Автомобильное путешествие в Якутию — что нужно знать — mashamult.ru

новости

Путешествие на машине в Якутию: особенности, требования к автомобилю, советы, достопримечательности. В конце — видео про автопутешествие на автомобиле в Якутию.

Содержание статьи:

    Тюнинг для Крайнего Севера
    Машины глушить на ночь не принято
    Едем по трассе
    Особые требования к машине
    Популярные модели автомобилей в Якутии
    Куда едем
    Основной маршрут движения в Якутию из Москвы
    Видео про автопутешествие на машине в Якутию

В России автомобилисты привыкли к морозам, но когда столбик термометра опускается за минус 25 градусов, часто случаются проблемы с заводом машины, обогревом салона, вылезают «зимние» проблемы.

Но в нашей стране есть регионы, где такая низкая температура зимой – почти что «лето». Нормальный температурный режим эксплуатации машины в Якутии — от минус 40 градусов мороза и ниже…

Тюнинг для Крайнего Севера

Большинство компаний-производителей автомобилей дают гарантию на беспроблемную эксплуатацию транспортных средств в определенном температурном диапазоне, нижней границей которого являются минус 40 градусов. Среднестатистический серийный автомобиль на сильном морозе просто не заведется.

Но в Якутии такая температура – норма, и даже время от времени опускается до минус 60. Между тем жизнь в зимние месяцы там не замирает, транспорт (за исключением трамваев) подстраивается под особенности климата.

Часть автовладельцев, не имеющих теплого гаража, ставит машины на парковку на полгода. Сливаются все жидкости, машина укутывается брезентом. Летом все немного проще и понятней — температура поднимается до 35 градусов тепла.

Что нужно обязательно сделать в машине, отправляясь в Якутию в холода:
Аккуратно заделать все отверстия для вентиляции в моторном отсеке. Двигатель местные жители снизу затягивают негорючей тканью, а сверху – укутывают войлоком.

Под капот ближе к радиатору переносится воздухозаборник.

Лобовое стекло дублируется – получается почти что «стеклопакет». Это препятствует затягиванию стекла инеем и дает дополнительную теплоизоляцию.

Масло в двигателе и трансмиссии меняется на синтетику.

Тормозная жидкость – только арктическая! Ее температура замерзания находится на отметке минус 70 градусов.

Все эти работы по подготовке машины к зимнему периоду производятся на территории Якутии в любой автомастерской перед началом сезона холодов.

Конечно, есть «городские сумасшедшие», не адаптирующие авто к зиме. То, что при этом в салоне можно находиться только в валенках и тулупе – это мелочи. На автомобиле с большим бензиновым двигателем по маршруту «дом/гараж – работа/гараж» двигаться можно.

Только лобовое стекло может запросто покрыться трещинами из-за неравномерности прогревания, а масло из двигателя может расшириться, выдавливаясь на сальники, или приподнять щуп.

Минеральное масло для двигателя приводит к его замерзанию при низких температурах и разрыву сальников полуосей. Масло может испортить тормозные колодки, а тормозная жидкость «для европейской части России» просто замерзнет.

Перечислять возможные проблемы, вызванные пренебрежением «северного тюнинга», можно долго. Отечественная техника всегда подлежит доработке. Монтируется теплоизоляция кузова, устанавливаются дополнительные печки, штатная помпа дополняется электрической.

Утепление иномарок происходит по несколько иной схеме. Неработающий кондиционер временно превращается в еще одну печку, компрессором же удобно подкачивать шины. Главное — прокачать машину с умом, чтобы отопитель не стал «жарить» так, что начнут плавиться дефлекторные шторки.

При наступлении морозов якутяне налепляют на кузов автомобиля влажные газеты – они мгновенно превращаются в слой брони, защищающий от царапин.

Машины глушить на ночь не принято

Для жителей Якутии незнакома проблема незапуска машины зимой. Она и не должна запускаться, так как заводят ее в октябре, а глушат двигатель в апреле.

Все машины традиционно проводят ночь в отапливаемых гаражах, так как это единственный способ — временно заглушить машину. При этом низ автомобиля все равно зарастет сосульками, а в салоне из-за конденсата капли будут висеть на потолке.

В гараже надо держать двери машины открытыми, так как влага попадает на уплотнительные резинки — при контакте с морозным воздухом она мгновенно замерзает, превращая автомобиль в ловушку с насмерть замерзшими дверями.
В Якутии существует единственная парковка с розетками для зарядки электромобилей. Приживутся они или нет на севере – вопрос открытый.

Так как двигатели без крайней нужды не глушатся, то зимняя эксплуатация автомобилей – занятие крайне недешевое. Расход топлива возрастает в 1,5 раза, но и это не все – чтобы пережить ночь, обязательным условием эксплуатации транспорта является теплый гараж.

Тем, у кого нет гаража, приходится с наступлением холодов пересаживаться на автобусы или такси.

Часто можно увидеть, как на стоянках около глушителей запаркованных автомашин образуется ледяной натёк. Между тем, автомобили стоят с работающими двигателями с активированным режимом охраны, на сигнализации.

Никакие предпусковые прогревы, обогревательные устройства, интервальный автозапуск и аккумуляторы не выдерживают якутских морозов.

Даже самый «горячий» автомобиль через полчаса будет вымерзшим, а холодный пуск обернется катастрофой для мотора. Уже подсчитано, что расход горючего в процессе не заглушенного двигателя на парковке сопоставим с затратами горючего для мотора, работающего дробно.

Нельзя после долговременной стоянки активно вертеть рулем. Его большой угол поворота способен порвать пыльники на ШРУСах.

Начав движение, не рекомендуется «гнать», надо отогреть не только салон, но и колеса, коробку передач и амортизаторы. При этом медленно ехать тоже не стоит – в Якутии зимой часты туманы, и в машину могут просто въехать сзади.

Реагенты на просторах Саха Якутии неизвестны. В морозы лед приобретает шероховатость, гололеда нет в принципе, а машина на льду и утрамбованном снегу прекрасно держит дорогу. Зимние шины используются только скандинавского типа: нешипованные и мягкие.

Ситуация, когда автомобиль заглох на стоянке, ведет однозначный вызов техпомощи. Приехавшие специалисты заматывают авто брезентом, нагнетая под днище машин горячий воздух из тепловой пушки. Через 30 минут двигатель, как правило, готов к пуску.

А если машина заглохла по причине закончившегося бензина или забившегося в глушитель льда, то эти проблемы устраняются чаще всего на месте: бензин заливается, меняются свечи, подкачиваются колеса. На крайний и самый плохой случай – машина буксируется в гараж.

Едем по трассе

Территории Республики Саха огромна. В ней умещаются 13 Великобританий или 6 Франций. Поэтому населенные пункты лежат на большом удалении друг от друга, а машин на зимниках и трассах мало.

Так как любая техника в состоянии выйти из строя, оказаться посреди снежного безмолвия в остывающей машине – ситуация почти смертельно опасная.

Местные жители советуют никогда не выезжать на трассу, не имея с собой спутникового телефона, потому что он остается единственным «телефоном спасения».

Вторым не менее важным элементом экипировки машины является автономный обогреватель – паяльная лампа. Если нет денег на независимый обогреватель салона, то паяльная лампа в состоянии обогреть не только салон, но и разогреть при необходимости топливную магистраль дизеля, «оттаять» колодки и т.п.

Особые требования к машине

Машины, работающие на дизеле, требуют повышенного внимания, так как мотор никогда сильно не разогревается, а на холостых и вовсе остывает. Поэтому вентилятор на зиму отключают вообще.

Самое важное – залить качественное топливо. Солярка «Арктическая» теряет подвижность и загустевает при минус 60 градусов. Обычно этого достаточно, и утеплять топливную магистраль не имеет смысла.

В Республику Саха не стоит отправляться на машине, оснащенной высокотехнологичной трансмиссией (например, DSG от VW). Статистики работы в условиях Севера еще недостаточно. Зато вариаторы показали себя надежными, основной их дефект – крайнее чувствительность к своевременной замене масла.

Надежными считаются гидравлические подвески, которые чинятся в Якутии легко и быстро.
Отправляясь на машине в путешествие, проведите профилактику подвески, замените расходники, не набивайте автомобиль «под завязку» и внимательно читайте знаки разрешенной скорости.

Выехав из отапливаемого гаража, следует пошевелить подвеску по вертикали, не позволяя ночному конденсату обернуться льдом. Также не стоит забывать, что металлические детали при температуре минус 50 быстро становятся хрупкими, поэтому езда должна быть ровной, без излишних сотрясений и перегрузок.

Климат в Якутии резко континентальный, температура способна колебаться в пределах 20 градусов в сутки.

Популярные модели автомобилей в Якутии

Праворульные «японки» оказались морозоустойчивы, они пригодны для эксплуатации в суровые северные будни.

УАЗ Хантер – «хит» Якутии. Знакомая конструкция позволяет легко чинить машину хоть в поселковом гараже, проходимость высокая. Активно используются УАЗы типа «буханки» и «Соболь». «Соболь» оказался куда лучше приспособленным для условий Севера, чем УАЗ. Но машины все равно требуют замены через три года — больше просто не выдерживают. Все северные уазики оборудуются реечным домкратом и лебедкой.

Следующий якутский хит – Toyota. Причем, класс машины не важен. В ходу и Королла, и Toyota Lаnd Cruiser 100. Большой и дорогой внедорожник ценится не за статус, а за надежность и крепкую ходовую.

Ford Ranger. Дополнительно оборудовав сепаратор, подогревающий топливо, и автономный Вебастовский подогреватель, машина пригодна для эксплуатации даже в базовой комплектации.

Renault Logan. Установка второго лобового стекла обязательна по умолчанию, а печка не требует доработок. Ходовая крепкая, а двигатель легко «кушает» пропан, не теряя рабочих характеристик. Используется в таксопарках Якутии.

Volkswagen Polo. Жители Якутии оснащают эти машинки газовым оборудованием, получается серьезная экономия топлива. Используется в таксопарках Якутии.

Многие модели Nissan надежны, но на Севере у них становится неподъемным расход топлива.

Куда едем

В Якутии немало интересных мест для отдыха, куда добраться можно на автомобиле. Рыболовство, спортивный, познавательный и водный туризм, альпинизм – вот то, чем можно заняться в Якутии:
Ледник Булуус не тает даже в самые жаркие дни, а вода из незамерзающих родников Булууса обладает целительной силой.

Природный парк «Ленские столбы» (Туруук Хая) и песчаники Тукулан. Эти места пронизывают десятки туристических маршрутов. Добравшись до заповедника, можно на несколько дней погрузиться в мир первозданной природы.

В самом Якутске и его окрестностях немало памятников культуры. Обязательно посещение зоопарка «Орто Дойду», Мамонтового музея и Музея вечной мерзлоты. Около Якутска пользуется популярностью священная для якутов гора Чочур Муран, на которой празднуется праздник лета – Ысыах.

Водопады Курулуур. Сочетание соснового бора и звенящей воды прекрасно. Место красиво летом, к нему подъезд возможен по грейдерной дороге даже на низкой машине, а зимой – по крепкому зимнику.

Полюс холода Оймякон — там царит десять месяцев зима, и лишь три – настоящая зима. Минус 77 – это максимально низкая температура, зарегистрированная в поселке. При этом окружен поселок незамерзающими ручьями, делающими природу фантастической.
Город-памятник Вилюйск, где множество домов сохранилось с 19 века. Тут можно посетить Музей хомуса, съездить на Щучье озеро, отдохнуть в тишине и покое на озерной турбазе «Биллээх».

Основной маршрут движения в Якутию из Москвы

От Москвы до Якутии – 8384 км, среднее время в дороге – 127 часов. По пути следования минуется 91 российский город.

Короткий перечень городов на трассе: Москва – Рязань – Самара – Уфа – Челябинск-Ишим – Омск – Кемерово – Красноярск – Нижнеудинск – Усолье – Сибирское – Чита – Соловьевск – Тында – Алдан – Якутск.

За время пути автомобиль движется по автомагистралям: М5, М36, М51, Р402, Р254, Р255, М53, М55, «Амур», М58, М56.

Заключение

Туристические маршруты Якутии интересны, главное – преодолеть себя, отправившись на автомобиле «на край Земли».

Обычно путешественники добираются только до Байкала, а между тем чем восточнее, тем лучше дороги и красивей места. Путешествие, учитывая подготовку машины к поездке, расходники, бензин, проживание в пути – крайне недешевое, зато впечатлений от него хватит на целый год!

Видео про автопутешествие на машине в Якутию:

Источник: fastmb.ru

Добавить комментарий