Основы радиоэлектронной борьбы. Принципиальная схема устройства — mashamult.ru

аналитика

Определение координат и параметров движения

В зависимости от количества РЛС могут применяться способы одновременного пеленгования (триангуляционный способ по данным двух и более РЛС) и последовательного пеленгования (по данным одной РЛС).

Основным способом определения текущих координат и параметров полета постановщика активных помех является способ триангуляции.

Сущность его заключается в том, что место постановщика помех (область возможного нахождения) определяется в точке пересечения биссектрис углов засвеченных секторов на экранах двух и более взаимодействуюших РЛС. (Рис. 17.3.)

ОБУ, зная местоположение взаимодействующей РЛС (азимут, дальность), принимает от оператора РЛС значения азимутов постановщика помех и наносит их стеклографом на экран ИКО относительно взаимодействующей РЛС. Одновременно ОБУ наносит линии азимутов постановщика помех относительно своей РЛС.

Рис. 17.3. Определение координат постановщика активных помех

триангуляци­онным способом

По положению точек пересечения азимутов на экране ИКО определяются координаты постановщика помех (азимут и дальность), а по направлению и скорости перемещения точек пересечения азимутов – параметры движения постановщика помех (курс и скорость). (Рис. 17.4).

Рис. 17.4. Определение параметров движения постановщика

активных помех триангуляци­онным способом

Точность определения координат и параметров движения постановщика помех зависит от способа определения.

Для триангуляционного способа характерно следующее:

На дальности начала постановки помех 200÷

250 км от РЛС среднеквадратические ошибки определения места постановщика составляют 6÷

9 км;

На дальности 100÷

120 км ошибки уменьшаются до 2÷

2,5 км;

На дальности 200÷

250 км ошибки в определении курса и скорости настолько велики, что пользоваться такими параметрами для решения задачи наведения нецелесообразно. Ошибки в определении курса достигают 30°, а в скорости – 300 км/ч.

При уменьшении дальности до 100 км ошибки в определении курса, скорости составляют 5° и 100 км/ч соответственно. Это обеспечивает решение задачи наведения с достаточной точностью.

При наличии одной РЛС
координаты и параметры полета постановщика помех можно определить способом последовательного пеленгования.

Сущность способа заключается в том, что по предполагаемой скорости постановщика помех строится линейка масштабно-временных отрезков ∆S=Vц×∆t,

состоящая из двух отрезков, и выполняется трехкратное пеленгование постановщика помех через время ∆t.

На ИКО наносятся линии азимутов постановщика помех Aз1, Aз2, Аз3

. Линейка прикладывается к ИКО таким образом, чтобы концы отрезков ∆S

совпали с линиями азимутов.

Рис. 17.5. Определение параметров движения постановщика активных

помех при помощи линейки масштабно-временных отрезков

По положению конца второго отрезка и линии третьего азимута определяется местоположение постановщика помех (азимут, дальность), а по направлению отрезка ∆S

– курс постановщика помех (Рис. 17.5.).

Высота полета постановщика помех определяется по экрану высотомера.

Для этого необходимо:

Медленным вращением антенны ПРВ определить средний азимут сектора помех по максимальному сигналу помехи;

Способом триангуляции определить азимут и дальность постановщика;

Повернуть антенну высотомера на азимут постановщика;

Провести линию посредине засвеченного сектора;

По соответствующей дальности найти точку пересечения указанной линии с линией сектора помех;

Определить высоту постановщика помех.

Специализирующаяся на разработке систем подавления радиосигналов компания Нэтлайн (Netline) разработала новую систему, умещающуюся в рюкзаке. ManPack RJ является частью реактивных систем постановки помех, он сканирует эфир и подавляет сигналы, способные привести в действие самодельные взрывные устройства (СВУ).

В компании Нэтлайн сообщили, что глушение радиоуправляемых взрывных устройств осуществляется с помощью трех основных технологий. Первая и основная технология — это широкополосный канал, вторая технология более сосредоточенная подобно снайперской винтовке, и третья — это генерация помех, действующая как радар, сканируя все частоты, обнаруживая сигналы и принимая решения о том, какой из них может привести в действие СВУ, а затем очень точно глуша этот сигнал.

«Такую технологию очень сложно разработать. Мы работаем над этим в течение нескольких лет. До недавнего времени единственными, кто использовал эту технологию в боевых условиях, были американцы, отказывавшиеся делиться своими знаниями с кем бы то ни было», — говорит Гиль Исраэли (Gil Israeli), содиректор Netline.

«До сих пор способность защитить отдельно взятого солдата от СВУ была очень ограниченной, вам было необходимо несколько солдат для переноски системы постановки помех, и даже тогда вы могли использовать его только для защиты небольшого числа людей. Новая система обеспечивает радиус покрытия, эквивалентный системам, устанавливаемым на конвоях. Еще одним преимуществом, разумеется, является мобильность системы», — говорит Исраэли.

Компания Netline была создана 17 лет назад. Она занимается разработкой различных систем обнаружения и противодействия радиоуправляемым взрывным устройствам. Она также разрабатывает системы для глушения мобильных телефонов в запрещенных районах с целью обеспечения конфиденциальности информации. Компания предоставляет услуги силовым структурам во всем мире.

В дополнение к переносным постановщикам помех для СВУ и глушителям радио частот Netline также завершила разработку небольшого и легкого портативного постановщика помех (Portable Jammer Pack, PJP), который можно бросить как ручную гранату. Это устройство предназначено для глушения всех радиосигналов в пределах замкнутого пространства после того, как его забрасывают в помещение в условиях городского боя.

«Разрабатываемая нами «граната» должна покрыть разрыв в боевых возможностях противодействия радиоуправляемым взрывным устройствам», — говорит Исраэли. — Устройство предназначено для защиты солдат, особенно спецподразделений, действующих в закрытых помещениях, таких как туннели или центральная часть палестинских городов (касба). Эти солдаты действуют в местах, где даже установленные на находящихся поблизости транспортных средствах или переносимые на спине солдата системы не в состоянии защитить их. Таким образом, бросая гранату впереди себя, они могут заглушить все сигналы и частоты, используемые неприятелем для приведения в действие СВУ. Мы потратили много времени на минимизацию этой системы для того, чтобы покрыть соответствующие частоты».

Исраэли также говорит, что граната была испытана в боевом развертывании двумя зарубежными клиентами.

Ту-16СПС. Станции постановки активных радиопомех СПС-1 и СПС-2, которые устанавливались на Ту-16 в 1950-е гг., предназначались для групповой защиты летящих в строю ударных машин от РЛС, разработанных в сороковые годы, и обладали сравнительно невысокими характеристиками — недостаточной мощностью излучения, большими габаритами и весом. Для их применения требовался еще один член экипажа — оператор спецаппаратуры, который должен был вначале обнаружить работающий радар, определить его частоту, после чего настроить на нее передатчик помех. Для этого, даже при хорошей подготовке, оператору требовалось примерно 3 минуты. За это время, особенно при полетах на малых высотах, самолет успевал проскочить зону, из которой мощность бортовой аппаратуры позволяла подавить данную РЛС. Кроме того, СПС-1 и СПС-2 не обеспечивали эффективного подавления многоканальных и перестраиваемых станций.

Тем не менее, завод №1 в 1955-57 гг. выпустил 42 Ту-16, оборудованных СПС-1, и 102 — с СПС-2, из них четыре — заправляемых топливом в полете. Как и на Ту-16Р, в задней части грузоотсека этих машин устанавливалась герметичная съемная кабина спецоператора. В передней части грузоотсека можно было подвешивать бомбовое вооружение. Две антенны станции СПС-2, закрытые каплевидными обтекателями, размещались в нижней части фюзеляжа перед и за грузоотсеком. Штыревые антенны СПС-1 могли размещаться в двух местах: сверху фюзеляжа (за блистером штурмана-оператора) или снизу фюзеляжа (перед грузоотсеком). Эти варианты Ту-16 получили обозначение Ту-16СПС, иногда их называли Ту-16П. Первоначально Ту-16СПС не оснащались автоматами сброса отражателей АСО-16, и отсутствие их выводных горловин на створках бомбового отсека являлось внешним отличительным признаком от последующих Ту-16Е. Но позже автоматы стали устанавливать на этот тип самолета, и внешнее отличие исчезло. В 1960-е гг. практически все находившиеся в строю Ту-16СПС были оборудованы системой постановки активных помех «Букет».

