Есть ли необходимость в возобновлении производства автобусов ЛАЗ? — mashamult.ru

авто

Статья о возможности возобновления производства автобусов ЛАЗ в Украине — история предприятия, модели, надежды на возрождение бренда. В конце статьи — видео о редких моделях ЛАЗ.

Содержание статьи:

    Новая линейка продукции
    Взгляд в историю
    Победы и новые разработки
    Недавние события
    Так нужен ли Украине ЛАЗ
    Видео про редкие автобусы ЛАЗ

Руководство Львовского автобусного завода опубликовало информацию о том, что на предприятии возобновлены производственные работы. Как сообщает начальник департамента продаж готовой продукции группы City Transport Group А.Бондаренко, в состав которой включён ЛАЗ, в сборочных цехах завода уже собраны первые восемь автобусов.

Собранные транспортные средства проданы с помощью дилерской компании. На данный момент руководство завода занято подбором персонала и поиском дилерских организаций для налаживания долгосрочного сотрудничества.

Новая линейка продукции

На сегодняшний день на официальном сайте Львовского автомобильного завода представлена изменённая и обновлённая линейка производимых транспортных средств. Открывает её «Легенда 695» — знаменитый ЛАЗ-695, который в результате рестайлинга обзавёлся системой климат-контроля, двигателем Yuchai и немецкой рессорной подвеской ZF SACHS с компенсирующими пружинами и амортизаторами. Внешне изменённый 695 напоминает ЛАЗовские разработки «Лайнер-10» и «Лайнер-9».

Кроме того, стоит отметить демонстрирующийся в списке моделей ЛАЗ А 152 – низкопольный десятиметровый пассажирский транспорт, рассчитанный на 74 человека и оборудованный рампой для колясок, а также две модификации хорошо известной разработки с ровным полом ЛАЗ А183: F0 и N1, обе с системой видеонаблюдения и климат-контролем.

Прочие модели в линейке:

    ЛАЗ модели А191 для пригородных транспортных сообщений;
    троллейбус модели Е183;
    двухсекционный троллейбус модели Е303 с асинхронным двигателем;
    автобус-«гармошка» повышенной пассажировместимости А292;
    машина скорой помощи на базе модели NeoLAZ со 100% автономным оснащением электропитанием передвижной клиники.

Обращает на себя внимание тот факт, что все новые модели автотранспорта оснащены качественными и надёжными, зарекомендовавшими себя импортными двигателями.

Существенно улучшились характеристики надёжности и безопасности, повысился уровень комфорта автобусных салонов. Все модели в полной мере отвечают мировым стандартам пассажирского транспорта.

Взгляд в историю

В период существования Союза Советских Социалистических Республик ЛАЗ являлся крупнейшим изготовителем пассажирских транспортных средств не только в стране, но и в странах так называемого социалистического лагеря.

Окончание Великой Отечественной войны стало отправной точкой в развитии нового бурного периода в формировании советского автомобилестроения. Союз остро нуждался в новом городском пассажирском транспорте, и Львов был выбран одним из центров для технического проектирования и производства пассажирских автобусов.
Указ об основании предприятия был подписан 21 мая 1945 года. Первая очередь мощностей была построена за десять лет. Уже в 1955 году Львовский автомобильный завод приступил к проектным работам по созданию своей первой модели транспорта, а спустя всего год после начала проектировочных работ представил на суд специалистов и общественности свою первую городскую машину – ставший впоследствии знаменитым ЛАЗ 695.

Несколько позже из сборочных цехов завода стали выезжать «Туристы» (ЛАЗ 699), автобусы для городских перевозок пассажиров ЛАЗ 42021, автобусы повышенной пассажировместимости ЛАЗ 52521.

В 60-х годах двадцатого века на базе кузовов 695 модели завод стал производить троллейбусы. В скором времени эстафета их выпуска была передана в Одесский автомобилестроительный завод, а сами троллейбусы получили наименование ОдАз 695Т.

Победы и новые разработки

В 1967 году автобусы ЛАЗа были представлены на 18-й Международной неделе автобусов, которая традиционно проходила в Ницце. Разработки львовян пользовались потрясающим успехом. Автобус модификации ЛАЗ 699А получил наивысшую награду форума – Гран-при.

Спустя всего два года была выпущена модель ЛАЗ 360. Это было принципиально новое решение для того времени – низкопольная по всей длине модель. Уровень пола автобуса над дорожным покрытием составлял всего 36 сантиметров, что существенно облегчало посадку и высадку пассажиров.
Стоит отметить, что даже ведущие производители за пределами СССР в то время низкопольных моделей автобусов не выпускали.

В поисках конструкторского решения разработчики избавились от традиционной рамы — её несущие функции перенесли непосредственно на кузов и усилили его боковины, которые стали напоминать ферму моста. Чтобы избежать необходимости тянуть тоннель карданного вала к задним колёсам автобуса, конструкторы предложили сделать автобус переднеприводным.

Передний привод для нагруженного автобуса оказался не слишком удачной идеей, но все остальные конструкторские находки оказались более чем востребованными.

В 1970 году разработчики ЛАЗа порадовали новой моделью – ЛАЗ 360, в котором была реализована электрическая трансмиссия: мотор, смонтированный в задней части автобуса, активизировал работу генератора, а тот, в свою очередь, активизировал тяговые электромоторы. Модель имела четыре оси, что позволило добиться отличной развесовки.

В 80-е годы прошлого века ЛАЗ возглавил список самых крупных предприятий по производству автобусов на планете. В то время на заводе работало больше 8000 человек и ежегодно выпускалось около 15 тысяч автобусов.
Завод по праву гордился тем, что именно ЛАЗу было поручено изготовить партию специально разработанных пассажирских транспортных средств для обслуживания Гагаринского центра подготовки космонавтов и космодрома Байконур. Модели ЛАЗ 5255П и 5255П1 были спроектированы и выполнены специально для условий Байконура: они создавались с герметизированным салоном для защиты от пыли и оснащались кондиционерами, тепловым экраном на крыше и атермальными стёклами для снижения температуры в пассажирском салоне.

Недавние события

В начале 21 века хозяином ЛАЗа стал печально известный бизнесмен из России Чуркин. При нём Львовский автобусный завод освоил выпуск современных моделей низкопольных автобусов и троллейбусов, но, к сожалению, в этот период финансовое состояние завода стало стремительно ухудшаться. Удивляться не приходится – на рубеже 21 века многие производственные объединения и предприятия испытывали серьёзные трудности на рынке. Не миновала сия чаша и ЛАЗ.

Неоднократные попытки руководства завода на российском рынке как на наиболее перспективном и крупном потребителе автомобильного пассажирского транспорта оказались неуспешными.
В 2010-х годах наиболее удачным можно считать только получение заказа под «Евро-2012». После завершения производства транспорта под этот заказ работы на Львовском автомобильном заводе практически остановились, выставленные тендеры на производство транспорта с тех пор не приносили существенных результатов.

В 2014 году ЛАЗ заинтересовался вопросом участия в тендере на производство и поставку пассажирского транспорта для сочинской Олимпиады и выдвинул свои предложения, чтобы получить контракт. К сожалению, в силу ряда объективных причин соглашение так и не было достигнуто. Спустя год так же потерпела крах попытка договориться с властями Каира о производстве и поставке более трёхсот автобусов. С тех пор завод разрушался, людей увольняли, оборудование распродавалось за коммунальные долги.

В 2013 году численность сотрудников завода составляла всего 300 человек, которых отправили в бессрочный отпуск без выплаты денежных средств. В 2014 году завод полностью остановился. В марте 2015 года новостные ленты облетело сообщение о том, что заводское оборудование ЛАЗа выставлено на аукцион.

Так нужен ли Украине ЛАЗ

В свете описанных событий возникает закономерный вопрос — нужен ли Украине ЛАЗ? Реалии рыночной экономики демонстрируют нехитрую истину: если производство не востребовано, оно умирает. Но если проанализировать состояние автобусного парка страны, выводы будут неутешительные: автобусы в большинстве своём старые, не соответствующие европейским стандартам безопасности и требованиям экологических нормативов.

Следует отметить, что здесь не имеется в виду автотранспорт крупных городов — там ситуация с обеспечением пассажирским транспортом более-менее удовлетворительная. А вот в небольших населённых пунктах, которых по стране подавляющее большинство, ситуация совершенно иная.

Исходя из этого, напрашивается вывод, совершенно противоположный тому, который диктуют постулаты развития экономических процессов в бизнесе. ЛАЗ Украине нужен, причём нужен «вчера»: транспортный автопарк пора обновлять, и обновлять ускоренными темпами.
В ситуации с ЛАЗом важна и такая составляющая, как проектные наработки завода. В активе Львовского автомобильного – десятки удачных решений и уникальных конструкторских находок, которые составляют творческое наследие нескольких поколений конструкторов. Если грамотно использовать это наследие, есть неплохой шанс завоевать не только отечественный, но и зарубежный рынок.

Новая надежда

Мэрия Львова неоднократно строила планы по восстановлению завода. На протяжении многих десятилетий это предприятие входило в состав так называемых градообразующих предприятий города, что делало его ценным для экономики Львова.

В феврале 2018 года был опубликован проект, согласно которому депутаты мэрии признавали целесообразным восстановление завода и давали согласие на выкуп производственных зданий. Постановление также предусматривало, что мэрия Львова должна изыскать средства для того, чтобы выкупить здания и сооружения ЛАЗа для восстановления его работы.

На время публикации проекта ЛАЗ уже долгое время бездействовал. Все сколько-нибудь значительные тендеры первой половины 2018 года либо проходили без участия завода, либо первенство завоёвывали заводы по производству автотранспорта Богдан или МАЗ.
Единственным исключением можно назвать выступление предприятия на «Сити Транспорт 2017», где конструкторы предприятия продемонстрировали участникам форума автобус с двигателем на газовом топливе.

В июне 2018 года пришла обнадёживающая новость: два завода, специализировавшиеся на создании автобусов марки ЛАЗ, вновь приступили к производству автотранспорта. Львовский автобусный завод и Днепровский автобусный завод, входящие в группу City Transport Group, собрали восемь новых автобусов. По словам представителей руководства, продано три модели А191 и пять моделей А183.

Подобные новости вселяют надежду на то, что ЛАЗ наконец-то нашёл опору и будет медленно, но неуклонно восстанавливаться после пережитого кризиса. Без сомнения, за годы неудач и бездействия предприятие утратило значительную часть производственных мощностей. Но главное, утрачены бесценные кадры – конструкторы, технологи, квалифицированные рабочие — все те специалисты, которые трудились на заводе и были вынуждены уйти с него, чтобы прокормить свои семьи в период, когда на заводе не платили заработную плату. Сумеет ли руководство ЛАЗа восстановить все утраченные ресурсы – совсем не праздный вопрос.

Городской пассажирский транспорт нуждается в регулярном обновлении парка, и, безусловно, отечественное производство финансово гораздо предпочтительней, чем зарубежные закупки автотранспорта. Более того, история завода наглядно демонстрирует, что автобусы производства ЛАЗ отлично справлялись и на зарубежных рынках, так что если завод будет восстановлен в полном объёме, ему вполне по силам будет выигрывать и международные тендеры на производство и поставку техники.

По словам А.Бондаренко, восстановительные работы на ЛАЗе начаты в феврале 2018 года. Это небыстрый и отнюдь не дешёвый процесс, но уже полученные результаты и перспективы обнадёживают. В 2008 году завод был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как предприятие, выпустившее за время своего существования самое большое количество пассажирских транспортных средств в мире. Возможно, блюстители рекордов поторопились, и им придётся ещё не раз переписать эту страницу, фиксируя всё большее количество автобусов, несущих на себе логотип ЛАЗ.

Видео про редкие автобусы ЛАЗ:

Источник: fastmb.ru

Добавить комментарий