Этническая деревня как начинать работу. Исследовательская работа «Вот моя деревня…» На тему: «Этнография села. Туристический проект «этнографическая деревня сохранившихся обрядов беларуси» — mashamult.ru

новости

Агрессивная среда мегаполисов является чрезвычайно утомительной для человека, поэтому многие горожане стремятся обзавестись дачными участками и сельскими усадьбами, куда отправляются отдыхать при каждом удобном случае. Для тех, кто по разным причинам не может позволить себе покупку и содержание загородного дома, прекрасным выходом может стать агротуризм — относительно новое направление, подразумевающее проживание в сельской местности подальше от больших городов, с возможностью принять участие в различных культурно-досуговых мероприятиях.

Рассматривая сельский туризм как бизнес, нельзя не отметить, что он в равной степени представляет интерес как для отдыхающих, так и для фермеров, имеющих в своем распоряжении достаточное количество ресурсов для комфортного размещения нескольких постояльцев. Более того, туристы воспринимают привычные для местных жителей процессы как экзотику, а потому охотно принимают участие в полевых работах, ухаживают за животными, арендуют лодки для рыбалки и собирают грибы, принося тем самым владельцу деревенской гостиницы неплохой дополнительный доход.

Особенности бизнеса

Главная особенность сельского туризма заключается в условиях проживания: гостей размещают в старинных бревенчатых домах или в стилизованных под старину усадьбах, расположенных в районах с нетронутой природой, вдали от промышленных предприятий и многоэтажных бетонных зданий. За исключением комплексов с полной исторической реконструкцией, такие деревенские отели обеспечивают посетителям удобства на уровне курортных апартаментов: в комнатах имеются санузлы, кондиционеры, телевизоры и холодильники, а в столовой постояльцам предоставляется трехразовое питание.

Основной смысл подобного вида отдыха заключается в отрыве жителей мегаполисов от привычной суеты и погружении в неторопливую и размеренную сельскую жизнь. Кроме того, туры носят и познавательный характер: многие горожане никогда не видели подлинного народного костюма, не сидели с удочкой на рассвете и не доили корову.

В России сельский туризм привлекает преимущественно женщин, доля которых в целевой аудитории достигает 70%. Проживание в деревне может быть интересно и другим жителям мегаполисов — семейным парам с детьми и молодым людям, отдающим предпочтение здоровому образу жизни и экологической чистоте окружающей среды.

Еще одна довольно обширная категория туристов — это иностранные граждане, желающие ознакомиться с культурными традициями и народным фольклором. Для таких гостей естественная природная среда, национальный колорит и аутентичность сельского быта иногда оказываются важнее, чем наличие в номере телевизора. Учитывая, что иностранцы подбирают места для отдыха преимущественно через интернет, необходимо разработать собственный многоязычный сайт с красочными фотографиями, описанием услуг и прейскурантом, а также регулярно размещать объявления на зарубежных туристических форумах и в соцсетях.

Коллективные выезды на природу также распространены в корпоративной среде: руководители различных компаний покупают подобные туры для своих работников с целью проведения мероприятий, направленных на укрепление командного духа и отработку способов взаимодействия между сотрудниками. Такие клиенты обычно арендуют гостиницу на срок от нескольких часов до двух-трех дней и платят за это значительно больше, чем обычные частные посетители.

Наконец, концепция развития сельского туризма подразумевает тесное взаимодействие с туроператорами: компании, заинтересованные в сотрудничестве на выгодных условиях, не только разместят информацию об услугах домашней гостиницы на своем сайте и в рекламных материалах, но и помогут в разработке качественного туристического продукта, организуют трансфер и развлекательную программу.

Виды сельского туризма

Клиенты домашних гостиниц предъявляют разные требования к организации своего отдыха: кто-то просто желает провести время на природе, другие интересуются охотой и рыбалкой, третьи приезжают в деревню для знакомства с фольклором и народными ремеслами. В соответствии с перечнем культурно-досуговых мероприятий выделяют несколько самых популярных программ сельского туризма:

Медицинский туризм. Имеет своей целью изучение средств и методов народной медицины, сбор лекарственных растений, а также проведение оздоровительных процедур, востребованных людьми с различными заболеваниями;
Исторический туризм. Представляет собой полное погружение в аутентичный старинный быт, включая размещение в реконструированных избах с минимальными удобствами и питание блюдами старорусской кухни;
Сельский экологический туризм. Подразумевает проживание в отдаленной деревне с отключенным телефоном, без телевидения и интернета. Полному погружению в сельский быт способствуют различные культурные мероприятия;
Спортивный туризм. В данном случае сельская местность используется как площадка для проведения различных спортивных состязаний, походов, ориентирования на местности, скалолазания, сплавов по горным рекам, конных прогулок;
Образовательный туризм. Этот вид сельского туризма предполагает изучение классических народных ремесел — гончарного дела, художественной росписи, резьбы по дереву, плетения изделий из лозы, вышивки;
Сельскохозяйственный туризм. Включает активный отдых с возможностью принять участие в основных сельскохозяйственных процессах, включая выпас скота, заготовку дров, полевые работы, сенокос, охоту, рыбалку, сбор грибов или ягод;
Фольклорный туризм. Имеет целью изучение народного творчества, обрядов, устных сказаний и песен, посещение исторических мест и музеев, а также проводимых в сельской местности фестивалей и ярмарок;
Международный туризм. Данный вид туризма в сельской местности может включать в себя одно или несколько направлений, интересных для заграничных гостей — изучение фольклора и народных ремесел, истории и медицины.

Преимущества и недостатки

Предприниматель, рассматривающий, как открыть бизнес по сельскому туризму, должен обратить внимание на характерные особенности этой деятельности и учесть их положительное или отрицательное влияние на работу предприятия в целом.

К числу преимуществ агротуризма относят следующие факторы:

Чтобы открыть домашний отель при ферме, не нужно получать гостиничную лицензию — достаточно зарегистрироваться как КФХ или ИП;
Это направление считается приоритетным, благодаря чему предпринимателю доступна возможность участия в программе развития сельского туризма;
При наличии подсобного хозяйства можно уменьшить расходы на питание гостей, используя экологически чистые продукты собственного производства;
Владелец гостиницы не должен оплачивать аренду;
Используя окружающие природные ресурсы и потенциал региона, можно составить увлекательную программу культурных и познавательных мероприятий;
На данном этапе отрасль характеризуется низким уровнем конкуренции;
Для организации сельского туризма не нужно обладать опытом или специальными знаниями в этой сфере.

В то же время негативные факторы способны существенно усложнить работу предпринимателя и повлечь дополнительное расходование ресурсов, направленное на преодоление последствий их влияния:

В сельской местности часто отсутствует необходимые для комфортного проживания туристов инфраструктура и ресурсы;
Деятельность домашних гостиниц не регламентирована законодательно;
Под влиянием урбанизации деревенские жители быстро забывают традиции и теряют самобытность;
Развитию сельского туризма в России препятствует быстрое уменьшение количества трудоспособных жителей сел и деревень.

Необходимые ресурсы

Разумеется, далеко не каждая деревня будет привлекательна для туристов: в некоторых населенных пунктах достопримечательности или интересные природные ресурсы отсутствуют в принципе. Поэтому домашнюю гостиницу желательно открывать в регионе, известном своими культурными традициями, ремеслами, архитектурными памятниками и красивым ландшафтом.

Большим преимуществом станет наличие неподалеку лесного массива и любого водоема — озера, пруда или реки: посетители обязательно заинтересуются таким активным отдыхом, как рыбалка, купание, походы за грибами или ягодами. Соответственно, предприниматель сможет заработать на предоставлении гостям различного инвентаря — лодок и катамаранов, велосипедов, удочек, наборов грибника.

Выбирая, с чего начать сельский туризм в таком районе, необходимо уделить внимание наличию любых подобных ресурсов и оценить возможность их использования для разработки программы культурно-досуговых мероприятий. Кроме того, для обслуживания и развлечения туристов можно задействовать:

    Усадьбу. В доме выделяют несколько комнат для проживания гостей, а окружающую территорию приводят в порядок, разбивают здесь цветники и газоны, устанавливают беседки, мангалы и качели, обустраивают парковочные места;
    Домашних животных. Обслуживание, кормление и выпас кур, овец, свиней, коров и лошадей станет частью развлекательной программы, а использование продуктов животноводства позволит обеспечить посетителей свежим молоком, мясом, яйцами;
    Огород. Для городских жителей активным и познавательным отдыхом станут обычные сельскохозяйственные работы — многие из них никогда не видели картофель, морковь или кукурузу в природной среде. Кроме того, блюда из этих овощей можно вечером подать к столу;
    Фруктовый сад. Работа в саду, сбор и переработка урожая также могут заинтересовать туристов. Свежие яблоки, груши, сливы, вишни употребляют в пищу или используют для приготовления различных десертов — пирожков, джемов, варенья;
    Русскую баню. Банные процедуры применяют в оздоровительных целях, дополняя их домашним квасом или травяным чаем. Любители экстремального отдыха захотят прыгнуть из парилки в сугроб или в прорубь с ледяной водой;
    Ремесло, хобби. Привлечь и заинтересовать клиентов помогут различные мастер-классы, посвященные плетению из лозы, гончарному делу, обработке дерева, мыловарению и другим работам, характерным для сельского быта;
    Специальные знания. Владельцу гостиницы необходимо изучить искусство приема гостей, ознакомиться с местными историческими, архитектурными и ландшафтными достопримечательностями для проведения экскурсий, освоить приготовление блюд национальной кухни, а также усовершенствовать навыки общения на иностранных языках для обслуживания зарубежных постояльцев.

Обустройство комнат и территории

К усадьбе, претендующей на роль домашней гостиницы, предъявляются достаточно высокие требования, призванные обеспечить максимальную комфортабельность проживания гостей. Поэтому при благоустройстве придомовой территории необходимо:

Удалить с участка весь мусор, отремонтировать дорожки, засеять газоны травой и цветами, по возможности найти и установить в качестве элементов декора телеги, колеса от них, старинные сельскохозяйственные механизмы;
Оборудовать место для парковки автомобилей посетителей;
Очистить и привести в порядок дорожки к колодцу, роднику и водоему;
Избегать соседства с заброшенными и полуразрушенными домами, мусорными и навозными кучами, животноводческими фермами и другими источниками неприятного запаха и шума;
Обеспечить наличие телефонной связи, спутникового телевидения и интернета (многие гости захотят немедленно опубликовать фотографии в соцсетях);
Установить на участке искусственное освещение;
Обустроить места отдыха, установить беседки и садовые скамьи, подвесить гамаки.

Помещения, предназначенные для размещения гостей, нужно оборудовать системами вентиляции, освещения и отопления, санузлами и душевыми кабинами. Разумеется, некоторые туристы в погоне за исторической достоверностью захотят жить при печном отоплении, умываться из ручья и спать на полатях, однако основная масса посетителей предпочтет этому минимальный набор удобств:

Оснащение жилых комнат

Наименование

Кол-во

Цена

Сумма

Кровать

9

8 000

72000

Шкаф для верхней одежды

3

4500

13500

Шкаф для белья

3

6000

18000

Стул или табурет

9

1 000

9000

Стол обеденный

3

2500

7500

Люстра или настенные светильники

3

2000

6000

Телевизор

3

9 000

27000

Кондиционер

3

18 000

54000

Роутер

3

1500

4500

Электрочайник

3

1000

3000

Мини-холодильник

3

6500

19500

Покрывала

9

2 000

18000

Подушки

9

500

4500

Одеяла

9

2 000

18000

Постельное белье

18

500

9000

Унитаз с бачком

3

4 000

12000

Душевая кабина

3

12 000

36000

Зеркало

3

2 000

6000

Раковина умывальника

3

8 000

24000

Смеситель

3

1 000

3000

Бойлер

3

5500

16500

Полотенце большое

18

500

9000

Полотенце маленькое

18

300

5400

Коврик

3

500

1500

Сушилка для белья

3

1 500

4500

Шатер садовый

3

3500

10500

Комплект мебели садовый

3

6 000

18000

Мангал

3

700

2100

Набор посуды

3

5 000

15000

Гамак

3

1000

3000

Итого:

450000

Площадь гостевых комнат выбирается из расчета не менее 6–7 м² на человека для двухместных номеров, либо 5–6 м² на человека для трехместных.

Организация питания

Трехразовое питание включается в базовый пакет услуг домашней гостиницы. Для его организации необходимо обустроить небольшую столовую на 10–12 человек, в которой можно также установить самовар и разложить на блюдах сладости для организации чаепития в любое время суток. Не исключено, что именно это место станет для гостей центром общения и обмена впечатлениями после насыщенного дня.

Основу меню для туристов составляют из простых и незатейливых деревенских блюд, приготовленных из продукции фермерского хозяйства. Сюда могут входить:

    Салаты овощные, домашние соленья, свежая зелень;
    Домашнее молоко, сметана, творог и сыр;
    Котлеты, тефтели, домашняя колбаса, пельмени, шашлык;
    Рыба и рыбные блюда;
    Различные каши, макароны по-флотски;
    Картофель запеченный, вареный с зеленью, тушеный с грибами;
    Уха, щи, рассольники, овощные и холодные супы, борщи;
    Домашние яйца, омлеты и яичницы;
    Пирожки, медовые пряники, блинчики, оладьи, домашнее варенье;
    Компоты, травяные и фруктовые чаи.

Нужно быть готовым к тому, что некоторые гости из числа тех, кто придерживается вегетарианской или лечебной диеты, сочтут неприемлемым деревенское меню и пожелают приготовить собственные блюда из привезенных с собой или купленных у фермера продуктов. Для их удобства нужно оборудовать отдельную кухню, оснащенную всей необходимой утварью и бытовой техникой:

Оснащение гостевой кухни

Наименование

Кол-во

Цена

Сумма

Набор кастрюль

2

3500

7000

Набор сковород

2

3000

6000

Набор ножей

2

500

1000

Вилки, ложки

2

2900

5800

Плита газовая

1

6000

6000

Разделочные доски

2

800

1600

Кухонная утварь

3000

3000

Кухонный комбайн

1

3000

3000

Холодильник

1

15000

15000

Мойка

1

600

600

Смеситель

1

1000

1000

Итого:

50000

Организация досуга

Немногие постояльцы будут удовлетворены возможностью просто пожить вдали от городского шума, искупаться в чистой речке, попариться бане и посмотреть на живых коров: обычно людей, интересующихся агротуризмом, привлекают несколько иные цели — погружение в деревенский быт, активный отдых, участие в сельскохозяйственных работах. Кроме того, многие покупают семейные туры и привозят в село детей, выросших в городе и никогда не видевших живой природы. Поэтому для гостей разрабатывают набор различных культурно-досуговых мероприятий, включая их в базовый пакет либо предлагая в качестве дополнительных услуг:

Сельскохозяйственный отдых:

    Сбор ягод, овощей и фруктов, работа в поле и в саду;
    Откачка меда, экскурсия на пасеку;
    Кормление и выгон животных на пастбище, работа в качестве пастуха;
    Выпечка домашнего хлеба;
    Обустройство коптильни, копчение мяса или рыбы;
    Сбор сметаны и взбивание масла;
    Валка деревьев и заготовка дров.

Активный отдых:

    Охота и рыбалка;
    Катание на лошадях, на санях, экскурсия на конеферму;
    Водные процедуры, купание в реке или озере;
    Пешие и велосипедные прогулки;
    Банные оздоровительные процедуры;
    Проведение пикников;
    Доступ к инвентарю для отдыха — мячам, бадминтону;
    Проведение фотосессий с домашними животными.

Познавательный отдых:

    Знакомство с местными обычаями, ритуалами и народным фольклором;
    Участие в торжествах, приглашение фольклорных коллективов;
    Проведение мастер-классов по народным промыслам и ремеслам;
    Экскурсии в музеи, осмотр архитектурных и природных памятников.

Инвестиции

При разработке бизнес плана сельского туризма необходимо учесть, что работы по обустройству домашней гостиницы не ограничиваются ремонтом в номерах: для обеспечения приемлемого уровня комфорта и организации досуга постояльцев придется привести в порядок придомовую территорию, установить кондиционеры и спутниковые антенны, закупить инвентарь. Желательно также иметь в своем распоряжении небольшой микроавтобус для доставки туристов к месту отдыха и организации экскурсионных поездок.

Перечень расходов, сопутствующих созданию гостиницы из трех трехместных номеров, будет включать следующие позиции:

Капиталовложения

Наименование

Цена, руб.

Кол-во, шт.

Сумма, руб.

Регистрация СПД

2000

Ремонт гостевых комнат

75000

3

225000

Оборудование гостевых комнат

150000

3

450000

Оборудование кухни

50000

1

50000

Благоустройство двора

150000

1

150000

Установка септика на 6 м³

80000

1

80000

Туристические велосипеды

10000

4

40000

Лодки

40000

3

120000

Спортинвентарь

20000

Разработка информационного сайта

20000

Транспорт, микроавтобус

350000

1

350000

Итого:

1507000

К сожалению, у владельцев фермы, занятых предоставлением услуг сельского туризма, физически не хватит времени на обслуживание постояльцев, уход за животными и полевые работы одновременно. Поэтому в штат предприятия необходимо принять нескольких наемных помощников:

    Технического работника для стирки, уборки в номерах, мытья посуды;
    Аниматора-экскурсовода для проведения экскурсий и мастер-классов;
    Повара для работы на кухне.

Расходы за год

Наименование

Сумма, руб.

Коммунальные платежи

36000

Ремонт снаряжения

20000

Маркетинговые расходы

30000

Страхование имущества

10000

Транспортные расходы

24000

Зарплата повару

180000

Зарплата экскурсоводу-аниматору

180000

Зарплата уборщице

180000

Налог на ФОТ

164700

Административные расходы

24000

Продукты питания

369000

Страховые взносы ИП

27600

Итого:

1245300

Доход и рентабельность

Агротуризм как бизнес, предполагает формирование туристического продукта из целого комплекса основных и дополнительных услуг. По умолчанию сюда включают размещение в отдельной комнате, трехразовое питание, возможность контактировать с животными, заниматься активным отдыхом и сельскохозяйственными работами. При разработке ценовой политики следует принимать во внимание тарифы аналогичных сельских гостиниц, расположенных в Пермском крае, в Карелии и на Алтае: здесь каждый день проживания обходится туристу в 1200–1500 рублей.

⏩ Видео по теме

Чтобы повысить конкурентоспособность предприятия, рекомендуется в периоды падения туристической активности снижать стоимость услуг и привлекать тем самым клиентов, желающих сэкономить на отдыхе. Таким образом, с учетом сезонных колебаний посещаемости фермер, сдающий в аренду три трехместных номера, может в течение года получить доход в 1,74 млн. рублей:

Доходы домашней гостиницы

Гостей в среднем

Человеко-дней

Тариф, руб./сутки

Доход, руб.

Лето

80%

7,2

648

1300

842400

Осень

30%

2,7

243

1000

243000

Зима

40%

3,6

342

1200

410400

Весна

30%

2,7

243

1000

243000

Итого:

1738800

Повышению рентабельности предприятия способствует предоставление набора платных услуг, перечень которых формируется в зависимости от доступных в данной местности ресурсов: например, при наличии конефермы можно организовать верховые прогулки, а при наличии водоема — сдавать в аренду лодки и удочки. Составляя бизнес план агротуризма, необходимо проанализировать все имеющиеся возможности, а затем разработать прейскурант с учетом амортизации оборудования и себестоимости культурно-досуговых мероприятий:

Дополнительные доходы

Таким образом, суммарный годовой оборот домашней гостиницы превысит 2 млн. рублей. Учитывая текущие расходы, можно вычислить основные экономические показатели проекта и ожидаемый срок окупаемости:

Расчет экономических показателей

Заключение

Занимаясь развитием сельского туризма, нельзя останавливаться на достигнутом. Чтобы посетители ежегодно возвращались в гостиницу, следует постоянно улучшать качество обслуживания, благоустраивать окружающую территорию, продумывать новые экскурсии и развлекательные мероприятия. Однако самым главным фактором, способствующим повышению лояльности гостей, является особая домашняя обстановка, которую нужно создавать на ферме путем неизменного проявления гостеприимности, доброжелательности и готовности в любую минуту оказать постояльцам необходимую помощь. При этом благодарность и восторженные отзывы клиентов послужат достойным вознаграждением за приложенные усилия.

Рассмотрим что представляет из собя экотуризм (или, как его еще называют этно- или сельский туризм), как начать собственное дело в этом направлении, перспективы, сложности и прочие вопросы с ним связанные.

Основная концепция экотуризма

Подобный вид туризма подразумевает погружение городских жителей в среду, кардинально отличающуюся от их обычной жизни. То, что для деревенских — обычное времяпровождение или труд, для работников офисов — экзотика и развлечение. Большинство из них никогда не топили печь, не доили корову, не рубили дрова и т.д. и т.п.

Самый лучший отдых, как известно — кардинальная смена деятельности и места проживания. Именно это вы и должны будете им предложить. Но при этом не должно быть полного отрыва от внешнего мира, не должно быть проблем с дорогой к месту отдыха и, желательно, со спутниковой связью.
Поиск и подбор места — это, пожалуй, самая главная задача. И, если есть возможность вложить средства, то лучше всего самому выбрать деревню и купить там дом.

Организация бизнеса

Самым первым делом необходимо определиться с местом
. Как минимум, это должен быть один дом в деревне. Хорошо, если неподалеку будут река и лес. Желательно, чтобы место было как можно менее цивилизовано. То есть электричество, должно быть, а вот водопровод, газ и прочие блага цивилизации ни к чему. Если не у вас, то у ваших друзей и знакомых такой дом обязательно найдется.

Но даже если вы не найдете подобной «недвижимости» в ближайшем окружении, то ничего страшного не случится, достаточно проехаться по селам, и вы получите массу предложений от местных жителей, которые сдадут для гостей если не дом, то хотя бы комнаты. Вполне можно обойтись даже отдельными койками. Это не так удобно и немного повысит себестоимость, но удобно тем, что вам не придется делать вложений в косметический ремонт дома до начала работы.

Следующий вопрос, который предстоит решить — транспорт
. На данный момент нанять тот же микроавтобус не составит никакого труда. Если есть такая возможность, то часть пути можно проделать в телегах или на санях — это внесет определенную ноту экзотики еще по дороге к месту отдыха.

Заранее необходимо решить вопрос с питанием
. Самый простой способ — договориться с местными жителями. В этом случае вам не придется заботиться о составлении меню и приготовлении пищи. Единственное, что, скорее всего, придется взять на себя — закупку продуктов. А в том, что на такое предложение откликнется множество желающих, можно не сомневаться, в деревнях мало работы, поэтому многие не против получить дополнительный доход. Возможно в этой части вы сможете запустить смежный .

Чем занять клиентов

Чем вы сможете заинтересовать потенциальных клиентов? Ведь приезжать они будет не просто посмотреть на деревню, гостей надо занять тем, что им может быть интересно.

Как уже говорилось выше, прежде всего, можно занять их обычным деревенским бытом. Это может быть что угодно: выгон коров на пастбище, колка дров и растопка печи, даже какие-то огородные работы — все то, чем невозможно заниматься в городе. Набрать воды из колодца для бани (в которой потом сам же и будешь париться), подоить корову и впервые попробовать настоящее парное молоко — это настоящая экзотика для людей, проводящих жизнь среди «каменных джунглей».

Составляя примерную программу, необходимо ориентироваться на то, что интересного смогут предложить сами местные жители. Например, если в деревне есть лошади, то можно предложить катание на санях зимой или телегах летом. Или выкачку меда под руководством местного пасечника.
Очень хорошей идеей может оказаться проведение совместных вечеров с местными жителями.

Стоит только сделать такое предложение, как выяснится, что и петь здесь любят и гармонист свой есть. Такие вечера станут развлечением не только для туристов, но и для принимающей стороны, поэтому мероприятия обойдутся практически бесплатно, если не считать затрат на небольшое застолье.

Естественно, в программу должны быть включены традиционные виды отдыха:

    рыбалка; сбор ягод и грибов; купание; русская баня.

Очень неплохо, если вы сможете переодеть своих гостей в традиционные русские костюмы, тогда вживание в образ станет намного полнее.

В общем, как видите, деревня сможет предоставить огромное количество занятий, даже грядка с картофелем может стать объектом, если подойти к этому с умом. А что именно вы будете использовать, зависит от местности, наличия инвентаря и времени года.

Где найти клиентов для экотуров?

Понятно, что главные потребители такой услуги — жители мегаполисов
. Но особенность этого бизнеса в том, что наибольшим спросом он пользуется пока что не у нас в стране, а за рубежом — там это направление очень модно. Иностранцы чаще всего ищут места для отдыха при помощи интернета. Надо просто разместить на тематических зарубежных форумах объявления, составленные на разных языках.

Второй вариант — поиск корпоративных клиентов
. Сейчас распространены выезды на природу всем коллективом, а вы сможете предложить нечто оригинальное. В этом случае можно договариваться даже не о нескольких днях, а об определенном количестве часов.

И еще один путь продвижения услуг (довольно простой и действенный) — договоренность
с . Если условия партнерства, которые вы предложите, будут интересными, то они сами начнут их рекламировать, включать в буклеты и предлагать при личных встречах с клиентами.

Преимущества бизнеса на организации экологических туров

Практически не требуется первоначальных вложений, оплата на месте проводится из средств, получаемых из предоплаты клиента; Есть возможность начать свой бизнес для деревенских жителей — в наличии свой дом, хозяйство и знание местных условий, искать или придумывать что-то специально не придется; Нет обязательных затрат за аренду, рекламу и прочих, необходимых для любого другого вида бизнеса, платежей. Начать заниматься экотуризмом может любой человек, вне зависимости от его опыта в этой сфере. Ниша практически не занята, отсутствие конкуренции. Такой вид туризма у нас пока что еще слишком слабо развит. Не требует лицензирования, поэтому нет необходимости в обязательном порядке регистрировать юридическое лицо. Достаточно пройти регистрацию как индивидуальный предприниматель, который может использовать упрощенную систему налогообложения.

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕРЕВНЯ СОХРАНИВШИХСЯ ОБРЯДОВ БЕЛАРУСИ»

Туристический проект «Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси» разрабатывается не только с туристической целью — создание национального турпродукта и развитие культурно-познавательного туризма Беларуси. Также он несет в себе значительный культурно-просветительский потенциал: популяризация и сохранение нематериального наследия Беларуси, повышение интереса белорусского народа к изучению собственных традиций, воспитание у подрастающего поколения уважения и чувства престижа белорусской культуры. Следует отметить, что данный проект включает в себя не все сохранившиеся белорусские обряды, а только те, которые обладают наибольшим туристическим потенциалом и которые занесены в Государственный список историко-культурных ценностей. При этом не исключается возможность обнаружения «новых» сохранившихся обрядов Беларуси, которые были бы интересны с туристической точки зрения и могли бы быть в дальнейшем включены в данную этнографическую деревню.

Для данного проекта очень важным является принцип аутентичности, поэтому за основу были взяты именно сохранившиеся белорусские обряды: наблюдение и запись данных обрядов в естественной среде и прямая передача от их носителей в значительной степени повышают возможность их аутентичного воспроизведения. Кроме того, следует учесть тот факт, что перед реализацией данного туристического проекта должна быть проведена серьёзная научная работа по изучению предложенных сохранившихся обрядов Беларуси, должны быть совершены этнографические экспедиции в места их проведения.

Описание этнографической деревни

Этнографическая деревня сохранившихся обрядов Беларуси включает в себя следующие объекты (см. ниже рисунок 2.1):

1) пять белорусских хат (1-5), в каждой из которых в театрализованной форме будет показываться сохранившийся белорусский обряд;

2) пункт проката народных костюмов (А);

3) кафе (В), предлагающее белорусскую национальную кухню;

4) магазин белорусских сувениров (C);

5) небольшая гостиница на 15-20 чел. (D);

6) научный отдел по изучению белорусской этнографии (E).

Таким образом, данный комплекс должен включать всю необходимую туристическую инфраструктуру (кафе, гостиница, сувенирный магазин).

В этнографической деревне будут представлены следующие белорусские обряды:

1) обряд «Колядные цари» деревни Семежево Копыльского района (Минская область);

2) обряд «Шчадрэц» деревни Рог Солигорского района (Минская область);

3) обрядовая игра «Жаніцьба Цярэшкі», Лепельский район, Витебская область;

4) обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» деревни Казацкие Балсуны Ветковского района (Гомельская область);

5) обряд «Вясельны каравай» деревни Мотоль Ивановского района (Брестская область).

А теперь рассмотрим каждый обряд по отдельности:

1. Белорусский обряд «Колядные цари»

Обряд «Колядные цари» проводится на Щедрый вечер (13 января), накануне старого Нового года, и является отличительным проявлением локальной культурной традиции деревни Семежево Копыльского района Минской области.

В этой деревне в конце XVIII столетия находился гарнизон расквартированных солдат и офицеров российской царской армии. Согласно преданию, перед Новым годом, солдаты и офицеры данного гарнизона ходили по домам местных жителей, показывали сценки и получали за это подарки. После передислокации солдат в другое место традицию продолжили местные молодые люди, одевающиеся в костюмы, напоминающие военную форму. Таких ряженых обычно бывает семеро, их стали называть «царями», они получили имена Царь Максимильян, Царь Мамай и другие. Костюм состоит из белых штанов и рубахи, пояса с традиционным геометрическим узором, красных ремней крестом через грудь, чёрных сапог и высоких бумажных шапок-кивер с разноцветными ленточками. Царей на празднике сопровождают комические персонажи «деда» (исполняет девушка в оборванной мужской одежде) и «бабы» (исполняет разрисованный парень в женской одежде) .

Вечером семь стройных кавалеров-солдат с торжественным маршем, с зажженными факелами, в сопровождении барабанного боя и веселой толпы ходят от дома к дому. В каждом доме «цари» разыгрывают театрализованные сценки по мотивам народной драмы «Царь Максимилиан»: встреча царей, ссора, драка. Представление переполнено народным юмором, веселой бутафорией. Заканчивается визит «царей» и их свиты веселыми песнями, танцами, добрыми пожеланиями.

По окончании обхода всех участников праздничного шествия ждет щедрое угощение: хозяева благодарят «царей» за веселое поздравление традиционными кулинарными дарами — деревенской колбаской, пирогами и другими сладостями .

В 2009 году обряд «Колядные цари» включён в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, как объект, нуждающийся в срочной защите. На сегодняшний день это единственный белорусский обряд, занесенный в Список ЮНЕСКО.

2. Белорусский обряд «Шчадрэц»

Обряд «Шчадрэц», который проводится на Щедрый вечер, — яркое проявление культурной традиции деревни Рог Солигорского района Минской области. Деревня расположена в районе Красного озера — территории, которую исследователи традиционной культуры выделяют как место сохранения исключительно древних и своеобразных явлений календарно-песенной культуры.

В энциклопедии «Этнография Беларуси» обряд «Шчадрэц» определяется как колядная игра и описывается следующим образом: «Главным в игре был «Шчадрэц», на роль которого выбирали полного парня. Его одевали стариком (с маской на лице, горбом на спине, одежда была увешана колокольчиками, цветным тряпьем, тесемками, на голове шапка из блестящей бумаги, из-под которой свисали волосы из пеньки или льна) или солдатом в соответствующей одежде. «Шчадрэц» ходил с переодетыми в животных — «козой», «кобылой», «медведем» — и ребятами-щедровальниками (их хоровод состоял из вожатого, припевалов, запевалов, забиралов, музыкантов). Вечером, накануне Нового года, гурьба отправлялась щедровать, что представляло собой театрализованную сценку с музыкой, пением, танцами, диалогом. Вожатый заходил в дом к хозяину за разрешением пощедровать, а гурьба в это время пела под окнами. Получив согласие, щедровальники входили в дом. Под музыку на середину хаты выходили «Шчадрэц» с ребятами, переодетыми в животных, они танцевали, а запевалы и припевалы пели. Разыгрывались юмористические сценки, происходил шуточный диалог между «Шчадрацом», щедровальниками и зрителями. После завершения игры ее участники получали угощения и клали их в сумки забиралам.» .

Следует отметить, что обряд «Шчадрэц» осуществляется с участием традиционных масок-персонажей: как зооморфных — козы, журавля, коня, так и антропоморфных — деда, бабы, цыгана и цыганки с ребенком (куклой) в коляске. Маска козы (очень древняя, дохристианская), пантомимика которой в обряде обычно сопровождается сюжетно связанной с ней колядной песней, считалась основным символом плодовитости и жизненной энергии. Наиболее уникальный персонаж в ватаге щедровальников в деревне Рог — это дед и его берестяная маска, аналогов которой больше нет нигде в Беларуси. Маску изготавливали из цельного куска бересты, в котором вырезали дырки для глаз, носа и рта. Делали маску не в виде накладки на лицо, что изредка встречалось и в других местах Беларуси, а в виде шапки, в которой береста соединена особым способом («в зубчики»). Сверху ее закрепляли крест-накрест двумя полосками бересты .

3. Белорусская обрядовая игра «Жаніцьба Цярэшкі»

Обрядовое игра «Жаніцьба Цярэшкі» — один из наиболее интересных рождественских обычаев, который сохранился на Витебщине, особенно в Лепельском районе. Обряд проводится каждый год в разных деревнях в период Рождества. Действие происходит в большом доме. Молодежь приглашает самых почтенных участников — «бацьку» и «матку». Начало представляет собой обычную танцевальную вечеринку: полька, краковяк, подыспань… В какой-то момент объявляется: «А ці не пажаніць нам Цярэшку?». «Матка» ведет игру, «бацька» помогает, подбирают пары. Символическая «женитьба» молодых осуществляется поочередно во время особого танца-ритуала.

О своих симпатиях участники должны тайком сообщить «матцы» перед игрой, иначе есть опасность получить нежелательного партнера. «Матка» берет за руку парня, «бацька» — девушку, распевая, выводят в круг выбранную пару и «перекручивают» их вместе в обрядовом танце. Эту пару символично «поженили», они становятся «дзядулькай» и «бабулькай». Тогда выбирают следующую пару, потом следующую… Самая эмоциональная и веселая часть обычая — игры и испытания, через которые проходят «молодые» («ручеек», «поцелуи» и т.д). Заканчивается забава традиционным праздничным угощением.

В 2009 году обряд включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и является одним их претендентов на включение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

4. Белорусский обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы»

Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» проводится в деревне Казацкие Балсуны Ветковского района Гомельской области. Он приурочен к Вознесению, которое празднуется на сороковой день после Пасхи.

По разнообразию песен и хороводов, театрализации обрядовых ритуалов как отзывов задабривания самой устрашающей для древнего человека природной стиxии — молнии-стрелы — «Ваджэнне і пахаванне стралы» не имеет себе равных. Полноправными, а иногда и наиболее активными участниками обряда являются дети. Дети во время данного обряда со смехом и песнями разбегаются по полю и валяются — набираются здоровья на молодых озимых всходах .

В основе ритуальных действий, песен и хороводов лежит защитная магия от молнии. Сами певцы говорят: «Засцерагчыся ад маланкі, закапаць яе». Но позже на это наслоилось способствование росту хлеба: «Цягнем каласы на небясы» .

Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» состоит из пения заклинальных песен про стрелу, шествия шеренгой по улицам деревни, вождения хороводов магической формы — круга, выхода к ржаному полю, качания по нему, погребения разнообразных предметов («стрелы») в землю. На ржаном поле сидели дети, между которыми женщины водили хоровод «змейкой», после чего брали ребятишек на руки и подбрасывали их вверх, чтобы рожь росла высокой. Закапывая монеты, бусы и т.д., каждая участница обряда загадывала желание с надеждой, что оно осуществится. Обряд «Ваджэнне і пахаванне стралы» символизирует окончание весны и начало лета: после него нельзя было уже петь песни-веснянки .

5. Белорусский обряд «Вясельны каравай»

«Вясельны каравай» пекут на Полесье — в д. Мотоль Ивановского района Брестской области. Здесь выпечка каравая представляет собой обряд. С давних времен и по сегодняшний день полесская свадьба начинается с выпечки каравая, который является символом богатства и благополучия молодой семьи. На каждую свадьбу выпекают два каравая — один для жениха, второй — для невесты. Украшаются караваи одинаковым узором: оба обводятся сплетенной из теста косой, которая символизирует объединение двух семей. Каравайный обряд включает в себя ряд почетных и ответственных моментов — «чыноў». Называются они так: «расчыненне», «замес каравая», «гібанне каравая», «саджанне ў печ», «кавалі» и «выкуп каравая». Обряд сопровождается песнями, которые сменяют одна другую. В конце обряда каравай украшается так называемыми «шишками». «Шишки» представляют собой разветвленные палки обязательно из фруктовых деревьев (яблони, груши), на которые специально накручивается тесто и запекается в печи. Каждую «шишку» высотой около полуметра под песни украшают цветами и ветками барвинка, а потом втыкают в каравай и обвязывают символической красной ниткой.

Каравайный обряд существует в различных деревнях и районах Беларуси, но на Полесье он особенно выразителен. В д. Мотоль местные жители бережно относятся к своей духовной культуре и обрядам и передают их новым поколениям. В значительной степени этому содействует и Мотольский музей народного творчества. На сегодняшний день обряд «Вясельны каравай» является кандидатом на внесение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

Жители мегаполисов часто устают от городской суеты. Состоятельные горожане стали отдавать предпочтение отдыху на природе.

Модной тенденцией становится по оказанию услуг этнотуризма
.

Это отдых в сельской местности, включающей в себя не только традиционно русские занятия (рыбалку, охоту и т.д.), но и знакомство с местными обычаями и традициями.

В настоящее время спрос на подобные туристические услуги превышает существующее предложение.

В интернете можно найти не так много компаний, которые специализируются на этнотуризме.

Такой вид досуга еще недостаточно популяризирован в нашей стране и это как раз является плюсом для новичков в данном бизнесе.

Бизнес на этнотуризме в 2020 году

Предприимчивые сельчане, обладающие некоторыми сбережениями и свободным временем, могут организовать прибыльный бизнес в этой сфере деятельности.

Для того чтобы построить свое дело на этнотуризме, необязательно даже самому проживать в сельской местности. Достаточно иметь знакомых или родственников, которые будут готовы участвовать в подобном начинании за определенное вознаграждение.

В этом случае временные затраты на организацию бизнеса будут минимальными, перед тем как начинать свой бизнес на этнотуризме проведите исследование рынка и .

Как начать свой бизнес в сфере этнотуризма в 2020 году:

Во-первых, стоит разработать программу развлечений для будущих клиентов. Желательно включить в нее рыбную ловлю (без спиннингов, с обычными удилищами), охоту, сбор ягод, заготовку дров на зиму, выгон животных на пастбище, экскурсии на местную ферму и т.д.

Желательно также предлагать отдыхающим катание на лошадях, вечерний отдых у костра и т.д. Чтобы они смогли проникнуться духом старины, можно предложить клиентам переодевание в национальные костюмы.

По сути, горожанам будет интересно сделать все то, чем обычно занимаются сельские жители. Для них это будет экзотическим отдыхом, который поможет приобрести новый опыт и много позитивных эмоций.

Продолжительность отдыха в деревне может быть варьироваться от нескольких дней до нескольких недель (в зависимости от пожеланий клиентов). Бизнесмен может разрабатывать как групповые, так и индивидуальные туры.

Бизнес на этнотуризме – перспективное начинание, особенно для жителей многонациональных регионов нашей страны
.

От него можно получать хороший профит не только летом, но и зимой.

В холодное время года отдыхающие могут кататься на санях, париться в русской бане и т.д.

Стартовые вложения в бизнес на предоставлении услуг этнотуризма могут составлять от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей (в зависимости от масштабов деятельности, специфики сельского отдыха и других факторов).

Бизнесмену нужно будет сформировать команду сотрудников, готовых к работе в сельской местности. Обязательно нанять нескольких гидов, а также водителя с личным транспортом.

Для того чтобы находить клиентов, имеет смысл организовать партнерские отношения с местными туристическим агентствами.

Кроме того, следует вложить средства в продвижение подобных туристических услуг в интернете.

Этнотуризм – достаточно дорогое удовольствие
. Некоторые состоятельные жители мегаполисов платят за подобный отдых 1000 рублей в час.

В небольших городах расценки могут быть ниже. Ценовую политику стоит формировать в зависимости от платежеспособности потенциальных клиентов.

Так или иначе, стартовые затраты на организацию подобного туристического бизнеса можно вернуть всего за 1 сезон работы.

Бесплатные консультации по бизнесу Вы можете получить в моей группе ВК «

В.Н. Калуцков, А.Ю. Латышева

МГУ имени М.В. Ломоносова,
г. Москва
[email protected],
[email protected]

Теория и практика планирования культурного ландшафта: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, нояб. 2010 г. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010, С. 7-15
.

«Этнодеревня», «этническая деревня» – быстро развивающееся явление в культурном и туристическом пространстве России. Сам термин «этническая деревня» не является устоявшимся; в отношении таких объектов используют также термин «этнографическая», «национальная» и даже «интернациональная».

В настоящее время насчитывается около пятидесяти, а проектируется свыше двадцати этнических деревень в разных российских регионах – от Смоленской области до Камчатки. Во многом создание этнодеревень связано с развитием туризма (этнического туризма). Существуют и другие причины.

Понятие этнодеревни может рассматриваться с разных позиций. С позиции этнографии этнодеревня представляется в качестве поселения, сохранившего свой так называемый «этнический тип», с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса. В сфере туризма понятие «этнодеревня» интерпретируется как туробъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма, а также в сочетании с агро-, экотуризмом и т.д.

С позиции этнокультурного ландшафтоведения этнодеревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта, культурного ландшафта XXI века. В принципиальном плане этнодеревня представляет собой имитационный культурный ландшафт. Даже в тех случаях, когда этнодеревня создается на базе реальной деревни «этнодеревенский культурный ландшафт» выступает в качестве модели, реплики, имитации, а иногда и образной стилизации традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его связующими компонентами (Калуцков, 2000). Очевидно, что моделированию лучше поддаются материальные компоненты культурного ландшафта – природный ландшафт, архитектура, планировка селения, элементы традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой. Однако накоплен уже значительный опыт в моделировании духовной культуры. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам и т.д.

Этнодеревни различны по своему целевому назначению, функциям и специфике. Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.

Среди функций этнодеревень выделяются: функция охраны объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристическая.

Рассмотрим истоки, становление и современное состояние этнодеревень в нашей стране с позиции этнокультурного ландшафтоведения, как нового типа культурного ландшафта, динамично развивающегося в условиях глобализации.

Начало. В России создание этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества относится к 1960-70-м гг. Для этого этапа развития этнодеревень характерна ориентация на сохранение уникальных и типичных для данного региона традиционных деревенских построек – храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений. В деятельности самих музеев-заповедников преобладали охранительная и просветительская функции. Типичными для этого периода можно назвать музеи под открытым небом – архангельский «Малые Корелы» и новгородский «Витославицы». В организации и функционировании этих музеев-заповедников просматриваются важнейшие принципы их деятельности:

Региональность (ориентация на полный территориальный охват регионально-областной культурной традиции во всех ее субрегиональных и этнических появлениях),

Учет культурного разнообразия региона (секторальная организация полевой экспозиции по секторам, соответствующим локальным культурным традициям региона),

Ландшафтность (стремление представить не только отдельные здания, но их «естественную» среду, хозяйственные угодья и урочища, адекватный природный ландшафт, ландшафтное планирование территории музея)

Пейзажность (моделирование исходной пейзажной ситуации, стремление передать гармонию традиционного культурного ландшафта, его эстетическое прочтение).

Реализация этих принципов в ситуации плановой государственной поддержки дала свои результаты. Уже к 1980-м гг. во многих регионах были созданы полноценные культурно-ландшафтные комплексы, хорошо отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции.

Кризис. С одной стороны, кризис 1990-х надолго приостановил планомерную деятельность музеев деревянного зодчества. По этой причине, к примеру, в архангельском музее деревянного зодчества «Малые Корелы» до сих пор нет сектора поморской культуры – «ядерной» культуры для данной региональной традиции («Не успели!»). Но, с другой стороны, проявляются и положительные моменты. Уже в 1980-90-е гг. оживление архитектурного ландшафта музеев-заповедников происходит за счет поддержки традиционных промыслов с организацией на их территории ярмарок, а в последующем и мастер-классов, возрождения традиционных праздников с приглашением фольклорных коллективов, народных мастеров, музыкантов, певцов, проведения фольклорных фестивалей и конкурсов. Музеи-заповедники становятся центрами региональной культурной жизни, начинают активнее работать с внешними туристическими потоками.

Современная ситуация. В 2000-е гг. в ситуации с этнодеревнями возникли новые направления развития. Активное движение по созданию все новых этнических деревень оказалось связано не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы «этнодеревенских культурных ландшафтов» – национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, а также мировые (глобальные) этнодеревни.

Рис. 1. Этнические деревни в современной России

В новой ситуации региональный принцип организации этнодеревень получил новое наполнение. Это проявляется в создании по инициативе региональных администраций так называемых национальных деревень
(например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание администрации рассматривают как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Архитектурная аутентичность в данном случае уже не имеет большого значения. Здания в таких этнодеревнях представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей. На базе таких этнодеревень создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, фольклорные коллективы. Тем самым поддерживаются разные этнокультурные идентичности в регионах.

«Региональные этнодеревни» национальных республик
, отражая традиционный этнический культурный ландшафт республики, по своей пространственной организации и принципам деятельности близки музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, Ибресинский этнографический музей под открытым небом, Бурятии. Этнографический музей народов Забайкалья в п. Верхняя Берёзовка, в республике Марий-Эл, Этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянск (Музеи России, http://www.museum.ru).

Локальные этнодеревни
, или этнодеревни локальной культурной традиции и малых народов России, создаются по инициативе местных сообществ и муниципалитетов. Они имитируют ландшафты локальных культурных групп. К таким, к примеру, относится Поморская Тоня Тетрина, экологический этнографический комплекс в Мурманской области, представляющий собой музеефицированный рыбацкий стан. На стане постоянно живут его создатели, они занимаются традиционными поморскими промыслами, в которых может принять участие и этнотурист. «Музейные экспонаты» на стане (старинные весы, самовар, чугунки, котлы, патефон) сами являются предметами современного обихода. Это пример живого культурного ландшафта, полноценной ландшафтной имитации, вживания в пусть ушедшую, но исторически привлекательную культурную традицию.

Деятельность на базе этнодеревень малых народов России носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В этом плане интересны детские этнооздоровительные центры в ХМАО, например, этническое стойбище «Мань Ускве», созданные специально для детей малочисленных народов этой территории в целях сохранения их культуры, особенностей мировоззрения, языка и способов ведения хозяйства, а также оздоровления детей. Деятельность других этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой (комплексы «Бакалдын», «Ус Хатын» и др. в Якутии; Ительменская деревня, «Мэнэдек» в Камчатском крае; этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск, ЯНАО).

Мировые (глобальные) этнодеревни
представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Местные культурные традиции при их создании, как правило, не учитываются. «Этномир», расположенный в окрестностях города Боровск Калужской области, – яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На его территории предполагается разместить около 100 этнодворов, имитирующих жизнь и быт народов около 270 стран. Россия как многонациональная страна будет представлена 12 этнодворами (народов Кавказа, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Сибири). В домах разместятся мастерские, торговые лавки, гостиницы («этнические жилища» со всеми удобствами) и рестораны национальных кухонь («Этномир»,http://ethnomir.ru).

Менее масштабным проектом является этнографический комплекс «Трам» в Краснодарском крае (п. Фадеево). В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле. Кроме того, в комплексе создан зоопарк, который стилизован под животноводческую ферму, а также содержится конюшня.

Некоторые выводы.
Этническая деревня относится к глобализационным культурным ландшафтам, представляя собой один из новых типов культурных ландшафтов XXI века – имитационный культурный ландшафт. При этом некоторые этнодеревенские культурные ландшафты сразу проектируются как имитационно глобальные («мировая деревня»), другие же отражают самобытность местной культурной традиции, иногда выступая последним оплотом местной идентичности.

Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях – от фольклора до национальной кухни.

Формирующуюся систему этнических деревень в России можно рассматривать как инфраструктуру нового для страны вида туризма – этнокультурного туризма (Бутузов, 2009). Туризм, целью которого является приобщение к этнокультурному наследию, является перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.

Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к «другому», к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья.

Список использованной литературы

Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации, 2009.

Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ. 2000.

Реестр инвестиционных проектов туристских комплексов и инвестиционных площадок, 2008.

Реестр объектов сельского туризма Российской Федерации, 2008.

Реестр туристских маршрутов в субъектах Российской Федерации, 2008.

http://www.museum.ru (Музеи России).

http://ethnomir.ru («Этномир», «этнодеревня мира», Калужская обл.).

Приложение. Свод этнодеревень России

Существующие этнодеревни

Мировые этнодеревни:

Этномир, этнодеревня мира (Калужская обл., 80 км от Москвы, рядом с Боровском, д. Петрово)

Трам, Этнографический комплекс (Краснодарский край, д. Фадеево)

Региональные музеи деревянного зодчества:

Ангарская деревня, архитектурно-этнографический музей (Иркутская обл., г. Братск)

Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества в Василёво (г. Торжок, Тверская обл.)

Витославлицы, Новгородский музей народного деревянного зодчества (Новгородская обл., г. Великий Новгород)

Владимиро-Суздальский м.д.з. и крестьянского быта (Владимирская обл., г. Суздаль)

Дружба, Ленский историко-архитектурный музей-заповедник (Якутия, Усть-Алданский улус, с. Соттинцы; правый берег р. Лена, в 70 километрах от г. Якутска)

Ибресинский этнографический музей под открытым небом, филиал Чувашского национального музея (Чувашия, Ибресинский район, с. Ибреси, в 114 км от г. Чебоксары)

Кижи, музей деревянного зодчества (Карелия, Петрозаводск, музей-заповедник «Кижи») Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КИЖИ

10. «Коломенское», Музей деревянного зодчества (этнографический центр на территории МГОМЗ Коломенское») (Москва)

11. «Костромская слобода», архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник (Костромская обл., г. Кострома, рядом с Ипатьевским монастырем)

12. Лудорвай, Архитектурно-этнографический музей-заповедник (республика Удмуртия, г. Ижевск)

13. «Малые Корелы», музей деревянного зодчества (Архангельская обл., в 25 км от Архангельска, рядом с деревней Малые Карелы)

14. Музей деревянного зодчества (Вологодская обл., д. Семенково)

15. Нижегородский этнографический музей на Щелоковском хуторе — Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья (Нижегородская обл., Нижний Новгород, лесопарк Щелковский Хутор)

16. Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства (Свердловская область, Алапаевский р-он, с. Нижняя Синячиха)

17. Раздорский этнографический музей-заповедник (Ростовская область, Усть-Донецкий район, ст. Раздорская, хутора Пухляковский и Каныгин)

18. «Старый Сургут», Историко-этнографический комплекс (ХМАО, г. Сургут)

19. Тальцы, Иркутский архитектурно-этнографический музей (Иркутская область, г.Иркутск)

20. «Томская писаница»: Архитектурно-этнографические комплексы «Шорский улус Кезек» и «Русское сибирское село» (Кемеровская обл., г. Кемерово, территория Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница»)

21. «Хохловка», Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества (Пермский край, Пермский р-он, с. Хохловка, В 45 км от г. Перми)

22. Этнографический музей народов Забайкалья, музейный комплекс под открытым небом (Республика Бурятия, п. Верхняя Берёзовка, в 8 км от Улан-Удэ)

23. Этнографический музей под открытым небом (Красноярский край, п. Шушенское)

24. Этнографический музей под открытым небом (республика Марий-Эл, г. Козьмодемьянск)

Новые региональные этнодеревни:

25. Атамань, этнодеревня (Краснодарский край, ст. Тамань)

26. Другой мир, этнодеревня (Ярославская обл., г. Ярославль)

27. Мандроги, туристическая деревня (Ленинградская обл., Подпорожский район, деревня Верхние Мандроги)

28. «Национальная деревня народов Саратовской обл.» (Саратовская обл., г. Саратов)

29. «Национальная деревня народов Оренбургской обл.» (Оренбургская обл.г. Оренбург)

30. «Русская деревня», архитектурно-ландшафтный ансамбль (г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе)

Локальные этнодеревни:

31. «Алтын-Сус», эколого-этническая деревня (Хакасия, г. Абакан)

32. «Бакалдын», этнографический комплекс (Саха, в 45 км от г. Якутска)

33. «Деревня в горах», агротур в д. Иргизлы (Башкортостан, НП «Башкирия», п. Нугуш)

34. Ительменская деревня, туристская деревня общины ительменов «Пимчах» (Камчатский край, с. Сосновка Елизовского муниципального района)

35. «Мань Ускве», этническое стойбище – детский этнооздоровительный центр (ХМАО, д. Ясунт Березовского района)

36. «Медовый хуторок», музей усадьба-хутор (Псковская обл., Печорский район, д. Дубровка)

37. «Мэнэдек», эвенское стойбище, этно-культурный комплекс (Камчатский край, Быстринский р-он, с. Анавгай)

38. «Петроглифы Сикачи-Аляна», этнокультурный туристский комплекс (Хабаровский край, в 50-75 км от Хабаровска, с. Сикачи-Аляна)

39. Поморская Тоня Тетрина, Экологический этнографический комплекс (экологическая деревня) (Мурманская область, д. Тоня Тетрина)

40. Свенгард, средневековая усадьба (Ленинградская обл., г. Выборг)

41. Старая Умба, поморская этнокультурная деревня (Мурманская обл., д. Умба)

42. «Тэк курт», детская языковая деревня – этнооздоровительный центр (ХМАО, п. Теги Березовского района)

43. «Ульчская деревня», музей под открытым небом (Хабаровский край, п. Джари Нанайского р-на)

44. «Ус Хатын», этнографический обрядовый комплекс (Якутия, Намский тракт)

45. Черкехский историко-этнографический комплекс (Якутия, с. Черкех)

46. «Чочур Мыран (Муран)», этнографический комплекс (Якутия, в черте г. Якутска, по Вилюйскому тракту)

47. «Чуанели», детский этнооздоровительный центр – школа труда и отдыха (ХМАО, д. Чуанели (урочище) Березовского района или п. Ванзетур)

48. «Ытык-Хайа», Этнографический комплекс Турцентр (Якутия, в 6 километрах от Якутска, по Вилюйскому тракту)

49. Этнографическая деревня, Поселение семьи нанайцев конца ХIХ — начала ХХ века (Хабаровский край, заповедник «Болоньский», село Джуен)

50. Этнографический комплекс (пос. Горнокнязевск Приуральского района, ЯНАО, в 12 км от Салехарда)

51. «Ямщицкое подворье», культурно-этнографический комплекс (Якутия, д. Еланка Хангаласского улуса)

Проектирумые этнодеревни

52. «Алтай», этническая деревня в составе ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» (Республика Алтай, Майминский район, в 25 км от Горно-Алтайска)

53. Дальневосточный Международный этнографический парк «Диалог народов «Возрождение» (Приморский край, г. Находка)

54. Древневалдская этнографическая туристская деревня на территории ОЭЗ «Валдай» (Новгородская обл., п. Валдай)

55. Интернациональная деревня, Этнографический МУП (Воронежская обл., г. Воронеж)

56. «Камчатские скрижали», туристско-этнографический центр (Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский)

57. «Междуречье», этническая станица (казачий курень), музей под открытым небом (Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани)

58. МЗД (Красноярский край, г. Енисейск)

59. МЗД (Республика Башкортостан, г. Уфа)

60. «Ленинские горки», национальная деревня (ранее — культурный комплекс-музей) (Ульяновская обл., г. Ульяновск)

61. «Родная деревня», историко-этнографический комплекс (Башкортостан, НП «Башкирия», п. Нугуш)

62. «Русская деревня», этнографическая деревня – туристический комплекс (Костромская обл., д. Игорево Галичского района)

63. «Русский мир», Национальный культурно-этнографический парк, Культурный, этнографический, ремесленный, торговый, воспитательный и социальный проект (Московская обл., г. Сергиев Посад)

64. «Сибирское подворье», туристический центр (Тюменская обл., Тобольский р-н, с.Абалак)

65. «Старая крепость «Черкасский острог», музейно-туристский комплекс (Пензенская обл., г. Пенза)

66. Центральноазиатское подворье, «Этническая деревня ремесленников Урала» (Свердловская обл., окрестности г. Екатеринбурга)

67. «Ыб», музейно-этнографический комплекс деревянного зодчества под открытым небом (Республика Коми, южная часть Сыктывдинский р-на, в 49 километрах от райцентра с. Выльгорт и в 55 километрах от г. Сыктывкара, с. Ыб)

68. Этнографическая и экологическая деревни на территории туристической ОЭЗ (Калужская обл., Тарусский район)

69. Этнографическая деревня староверов (Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, п. Новопокровский)

70. Этнографическая деревня (Республика Мордовия, г. Саранск)

71. Этнографическая деревня (Адыгея, в 10 км от Майкопа)

72. Эколого-этнические деревени и туристический маршрут «кругосветное историческое путешествие» (Краснодарский край, г. Сочи)

73. Этнографический комплекс (этнопарк) «Три эпохи» в составе Мегапарка «Земля Кутха» (Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский)

74. Этнографический музей орочей на открытом воздухе (Хабаровский край, Ванинский район)

Источник: knia.ru

Добавить комментарий