Ту-16П. Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система «Букет», которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В систему «Букет» входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот. Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете — СПС-22Н, СПС-ЗЗН, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс «Н» означал, что станция предназначена для изделия «Н»). Самолеты, оборудованные системой «Букет», обозначались Ту-16П или изделие «НП» (иногда — Ту-16П «Букет» или Ту-16 «Букет»). Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК. С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км.

Для своего времени «Букеты» были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время «Букеты» имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками «Букета», представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува. Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один — типа ПТ-6000, питавшие «Букет» переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту~16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков «Букета», закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа — управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.

Начиная с 1962 г, системой «Букет» было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 — СПС-ЗЗН, 28 — СПС-44Н и 20 — СПС-55Н. С переходом к полетам на малых высотах некоторые Ту-16П переоснащались станцией СПС-77, оптимизированной для работы в таких условиях. Дорабатывали не только Ту-16СПС, но и Ту-16 «Елка» (см. ниже), а также некоторые другие модификации самолета.

Опыт применения Ту-16П показал, что при плотном расположении летящих в строю ударных машин применение системы «Букет» чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих же бортовых радиолокаторов. Поэтому «Букет» в 1972 г. пришлось доработать и дополнить специальной аппаратурой, способной излучать мощный сигнал с узкой диаграммой направленности луча, 10 самолетов Ту-16П (со станциями СПС-22Н и СПС-44Н) были оборудованы аппаратурой «Фикус». Пять ее направленных антенн с системой вращения устанавливались под фюзеляжем между шпангоутами №34 и №45 под большим радиопрозрачным обтекателем. Испытания усовершенствованной системы постановки помех проводились на Ту- 16П № 1882409 и № 1883117.

Постановщик помех Ту-16СПС

Постановщик помех Ту-16Е известен в НАТО под обозначением Badger-H

Ту-16А, задействованный для испытаний станции РЭП «Сирень»

На одну из серийных куйбышевских машин (№1882106) планировали установить опытную аппаратуру «Силикат», комплект агрегатов которой был полностью готов в марте 1956 г. Несколько позднее вместо «Силиката» на этот самолет установили новую систему постановки активных радиопомех «Фонарь», однако эти варианты в серийное производство запущены не были. Во второй половине 60-х гг. серийный Ту-16П №5202907 оборудовали станцией СПС-100 «Резеда-АК». С самолета сняли прицел «Аргон» и заднюю пушечную установку, а вместо нее установили хвостовой отсек с аппаратурой станции. В комплект СПС-100 входила и станция предупреждения об облучении СПО-3 «Сирена-3». В этом виде постановщик помех успешно прошел испытания, и систему СПС-100 приняли для Ту-16. Однако строевые Ту-16П ими не оснащались, их получили, начиная с 1969 гм некоторые другие модификации Ту-16. Несколько Ту-16П оборудовали станцией СПС-120 «Кактус», блоки которой также разместили в грузоотсеке на платформе.

В течение 1970-80 гг. оборудование Ту-16П постоянно модернизировалось. В частности, устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты типа СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта «Сирень». Блоки станций «Сирень» располагались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо задней стрелковой установки ДК-7. Передающие антенны системы располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приемные -в районе первого шпангоута фюзеляжа.

Ту-16П с РПЗ-59. 21 июля 1959 г. вышло Постановление Совмина №832-372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной системы индивидуальной защиты Ту* 16. На основании этого документа на базе серийной УР класса «воздух-воздух» К-5 (К-51) ОКБ-134 разработало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59 «Автострада-1». После пуска этой ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех. На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 можно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные интервалы. Госиспытания системы проводились на доработанном Ту-16П №8204130 до начала 1964 г и показали, что в данном виде она неприемлема: полет ракет был неустойчивым и опасным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д. С учетом полученного опыта в 1964 г. развернулось создание новой противорадиолокационной системы «Пилон», включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией «Букет» и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 г. небольшое число Ту-16П было оборудовано такой системой.

Ту-16 «Елка» и Ту-16Е. Параллельно с созданием постановщика активных помех Ту- 16СПС в ОКБ-156 разрабатывался постановщик пассивных помех, получивший обозначение Ту-16 «Елка». Во всю длину его грузоотсека располагались 7 автоматов сброса пассивных помех АСО-16. В створках отсека имелись вырезы (на левой — три, на правой — четыре) для выводных горловин автоматов. В незанятом объеме отсека можно было подвешивать бомбовое вооружение. Кроме того, на Ту-16 «Елка» устанавливалась помеховая станция СПС-4 «Модуляция», ее обтекатель каплевидной формы крепился перед грузоотсеком. При снятии АСО-16 самолет превращался в полноценный бомбардировщик. В 60-е гг. на машины этой модификации в дополнение к семи АСО-16 стали устанавливать два автомата АПП-22. В этом случае места для размещения бомб уже не оставалось.

В 1957 г. завод №1 выпустил 42 серийных Ту-16 «Елка» с системой дозаправки топливом в полете, еще 10 машин в том же году сдал ВВС завод №64. Кроме того, 19 бомбардировщиков завода №22 были переоборудованы в этот вариант (все они имели систему дозаправки). Таким образом, в общей сложности ВВС получили 71 постановщик помех этой модификации. В дальнейшем самолеты Ту-16 «Елка» неоднократно модернизировались и дорабатывались, постепенно приближаясь по характеристикам к Ту-16ПТ становясь комбинированными постановщиками активных и пассивных помех.

Еще один вариант постановщика пассивных помех, получивший обозначение Ту-16Е или изделие «НЕ» (в частях эту модификацию также часто называли «Елка»), по составу помехового оборудования был близок к Ту-16Р. Так же, как и на разведчике, на нем в задней части грузоотсека устанавливалась кабина спецоператора и одна из станций СПС-1, СПС-2 или СПС-2К «Пион». Там же устанавливались два блока АСО-16. В передней части отсека сохранялись бомбодержатели, но со временем место бомб заняли дополнительные АСО-16, ставились также два автомата АПП-22. С 1957 г. в течение трех лет на заводе №1 был выпущен 51 Ту-16Е. Еще 38 машин в 1958 г. выпустил завод №22, все с системой дозаправки топливом в воздухе. Внешне Ту-16Е отличались от Ту-16 «Елка» вырезами в створках грузоотсека под входной люк кабины оператора.

Отличительным внешним признаком Ту-16 «Елка» стали выводные горловины для сброса дипольных отражателей

В грузоотсеках некоторых Ту-16 «Елка» и Ту-16Е установили станции СПС-61, СПС-62 , СПС-63, СПС-64, СПС-65 или СПС-66, которые объединялись общим названием «Азалия». В экипаж самолета, получившего обозначение Ту-16Е «Азалия», спецоператор не входил. На машинах с СПС-61, СПС-62 и СПС-63 устанавливались также станции СПС-6 «Лось», а на самолетах с СПС-64, СПС-65 и СПС-66 — станции СПС-5 «Фасоль». В незанятой части грузоотсека подвешивались бомбы или автоматы АСО-16 и АПП-22. На Ту-16 «Елка» антенна «Азалии» располагалась в передней части грузоотсека, а на Ту-16Е — на месте входного люка демонтированной подвесной гермокабины. На большинстве самолетов Ту-16Е «Азалия» вместо ДК-7 устанавливался хвостовой обтекатель.

В некоторых Ту-16 «Елка» и Ту-16Е «Азалия» устанавливались также станции постановки активных помех СПС-100А и СПС-100М, на части машин устанавливалась система оповещения об облучении СПО-15 «Береза». В конце 1970-х гг. на этих постановщиках помех начали размещать станции СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта «Сирень». В эксплуатации машины постоянно дорабатывались как по составу оборудования, так и по самолетным системам. Несколько Ту-16Е было переоборудовано в вариант Ту-16ЕР, на котором вместо станции СПС-2 установили станции радиотехнической разведки СРС-1.

Ту-16Е-ХР. Еще один вариант постановщика помех обозначался в документах Ту-16Е, а в обиходе — Ту-16Е-ХР (химический разведчик). Этот самолет предназначался для ведения фотографической, радиотехнической, радиационной и химической разведки и по составу оборудования был очень близок к Ту-16РР Наличие на борту средств радиопротиводействия лишь способствовало выполнению задач воздушной разведки. Экипаж Ту-16Е-ХР состоял из семи человек. В носовой части грузоотсека на качающихся платформах размещались два аэрофотоаппарата АФА-42/100. в задней части отсека — подвесная гермокабина оператора. В средней части грузоотсека можно было подвешивать бомбы или до четырех автоматов АСО-16. Конструкцию крыла усилили, под крылом на пилонах подвешивались два контейнера для забора проб воздуха. Средства радиопротиводействия, кроме АСО-16, включали станции СПС-5, СПС-151 и два комплекта СПС-1. Антенны

СПС-5 располагались снизу фюзеляжа перед грузовым отсеком, СПС-151 — возле воздухозаборников двигателей, СПС-1

За подвесной гермокабиной снизу и сверху фюзеляжа. Подобным образом переоборудовали два самолета, выпущенных заводом №1. Один из них до 1978 г. эксплуатировался в 226-м ОАП РЭП (отдельном авиационном полку радиоэлектронного противодействия) в Полтаве, затем в 1978-80 гг. — в Прилуках, а с 1980 г.

В Спаске-Дальнем, где вторая машина отлетала всю свою жизнь. В 1979-80 гг. в процессе ремонта самолеты оснастили станциями «Роговица» и СПС-152 (дополнительные антенны установили на фонаре кабины штурмана-навигатора).

Общее количество вариантов постановщиков помех на базе Ту-16 однозначно определить практически невозможно. Так, например, 226-й ОАП РЭП имел в своем составе порядка тридцати Ту-16 с аппаратурой постановки помех, и каждый из них отличался от других составом и типом оборудования. С появлением на вооружении армий вероятного противника ракет с тепловыми головками самонаведения на части Ту-16, в том числе и на Ту-16П, стали размещать аппаратуру постановки инфракрасных помех типа АСО-2И-7ЕР, блоки которой устанавливались в обтекателях шасси и в хвостовой части фюзеляжа. Велись и другие работы по совершенствованию систем радиоэлектронного противодействия.

Получило первый самолет радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП «Порубщик», созданный Экспериментальным машиностроительным заводом им. Мясищева на базе самолета Ил-18, сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации. Новейший комплекс способен избирательно подавлять электронику противника сильнейшими помехами, сохраняя боеготовность отечественной боевой техники.

О завершении государственных испытаний опытного образца самолета с рекомендацией о принятии его на вооружение ВКС России директор ЭМЗ им. Мясищева доложил министру обороны во время единого дня военной приемки 21 октября 2016 года, говорится в сообщении .

В ноябре 2016 года планируется передача заказчику еще двух серийных самолетов.

Аппаратура комплекса позволяет эффективно бороться с современными самолетами дальнего радиолокационного обнаружения типа AWACS ВВС США, радиотехническими средствами комплексов ПВО типа Patriot и глушить каналы управления военными беспилотниками.

Также Ил-22ПП способен вести радиоэлектронную разведку и групповую защиту своих самолетов от средств РЭБ противника.

Вся передовая радиоэлектронная начинка самолета Ил-22ПП разработана предприятиями и институтами, входящими в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (), рассказал «Газете.Ru» советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир .

«Боевые возможности «Порубщика» намного превышают все, что было создано в этой сфере ранее. У Ил-22ПП очень хорошие характеристики по ведению разведки, эти самолеты могут работать в составе группы, и оборудование на его борту самое современное — цифровая техника и фазированные антенные решетки.

Что касается турбовинтового самолета, на базе которого размещен комплекс РЭБ, так и у американцев самолеты С-130 до сих пор в строю», — объяснил Михеев.

Семейство военных самолетов Ил-20/Ил-22 создавалось на базе гражданского турбовинтового лайнера Ил-18 (по кодификации Coot — «Лысуха»), который в СССР начали серийно выпускать еще в конце 1950-х. Ил-18 заинтересовал военных своей экономичностью и способностью долго держаться в воздухе.

На платформе Ил-20 создали несколько машин специального назначения. В частности, измерительные комплексы для испытаний ракетной техники, самолеты радиотехнической разведки и воздушные командные пункты Ил-22.

Существует несколько разновидностей этих машин. Одна из них — Ил-22М11 — последняя версия российского воздушного командного пункта. Другая — модификация самолетов радиотехнической разведки Ил-20М по проектам «Монитор» и «Анаграмма».

«Порубщик» — последняя модификация этого самолета. Этот самолет оснащен самыми последними средствами радиоэлектронной борьбы, в частности боковыми антеннами и буксируемыми передатчиками, разматывающимися в полете на несколько сотен метров.

При создании этой системы РЭБ были применены некоторые технические решения, благодаря которым у «Порубщика» появилась способность воздействовать исключительно на сигналы с определенной частотой, не затрагивая другие.

Ранее комплексы РЭБ предыдущих моделей во время работы нередко подавляли сигналы не только вражеских радиоэлектронных систем, но и своих средств.

Перед включением системы активных помех «Порубщика» он сканирует все имеющиеся радиосигналы и находит частоты, на которых работают передатчики противника, рассказал «Газете.Ru» представитель КРЭТ. В это время сам самолет ничего не излучает и аппаратура работает исключительно в режиме приема. После обнаружения наиболее важного канала связи противника или сигнала вражеской радиолокационной станции операторы оборудования ставят помехи в требуемом диапазоне частот.

Несколько таких самолетов смогут нарушить или даже полностью парализовать на большой территории самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, летающие командные пункты, системы ПВО, авиацию и беспилотники противника.

Опытно-конструкторские работы над проектом «Порубщик» начались еще в рамках госконтракта от 8 ноября 2009 года, рассказал «Газете.Ru» заместитель директора .

«Опытный образец Ил-22П (регистрационный номер RA-75903) начал летно-конструкторские испытания в 2011 году, государственные совместные испытания были начаты в 2014 году и завершены в прошлом году. Переоборудование второго (первого серийного) самолета Ил-22ПП осуществлялось заводом имени Мясищева по контракту 2012 года (регистрационный номер самолета — RF-90786). Переоборудование третьего (второго серийного) самолета Ил-22ПП было выполнено по контракту от 11 июня 2014 года. Все три самолета были переделаны из воздушных пунктов управления Ил-22».

Построенную в конце 1970-х машину перед установкой аппаратуры РЭБ отремонтировали и модернизировали. Самым заметным отличием самолета Ил-22ПП от базовой модификации стали несколько крупных обтекателей на бортах, внутри которых располагаются антенны.

Самые современные концепции войны немыслимы без использования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и самых разных дронов. И самолеты Ил-22ПП с «Порубщиком» могут стать главной угрозой для потенциального противника, парализуя его каналы связи и системы обнаружения.

Постановщики помех

Для групповой защиты летящих в строю ударных машин от вражеских РЛС на Ту-16 устанавливались станции постановки активных радиопомех СПС-1 и СПС-2. Такие самолеты получили обозначение Ту-16 СПС. Эти станции обладали сравнительно невысокими характеристиками – недостаточной мощностью излучения, большими габаритами и весом. Кроме того, для их применения требовался еще один член экипажа – оператор спецаппаратуры, который должен был вначале обнаружить работающий радар, определить его частоту, после чего настроить на нее передатчик помех. Для этого, даже при хорошей подготовке, оператору требовалось примерно 3 минуты. За это время, особенно при полетах на малых высотах, самолет успевал проскочить зону, из которой мощность бортовой аппаратуры позволяла подавить данную РЛС.

Дальний разведчик советского ВМФ – Ту-16РМ Badger D. Badger D – самолет наиболее часто применявшийся советским флотом для выполнения разведывательных задач, во время патрулирования обычно работал вместе с другими вариантами Ту-16.

Основной отличительной чертой Ту-16РМ Badger D – морского разведчика/ самолета радиоэлектронной борьбы были три радиопрозрачных обтекателя ни брюхе фюзеляжи. Ножевая антенна прямо перед первым обтекателем – связная.

Ту-16РМ Badger D построенные путем переоборудования ракетоносцев Badger С сохраняли соответствующую носовую часть. Однако передний подфюзеляжный обтекатель на Badger D был больше чем на Badger С.

Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система «Букет», которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. Самолеты, оборудованные системой «Букет», обозначались Ту-16П или изделие «НП». Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК.

На то время «Букеты» были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время «Букеты» имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом его створки и бомбардировочное вооружение демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками «Букета», представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува. Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один – типа ПТ-6000, питавшие «Букет» переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков «Букета», закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа – управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.

Начиная с 1962 г., системой «Букет» был оснащен 91 самолет.

Параллельно с созданием постановщика активных помех Ту-16СПС в ОКБ-156 разрабатывался постановщик пассивных помех, получивший обозначение Ту-16 «Елка». Во всю длину его грузоотсека располагались 7 автоматов сброса пассивных помех АСО-16. В створках отсека имелись вырезы (на левой – три, на правой – четыре) для выводных горловин автоматов. В незанятом объеме отсека можно было подвешивать бомбовое вооружение. Кроме того, на Ту-16 «Елка» устанавливалась помеховая станция СПС-4 «Модуляция», ее обтекатель каплевидной формы крепился перед грузоотсеком. При снятии АСО-16 самолет превращался в полноценный бомбардировщик. В 60-е гг. на машины этой модификации в дополнение к семи АСО-16 стали устанавливать два автомата АПП-22. В этом случае места для размещения бомб уже не оставалось. В общей сложности ВВС получили 71 постановщик помех этой модификации. В дальнейшем самолеты Ту-16 «Елка» неоднократно модернизировались и дорабатывались, постепенно приближаясь по характеристикам к Ту-16П, становясь комбинированными постановщиками активных и пассивных помех.

F/A – 18 корпуса морской пехоты следит с близкого расстояния за Ту-16Р Badger Е. Ту-16Р был одним из наиболее часто встречающихся самолетов советской морской авиации и период проведения учений военно-морскими силами США и НАТО.

F-4 Фантом II, британских ВВС, вооруженный подвесным контейнером с пушкой Вулкан, сопровождает Ту-16Р над Северным морем. Задние пушки Ту-16 подняты в крайнее верхнее положение, в знак мирных намерений.

Из книги
Техника и вооружение 2006 08
автора

Журнал «Техника и вооружение»

Шаг за шагом 2. Отечественные передатчики шумовых помех
Ю.Н. Ерофеев, д.т.н., профессорПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 7/2006 г.
Д.т.н. Николай Иванович Оганов, лауреат Ленинской премии (1902–1966).Первая разработка1 ноября 1943 г. в НИИ-108 («сто восьмой») был зачислен Николай

Из книги
Ту-16 Ракетно бомбовый ударный комплекс Советских ВВС
автора

Сергеев П. Н.

Торпедоносцы, постановщики мин и спасательные самолеты
С самого начала проектирования Ту-16 его предполагалось использовать не только в ВВС, но и в авиации ВМФ. 12 июля 1954 г. вышло Распоряжение Совета Министров СССР №7501 об оборудовании бомбардировщиков Ту-16

Из книги
Погоня за «ястребиным глазом». Судьба генерала Мажорова
автора

Болтунов Михаил Ефимович

Из книги
Морская минная война у Порт-Артура
автора

Крестьянинов Владимир Яковлевич

Постановщики мин.
Во время Крымской войны русские минные заграждения выставлялись с плотов, шлюпок, катеров и небольших паровых судов. В кампанию 1855 г. постановки мин у Кронштадта обеспечивал речной пароход «Рюрик».В конце 1860-х годов в России появились специальные

Из книги
Боевые самолеты Туполева
автора

Из книги
Неизвестный Яковлев [«Железный» авиаконструктор]
автора

Якубович Николай Васильевич

Постановщик помех Як-28ПП
Последней модификацией бомбардировщика стал постановщик помех Як-28ПП. Самолет предназначался для борьбы с радиоэлектронными средствами противника, комплектовался на разных этапах системами «Букет», «Сирень», «Стрела» и «Фасоль». Под

Из книги
Наука и техника в современных войнах
автора

Покровский Георгий Иосифович

IX. СРЕДСТВА НАРУШЕНИЯ СВЯЗИ, ПОМЕХ И ДЕЗОРИЕНТАЦИИ ПРОТИВНИКА
Чрезвычайно быстрое развитие средств электрической связи привело к тому, что в течение ряда десятилетий эти средства применялись практически без существенных помех и противодействия со стороны противника.

Источник: knia.ru

Добавить комментарий