Конструктивизму – физкультпривет: исторические стадионы Петербурга — mashamult.ru

новости

Тем более в городе идет активное возведение жилья, и вопрос о доступной инфраструктуре для занятий спортом становится все актуальнее. Но можно взглянуть на эту проблему и с исторической точки зрения.

Привет из прошлого

Возьмем, к примеру, построенные в последние годы ультрасовременные спортивные арены. Можно по-разному относиться к этим проектам, но в самом их появлении есть, как ни странно, своя справедливость. Ведь именно на берегах Невы в 30-х годах ХХ века начали впервые в массовом порядке возводить стадионы, которые должны были стать яркими архитектурными доминантами, причем с глубоким идеологическим подтекстом.

Ведь такие объекты наглядно демонстрировали, что советский народ после трудовых достижений имел право в едином порыве совершать и спортивные подвиги. Кроме того, стадионы выполняли еще и роль плаца для торжественных событий. Об этом сегодня как-то уже подзабылось. Тем более что многие «архитектурно-спортивные» свершения тех лет дошли до нас, как говорится, в сильно усеченном виде. Но тем интереснее вспомнить хотя бы о некоторых примечательных проектах.

Взять хотя бы стадион «Кировец», находящийся буквально в двух шагах от Нарвских ворот (официальный адрес: Перекопская улица, 6-8). На первый взгляд сегодня этот спортивный объект относится к разряду, который в народе именуется «скромненько, но чистенько». А ведь проект родился в недрах архитектурной мастерской Александра Никольского – мэтра ленинградского конструктивизма, собравшего под свое крыло учеников Казимира Малевича.

Полет фантазии архитектора и его единомышленников был головокружительным. К примеру, к своим местам на трибунах зрители должны были подниматься по вантовым трапам, что придавало бы всему сооружению легкость и прозрачность. В ходе строительства, правда, архитектор был вынужден «приземлить» свои идеи, но стадион все равно получился «воздушным». До сих пор впечатляет поднятая над трибунами на колоннах просторная «лоджия» спортзала и переходы на уровне второго этажа.

Стадион начали возводить в 1929 году, строили его в несколько этапов, но уже в 1933 году здесь проходили городские футбольные матчи, а также играли в… регби! Работает «Кировец» и сейчас: здесь есть залы для бокса, тяжелой атлетики, пляжных видов спорта, а также корт, футбольное поле и трасса для картинга (она находится там, где автор проекта планировал устроить велотрек).

Жертвы индустриализации…

А вот еще одному дерзкому детищу Александра Никольского повезло гораздо меньше. Речь идет о стадионе «Красный Спортивный Интернационал» (КСИ), который был построен в районе Кондратьевского проспекта для рабочих Ленинградского металлического завода (ЛМЗ). Трибуны и главное здание, с их решенными в стиле минимализма, но при этом имевшими «космические» очертания формами, должны были символизировать, что коммунизм скоро достигнет планетарного размаха. Сильное впечатление создавала и впервые в советской спортивной архитектуре максимально придвинутая к кромке поля просторная диспетчерская будка с панорамным остеклением. Остается добавить, что сам автор называл объекты стадиона «планитами для землянитов».

Стадион КСИ интересен еще и тем, что с 1934 года на его футбольном поле начала играть команда «Сталинец» (ЛМЗ тогда носил имя «вождя народов»), позже получившая уже другое, всем известное сегодня название – «Зенит». Всем была хороша эта спортивная арена, но просуществовала она всего около десяти лет, став жертвой индустриализации: ЛМЗ начал расширять свое производство и на месте стадиона был построен новый цех. Сейчас об этом конструктивистско-спортивном великолепии напоминает лишь уцелевший фрагмент трибуны, переделанный под склад. Но даже в таком состоянии он своими угловатыми очертаниями по-прежнему напоминает пришельца – из так и не наступившего коммунистического будущего.

Правда, взамен утраченного стадиона ЛМЗ построил в 1956 году новый – «Турбостроитель» (Шепетовская улица, 4). Там уже не было архитектурных изысков, но главное, что эта арена существует и сегодня. Более того, она прошла серьезную реконструкцию.

…И художественного вкуса

Нельзя не упомянуть и о стадионе «Динамо». Примечателен он не только легендарным футбольным матчем, который прошел в суровые дни блокады. Ведь согласно проекту архитекторов Олега Лялина и Якова Свирского, разработанному в 20-х годах прошлого века, здесь должен был появиться настоящий Дворец физкультуры, включающий в себя не только комфортабельные площадки для занятий самыми разными видами спорта, но и весьма вместительный концертный зал.

Размах этого по всем параметрам передового проекта был поистине глобальным. А вот его воплощение оказалось совершенно несоответствующим. Причину этого многие историки архитектуры видят в том, что в ходе затянувшегося строительства у властей произошла «переоценка ценностей»: вместо отправленного в отставку конструктивизма на первое место вышел сталинский псевдоампир.

От былого смелого замысла остались, по сути, только его крайние «фланги», расположенные на противоположных концах нынешнего Белосельского переулка. На углу с Крестовским проспектом находится бывший ресторан «Грелка» (или «Шайба»), до сих пор удивляющий прохожих остатками панорамного сплошного остекления. А на набережной Малой Невки красуется здание клуба гребного спорта, со стилизованными окнами-иллюминаторами и балконами, напоминающими капитанские мостики. Между прочим, эти архитектурные точки должны были, согласно первоначальному плану, соединяться корпусами «разнокалиберных» спортивных залов, которые прерывались главным центральным входом (со стороны все того же Белосельского переулка) с огромными колоннами-портиками.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий