Кто проводит тендеры. Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц. Советы Генеральному Директору — mashamult.ru

аналитика

Найти надежного поставщика на тендере не сложнее, чем замэтчиться в Tinder. Ошибок, которые вы можете допустить, не так уж много. Я перечислю основные и объясню, как их избежать.

Не работайте вслепую

Пример:
Закупщик из крупной производственной компании проводит тендеры вручную. Он звонит партнёрам, чтобы узнать актуальные цены, находит несколько новых поставщиков в интернете и отправляет им запросы по почте. Через несколько дней закупщик выбирает пять лучших предложений и снова звонит поставщикам, чтобы поторговаться. А потом ещё раз и ещё — пока не получит желаемую цену.

Что не так:
У такого подхода сразу три минуса. Во-первых, закупщик охватил далеко не всех поставщиков, которые есть на рынке. Во-вторых, он не создал конкурентную среду — поставщики не видят лучшее предложение и торгуются неохотно. В-третьих, при таком подходе не может быть общего понимания правил игры.

Как правильно:
Чтобы систематизировать закупки, нужно выбрать тендерную площадку и собирать предложения через один канал связи — личный кабинет.

Тщательно выбирайте площадку

Пример:
Директор по закупкам сети ресторанов из Екатеринбурга зарегистрировался на федеральной тендерной площадке для проведения еженедельной закупки овощей и фруктов на сумму 100 000 рублей. Вместо шквала заявок от региональных и локальных поставщиков получил две.

Что не так:
Во-первых, в тендерах на федеральных площадках обычно участвуют крупные поставщики. Поэтому им либо оказался неинтересен объём закупки, либо у них нет производства в Свердловской области. Во-вторых, очень часто на таких площадках просто нет локальных поставщиков — присутствие на них стоит достаточно дорого.

Как правильно:
Чтобы выбрать тендерную площадку, нужно изучить список поставщиков и убедиться, что на ней есть подходящие. Также нужно сопоставить объём своих закупок со стоимостью присутствия поставщика на этой площадке. Если сумма расходов составит более 1% суммы потенциальной сделки, вряд ли стоит регистрироваться.

Сохраните старых поставщиков

Пример:
Закупщик производственной компании разместил тендер на одной из крупных торговых площадок. Предварительно обзвонил текущих поставщиков, предложил им зарегистрироваться и принять участие в аукционе. Ожидал получить предложения минимум от семи компаний, а получил от двух.

Что не так:
Во-первых, закупщик не предусмотрел, что поставщики не захотят
предлагать свои товары через тендеры. Для них это означает гарантированное снижение цены и, возможно, дохода. Во-вторых, он не сообщил, что закупать теперь будет только у тех, кто участвует в онлайн-торгах. А значит, скоро поставщики снова начнут названивать с предложениями.

Как правильно:
Чтобы перевести поставщиков на тендерную площадку, закупщик должен разослать официальные письма руководителям компаний-партнеров, описать в них новые условия закупок, несколько раз позвонить с напоминанием об онлайн-торгах, а также найти резервные варианты поставки товара, если в первых торгах никто не примет участие.

Не спешите

Пример:
Специалист по закупкам на заводе объявил тендер на поставку сливочного масла и получил заявки от текущих и новых поставщиков. Лучшую стоимость предложила компания, с которой ранее завод не сотрудничал. Он сразу же заключил с ней договор. В итоге прождал поставку два месяца, а она так и не пришла.

Что не так:
Закупщик совершил большую ошибку — отошёл от внутренних правил завода по работе с поставщиками. А значит не учёл, что может закупать товары только у тех, кто уже предоставлял документы, подтверждающие финансовую стабильность, и привозил партию товара для оценки.

Как правильно:
Следовало назначить победителем тендера одного из текущих партнёров, предложившего лучшую цену. После этого закупщик должен был запросить у потенциального поставщика документы и образцы. Если бы он прошёл внутреннюю проверку, можно было бы начать закупать у него товары со следующих торгов.

Избегайте бюрократии

Пример:
Генеральный директор крупного торгового холдинга принял решение закупать продукцию через тендеры. Насмотревшись на коллег из госкорпораций, где организация этой процедуры требует подготовки большого количества документов, он вводит такие же. В том числе просит закупщика формировать письмо-извещение, аналитическую записку и сводную таблицу персонально для каждого потенциального поставщика и согласовать все этапы закупки с финансовым и юридическим отделами.

Что не так:
У закупщика нет никакого желания проводить тендер. Ему проще позвонить одному из текущих поставщиков и договориться о подходящей цене. А когда придёт время объяснять, почему торги не проводятся, он обязательно что-то придумает. Например, скажет что товар на складе заканчивался, сообщили об этом поздно, а купить нужно было срочно.

Как правильно:
Чтобы этого избежать, генеральный директор должен определить, для чего именно компания проводит тендеры. Если для снижения цены, то большое количество документов вовсе необязательно. Важно фиксировать в них всего три пункта: условия поставки, полученные заявки и критерии выбора победителя.

Новости и лучшие статьи «Секрета фирмы» — в нашем Telegram-канале : @businesssecrets. Подписывайтесь!

Участие в госзакупках приобретает всё большую популярность. Крупные компании, малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, физические лица становятся поставщиками госзакупок. В госзакупках участвуют заказчик и поставщики. Заказчиком является федеральное и муниципальное учреждение, которое приобретает для своих нужд товары, работы или услуги на средства, выделяемые из госбюджета. Поставщиком можно стать, выиграв тендер. Тендер — это электронная процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы. Из допущенных к процедуре выбора поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Тендеры пришли в российскую практику госзакупок и муниципальных закупок из мировой торговли, где были разработаны чёткие правила и процедуры. Как конкурсные процедуры, тендеры удобны государству для контроля бюджетных средств. Они позволяют чиновникам отчитаться перед государством, почему был выбран тот или иной поставщик товаров или услуг. Система тендеров была задумана для того, чтобы исключить сговор заказчика и поставщика и обеспечить конкурентную среду — основу рыночных отношений.

Какие выгоды получает поставщик? Победитель тендера приобретает заказ с гарантированным размером оплаты. Победить в тендере — значит стать лидером в своём сегменте рынка, обеспечить устойчивый рост компании. Участие и победа в тендере для производителей и поставщиков — это импульс к дальнейшему развитию бизнеса, ведь компания получает внушительный заказ на свою продукцию, который может исчисляться несколькими миллионами рублей.

Государственные закупки проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, иногда их называют корпоративными закупками.

Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС).

Инструкция для поставщика

Как подготовиться

Пакет документов на участие в госзакупках формируется приблизительно в течение 20 дней. Срок, отведенный для подачи участниками заявок бывает и того меньше. Для подготовки лучше заранее разработать план мероприятий для участия компании в закупках, установить сроки их проведения и круг ответственных лиц. Разобраться в вопросе поможет изучение документации нескольких интересующих закупок, публикуемых в открытой Единой информационной системе (ЕИС).

ШАГ 1. Изучение 44-ФЗ

Скажем сразу — 44-ФЗ легким для изучения законом не назовешь, и все же необходимо приложить усилия и внимательно изучить прописанную 44-ФЗ процедуру выбора поставщика — это своеобразный алгоритм того, что, в какие сроки и каким образом необходимо делать участнику госзакупок.

ШАГ 2. Выбор электронной площадки

Необходимо выбрать электронную площадку для участия в электронном аукционе из 8 электронных торговых площадок, отобранных правительством РФ для проведения электронных аукционов. К шести работающим на сегодняшний день операторов электронных площадок добавятся с 1 октября 2018 г. электронные площадки «ТЭК — Торг» и «Электронная торговая площадка ГПБ». В перечень электронных площадок входят следующие:

1.АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
2.АО «Единая электронная торговая площадка»;
3.АО «Российский аукционный дом»;
4.АО «ТЭК — Торг»;
5.АО «Электронные торговые системы»;
6.ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
7.ООО «РТС — тендер»; ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
8.ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» — специальная площадка для госзаказа.

ШАГ 3. Получение электронно-цифровой подписи

Электронная цифровая подпись позволяет присвоить электронному документу юридический статус, равноценный юридическому статусу обычного документа, на котором стоит подпись уполномоченного лица и печать организации.

Процедура получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП) осуществляется в одном из Авторизованных удостоверяющих центров, входящих в пространство доверия выбранной площадки. Она занимает от 2 до 5 рабочих дней. Список удостоверяющих центров можно узнать на сайте выбранной электронной площадки. В офисе удостоверяющего центра необходимо будет получать сертификат, поэтому выбор должен быть сделан в пользу близлежащего удостоверяющего центра.

Сертификаты ЭП, полученные в Авторизованных удостоверяющих центрах, подходят для использования на всех Электронных торговых площадках, отобранных в целях проведения электронных аукционов для государственных и муниципальных нужд, а также на площадках, работающих в рамках закона № 223 ФЗ о закупках государственных корпораций и естественных монополий.

Вы можете связаться с call-центом Ассоциации электронных торговых площадок для поиска ближайшей точки выдачи ЭЦП.

Для этого Вам необходимо заполнить регистрационную карту или позвонить по федеральному многоканальному телефону 8-800-2000-100.

ШАГ 4. Подготовка документов

Участник направляет оператору ЭТП информацию, указанную в ч. 2 ст. 61 44-ФЗ, а именно:

Для физических лиц:
заявление, которое формируется в электронном виде; 1-20 страницы паспорта (только для физлиц); адрес электронной почты.

Индивидуальные предприниматели
дополнительно к этому предоставляют: копию выписки из Единого государственного реестра (она должна быть получена не ранее чем за 6 месяцев до момента подачи запроса); ИНН; доверенность на получение регистрации и осуществление действий, если от имени участника закупки действует иное лицо.

Для юридического лица
дополнительно ко всем предыдущим пунктам: копии учредительных документов (устав или договор, в зависимости от организационно-правовой формы); копии документов, подтверждающих полномочия лица (решение о назначении руководителя на должность); решение об одобрении и совершении сделок с указанием ее максимальной суммы.

Необходимые документы должны быть переведены в электронный формат (отсканированы). К ним площадки устанавливают определенные требования: объем до 12 мегабайт; допустимые форматы —.doc,.docx,.pdf,.txt,.rtf,.zip,.rar, xls, xlsx, xps, jpeg,.jpg,.gif,.png.

ШАГ 5. Установка необходимого программного обеспечения

Установка может быть выполнена как своими силами, так и силами специалистов удостоверяющего центра.

Для успешного прохождения процедуры регистрации необходимо настроить персональный компьютер. Алгоритм настройки прост:
1.Установить браузер Internet Explorer 11 или выше.
2.Скачать и запустить Программу для настройки корректной работы на ЭТП.
3. Установить любой из криптопровайдеров: Крипто-Про 3.6 или выше, LISSI 1.3.6, Сигнал-КОМ.
4.Установить сертификат электронной подписи, который вам выдал удостоверяющий центр при получении ЭЦП.
5. Настроить ЭЦП.

ШАГ 6. Аккредитация на ЭТП

Процесс аккредитации на ЭТП бесплатный при наличии сертификата ЭЦП, полученного в аккредитованном удостоверяющем центре. Если поставщик серьезно намерен зарабатывать на госконтрактах, то целесообразно аккредитоваться на всех ЭТП. Это связано с тем, что закупки не дублируются. Аукцион может быть проведен только на какой-то одной площадке. Чтобы подавать заявки на участие в закупке, нужно получить допуск именно к той ЭТП, на которой она проводится.

Срок рассмотрения заявления на аккредитацию составляет не более чем пять рабочих дней. При принятии оператором электронной площадки решения об отказе в аккредитации — участник размещения заказа, после устранения указанных замечаний, вправе вновь направить заявление на аккредитацию. Аккредитация предоставляется на три года.

ШАГ 7. Поиск торгов и подача заявки

Закупки по № 44-ФЗ размещены на нашем сайте. При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти интересующие тендеры по таким критериям, как регион поставки, диапазон начальной цены заявки, наименование заказчика. Важно внимательно изучить требования закупочной документации и корректно подать заявку.

ШАГ 8. Внесение обеспечения

Внесение обеспечения Закон о контрактной системе (ст.44 № 44-ФЗ) обязывает заказчика устанавливать размер обеспечения заявок при проведении аукционов. Эти средства подтверждают серьезность намерения участвовать в процедуре и заключить контракт. Участник перечисляет их на свой лицевой счёт, который открывает одновременно с аккредитацией на электронной торговой площадке (ЭТП).

Обеспечение заявок стало меньше. А в закупке до 1 млн руб. его может совсем не быть. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:

От 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
. от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
. 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Таким образом, для участия в торгах необходимо иметь нужную сумму на площадке. В момент отправки предложения сумма обеспечения блокируется. Однако это не означает, что вы можете участвовать только в одной процедуре. Участник сам решает, сколько средств находится у него на счету. И только их общий объем ограничивает число аукционов, на которые можно подать предложения. Главное, чтобы денег хватило на обеспечение по каждому. Обращаем внимание, что сумма блокируется, но не тратится. Возможность пользоваться заблокированными деньгами возобновляется при отзыве предложения, отказе в допуске к участию в закупке, после подведения итогов.

Выдавать гарантии для госзакупок могут только 173 банка. На сайте Минфина опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов по 44-ФЗ.

ШАГ 9. Процедура электронных торгов

Длительность этого этапа может продолжаться от нескольких минут до 48 часов. Каждый участник должен заранее предусмотреть примерную стоимость своих услуг или товаров, до которой он готов торговаться.

ШАГ 10. Подписание контракта

Победителем торгов становится участник, подавший предложение, соответствующее требованиям конкурсной документации и предложивший лучшие условия.

ШАГ 11. Приёмка исполнения контракта

Приемка исполнения контракта по 44-ФЗ осуществляется согласно правилам и срокам, указанным в контракте (п. 13 ст. 34 44-ФЗ). Теперь заказчики обязаны привлекать внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может выразить свой отказ. По результатам подписывается акт приемки либо составляется мотивированный отказ.

Какие советы пригодятся новичку, желающему участвовать в тендерах?

1. осваивайте производство востребованных, социально значимых товаров;
2. начинайте подготовку к участию в тендерах через изучение законодательства по госзакупкам;
3. совершенствуйте свою техническую подготовку к работе на электронных торгах;
4. подготовьте финансовое обеспечение для участия в госзакупках;
5. внимательно изучайте конкурсную документацию компаний-заказчиков;
6. правильно оформляйте необходимые документы.

Хоменко Александр Николаевич,

Коммерческий директор

В этой статье мы хотим остановиться на основных особенностях проведения тендерных процедур при выборе подрядчиков для проведения строительно-монтажных работ, с которыми мы столкнулись при организации более 30 тендеров для наших клиентов, выступая в роли технического заказчика.

Необходимо помнить, что выбор подрядчика для проекта является, пожалуй, самой главной задачей, после того, как утверждена финансовая модель проекта.

Чем строже и жестче Ваши процедуры и условия при отборе претендентов, тем выше шансы проекта на успех.

Задав высокие критерии оценки с самого начала, Вы сильно снижаете риск провала проекта от недобросовестности контрагента при его реализации.

Крупные компании, как правило, имеют собственные тендерные отделы, которые организуют тендерные процедуры, исходя из принятых корпоративных стандартов. Небольшие или проектно-инвестиционные компании могут проводить тендеры в зависимости от проектной необходимости, но и первым и вторым приходится сталкиваться с одной и той же последовательностью шагов.

Заполняя форму Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и даете согласие на рассылку

Первый шаг «Формирование тендерной документации и технического задания».

Самый первый этап является наиболее важным, он по сути определяет, насколько будет успешен тендер. При составлении конкурсной документации и технического задания лучше руководствоваться принципами максимальной детальности, однозначной трактовки формулировок, полноты требований, предъявляемых для потенциальных участников тендера.

Положения технического задания не должны быть «взаимно исключающими» и «совместно исчерпывающими».

В нем должно быть все, что необходимо знать потенциальным претендентам для формирования своего ценового предложениям, при этом нужно следить, чтобы требования конкурсной документации не были двусмысленными.

Для составления конкурсной документации необходим юрист и экономист, а для разработки технического задания не обойтись без руководителя проекта и профильных технических специалистов, в зависимости от особенностей видов и типов работ. Очень частой ошибкой является то, что техническую часть поручают делать тем же юристам и экономистам, которые готовят конкурсную документацию. В итоге получается хорошая конкурсная документация и очень поверхностное техническое задание, строительство в соответствии с которым невозможно без постоянных изменений, влияющих на конечную стоимость объекта, а это является самым главным риском реализации любого проекта.

Первым разделом конкурсной документации как правило является перечень общих характеристик объекта. Его наименование, назначение, расположение, размер, сроки реализации, сведения о заказчике и инвесторе строительства, краткая пояснительная записка об имеющемся комплекте исходно-разрешительной документации, в соответствии с которой должно будет производиться строительство.

Далее необходимо указать сроки проведения тендера, даты начала и окончания подачи тендерных предложений, точный адрес и время подачи предложений, порядок получения дополнительных пояснений в случае возникновения таковых у претендентов, а также порядок отмены тендера.

Важным аспектом является юридическое позиционирование тендера, будет ли он публичной офертой в соответствии с нормами гражданского кодекса, то есть будет обязательным для заключения на указанных условиях со стороны заказчика, или нет.

Оферта проводится как правило в отношении закупки однородного товара, где качественные характеристики строго определены и единственным критерием является цена приобретаемой продукции. При приобретении же услуг тендер носит информативный характер, условия которого могут меняться на усмотрение заказчика и заключение договора хотя бы с одним претендентом на объявленных условиях не является обязательным.

Одним из главных разделов конкурсной документации содержит требования к квалификации потенциальных участников. Здесь нужно очень подробно описать требования к претенденту в части его:

Опыта: сколько должно быть законченных или строящихся объектов схожего типа и назначения; в каких регионах и в какие сроки они должны быть реализованы; размер и стоимость построенных объектов;

Персонала: сколько сотрудников и какой квалификации они должны быть, профиль их образования, наличие дипломов, стажа работы, наличие необходимых допусков, аттестатов, разрешений на проведение тех или иных видов работ, повышения квалификации и т.д.;

Оборудования и материально-технической базы: вид и количество необходимой техники, наличие производственных и складских помещений, договоров на поставку необходимых материалов, наличие сервисных договоров на обслуживание имеющегося оборудования;

Лицензии и допуски: допуски СРО на проектирование и строительно-монтажные работы, при необходимости лицензии для проведения работ на объектах культурного значения или особо охраняемых объектах, где необходима лицензия ФСБ.

Также в конкурсной документации необходимо прописать количественные и качественные критерии оценки заявки.

Такими критериями в большинстве случаев являются цена, качество, сроки оказания услуги, а также размер и длительность гарантийных обязательств.

В зависимости от предпочтений Заказчика, на фактор стоимости может приходиться от 30 до 70 процентов общей оценки каждого предложения. Оставшиеся проценты могут быть распределены между качественными критериями, сроками и гарантией. Например 100% общей оценки предложений могут быть распределены в следующей пропорции — 50%/20%/20%/10%.

Далее, каждая из заявок оценивается в соответствии с заданными критериями. Допустим, заявка с лучшей, то есть наименьшей, ценой в указанной выше формуле, получит максимальное количество баллов по этому критерию, т.е. 100 баллов, что, соответственно, позволит ей набрать максимальные 50% от общей оценки.

Затем заявка также будет оцениваться по каждому из остальных критериев, среди которых — максимальный опыт (реализованные проекты, персонал, оборудование), минимальные сроки поставки, максимальные гарантийные обязательства. Заявки могут оцениваться относительно друг друга или относительно максимальных/минимальных требований, заданных Заказчиком. Путем суммирования баллов по каждому из критериев, определяется общая оценка заявки.

Одним из главных разделов конкурсной документации является проект договора на оказание строительно-монтажных работ, но об этом мы будем говорить более подробно в следующей статье «Этап 3. Договор или юридический щит заказчика».

В разделе, относящемся к техническому заданию обязательно должны быть:

Непосредственно само технические задание, максимально детальное и подробное. Технико-экономическое обоснование, проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы, разрешение на строительство, рабочая документация. Чем больше заказчик продвинулся в подготовке документов, необходимых для строительства, тем более точно можно задать критерии для отбора претендентов на производство строительно-монтажных работ;

Подробный график производства работ, разбитый на отдельные виды и этапы выполнения работ;

Сводная ведомость объемов работ, определяющая виды и объемы строительства.

Второй шаг «Оповещение потенциальных участников о тендере и первичная оценка предложений».

Заказчик может проводить открытый тендер для максимально открытого круга участников или закрытый тендер, для тех компаний, которые ранее прошли аккредитацию или просто были выбраны заказчиком, исходя из предварительной оценки претендентов.

В любом случае, важно максимально широко оповестить всех о проведении тендерной процедуры путем направления приглашений или размещения информации о проведении тендера на одной из открытых электронных площадок («B2B-center», «Фабрикант», «ГПБ»).

Чем больше придёт участников, тем более конкурентным будет тендер, и, соответственно, тем более выгодные условия сможет получить заказчик от поставщиков.

После того, как все заявки от претендентов собраны, их необходимо первично оценить, для того, чтобы сузить круг потенциальных претендентов. Нужно «отсеять» те заявки, которые явно не соответствуют количественным и качественным критериям и оставить 3-4 наиболее адекватных заявки по соотношению цена/качество/сроки.

С такими заявками необходимо работать уже более серьезно.

На бумаге можно нарисовать что угодно. Даже нотариально заверенные документы не дают никакой гарантии того, что предоставленная контрагентами информация соответствует действительности.

Третий шаг «Реальная оценка тендерных предложений». Формальная оценка каждого из критериев необходима, но гораздо более важной является аналитическая работа, которую нужно провести, чтобы выбрать лучшего подрядчика для выполнения работ.

Оценивая опыт, важно обратить внимание на следующие аспекты:

Есть ли у претендента успешный опыт завершения и сдачи объектов, имеющих схожие характеристики с тем, что планирует построить заказчик. Не нужно никому давать возможность на Вас учиться, это будет стоить вам очень дорого. Несколько законченных ранее объектов существенно повышают шансы подрядчика уложиться в бюджета строительства, выдержать качество и закончить работы в срок;

Важным является наличие построенных объектов именно в том регионе, где собираетесь строить вы. Строительная отрасль сильно зарегулирована, для оперативного решения возникающих проблем подрядчику нужно постоянно общаться с местными надзорными органами и лучше, если все эти связи были уже выстроены им ранее — варягов нигде не любят;

Обязательно необходимо сделать выездную проверку на ранее реализованные подрядчиком объекты, увидеть их своими глазами, поговорить с его бывшими заказчиками, услышать их отзывы о подрядчике;

Отдельно стоит поинтересоваться тем, как идет эксплуатация ранее сданных объектов, какое количество гарантийных случаев выявлено за первые 1-2 года эксплуатации и насколько добросовестно и оперативно подрядчик выполнял свои гарантийные обязательства;

Не лишним будет получить рекомендации по конкретным руководителям проекта, инженерам и прорабам подрядчика. В любой компании бывают ответственные и безответственные сотрудники; важно, чтобы с Вами со стороны подрядчика работали именно профессионалы со стороны подрядчика.

То же самое относится к проверке материально-технической базы. «Нарисовать» наличие требуемых людей, техники, оборудования, лицензий может любая компания. Необходимо убедиться, что все это реально существует.

Нужно выехать в офис к подрядчику, посмотреть его производственную базу, посетить складские помещения.

По технике и оборудованию нужно проверить документы, подтверждающие их приобретение, оригиналы паспортов технических средств и свидетельств о регистрации. Если техника и оборудование были куплены в кредит, то необходимо пообщаться с банком или лизинговой компанией, чтобы узнать о том, насколько своевременно выполняются кредитные обязательства со стороны подрядчика.

По сотрудникам лучше своими глазами увидеть копии дипломов, необходимых допусков, аттестатов, документов о повышении квалификации.

По лицензиям и допускам: необходимо сделать запросы в органы и учреждения, выдавшие такие документы, для того, чтобы получить подтверждение их подлинности и срока действия.

Следующим важным этапом является проведение всесторонней проверки юридической и финансовой добросовестности поставщика. Для этого важно:

Проверить наличие судебных споров на сайте арбитражного суда, а также наличие исполнительных производств по контрагенту на сайте службы судебных приставов. Само наличие текущих судебных процессов не является «черной меткой» для подрядчика, но получить от него разъяснения и оценить потенциальные последствия того или иного исхода судебного процесса для вашего проекта необходимо. Такую же проверку необходимо провести в отношении генерального директора и учредителей подрядчика. Это поможет найти «скелеты в шкафу» ваших будущих контрагентов, если они там есть, конечно, и избежать огромных финансовых потерь, вызванных недобросовестностью контрагентов. В нашей практике был случай, когда проект с бюджетом в 250 млн. руб. был сорван, подрядчик просто пропал, а потом выяснилось, что в отношении генерального директора подрядчика судебными приставами было открыто уже 8 исполнительных производств, на общую сумму свыше 15 млн. руб. за неуплату налогов и иных платежей в бюджет. Такие факты лучше знать заранее.

Проверить финансовое состояние и взаимоотношения с налоговыми органами. Вовремя ли сдается бухгалтерская и налоговая отчетность? Не находится ли контрагент в стадии реорганизации или ликвидации? Есть ли задолженность по оплате налогов и сборов? Есть ли у контрагента кредиты, лизинговые обязательства, просроченная дебиторская или кредиторская задолженность? Вся эта информация сейчас открыта и доступна на сайтах ФНС, Госкомстата, Арбитражного суда, ФССП. При необходимости можно провести дополнительную проверку с помощью платных ресурсов, таких, как «СКБ-Контур» или «СПАРКС».

Отличительной особенностью строительных компаний в России является «латание» финансовых дыр прошлых проектов за счет авансов, полученных по новым проектам. Подрядчик может так жить годами, перекладывая ресурсы из одной корзины в другую, при условии, конечно, что у него есть достаточные поступления от новых проектов, перекрывающие просчеты и ошибки прошлых. Если же новых заказов нет в достаточном количестве, а прошлые проекты приносили убытки, то подрядчик скорее всего станет банкротом, потратив при этом авансы, полученные от вас. Такие ситуации в настоящее время происходят одна за другой даже с самыми крупными компаниями («Mirax», НПО «Мостовик», «Космос», «СУ-155» и т.д.), имевшими доступ к прямому банковскому финансированию, что же говорить о средних и мелких компаниях? Поэтому важно тщательно проанализировать текущее финансовое положение контрагента, оценить рентабельность его прошлых проектов и достаточность оборотных средств для выполнения обязательств перед вами. Не менее важно ежемесячно анализировать, тратит ли подрядчик деньги, полученные от Вас, только на реализацию Вашего проекта, не «затыкает» ли он за счет Вас финансовые дыры в других проектах.

И последним, но одним из самых важных, является желание подрядчика работать и уделять должное внимание вашему проекту. Выиграть тендер и построить объект – не одно и то же. Важно оценить загруженность подрядчика и долю вашего проекта в портфеле его заказов. Если это будет небольшой подрядчик и ваш заказ будет составлять более половины его выручки или даже всю, то велик риск того, что подрядчик просто не справится или будет расценивать вас как единственный шанс заработать деньги, со всеми печальными для вас последствиями. Если же это будет очень крупный подрядчик, у которого доля вашего проекта будет меньше 10% в его портфеле заказов, то дождаться от него должного внимания, оперативного реагирования на ваши вопросы и замечания, реакции на ваши требования заменить тех или иных людей на проекте, будет крайне тяжело. Еще хуже, если это крупный подрядчик, у которого опустел портфель заказов, в этом случае можно ждать только беды. Мы считаем оптимальной работу со средним подрядчиком, таким, у которого ваш проект будет одним из 3-4 приоритетных для него; тогда Вы получите и профессионализм, и должное внимание к Вам и Вашим деньгам. С одной строны, подрядчик будет дорожить вами как клиентом, а с другой стороны — у него будет достаточный опыт и ресурсы, чтобы реализовать Ваш проект без срывов сроков, соблюдая необходимый уровень качества.

В завершение хотим отметить, что выбор подрядчика — это всегда поиск наиболее подходящей комбинации из таких факторов, как цена, качество, сроки. В строительстве можно максимизировать результат только по двум факторам одновременно. Строить быстро и качественно можно, но только дорого, при дешевом и быстром строительстве Вы непременно потеряете в качестве.

Поэтому самый недорогой подрядчик не всегда является самым лучшим выбором: проблемы с ним могут гораздо сильнее влиять на реализацию проекта, чем начальная экономия в цене.

Ошибки при выборе подрядчика могут привести к тому, что проект будет реализован и плохо, и медленно, и дорого. Для того, чтобы этого не случилось, заказчикам важно научиться эффективно проводить тендеры и выбирать подрядчиков. Не менее важным является подписание такого договора с подрядчиком, который будет защищать ваши интересы в период строительства как щит в бою. Об этом и пойдет речь в завершающей статье из этого цикла – «Этап 3. Договор, или юридический щит заказчика».

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер — это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые — для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке — «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс

, когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором — участник, который готов его исполнить.

Аукцион

следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок

(заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия — запрос цен, запрос котировок цен

.

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений

. Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры

. Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие
.

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры — это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и
закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

Наверное, практически все, кто занимается своим бизнесом, слышали об электронных торговых площадках (ЭТП). Сейчас (ЭТП) являются одним из эффективных средств развития своего бизнеса как для лиц, выступающих заказчиками тех или иных товаров и услуг, так и для поставщиков, которые могут поставить запрашиваемую продукцию или оказать необходимые услуги.

Некоторые предприниматели уже освоили функционал электронных площадок и активно работают на них, находя для своего бизнеса новых клиентов. Другие же, наоборот, первый раз слышат о возможности найти заказчика через участие в конкурсах на ЭТП.

Как попасть на одну из действующих ЭТП? Как участвовать в тендерах? Сегодня мы начнем новый блок статей в разделе , посвященных участию в конкурсах на ЭТП, в которых постараемся дать ответы на основные вопросы.

Что такое тендер

Те из вас, кто хоть раз сталкивался с темой работы на ЭТП, слышал такие слова как «тендер», «конкурс», «аукцион». Здесь следует сразу же разобраться в терминах. Итак, начнем с понятия «аукцион». Аукцион – это открытое соревнование между несколькими участниками торгов. Вспомните, обычные аукционы по продаже каких-нибудь ценностей. Как это выглядит? Любой участник может назвать цену, информация о цене доступна всем остальным конкурентам, каждый из них может предложить более выгодную цену. Аналогично проходят аукционы и на ЭТП, торги идут либо на снижение, либо на повышение. Логика действий проста:

    если аукцион объявлен на выполнение какого-либо запроса, то заказчику выгоднее принять наименьшее предложение – это аукцион на понижение;
    если аукцион проводится для реализации имущества банкрота, то продавцу выгоднее продать его дороже – это аукцион на повышение.

Таким образом, определяющее значение при подведении итогов аукциона имеет цена.

С тендером ситуация совсем другая, так как тендер — конкурентный отбор наилучшего предложения на основе максимально наилучших условий выполнения запроса заказчика, заключающегося в поставке каких-либо товаров, предоставления услуг. Слово «тендер» в этой ситуации является синонимом слова «конкурс».

Как проводится тендер

Заказчик формирует свой запрос, оговаривает его основные характеристики и требования к исполнителю;
После составления необходимой документации заказчик объявляет конкурс на выполнение своего запроса;
Лица, желающие выступить исполнителями запроса и подписать договор с заказчиком, готовят и подают свои заявки;
Заказчик рассматривает все полученные заявки и выбирает победителя;
По итогам тендера между заказчиком и участником-победителем подписывается договор.

Главных отличий тендера от аукциона два:

    Предложение участника оценивается не только по стоимости, но по другим критериям, которые важны для заказчика – выиграть тендер может предложение не с самой низкой стоимостью, хотя цена все равно остается главным фактором выбора победителя;
    Предложение конкретного участника не доступно для других участников, они не знают о содержании заявок друг друга – заказчик при вскрытии полученных конвертов может огласить цены участников с целью провести уторговывание, если это предусмотрено тендерной документацией.

Таким образом, определяющее значение при подведении итогов конкурса имеют сочетание всех условий поставки, выражающееся в максимальной выгоде для заказчика.

Немного о нормативной базе и портале Zakupki.gov

Итак, конкурсы могут проводить как органы власти, так и коммерческие предприятия. Вот здесь следует немного ознакомиться с существующей нормативной базой.

Те, кто задумывался об участии в конкурсах, наверняка, слышал о госзакупках. Сферу государственных закупок регламентирует ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд». Заказчиком в данном случае являются организации, относящиеся либо к государственным, либо к муниципальным заказчикам, плюс бюджетные учреждения, которые делают закупки на средства субсидий, полученных из бюджетов РФ разных уровней. Проще говоря, если вы собираетесь участвовать в госзакупках, то вашим заказчиком всегда будет государство – в том или ином виде. Результатом участия в конкурсах, относящихся к госзакупкам, будет подписание госконтракта (муниципального контракта). Это следует хорошо уяснить, а еще лучше подробно ознакомиться с законом, так как после заключения госконтракта победитель несет определенные обязательства.

Кроме этого закона есть еще один важный нормативный акт – ФЗ № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Этот закон регулирует проведение запросов предложений со стороны таких заказчиков как: госкорпорации и компании с долей государства, естественные монополии и другие лица согласно п. 2 ст. 1 документа. По результатам конкурсов, проводимых по этому закону, заказчик и участник-победитель заключают контракт (договор).

Получается, что если вы намерены поучаствовать в госзакупках или закупках, объявляемых компаниями, которые связаны с государством, то ваши действия будут рассматриваться в свете этих двух нормативных актов. Заказчики, относящиеся к указанным выше группам, обязаны проводить закупки для своих нужд согласно этим нормативным актам. Организации, работающие по 223-ФЗ, могут дополнительно разработать свое положение о закупках – внутренний регламент, учитывающий особенности организации. Информация о конкурсах в обязательном порядке должна быть опубликована на официальном Портале закупок zakupki.gov.ru.

Портал закупок zakupki.gov.ru — официальный сайт РФ, содержащий всю информацию о конкурсах, проводимых согласно двум перечисленным ранее ФЗ. Здесь можно найти: нормативную базу, реестры планов закупок, перечни товаров (работ, услуг), которые закупаются у представителей СМСП, реестр государственных / муниципальных контрактов, реестр договоров, подписанных по результатам закупок, отчетность по ним, а также прочую информацию, которая может представлять интерес у участников госзакупок. Здесь же публикуется реестр недобросовестных поставщиков, куда попадают те, кто после заключения контракта не смог выполнить свои обязательства. При необходимости любой заказчик или другой контрагент может проверить наличие вашей компании в этом реестре с помощью функции поиска.

Информация, публикуемая на Портале закупок, доступна всем. Главной функцией сайта является возможность представителей бизнеса найти интересующие их объявленные конкурсы, также получить конкурсную документацию.

Коммерческие тендеры

Коммерческие компании, которые с государством не связаны, также объявляют тендеры на закупку товаров, работ, услуг для удовлетворения своих потребностей. Такие конкурсы регулируются Гражданским кодексом РФ и внутренними положениями конкретной компании о закупках. Зачем все это делается? Если госорганы и организации, связанные с государством, обязаны осуществлять свои закупки в виде конкурсов, то коммерческие компании в принципе могут покупать товары для своих нужд у кого хотят. Но такой подход противоречит принципам бизнеса, ведь принимать следует самое выгодное предложение.

Если компания будет самостоятельно искать подходящего исполнителя, это может занять много времени. Оптимальным вариантом в таких случаях будет объявление конкурса, размещение его в открытый доступ и сбор заявок от участников, желающих получить тот или иной контракт. Получается, что такой способ поиска исполнителя выгоден для обеих сторон: заказчик получает максимально выгодное для себя предложение, а исполнитель находит потребителя своих услуг.

Участвовать или не участвовать

Имеет ли смысл участвовать в таких закупках? В комментариях к статье, наверняка, кто-нибудь напишет, что конкурсы выигрывают те, кто должен их выиграть, что закупки объявляются под конкретного поставщика, который обязательно будет победителем. Да, не будем отрицать, такие явления имеют место быть. Да, нормативное регулирование системы закупок направлено на создание максимальной прозрачности проведения этих процедур и исключения коррупционной составляющей, но в российской действительности это работает не всегда. Но, несмотря на такие моменты, участие в закупках является одним из средств развития вашего бизнеса.

Участие в госзакупках и коммерческих тендерах – это возможность заявить о себе, найти новых заказчиков и охватить новые рынки сбыта, это возможность заключить выгодный договор и получить прибыль. Цель любого предпринимателя – заработать, а участие в конкурсах дает такую возможность. Сейчас для участия в конкурсе на ЭТП достаточно компьютера, выхода в интернет, определенных настроек рабочего места и электронно-цифровой подписи.

Источник: knia.ru

Добавить комментарий