Первое отечественное конструкторское бюро дирижаблестроения было создано 21 (8) февраля 1907 года по приказу начальника Главного инженерного управления генерала А. П. Вернандера и носило название «Комиссия по расчёту проекта управляемого аэростата». Председатель комиссии генерал-лейтенант Н. Л. Кирпичёв, генерал-майор A. M. Кованько, полковники Е. С. Фёдоров, В. Ф. Найдёнов, подполковник В. А. Семковский, капитаны Н. И. Утешев и С. А. Немченко должны были в течение года выработать проект дирижабля, потратив 99,5 тысячи рублей. За образец взяли французский дирижабль полужёсткой системы Patrie конструкции братьев Лебоди. Однако конструкция дирижабля в итоге получилась совершеннее прототипа.
Он должен был поднимать пять аэронавтов на высоту 1500 метров, иметь продолжительность полёта 6-8 часов и скорость 40-45 километров в час.
В июне 1908 года приступили к постройке дирижабля.
Оболочку изготовил петербургский завод «Треугольник», четырёхлопастные воздушные винты – Первое российское товарищество воздухоплавания, а платформу и гондолу – московский завод «Дукс».
Моторы первоначально заказали заводу «Г. А. Лесснер», но они перегревались и в итоге не были приняты, а заказ отдали заводу «Панар-Левассёр» во Франции. Двигатели развивали мощность 85 лошадиных сил – почти вдвое больше расчётной, а возросшая масса потребовала увеличения объёма оболочки почти до 6000 кубометров.
Поставщиками водорода стали Ижорский завод и содовый завод Южно-Русского общества.
Дирижабль строили 11 месяцев, он был готов 30 (17) июля 1909 года и получил наименование «Комиссионный». Однако приёмка закупленного к тому времени во Франции дирижабля La Russie («Лебедь») вынудила отложить испытания. Первый полёт «Комиссионный» совершил только 12 августа (30 июля) 1910 года. Дирижабль сделал шесть кругов на высоте 150-180 метров в течение 25 минут со скоростью 21-25 километров в час и благополучно спустился.
А 11 октября (28 сентября) 1910 года подполковник Ковалевский привёл дирижабль к Александро-Невской лавре для прощания с первой жертвой отечественной авиации — капитаном Л. М. Мациевичем. В октябре 1910 г. «Комиссионный» переименовали в «Кречет», а в 1911 году передали 9-й воздухоплавательной роте, дислоцированной в Риге. Он стал первым дирижаблем, принятым на вооружение русской армии и большой победой наших конструкторов и военных воздухоплавателей. Его постройка послужила хорошей школой для отечественных воздухоплавателей и инженеров.
Источник: