Россиянки Василиса Степанова и Елена Орябинская стали вторыми в соревновании парных двоек на Олимпийских играх в Токио. Они преодолели дистанцию за 6 минут и 51,45 секунды. Золото досталось спортсменкам из Новой Зеландии, бронзовые медали – у канадок. Василиса Степанова – воспитанница петербургской школы гребли. Заместитель директора СШОР имени Коренькова Курортного района Светлана Суворова в интервью «Петербургскому дневнику» рассказала, почему в России долго не было медалей в академической гребле и чего не хватило девушкам для награды высшей пробы.
– Светлана Анатольевна, расскажите, какие эмоции испытали, когда узнали о серебре девочек?
– Эмоции переполняли нас всех, мы очень рады за них. То, что они попали в финал, уже было очень круто. Тем более это двойка без рулевого у женщин, которые никогда у нас ничего в этом классе не завоевывали. Конечно, мы надеялись на медаль, думали, за третье место должны зацепиться, но, когда девочки стали вторыми, радости нашей не было границ.
– Глава Федерации гребного спорта России Алексей Свирин признавался, что план на Олимпиаду – две награды. И на девочек, как мы понимаем, никто не рассчитывал. Как так случилось, что они показали высокий результат?
– Рассчитывали на четверку мужчин, но они, к сожалению, вообще не попали на Олимпиаду. Про девочек думали, что должны выйти в финал. Это молодой экипаж, практически нигде девчонки не выступали, поэтому сложно было понять, какой уровень они покажут. А сами девочки очень хорошие: Орябинская была в сборной долгое время, опытная спортсменка, Степанова очень упорная и целеустремленная.
Экипаж создали незадолго до Олимпиады, весной этого года, их вместе посадил Джанни Постильоне (итальянский специалист, главный тренер сборной России. – Ред.). Степанова до этого гребла в двойке с Карповой, но Постильоне посадил её вместе в Орябинской, все, конечно, были удивлены, но тренер что-то разглядел именно в их дуэте.
Кстати, не только в них. Он посадил в одиночку Анну Пракатень (вышла в финал с лучшим результатом. – Ред.), которая изначально должна была гонять в двойке или четверке. Это большая заслуга тренера, он с ними занимался, и они в него поверили.
– А чего не хватило для золота?
– Думаю, что они сами испугались, просто не поверили в себя, но могли бы взять и золото, с каждой гонкой они прибавляли. Не хватило ещё одной гонки, чтобы поверить в себя.
– 17 лет у России не было наград в академической гребле, почему?
– Совершенно верно. Последний раз награду в этом виде спорта брал в 2004 году нынешний президент федерации Алексей Свирин. Думаю, упал уровень тренеров в России. Нет грамотно выстроенной подготовки тренерского состава. Раньше было много международных семинаров, это необходимо и сейчас. Ведь в мире все изменилось: и техника гребли, и лодки совершенно другие, соответственно нужно тренеров к этому подводить. А они у нас сейчас стоят на месте. Их нужно учить, как во всем мире это делают.
Ведь нельзя сказать, что Постильоне постоянно с девочками работал, он видел их только на сборах, давал нагрузку, рекомендовал, где и что нужно исправить, а мы сидим годами на сборах и ничего сделать не можем. Нет движения.
– Насколько сложно сейчас отобраться на Олимпиаду? Помимо результатов, прибавилась история с антидопинговыми тестами?
– Антидопинг проверятся постоянно, ВАДА внимательно следит за нашими спортсменами. И то, что случилось с мужской четверкой парной, невероятно, не верю, что они принимали допинг, тем более что с ними работал Постильоне.
У девочек речи быть не могло ни о каком допинге. Ну, и конечно, у ВАДА есть правило: необходимо определенное количество стартов на международных соревнованиях, где берут пробы. У Елены Орябинской перед Рио не хватило нужного числа допинг-тестов, например.
– Раньше мы наблюдали довольно рослых спортсменов в гребле. Сейчас картина другая, что произошло?
– Действительно, раньше у нас набирали здоровых спортсменов. Степанова и Орябинская не отличаются выдающимися росто-весовыми данными. Наоборот, обе сухие, жилистые и не особо высокие. Но сейчас именно такие девочки и нужны. В мире всё поменялось: скорость, техника, инвентарь. Раньше были лодки и весла деревянные, поэтому нужны были здоровые ребята. Сейчас лодки легкие, и легким спортсменкам легче двигаться. Мы немного в этом плане тормозим, вот Постильоне заметил это отставание и посадил девчонок вместе. А ведь раньше с Василисой другая спортсменка сидела, более крупная.
– Что дальше? Василиса будет готовиться к следующему олимпийскому циклу?
– У нас осталось всего три года до Олимпиады. Обычно после Олимпиады дается год на отдых и восстановление, и только потом спортсмены начинают готовиться к следующему олимпийскому сезону. Но сейчас история другая. За два года до стартов нужно уже пахать и показывать результаты. Им нельзя расслабляться. Думаю, таким же составом продолжат на следующей Олимпиаде.
Источник: