Статья о том, нужно ли проверять водителей на алкоголь по крови — какая должна быть проверка на алкоголь, тонкости законодательства. В конце статьи — видео об обмане с алкотестерами.
Содержание статьи:
- Работа над ошибками
Трудности перевода
Водители — за
Видео об обмане с алкотестером
Прошло почти 5 лет с момента внесения последних изменений в законодательство, определяющее порядок медицинского освидетельствования на предмет разного рода алкогольного и наркотического опьянения, и власти поняли, насколько серьезно не доработали документ.
Оказалось, что слишком часто инспекторам ГИБДД приходится сталкиваться с такой категорией водителей, состояние которых не позволяет им ни подышать в алкометр (анализатор концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе), ни сдать мочу. Получается уникальный правовой парадокс — автомобилист в бессознательном состоянии в результате вызванной им же аварии или же просто в беспамятстве от употребленного алкоголя, а привлечь его невозможно, так как в КоАПе наказание предусматривается лишь за превышение нормы в выдохе.
Правительство в срочном порядке рассматривает поправки, чтобы теперь не только проверять наличие алкоголя в крови, но и лишать за это водительских прав.
Работа над ошибками
И МВД, и депутаты Госдумы, работавшие над законом, признались, что очень ошиблись в 2013 году, когда обсуждали закон о промилле. Это понятие взято законотворцами из латинского языка и обозначает «за тысячу». Таким образом, количество алкоголя рассчитывается как тысячная доля на литр крови.
В настоящее время предельно допустимый уровень содержания алкоголя, при которых возможно находиться за рулем транспортного средства, установлен в КоАП, статье 12.8. В ней оговаривается административная ответственность признанного пьяным водителя, когда содержание абсолютного этилового спирта у него превышает 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха, то есть те самые 0,3 промилле.
Хотя в целом по стране количество нетрезвых водителей действительно снизилось, слишком многие ушли от ответственности или стали причиной аварийных ситуаций на дороге.
Поэтому в первом чтении уже приняты соответствующие поправки в Кодекс, согласно которым появится новая норма для водителей – не более 0,3 г алкоголя на литр крови.
Напомним, что в данный момент действует приказ Минздрава 933н от 2015 года, определяющий этапность регистрации опьянения. Так, сначала инспектор ГИБДД осуществляет замер алкометром, показания которого не должны превышать 0,16 мг. Если аппарат показывает превышение или инспектор видит в поведении и состоянии остановленного автомобилиста признаки опьянения, тогда назначается клинический анализ мочи.
Упоминает документ и анализ крови, применяемый в двух случаях:
- если в результате аварии водитель пребывает без сознания;
если водитель по каким-либо причинам не может в течение получаса самостоятельно сдать мочу.
Вот только при любом исходе исследование крови нельзя впоследствии использовать для доказательства вины водителя, так как это не предусмотрено КоАП. Именно отсутствие в законе зафиксированной ответственности, уголовной и административной, автомобилиста за наличие в крови абсолютного этилового спирта влечет за собой снижение безопасности на дорогах.
Новые поправки вступят в свою законную силу через 90 дней со дня принятия закона и не только закроют лазейку для недобросовестных автовладельцев, но и приблизят российское законодательство к европейским стандартам.
Венская конвенция о дорожном движении установила для национальных законодательств максимальный уровень концентрации алкоголя в крови не более 0,50 г на литр крови и не более 0,25 мг на литр в выдыхаемого воздуха. Отечественные власти решили подойти к вопросу жестче и снизили допустимые параметры.
Трудности перевода
До сих пор многие автомобилисты путают понятия простого освидетельствования на наличие опьянения и медицинского. В первом случае оно осуществляется инспектором ГИБДД и не имеет юридической силы, во втором – врачом-наркологом, который проводит более точный клинический анализ и составляет официальное заключение.
«Продувка» инспектором служит, так сказать, тревожным звоночком для последующего более тщательного осмотра. Правда, в том случае, если водитель сразу признает свою вину, это существенно облегчит задачу обеим сторонам. Штраф будет выписан на месте, и водитель не потеряет массу времени на поездку к наркологу. Если же остановленный автомобилист уверен в своей правоте, он имеет полное право опротестовать результаты алкометра и настоять на клиническом анализе.
Вот здесь водителю следует быть внимательным, так как инспектор может в буквальном смысле «поймать на слове». После отказа от простого освидетельствования сотрудник ГИБДД может спросить, действительно ли водитель отказывается от медицинского освидетельствования. Если не заметить в вопросе слова «медицинского», это приравняется к признанию вины и послужит поводом для штрафа в 30 000 рублей и лишения водительских прав.
Врач вторично проведет замер выдоха алкотестером, принципиальное отличие которого в том, что результаты он выводит на печать, и этим данными впоследствии можно будет апеллировать в суде. Сам прибор должен быть внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, о чем водитель может попросить соответствующий сертификат. Если алкотестер свидетельствует о наличии алкоголя, то через 15-30 минут процедура проводится вторично. Для признания водителя пьяным необходимо, чтобы оба раза показания были положительными.
После этого проверяется моча автомобилиста, причем не только на наличие алкоголя, но и иных психотропных веществ. Кстати, текущее законодательство предусмотрело защиту от хитрого русского ума, который может догадаться подменить анализ. Чтобы понять, действительно ли водитель сдал свою мочу или заготовил «трезвый» образец, замеряется температура биологического материала, которая должна составлять 32-39 градусов. Когда же человек по каким-либо причинам не в состоянии сдать анализ, тогда врач прибегает к проверке крови, хотя это исследование делается намного дольше — вплоть до двух недель.
По текущему законодательству, инспектор вправе направить на медицинское освидетельствование даже в том случае, если ему покажется состояние водителя неадекватным. Обязательным осмотр нарколога является в случаях ДТП, где имеются пострадавшие. Причем не важно, кто был ее виновником, все водители должны будут пройти процедуру.
Водители — за
Опрос, проведенный еще в начале года, показал, что большинство водителей и автоэкспертов положительно относятся к инициативе проводить освидетельствование по анализу крови. Они уверены, что клинические исследования в отличие от алкотестеров практически исключат погрешности в измерениях. Например, у человека невысокого роста и небольшой комплекции алкотестер отреагирует на недавно выпитый кефир. В таком случае анализ крови поможет дать оправдательный приговор автовладельцу и спасти его от штрафа.
Недостаток в новшестве видят только один – потенциальную коррупцию среди сотрудников ГИБДД.
После того, как анализ крови станет обязательной процедурой, у инспекторов появится дополнительная возможность «манипулировать» водителями. К примеру, когда остановленный автомобилист торопится, алкотестер выдал превышение, инспектор отправляет на сдачу анализа крови, который на данный момент в Москве делает единственная лаборатория – грех не предложить «отступные».
Кроме того, Сергей Канаев, являющийся руководителем московской Федерации автовладельцев, считает неправильным отсутствие градации степени опьянения. Ведь кто-то может быть действительно в невменяемом состоянии, кто-то после вчерашнего похмелья, а у кого-то просто язва желудка. Клинический анализ покажет уровень опьянения, и наказание за него также должно разниться.
Однако российские чиновники привыкли действовать исключительно методом кнута, поэтому дополнительно предполагается изменить в КоАП наказание тем автомобилистам, которые откажутся проходить медицинское освидетельствование. Планируется штраф в денежном эквиваленте увеличить с 30 000 рублей до 35 000 рублей, а срок лишения водительского удостоверения изменить с 1,5-2 года на 2-3 года.
Пока же статистика приятно радует: по итогам первого полугодия смертность по вине нетрезвых водителей снизилась с 2 тысяч до 1,3 тысячи человек, что по масштабам страны является очень существенным показателем. Может быть, действительно, с российскими автовладельцам можно бороться только жесткими мерами? Ведь именно с 2015 года, когда в Уголовный Кодекс было введено наказание за пьяное вождение и отказ от медицинского освидетельствования, количество пострадавших и погибших в ДТП стало ощутимо снижаться.
Видео об обмане с алкотестером:
[media=https://youtu.be/0LggSs6QXZ8]
Источник: