Какие методы использует управление качеством. Основные методы управления качеством. Эффективность управленческих решений и ее оценка — mashamult.ru

аналитика

и задачам налогового планирования, поглощают их. Следовательно, организация налоговой деятельности и выполнение работ по налоговому планированию в торговых компаниях возможны в рамках финансовой службы путем распределения налоговых задач между структурными подразделениями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Брызгалин В.В. Методы налоговой оптимизации. — М.: Аналитика-Пресс, 2001.

2.Замирович Е.Н. Налоговое планирование: организация работ // Налоговое планирование. № 1 2004.

3. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 1999.

А. В. Литвинова

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ПРОДУКЦИИ

Управление является сложным и комплексным процессом в силу того, что включает в себя множество отдельных элементов (подсистем, частей, явлений, процессов), каждый из которых может служить самостоятельным объектом исследования, при этом свойства и характер каждого элемента зависят от значительного числа факторов и параметров, имеющих различную природу и вызываемых различными причинами. Целостную, всестороннюю картину исследуемого объекта с учетом всех взаимосвязей и взаимодействий между составляющими его элементами дает возможность воссоздать системный подход -особая методология научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Если управление зафиксировать как объект исследования, то с позиций системного анализа он будет включать в себя следующие элементы: объект управления, субъект управления, управляющие воздействия, обратную связь между объектом и субъектом управления.

В любой экономической управляемой системе, к какому бы виду она не принадлежала и как бы не была сложно организована (например, система государственного управления), всегда осуществляется одна и та же по смыслу деятельность: формирование и реализация управляющих воздействий, что находит внешнее проявление в управленческих решениях и организационных действиях по их реализации. Управляющие воздействия являются наиболее существенными элементами управления как объекта исследования, представленного в виде системы. Способом практического осуществления управляющих воздействий в любой экономической системе являются методы управления.

Макроэкономическая, задействующая государственное регулирование, система управления, относится к сложным многоуровневым иерархическим системам управления, элементы которой распределены по уровням значимости, важности и подчиненности. И управляющая система (государственная законодательная система), и управляемая система (субъекты хозяйствования) имеют в ней множество уровней управления, сложно структурированных в подчинении друг другу. Функционирование всей системы обеспечивают вырабатываемые субъектами управления управляющие воздействия. При движении по уровням иерархии объекты управления, как правило, выступают субъектами управления, которые исходя из целей, задач, интересов подчиненного им уровня, вырабатывают управляющие воздействия. В той части, в которой

управляющие воздействия направлены на процессы, от которых зависит качество производимой в стране продукции, макроэкономическая система управления трансформируется в глобальную систему управления качеством продукции.

Законодательные органы власти как многоуровневый иерархический субъект управления в глобальной системе управления качеством реагируют на разнообразную информацию, поступающую из внешней среды, а именно: 1) глобальные тенденции в управлении качеством; 2) информация от контролирующих органов о выполнении субъектами хозяйствования управляющих воздействий императивного характера; 3) информация об уровне конкурентоспособности производимой в стране продукции по фактору качества, источником которой являются научные исследования, данные мониторинга протекающих в стране социально-экономических процессов, структура и содержание внешнеторгового баланса страны и т.д. На основании полученной информации, исходя из целей и приоритетов развития страны, государство вырабатывает управляющие воздействия в отношении товаропроизводителей, обязывая их обеспечивать соблюдение определенных требований к качеству производимой ими продукции. Подчиняясь государственным управляющим воздействиям, субъекты хозяйствования как многоуровневые производственные системы разрабатывают и реализуют на всех уровнях иерархии собственные управляющие воздействия, направленные на достижение определенного уровня качества производимой продукции.

Системный анализ включает в себя три основных этапа: 1) системное представление объекта исследования; 2) выбор способа формализации системы; 3) использование результатов системного исследования.

В случае системного анализа методов управления качеством продукции упорядоченное, системное представление управления как объекта исследования сводится к выявлению всей совокупности управляющих воздействий, применяемых в глобальной системе управления качеством, и их систематизации в соответствии с какими-либо, заданными исследователем, признаками. В первую очередь, необходимо различать основные уровни методов — государство и хозяйствующий субъект.

Государственное управление экономикой заключается в установлении правил, порядка экономической деятельности и ответственности за соблюдением этих правил на основе соответствующих методов — способов реализации управляющих воздействий законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социальноэкономической системы к целям государственного развития. Необходимость вмешательства государства в регулирование рыночных отношений возникает как следствие необходимости решения задач, которые неподвластны рыночному механизму. Значительный объем объективно необходимых регулирующих мер вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Однако в отличие от системы государственного управления в плановой экономике, носящего тоталитарный характер, в рыночной экономике вмешательство государства в экономические процессы представляет собой управляющие воздействия корректирующего характера, то есть осуществляется в форме регулирования, направленного на эффективное формирование рыночных отношений.

В составе методов государственного регулирования, необходимость которых вызвана несовершенством рыночной системы, не способной решать автоматически общенациональные проблемы, государство применяет методы, оказывающие влияние на качество производимых в стране продуктов труда. Это обусловлено необходимостью реализации институционального содержания

государственного управления качеством продукции, а именно: безопасности как основополагающей потребности, которую удовлетворяет качество любого продукта труда; безопасности хозяйствующих субъектов в аспекте отсутствия деструктивного влияния со стороны государства на их деятельность в области управления качеством; безопасности потребителей как следствие обязательств, которые должен взять на себя производитель по поводу качества выпускаемой и поставляемой потребителю продукции. Реализация институционального содержания государственного управления качеством продукции требует разработки соответствующих методов управления со стороны государства, причем указанные методы различаются в зависимости от того, какие именно аспекты институционального содержания государственного управления качеством они призваны решать.

Необходимость обеспечения безопасности производимых в стране продуктов труда и безопасности потребителей вызывает необходимость разработки методов государственного регулирования, которые характеризуются следующими особенностями: 1) они реализуют управляющие воздействия принудительного (запретительного) характера на основе соответствующих формальных правил, устанавливающих нормы безопасности и механизм подтверждения этим нормам, и носят, по определению, нерыночный характер; 2) они не задействуют (не могут и не должны задействовать) денежно-стоимостные регуляторы и являются, по существу, организационными методами, предусматривающими комплекс административных мер по организации процесса обеспечения безопасности производимых в стране продуктов труда и потребителей.

Будучи свободными товаропроизводителями, в условиях рынка субъекты хозяйствования полностью самостоятельны в выборе уровня качества производимой ими продукции. Взаимоотношения между производителями и потребителями по поводу формирования фактического уровня качества регулирует рынок. Однако при этом следует учитывать, что каждый субъект хозяйствования осуществляет производство продукции, находясь в среде макрорегулирования, в которой он подвергается не только административным, основанным на запрете, управляющим воздействиям со стороны государства, но и управляющим воздействиям экономического характера, в основе которых лежит применение рыночных регуляторов. На основании применяемых в рыночной экономике денежно-стоимостных регуляторов разрабатываются и реализуются соответствующие экономические методы государственного регулирования: налоговое регулирование, ценовое регулирование, бюджетные ассигнования, регулирование затрат хозяйствующих субъектов на воспроизводство амортизируемого имущества, регулирование ставок, процентов за кредит и другие методы. Все указанные методы различаются по содержанию, направленности и силе воздействия и оказывают непосредственное влияние на субъекты хозяйствования, повышая или понижая достигнутые ими результаты финансовохозяйственной деятельности. В той части, в которой эти методы влияют на процесс управления качеством, осуществляемый на уровне субъектов хозяйствования, их необходимо расценивать как экономические методы государственного регулирования качества производимой в стране продукции. Основное предназначение этих методов — стимулировать субъекты хозяйствования производить высококачественную, конкурентоспособную как на внутреннем, так и на внешнем рынке, продукцию.

В любой экономической системе каждый хозяйствующий субъект вынужден подчиняться государственным управляющим воздействиям императивного характера и разрабатывает собственные управляющие воздействия в области качества, реализуемые на разных уровнях иерархии производственной системы,

способом практического осуществления которых также являются методы управления качеством.

Под организационными методами управления качеством на уровне хозяйствующего субъекта следует понимать способы практического осуществления управляющих воздействий общеорганизационного, функционального и структурного характера. К числу этих методов относятся проектирование систем качества, создание высокоэффективных взаимоотношений с поставщиками. Экономические методы управления качеством, используемые хозяйствующими субъектами — это способы осуществления управляющих воздействий, оказывающие прямое влияние на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта и материальную заинтересованность его персонала в области достижения целей управления качеством. Хозяйствующие субъекты в инициативном порядке применяют также две группы методов, которые условно можно называть технологическими и воспитательными. Технологические методы управления качеством применяются персоналом на разных уровнях производственной системы для выявления и решения проблем в функционировании системы качества на всех этапах жизненного цикла продукции. Под воспитательными методами, осуществляемыми на уровне субъекта хозяйствования, понимаются вовлечение работников в коллективное управление качеством, формирование таких мотивов трудовой деятельности, в которой качество продукции становится основополагающей целью.

Интеграция рыночной экономики страны в мирохозяйственные процессы создала необходимость в разработке принципиально новой группы методов, которые основаны на глобальных тенденциях в области управления качеством, которые условно можно называть интеграционными и которые осуществляются как на уровне государства, так и на уровне хозяйствующего субъекта. В качестве реализации государственных управляющих воздействий эти методы имеют императивный (законодательство в области защиты прав потребителей, порядок сертификации и испытаний) и диспозитивный характер (стандарты ИСО, прошедшие процедуру превращения в государственные стандарты). Хозяйствующие субъекты, стремящиеся к укреплению собственных конкурентных позиций, разрабатывают и реализуют интеграционные методы управления качеством, опираясь, тем самым, на международные тенденции в области качества и получая допуск на международные рынки.

Сравнительная классификация методов управления качеством продукции, применяемая в различных экономических системах, представлена в табл.1. Основополагающим классификационным признаком в данной классификации является уровень управляющих воздействий в глобальной системе управления качеством, при этом вид и характер применяемых методов определяется целями и задачами каждого уровня управления.

Однако системный анализ методов управления качеством не может ограничиваться их систематизацией на основе соответствующих классификационных признаков. Обязательным этапом системного анализа любого объекта исследования является формализация выделенных элементов системы. Формализованное представление методов управления должно осуществляться путем количественной оценки степени их воздействия на управляемый объект на основе статистических методов, поскольку глобальная, с участием государственного регулирования, система управления качеством представляет собой вероятностную (стохастическую) систему, в которой управленческие решения принимаются в условиях неопределенности, поскольку отсутствует полная информация о взаимодействиях внутри системы. Установлено, что каждый хозяйствующий субъект управляет качеством, находясь в среде

Таблица 1

Классификация методов управления качеством продукции в зависимости от уровня управляющих воздействий и характера экономической системы

Уровень управляющих ВОЗЛЄЙСГВІМЙ Методы управления качеством

Организационные Экономические Интеграционные Технологические Воспитательные

Плановая экономика Рыночная экономика Плановая ■экономика Рыночная экономика Плано вая эконо мика Рыночная экономика Плановая экономика Рыночная экономика Плановая экономика Рыночная экономика

Государство Методы нормирования требований к качеству: Прямые: Защита прав потребителей на качественную продукцию в сошветст-гавт с мировымитат«!-циями консюмеризма Сертификация и испытания продукции на основе глобального под хода в условиях международного ин-тетрирова*пн>го рынка Разработка и утверждение государственных стандартов на основе мирового опыта управления качеством Ратработка и внедрение систем управления качеством, соответствующих требованиям международньЕХ стандартов ИСО и сертифицируемых третьей стороной Вггедрение концепции том Присоединение к нормам качества, общепринятым в международной торговле

стандартизация техническое регулирование; стандартизация Аттестация Экономические санкции за нарушение условий договора в отношении качества поставляемой продукции Директивное ценообразование в зависимости от уровня качества продукции

1 ния соствегсгвия ваниям к качеству: Косвенные:

систематический сплошной контроль за соблюдением установленных требований посредством госприемки, госнад-зора, регламентация договорных взаимо-огношений хозяйствующих субъектов обязательная сертификация; добровольная сертификация; декларирование соответствия; госконтроль и госнашор; защита прав потребителей Методы, определяющие защиту нрав потребителей Централизованное планирование Плановое распределение ресурсов Плановые капиталовложения и кредитование Ценовое регулирование Налоговое регулирование Бюджетне ассигнования Регулирование запраг на воспроизводство амортизируемого имущества Регулирование ставок процентов за кредит

Хозяйствующие субъекты Проектирование и внедрение систем управления качеством Проектирование и внедрение систем ^ правления качеством как основы удовлетворения требований потребителей Создание эффективных взанмооп ЮТШ! £ИЙ с поставщиками Осуществление, учет и анализ затрат на качество Осушсствдегтие, учет и анализ затрат на качество с упором на затрать» инвестиционно- инновационного характера Стзгнегические методы Групповая работа Статистический приемочный контроль Статистическое регулирование технологических процессов Японские методы управления Групповые методы анализа и решения проблем качества Анализ причин и последствий отказов и др. Вовлечение работников в социалистическое соревнова-нне в области качества Моральное поощрение ДОСТИГНУТЫХ результатов в области качества Вовлечение работников в коллективное управление качеством Моральное стимулирование результатов труда в области качества Формирование мотивов труд овой деятельности, направленных на достижение целей организации в области качества

Раздел II. Системы пространственной организации экономики

макрорегулирования, представленной как экономическими, так и организационными методами. Влияние организационных методов госрегулирования, в первую очередь, определяется их социальным эффектом, достигаемым через защиту населения от потребления опасных продуктов труда, а также чрезвычайно важным для изготовителя эффектом повышения доверия к нему со стороны потребителя. Экономическое содержание организационных методов государственного регулирования определяется количеством денежных средств, которое изготовитель уплачивает за подтверждение соответствия производимой им продукции требованиям безопасности. Сопоставив указанные затраты и финансовые результаты деятельности субъекта хозяйствования, можно судить о степени влияния на него организационных методов государственного регулирования качества продукции. Воздействие экономических методов регулирования со стороны государства на деятельность товаропроизводителей в области качества несоизмеримо сложнее. Отсутствует явный, по аналогии с оргметодами показатель, по которому можно судить о результативности экономических методов. Данный показатель должен количественно характеризовать наиболее важный аспект управления качеством продукции на предприятии. В конечном итоге, именно данный показатель будет выступать мерилом эффективности применяемых государством экономических методов регулирования. Речь не идет об определении эффективности в классическом понимании сущности этого понятия как результата сопоставления эффекта и затрат на его достижение, поскольку в данном конкретном случае не могут быть получены формализованные результаты оценки показателей, необходимые для расчета эффективности. Скорее, речь должна идти об определении наилучшего действия экономических методов госрегулирования с точки зрения достижения максимального значения результирующего показателя.

В конечном итоге, количественная оценка экономических методов государственного регулирования качества заключается в установлении места и роли каждого метода госрегулирования в формировании уровня заданного результативного показателя, характеризующего деятельность субъекта хозяйствования в области управления качеством, выбор которого должен быть обусловлен приоритетами развития не только самого субъекта хозяйствования, но и страны в целом. При этом количественная характеристика каждого метода регулирования представляет собой самостоятельный фактор, а совокупность этих факторов есть не что иное, как макроэкономическая среда субъектов хозяйствования. Поскольку формализация системы направлена на решение задачи выявления взаимосвязей между выделенными элементами системы (в данном случае — управляющими воздействиями на разных уровнях систем управления), представляется необходимым разработка такой факторной модели, которая позволила бы оценить влияние экономических методов госрегулирования на способность субъектов хозяйствования осуществлять свойственные данному уровню управления экономические методы управления качеством, от которых в решающей степени зависит жизнеспособность производственной системы. Подобная модель дает возможность интегрировать все экономические методы управления качеством, применяемые в макроэкономических системах на разных ее уровнях.

На рис. 1 представлен алгоритм системного анализа методов управления качеством, из которого следует, что результаты проведенного системного анализа могут быть использованы в разработке концепции качества жизни. Воздействие экономических методов госрегулирования не ограничивается влиянием на деятельность хозяйствующих субъектов в области качества. Методы регулирования качества, применяемые в данной конкретной экономической

Практическое использование

результатов системного анализа для управления экономическими

процессами__________________________

Разработка концепции качества жизни на основе экономических методов управления качеством

Формализация методов управления

качеством___________________________

1. Построение многофакторной корреляционно-регрессионной модели количественной оценки экономических методов управления качеством

2. Выбор модели количественной оценки ^ экономических методов управления качеством

3. Выбор способов формализации методов управления качеством и методов^ которые целесообразно подвергнуть формализации

Этапы построения модели:

Отбор факторов, определяющих

исследуемый результативный

показатель;

Определение формы зависимости между факторными и результативными показателями;

Моделирование взаимосвязей между результативным и факторным показателями;

Расчет влияния факторов и оценка каждого из них в изменении величины

результативного признака________________

Многофакторная модель количественной оценки экономических методов

управления качеством____________________

Количественная оценка экономических методов управления качеством на основе:

Научной обоснованности и практической значимости показателей, отобранных для количественной оценки; -исчерпывающего анализа исходных данных и вариантов достижения поставленных целей;

Точности расчетов, обусловленной

подбором адекватных математикостатистических методов, наилучшим образом отражающих характер изучаемого явления______________________

Систематизация методов управления

качеством____________________________

5.Разработка классификационных признаков и соответствующей этим признакам систематизации методов управления качеством.

4. Изучение подходов к классификации методов управления качеством.

3. Обоснование выбора управляющих воздействий как основного элемента системы управления качеством.

2. Рассмотрение структуры

глобальной системы управления

качеством.

1. Изучение сущности системного подхода и свойств системы.

Рис.1. Этапы системного анализа методов управления качеством продукции

системе, неизбежно оказывают влияние на качество жизни индивидов, осуществляющих в ней функцию потребления.

Результатом действия экономических методов государственного регулирования на деятельность субъектов хозяйствования в области управления качеством должно быть создание условий для постоянного повышения качества производимой ими продукции. В результате повышения качества происходит рост объемов производства продукции (на внутреннем рынке — вследствие вытеснения аналогов иностранного происхождения, на внешнем рынке — как результат производства продукции сверх того количества, которое необходимо для внутреннего потребления). Это оказывает стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие страны, поскольку влечет за собой повышение ВВП, налоговых изъятий в государственную казну. Происходит рост занятости и доходов населения, задействованных в производстве продукции. В конечном итоге, создаются реальные предпосылки для роста потребления товаров населением страны в разрезе всех экономических показателей, которые количественно характеризуют качество жизни в аспекте потребления каких-либо продуктов труда. Тенденции изменения показателей потребления продукции, увязанные с ее качеством, под влиянием экономических методов регулирования качества, столь же очевидна: повышение качества продукции означает расширение числа удовлетворяемых через качество данного продукта труда потребностей индивидов и, в конечном итоге, удовлетворение всего комплекса потребностей в нем. Следовательно, методы регулирования, применяемые государством в рыночных условиях хозяйствования, должны рассматриваться не только в контексте влияния на способность субъектов хозяйствования производить высококачественную, конкурентоспособную продукцию, но и с точки зрения влияния на процессы, обеспечивающие качество жизни потребителей этой продукции.

А. В. Катаев

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫМИ СЕТЕВЫМИ ПУЛАМИ

Большинство виртуальных организационных форм имеет временный характер функционирования и ориентировано на выполнение определенного рыночного заказа или проекта. Долгосрочный сетевой пул как форма виртуального предприятия ориентирован на постоянный поиск и выполнение различных рыночных заказов за счет взаимодействия и сотрудничества различных участников, что вызывает трудности в организации и управлении такими виртуальными предприятиями.

Большинство определений виртуального предприятия подчеркивают временный характер предприятия, кооперацию и ориентацию на потребности конкретных потребителей или рыночный заказ, например:

1. «Виртуальное предприятие — это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам» .

2. «Виртуальное предприятие — это временная кооперационная сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующаяся на единой информационной системе» .

Долгосрочный сетевой пул можно определить как базирующуюся на единой информационной системе динамическую сеть взаимодействующих предприятий

Возникновение разнообразных методов и инструментов управления качеством создает трудности при выборе для дальнейшего применения в компании, данная проблема в первую очередь связана с совершенствованием идей и концепций в области менеджмента качества. Поэтому необходимо систематизировать все накопленные методы в управлении качеством, для четкого понимания их сущности.

Методы управления качеством – способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества .

Рассмотрим наиболее полное представление методов и средств управления качеством, применяемое в методической и учебной литературе (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1. «Классификация средств и методов управления качеством»

Данная классификация методов состоит из четырех групп: теоретические основы, концепции и основы, комплексные методы, отдельные методы. Отдельные методы подразделяются на методы управления социальными системами, информацией, оборудованием по объекту воздействия .

Рис. 2. «Классификация методов управления качеством»

* Томохова И.Н., Рыжова Н. А.: «Классификация средств и методов управления качеством», 2008, с. 88.

В данной работе рассмотрены наиболее применимые системы менеджмента качества на предприятиях. Рассмотрим известную систему менеджмента качества – Total Quality Management (TQM), которая успешно внедрена во многих компаниях. Комплексное управление качеством предполагает безупречную деятельность относительно всех процессов компании, так к ним могут относиться проектирование, производство, логистика, маркетинг, обслуживание и активное участие, как работников, так и клиентов, поставщиков в рамках разработанной и внедренной системы качества. Рассмотрим ценности системы TQM, которые являются основой эффективного применения.

В первую очередь, данная философия подразумевает ориентацию на клиентов, т.е. потребности клиента находятся на первом месте и сразу удовлетворяются. Очень важно активное участие и поддержка со стороны руководства, тем самым подавая пример, будут вовлечены в процесс все сотрудники компании. Такое участие должно быть поддержано корпоративным обучением, расширением прав и возможностей, мотивацией и бонусами. Концепция TQM включает в себя постоянные усилия по выявлению и устранению ненужной деятельности, и постоянного совершенствования процессов по созданию продукта или услуги. Также включает в себя образование, подготовку кадров и повышение квалификации сотрудников. Управление компанией происходит только на основе достоверных фактов и данных. Более того, бизнес-планирование интегрировано в общую бизнес-стратегию. Ну и конечно же, важным пунктом являются партнерства и альянсы с поставщиками, клиентами, учебными заведениями и другими организациями. Все они взаимодействуют и образуют общую систему. Организация, не будет в полной мере реализовать преимущества TQM, если будут выбраны и реализованы только некоторые из перечисленных выше характеристик. Они должны применяться в комплексе .

Для достижения долговременного успеха в развитии компании, в основе TQM лежит системный подход. Цикл «планируй – делай – проверяй — исправляй» (plan – do – check – action, PDCA) представляет собой общую схему непрерывного совершенствования (рис. 3).

Рис. 3. «Схема цикла
PDCA
»

* Тихонова Е. А.: «Непрерывное повышение качества», 2008, с. 352

Цикл состоит из четырех компонентов. Первым является планирование. Необходимо определить цели, т.е. нужно точно знать, что нужно достичь. Невозможно улучшить все сразу, следовательно, необходимо расставить приоритеты, а также четко понимать как, в какие сроки и с помощью чего они будут достигнуты.

Вторым этапом является реализация самого плана. Как бы детально ни был разработан принятый план, для его реализации потребуется внести изменения в существующие методы работы. Следовательно, нужно объяснить исполнителям, что и для чего меняется, а также обучить их новым методам деятельности. Только после проведенного тренинга персонала можно осуществить запланированные изменения.

Далее идет оценка полученных результатов. Для того чтобы оценка была объективной, поставленные цели должны иметь количественное выражение. Последним этапом является применение корректирующих действий. Все изменения необходимо предпринимать незамедлительно. Цикл «планируй — делай — проверяй — исправляй» может служить схемой совершенствования на любом уровне. Более всего он подходит для постепенных маломасштабных изменений на уровне цеха или производственного участка .

