Галина Питулько: как Петр I построил Санкт-Петербург — mashamult.ru

новости

Легенды о возникновении Петербурга. У любого города есть интересные мифы, объясняющие его происхождение. Санкт-Петербург не стал исключением. Например, существует красивая история о том, что сначала Северная столица была сотворена на небесах, а уже потом она спустилась на болотистую местность и берега Невы. Другое предание гласит, что Пётр Великий выбрал место для строительства крепости, увидев парящего в небе орла. Император посчитал это добрым предзнаменованием. Птица появилась вновь и в день закладки цитадели.

История названия. В наименовании города есть отсылка к божественному – город Святого Петра. И, конечно, оно отсылает нас к его создателю Петру Великому. Подобным образом во времена Александра Македонского имя великого полководца давали крупнейшим мегаполисам империи, в их числе знаменитая египетская Александрия.

Интересно, что само слово «Санкт-Петербург» имеет вовсе не немецкие, а голландские корни. Это вполне объяснимо, учитывая и ближайшее окружение Петра, и его привязанность к Голландии и многим местным достопримечательностям. В сентябре 1704 года в письме к своему ближайшему другу Александру Меншикову, который впоследствии стал первым генерал-губернатором Петербурга, Пётр писал, что едет «в столицу Питербурх».

Город как крепость и столица. Первоначально город строился как форпост в устье Невы, и только с 1712 года он является столицей. Первый камень сердца города и крепости был заложен 16 мая 1703 года на Заячьем острове.

Петропавловская крепость проектировалась и сооружалась при участии видных российских деятелей из окружения Петра – Александра Меншикова, Никиты Зотова, Гавриила Головкина, Кирилла Нарышкина, Юрия Трубецкого. Всеми архитектурными и строительными работами с 1706 года ведал знаменитый итальянский зодчий Доменико Трезини. Он стал автором первого проекта застройки и создал немало знаменитых памятников. Среди них дворец Петра I в Летнем саду, а также здание двенадцати коллегий. К слову, сам мастер проживал в районе современной Университетской набережной и Пятой кадетской линии.

Вторым значимым для Петербурга архитектором стал француз Жан-Батист Леблон. Он подготовил новый генеральный план города. Именно с его именем связаны многие градостроительные работы на Васильевском острове. Творец причастен к созданию Летнего сада, раскинувшегося рядом с летним дворцом Петра. Леблон смог соорудить настоящий регулярный французский парк – одну из самых известных достопримечательностей Северной Пальмиры. Так в те времена стали образно называть Санкт-Петербург.

Параллельно с Петропавловской крепостью на другом берегу Невы соорудили Адмиралтейскую верфь. По замыслу Петра Первого, новый город должен был стать не только столицей, но и крупным морским портом.

Переход от дерева к камню. В первое десятилетие Петербург рос чрезвычайно быстро. Согласно переписи 1714 года, в нём насчитывалось 34 500 разнообразных строений. Первоначально большинство построек создавались из дерева, в том числе петровский бревенчатый дом и одна из первых деревянных церквей Святой Троицы. Эти здания располагались на Троицкой площади к востоку от Петропавловской крепости. Со временем, однако, предпочтение стало отдаваться камню, и в 1709 году был выпущен специальный указ Петра I, в котором император повелевал «строить каменные палаты». Через десять лет в свет вышло другое распоряжение, которое обязывало всех купцов и дворян возводить только каменные дома в один или два этажа. В этом материале были выполнены Адмиралтейство, Меншиковский дворец и, конечно же, здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Именно сюда государь имел обыкновение заглядывать по пути в Адмиралтейство и разглядывать коллекцию голландского анатома Рюйша или экспонаты из собрания аптекаря Себы.

Свой первый каменный музей Пётр Первый очень любил. Однажды он принимал в нём австрийского посла, назначив чрезвычайно раннее время для встречи – пять утра. Кстати, по велению Петра Кунсткамера была открыта для самой широкой аудитории. Посетители приходили без всякой платы. Правда, в новое каменное строение их зазывали специальным угощением – рюмкой водки или же чашкой кофе. Все расходы царь оплачивал из собственных средств.

Ранее Галина Питулько рассказывала о правилах жизни Петра Великого.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий