергал любые эксперименты и технические новшества. Он боялся новых многоцилиндровых двигателей из-за сложности их конструкции, которая могла вызывать неполадки и тем самым ударить по репутации компании.

Теперь же на выпускаемые модели можно было бесстрашно ставить 4-цилиндровые 24-сильные двигатели, шедшие в комплекте с 4-ступенчатой коробкой. Модернизированный таким образом Packard K стал стоить фантастически дорого — 7000 долларов, хотя своим качеством он оправдывал каждый вложенный цент.

По-настоящему премиальным брендом Packard стал в 1915 году, всего через 6 лет своего существования. Именно с его конвейера сошел первый в стране автомобиль с 12-цилиндровым мотором, разработанным инженером завода Джессомом Винсентом.
Агрегат мог похвастать феноменально бесшумной работой при впечатляющем ускорении до 120 км/ч. Этот силовой агрегат вознес автопроизводителя на недостижимую высоту даже в категории люксовых моделей. Теперь только на 12-цилиндровом Packard хотели передвигаться главы государств и бизнесмены, звезды шоу-бизнеса и гангстеры, он имелся в гаражах Николая II, испанского короля Альфонсо, американского президента Хардинга.

Оставил он и печальный след в истории – именно на этой модели насмерть разбилась бельгийская монаршая чета, когда король Леопольд за рулем стал изучать карту и не справился с управлением.

Начало конца

Великая депрессия стала тяжелым испытанием для всей американской промышленности: рушился фондовый рынок, закрывались банки, банкротились автопроизводители. Америка в одночасье потеряла не меньше десятка разных автомобильных брендов, в том числе роскошный Duesenberg, следом за ним Peerless, чуть дольше продержалась Pierce Arrow, и даже несокрушимый Cadillac испытывал волнение.

Packard очень старался удержаться на плаву, но быстро осознал – премиальные машины в данной ситуации никому не нужны. Тогда команда инженеров сконструировала модель под индексом 120, ставшую маленькой спасительницей большого концерна.
Правда, при 3-метровой колесной базе машину трудно было назвать маленькой, особенно при наличии рядной «восьмерки» под капотом. Привлекательной стала стоимость, которая при высочайшем уровне отделки и комплектации составила всего 980 долларов — в 2,5 раза ниже схожей модели премиум-класса.

Те автолюбители, которые лишь мечтали о Packard, кинулись в салоны за приобретением новинки. Машина стала абсолютным хитом и вместе с младшей, еще более компактной «сестренкой» под индексом 110, помогла компании пережить кризис.

Крах легендарного автопроизводителя кажется тем более шокирующим потому, что период Второй мировой войны стал для него поистине золотым. Благодаря контракту на лицензионное изготовление авиационных моторов Rolls-RoyceMerlin компания обогатилась настолько, что могла бы безбедно почивать на лаврах еще несколько десятилетий.

Причин падения интересу к бренду можно назвать несколько:

Разоблачение мечты

Иначе нельзя назвать переориентацию производства на более бюджетные модели. С одной стороны, в послевоенные годы был дефицит транспорта, и люди радовались любым машинам.

С другой стороны, опять-таки города восстанавливались и нуждались в самых простых вещах, а не шикарных машинах.

Но, в-третьих, когда автомобили, окутанные флером роскоши и славы, эти эталоны богатства и мечты, вдруг стали просты и доступны, они перестали привлекать интерес автолюбителей.

Беременный бегемот

В попытках одновременно сохранить внушительные габариты с мощностью и при этом сделать машины бюджетными и более простыми привела к странному дизайну. Например, модель Clipper приобрела обидное прозвище беременного бегемота за конструкцию просторной ванны, поставленной на колеса. А вполне симпатичная модель 1950 года, несколько напоминающая советскую «Победу», с целью удешевления имела более слабые технические характеристики по сравнению с конкурентами, в том числе и по продуктивности силового агрегата.

Слияния и поглощения

Практически одновременно произошло два события, приведших к серьезным финансовым потерям: компания Packard приобрела находящийся в глубокой финансовой яме завод Studebaker, а Chrysler при этом поглотил завод Briggs Manufacturing, поставлявший кузова для автомобилей Packard. Пришлось растрачивать ресурсы сразу в нескольких направлениях – на восстановление одного из старейших автопроизводств и на устройство собственного кузовного цеха. В итоге и финансовое положение компании пошатнулось, и качество кузовов нововыпущенных моделей никогда уже не соответствовало ранее установленным высоким стандартам.

Все последующие действия были лишь агонией: потеря большой доли клиентуры из-за отказа от длиннобазных шасси, которые требовались для катафалков и лимузинов, и попытки выпускать больше новых моделей, которые имели недоработанную техническую часть.

Послесловие

До сих пор не утихают споры среди автоэкспертов и просто любителей истории относительно «жизни и смерти» уникального бренда. То ли Studebaker выжал все силы из Packard и фактически потопил его, то ли руководство Packard совершило роковые управленческие шаги и не воспользовалось стабильной популярностью Studebaker для наращивания своего производства.

А может, и вовсе производителю наперекор логике следовало после войны не прогибаться под изменившийся авторынок, не держаться за старую репутацию, а сделать что-то принципиально новое – например, ошеломить элитную публику 12-ти или 16-ти цилиндровым суперкаром.
В памяти автомобилистов всего мира Packard останется в великолепии своей роскоши, в блеске полированного хрома и ауре красивой жизни благодаря историческим личностям, владевшим этими машинами.

Неординарная стилистика американского производителя внесла свою лепту в творения Mercury и Lincoln, а также в отечественные ЗИЛ и «Чайка». Именно Packard первым среди американских концернов в далеком 1949 году разработал простую, надежную, автоматическую трансмиссию, названную Ultramatic Drive. Его 8-цилиндровые силовые агрегаты многие годы оставались эталонными по качеству и долговечности, а их производительность позволяла даже применять их в автоспорте.

Изначально была обречена компания или нет – она все равно оставила неизгладимый след не только в американской, но и в мировой автомобильной летописи.

Видео об истории Паккард:

Источник: fastmb.ru

Добавить комментарий