После появления TQM, популярность приобрела стандартизация компаний. За последние двадцать лет мировой практики управления качеством, используются стандарты ISO 9000, в основе которых лежит процессный подход к управлению. Однако стоит заметить, что для этого понадобилось очень много времени. Первыми высказали мнение о важности вопросов обеспечения качества и сделали акцент на роли руководящего звена при принятии решений о качестве Д. Джуран, У. Шухарт, Э. Деминг, Ф. Кросби . Таким образом, понадобилось более 40 лет, чтобы осознать потребность в системном подходе в вопросах о качестве продуктов или услуг.

В 1946 г. 25 стран создали Международную организацию по стандартизации (The International Organization for Standardization — ISO) как всемирную федерацию национальных организаций по стандартизации. Одним из основателей ISO и постоянным членом руководящих органов был Советский Союз. Дважды представитель Госстандарта избирался председателем ISO. Россия стала членом этой международной организации 23 сентября 2005 г. вошла в Совет ISO .

В конце 1970-х гг., в начале 1980-х гг. экспертами были собраны и проанализированы все накопленные знания и практический опыт, изучены национальные стандарты на системы обеспечения качества. Так, в 1987 г. Была введена первая версия стандартов ISO серии 9000 из семи основополагающих стандартов: ISO 8402:1986; ISO 9000:1987 (четыре документа); ISO 9001:1987; ISO 9002:1987; ISO 9003:1987; ISO 9004:1987 (три документа); ISO 10011:1987 (три документа).

Перечисленные документы — квинтэссенция накопленного на тот момент опыта в области создания систем обеспечения качества. Стандарты

ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003 были предназначены для целей сертификации . В процессе практической работы со стандартами ISO серии 9000 были разработаны дополнительные документы, помогающие пользователям работать с системой, а также новые версии стандартов. Так, стандарты ISO серии 9000 выпуска 1994 г. послужили основой для разработки международных нормативных и руководящих документов на системы экологического менеджмента (стандарты ISO серии 14000), менеджмента промышленной безопасности и охраны здоровья (OHSAS 18001 и OHSAS 18002) .

Стандарты ISO серии 9000 – это набор общих международных стандартов, описывающих СМК, применяемые организациями любого типа, размера, которые:

    поставляют материальную продукцию (оборудование или детали) – Hard;
    поставляют программное обеспечение – Soft;
    поставляют обрабатываемые материалы – Materials;
    предоставляют услуги – Service.

Основные случаи применения стандартов, а также задачи, которые решаются с помощью ISO серии 9000, представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Основные случаи применения стандартов
ISO
серии*

* Сост. по кн.: Серенков П. С. «Методы менеджмента качества», Минск, 2014, с. 36.

Серия стандартов ISO 9000 затрагивает различные аспекты управления качеством, в ней содержатся руководства и инструментарий для организаций, которые хотят, чтобы их продукция и услуги отвечали требованиям заказчика, и качество постоянно улучшалось. На данный момент серия ISO 9000 включает в себя следующие стандарты: ISO 9001:2015 устанавливает требования к СМК; ISO 9000:2015 содержит основные понятия и словарь; ISO 9004:2009 сосредоточено на том, как сделать систему управления качеством более эффективной и работоспособной; ISO 19011:2011 является руководством по проведению внутреннего и внешнего аудитов СМК .

Стандарты ISO 9000 задают методологию функционирования системы качества, которая должна обеспечивать высокий уровень производимой продукции или услуг. Необходимость использования международных стандартов важна, так как многие организации работают в условиях глобальной экономики, продавая или покупая товары и услуги за пределами внутреннего рынка. Так, ISO 9001 определяет базовые принципы управления качеством, которые компания должна применить, тем самым продемонстрировав способность предоставлять продукты (услуги) в установленный срок, что в свою очередь будет сказываться на удовлетворенности и лояльности клиентов.

ISO 9004 используется для увеличения положительных эффектов, полученных после применения ISO 9001 для всех заинтересованных или пострадавших от действий компании сторон (сотрудники, собственники, поставщики, партнеры и общество в целом). Данный стандарт рекомендуется в качестве руководства для компаний, топ-менеджмент которых планирует постоянно улучшать производительность всех процессов в компании. ISO 19011 охватывает области аудита систем управления качеством и экологического менеджмента, где даются рекомендации по проведению аудита, как внутренних, так и внешних. Данный стандарт обеспечивает обзор того, как должна действовать и проходить система аудита .

Рассмотрим схему применения стандартов семейства ISO, основанные на процессном подходе (см. рис. 4).

Рис. 4. «Применение стандартов семейства ISO»

* ГОСТ ИСО 9000-2011: http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-9000-2011

Существует пять основных направлений в стандарте, которые определяют действия компании при реализации системы:

Общие требования к качеству управленческой системы и документации;
Ответственность руководства за свои действия, политику, планирование и цели;
Управление и распределение ресурсов;
Реализация продуктов и управление процессами;
Измерение, контроль, анализ и улучшение.

Можно сделать вывод, что применение процессно-ориентированного менеджмента предоставляет следующие преимущества: во-первых, это четкое понимание потребностей клиентов. Во-вторых, ясность и единство целей компании, что способствует эффективности процесса непрерывного совершенствования. В-третьих, появляется возможность отслеживать динамику изменений в компании, а также результативность поставленных целей. В-четвертых, стратегические цели реализуются с учетом мнения всех сотрудников, благодаря этому происходит сплочение коллектива на основе общих ценностей и корпоративной культуры.

Список литературы:

ГОСТ ИСО 9000-2011[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-9000-2011 (дата обращения: 13.04.16)
Полховская Т. М. «Стандартизация систем менеджмента: прошлое, настоящее, будущее» // Менеджмент качества 01(01)2008
Серенков П. С. «Методы менеджмента качества. Методология организационного проектирования инженерной составляющей системы менеджмента качества» — Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2014.
Тихонова Е.А. Непрерывное повышение качества — Менеджмент качества. 2008. — № 4. — С. 348-358
Томохова И.Н., Рыжова Н.А. «Классификация средств и методов управления качеством». Журнал «Сервис plus», №4, 2008.
ISO Central Secretariat: «Selection and use of the ISO 9000 family of standards»
ISO – International Organization for Standartization [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.iso.org (дата обращения: 13.04.16)
J. Gerald Suarez «Three Experts on Quality Management: Philip B. Crosby, W. Edwards Deming, Joseph M. Juran», 1992.
R. Nat Natarajan «Total Quality Management». P. M. SwamidassEncyclopedia of Production and Manufacturing Management 10.1007/1-4020-0612-8_997© Kluwer Academic Publishers 2000

В соответствии с
принятой терминологией метод управления
качеством — это способ и совокупность
приемов воздействия на средства и
продукты труда, направленные на достижение
требуемого качества. Рассмотрим
классификацию методов управления
качеством.

Методы управления
качеством делятся на организационные,
социально-психологические, экономические
и организационно-технологические.

Управление качеством
как целенаправленное воздействие
реализуется управляющими подсистемами,
имеющими соответствующую организацию.
В общем виде задачи управления качеством
делятся к следующему:

Определить
правильные цели в области качества;

Достичь цели,
оптимально используя ресурсы;

Установить и
поддерживать соответствующие отношения
между людьми в процессе труда (необходимую
культуру);

Обеспечить
постоянное совершенствование.

Одна из целей
реализации организационных методов
управле­ния качеством — способствовать
такой организации управляемой подсистемы,
которая позволит обеспечивать требуемое
качество.

Организационные
формы реализации методов управления
качеством делятся на прямые и косвенные.

Прямые формы
реализуются главным образом посредством
издания актов. Акт предписывает
исполнителю; что необходимо сделать,
как и когда.

При применении
косвенных форм главным образом
используются нормы.

Нормы определяют,
как нужно действовать в соответствующих
условиях, т.е. представляют собой правила
поведения без обяза­нного запрета.

Таким образом,
нормы по сравнению с актами создают
опре­деленные возможности для
творческой активности персонала. Формы
прямого воздействия эффективны в
основном в трех ситуациях:

если есть уверенность
подчиненных в знании и опыте руководителя;

при понимании
подчиненными смысла и значения команд;

Если возникли
критические обстоятельства, не позволяющие
подчиненным (исполнителям) самим найти
правильные решения.

Формы прямого
воздействия имеют следующие недостатки:

развивают
пассивность;

снижают творческие
начала в исполнителях;

Могут приводить
к скрытому отрицанию и неприятию
диктуемых сверху решений — их формальному
выполнению.

При использовании
форм косвенного воздействия исполните­лям
ставят цель, задачи, сроки, требуемое
качество и выделяют ресурсы. Пути и
способы решения поставленных задач
выбира­ются самими исполнителями.

Формы косвенного
воздействия ориентируют исполнителя
на творческую деятельность, при их
использовании к минимуму сво­дится
формальный подход, создаются условия
самовыражения исполнителя (высшей
степени мотивации).

Социально-психологические
методы управления качеством — это
совокупность способов воздействия на
духовные интересы работников, формирование
их мотиваций, связанных с обеспече­нием
соответствующего качества.

Их значение
первостепенно. Арсенал использования
таких методов широк — от воспитания и
пропаганды (патриотизма к фирме
самоуважения себя как работника) до
индивидуальных форм морального
стимулирования.

При организации
управления качеством следует учитывать
не только профессиональную квалификацию
работника, но и его мотивацию,
психофизиологические особенности
человека, его потребности в духовном и
физическом развитии, его
социально-психологические установки.

Участие человека
в системе управления качеством
многообразно. Он выступает в такой
системе в разных качествах. Это зависит
от следующих факторов:

Принадлежности
к той или иной сфере управления, тем или
иным органам управления;

Выполняемого
типа работ;

Работы на тех или
иных этапах производственно-коммерческого
цикла.

Проблемы организации
работы с персоналом также многообразны:

Подбор и расстановка;

Воспитание;

Обучение;

Организация
труда;

Контроль
деятельности;

Обеспечение
психологического климата;

Создание уверенности
в руководителе;

Воспитание
преданности фирме.

Это означает, что
в работе с персоналом необходимо изучать
социально-психологические, деловые и
профессиональные качества подчиненных,
уметь разрабатывать характеристики их
деятельности, знать науку менеджмента
в части управления коллективами и
индивидуумами, определять и формировать
мотивацию.

Следовательно,
особая роль в системе управления
качеством принадлежит руководителю. К
его главным задачам относятся следующие:

определение цели,
стратегии и политики в области качества;

многообразная
работа с персоналом;

организация и
руководство системой управления
качеством.

При этом особое
внимание уделяется обеспечению
необходимой мотивации работников к
высококачественному труду путем Издания
возможностей для самовыражения в
процессе трудовой деятельности. Это
одна из важнейших целей использования
соци­ально-психологических методов.
Не случайно японцы считают, что «качество
— это образ мышления, это уровень
куль­туры».

Экономические
методы управления качеством определяют
спо­собы воздействия, основанные на
применении экономического стимулирования
и создании материальной заинтересованности
в достижении заданной цели в области
качества.

Экономическими
рычагами, влияющими на качество в
условиях конкуренции, являются заработная
плата и доплаты, цена купли-продажи,
цена потребления продукции, кредитование,
налоги.

Дополнительные
экономические стимулы улучшения качества
применяются также государственными и
общественными организа­циями и в
условиях конкуренции. Это различные
премии в области качества. Следует
отметить, что в настоящее время их
значение для организаций-лауреатов
далеко не ограничивается только
экономичес­кими стимулами, связанными
с получением самой премии. Не мень­шее
значение имеет рост репутации данных
товаропроизводителей.

Можно привести
примеры следующих значимых премий в
об­ласти качества.

Премия Э. Деминга.
О высоких требованиях, предъявляемых
к претендентам на эту награду, говорит
тот факт, что число зару­бежных
компаний, получивших премию, невелико.

Премия им. Э. Деминга
является самой престижной в мире. Оценка
качества деятельности компаний
осуществляется по 48 по­казателям,
сгруппированным по десяти направлениям,
каждое из которых, в свою очередь, разбито
еще на ряд элементов. Оценка участников
конкурса проводится по 100-балльной
системе, для получения премии Деминга
нужно набрать не менее 70 баллов.

Премия им. Э. Деминга
сыграла выдающуюся роль в развитии
качества в Японии, она способствовала
усилению работ по качеству во многих
компаниях. Большую пользу принесли как
самооценки, так и получение оценок и
рекомендаций от жюри. Опыт и программы
улучшений победителей конкурса оказали
влияние и на другие компании.

Европейская премия
по качеству. Основная идея оценочной
Модели EQA (Европейская награда качества)
состоит в том, что удовлетворение
требований потребителей и требований
персонала и влияние на общество
достигаются за счет лидерства в политике
и стратегии, управлении персоналом,
ресурсами и процессами, приводящего, в
конце концов, к выдающимся результатам
в деятельности компании.

С 1994 г. Европейская
премия по качеству включает два
вида
наград: .

Европейскую
награду за качество (The European Quality Sward),
которой награждается наиболее успешный
последователь TQМ в Западной Европе.
Награда является переходящей и
присуждается ежегодно;

Европейские
призы за качество (The European Quality Prizes),
присуждаемые тем коллективам, которые
демонстрируют выдающееся мастерство
в управлении качеством как с точки
зрения выполнения их основных процессов,
так и с точки зрения непре­рывного
улучшения собственной деятельности.

Награждение
победителей проводится на форуме
Европейского фонда управления качеством
(EFQM). Победитель признается луч­шей
компанией Западной Европы в текущем
году, показавшей наи­более успешное
практическое применение TQM в конкретных
для данной компании условиях. Однако
следует подчеркнуть, что все без
исключения компании, участвующие в
конкурсе, оказываются в вы­игрыше и
в первую очередь за счет того, что они
вынуждены прово­дить самооценку с
оглядкой на Комитет по присуждению
награды.

Российская премия
качества. Учреждена постановлением
Пра­вительства Российской Федерации
от 12 апреля 1996 г.

Премия присуждается
ежегодно, начиная с 1997 г., на конкур­сной
основе за достижение организацией
значительных результа­тов в области
обеспечения безопасности и качества
продукции или услуг, а также за внедрение
организацией высокоэффективных методов
управления качеством. Ежегодно
присуждается не более 12 премий, которые
вручают лауреатам конкурса по время
Всемирного дня качества (второй четверг
ноября).

Модель оценки
организации, претендующей на Российскую
премию качества, близка к модели EQA. Она
также характеризу­йся девятью
критериями, которые дают возможные
направления совершенствования
деятельности организации и ориентиры
для ее улучшения.

Участники конкурса
оцениваются в баллах в соответствии с
весовыми коэффициентами каждого из
критериев. Все организации, принявшие
участие в конкурсе, получают оценку
деятельности в области качества и
рекомендации по ее совершенствованию.

Если организация
получает премию, то она и все ее филиалы
лишаются права на получение следующей
премии в течение пяти лет.

Безусловно, все
имеющиеся на сегодняшний день награды
и премии качества оказывают существенное
влияние на развитие принципов TQM и
использование концепций улучшения
деятельности организаций.

Организационно-технологические
ме­тоды делятся на две группы: методы
контроля качества и методы регулирования
качества.

Можно контролировать
качество продукции и качество процес­са
ее создания. Объектами применения
методов регулирования качества могут
быть как продукция или процесс в
отдельности, так и продукция и процесс
в совокупности.

Контроль качества
включает в себя проверку качества
выполне­ния работ, их результатов и
фактического достижения целей в обла­сти
качества. Для этого в организации
решаются следующие задачи:

создание нормативов
для измерения качества работ и их
ре­зультатов;

измерение параметров
качества работ и продуктов — оценка
соответствия нормативных и фактических
результатов сравнения норм в области
качества;

проведение
управляющих мероприятий в области
качества.

Рассмотрев общие
методы управления качеством, следует
сделать вывод о том, что три из четырех
групп данных методов призваны
непосредственно воздействовать на
персонал организации. Поэтому
человеческому фактору в системе
менеджмента качества необходимо уделять
особое внимание.

Основные подходы к анализу экономических аспектов качества изложены в международном стандарте ИСО 9004 и в международном стандарте ИСО 10014.

В стандарте ИСО 9004 подчеркивается, что для определения областей улучшения деятельности системы менеджмента качества должны использоваться результативные и эффективные методы, в частности, измерение финансовых показателей.

Стандарт требует рассматривать преобразование данных, полученных в ходе процессов, в информацию финансового характера для обеспечения сравниваемых мер применительно ко всем процессам и содействия повышению результативности и эффективности деятельности организации.

Стандартом рекомендуются аналитические методы финансового анализа затрат, связанных с предупреждающими и оценочными мерами, мерами по исправлению несоответствий и внутренних и внешних отказов; стоимостная оценка всего жизненного цикла продукции.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 10014-2008 «Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества» расширяет понятие «экономика качества», рассматривая не только требование сокращения затрат, но и задачи увеличения доходов предприятия.

Согласно стандарту, руководству для увеличения экономического результата следует после определения цели, политики и задач в области качества планировать деятельность, обеспечивающую увеличение добавленной стоимости и сокращение затрат.

В стандарте отмечается, что постоянная экономическая прибыль достигается через удовлетворенность потребителей, подтверждаемую их лояльностью. Для того чтобы сохранить лояльность потребителей, предприятие должно удовлетворять все их сформулированные и предполагаемые потребности.

Основываясь на данных о затратах, связанных с качеством, и об удовлетворенности потребителей, предприятие должно определить возможности улучшения, оценить экономические результаты всех возможных мер по улучшению качества и спланировать, и внедрить меры по улучшению, если таковые оправданы.

Для достижения своей основной цели предприятие должно разработать систему управления затратами на качество, которая станет основой для принятия грамотных управленческих решений, впоследствии оказывающих влияние как на повышение качества, так и на улучшение финансового состояния предприятия.

На начальных этапах разработки системы управления затратами особое внимание надо уделить ее тщательному планированию в интересах достижения поставленных целей. Иначе говоря, процесс повышения качества и снижения сопряженных с ним затрат требует изучения причинно-следственных связей, порождающих проблемы в этой области. Возможно, наиболее эффективным инструментом для вскрытия этих связей служит анализ суммарных затрат, связанных с качеством. В целом для эффективного определения содержания и областей приложения усилий по повышению качества необходимо:

    получить и соответствующим образом организовать информацию о затратах на качество, чтобы определить их абсолютные размеры, основные составляющие и тенденции изменения;
    проанализировать показатели качества, выявить основные проблемы и оценить эффективность работы отдельных производственных линий и участков;
    внедрить эффективные корректирующие проекты и программу снижения расходов, связанных с качеством.

После завершения начальной стадии внедрения, система может пройти переоценку и в случае необходимости может быть дополнена новыми деталями. Для большинства предприятий даже на начальном этапе удается выявить многие возможности для совершенствования их деятельности.

Итак, основной целью внедрения системы экономики качества на предприятии является минимизация затрат при повышении эффективности работ по обеспечению качества, а основным ресурсом для эффективной работы системы является информация, полученная в результате измерения и анализа затрат на качество.

При управлении затратами на качество и составлении методики сбора и систематизации данных необходима последовательная реализация нескольких этапов.

    1. На основании анализа эффективности функционирования системы менеджмента качества и бухгалтерской отчетности обоснование руководству на привычном для него языке «денег» существование у предприятия проблем, заслуживающих внимания и требующих определенных действий с его стороны, так как принцип лидерства руководства — залог успеха в повышении качества. При принятии решения о начале разработке системы управления затратами на качество генеральный директор выпускает приказ, после чего служба управления качеством должна начать разработку программы по внедрению системы.
    2. При утверждении руководством предприятия данной программы определение структурных подразделений предприятия, охватываемых исследованием, и приказом генерального директора создать совет по управлению затратами на качество, в состав которого желательно привлечь представителей основных включенных в систему структурных подразделений, а в качестве председателя назначить кого-либо из руководителей предприятия.
    3. Выбор подхода совершенствования учетной системы, который станет основой эффективного функционирования механизма сбора, обобщения и анализа, получаемых данных по затратам на качество.
    4. Идентификация затрат на качество:

      определение перечня элементов затрат на качество на основании анализа деятельности структурных подразделений предприятия;
      распределение элементов затрат на качество по четырем категориям (на основании классификации Джурана-Фейгенбаума);
      присвоение каждому из выявленных элементов затрат на качество кодовых символов.

    5. Обобщение данных по затратам на качество, поступающих из бухгалтерии, для последующего их сведения в таблицы, используя их относительные величины, так как применение абсолютных значений не отражает общей картины и может повлечь за собой ошибочные выводы.
    6. Сопоставительный анализ текущего уровня затрат на качество с их уровнем за предыдущие периоды наблюдений. Чаще всего сопоставительный анализ производится в графической форме.
    7. На основании сопоставительного анализа проводится выявление категорий затрат на качество, требующих более детального рассмотрения, в том числе с применением статистических методов, которые позволяют выявить проблемные области и причины изменения, относящихся к ним элементов затрат на качество.
    8. Составление отчета о затратах на качество для представления объективной картины в области качества руководителям различных уровней в той форме, которая была бы наиболее полезна и удобна им в использовании.
    9. Рассмотрение руководством полученных отчетов по затратам на качество с целью измерения достигнутого уровня качества и обнаружения проблем по достижению поставленных целей.
    10. Обсуждение проблемных областей на совете по управлению затратами на качество и выбор путей их решения.
    11. Оценка экономических результатов всех возможных действий по улучшению с точки зрения анализа «затраты (прибыль)» производится службой управления качеством совместно с бухгалтерией в следующей последовательности:

      необходимо убедиться, что предложенные меры по улучшению четко определены, запланированы и затраты на них согласуются с целями предприятия, сформулированными высшим руководством;
      оценить изменения затрат на качество;
      сопоставить суммарное финансовое воздействие предложенных мер по улучшению;
      сравнить суммарные выгоды от инвестиций в мероприятия по улучшению и решить, продолжать их или нет.

Если по каким-то областям не выявлены экономически целесообразные пути решения, то необходим пересмотр этих проблем совместно с руководителями структурных подразделений, участвующих в данном процессе.

Если по результатам анализа экономически целесообразные пути решения проблемных областей выявлены, то разрабатывается программа внедрения мер по улучшению.

В условиях конкуренции производитель обязан искать разумное сочетание себестоимости продукции и затрат на обеспечение ее качества. Проведение вышеизложенной работы по сбору и анализу затрат на качество, оценке экономики качества не только позволяет найти необходимый баланс между затратами на качество и достигнутым уровнем качества, но и определить пути совершенствования производства.

Предприятие может использовать разные методы (например, чистую текущую стоимость, срок окупаемости, внутреннюю норму прибыли) для принятия финансового решения о продолжении улучшения качества.

Необходимо учитывать также менее ощутимые выгоды. Некоторые экономические результаты могут быть трудны для подсчета, например, увеличение продаж по образцам и повышение производительности труда благодаря повышению мотивации персонала, но они могут быть существенными. В процессе принятия решения необходимо рассматривать как ощутимые, так и неощутимые выгоды.

Решение о продолжении улучшения качества следует принимать на соответствующем уровне. Если потенциальные капитальные затраты низки, решение следует принимать гибким небюрократическим способом руководителям, близким к данному процессу. Если затраты существенны, может возникнуть необходимость в более официальном процессе принятия решения. Для обеспечения максимальной прибыли при минимальных капитальных затратах нужна предусмотрительность.

В целом экономические выгоды достигаются путем эффективного использования ресурсов и реализации соответствующих процессов для повышения общего благополучия и процветания организации. Финансовые выгоды достигаются в результате организационного совершенствования в денежной форме и применения экономически эффективных методов управления в организации путем: повышения ответственности служащих, прироста интеллектуального капитала, разработки оптимальных, эффективных и рациональных процессов, повышения эффективности цепи поставок, сокращения периода от начала разработки изделия до выхода его на рынок, повышение результатов, надежности и устойчивости организации.

Успешная интеграция принципов управления опирается на применение процессного подхода и методик планирования, исполнения, проверки, совершенствования. Вот лишь некоторые из предложенных в ГОСТ Р ИСО 10014-2008 методов и средств:

    анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-
    анализ)
    управление связями с потребителями (CRM);

    система сбалансированных показателей;
    совершенствование организационной структуры (OD
    );
    анализ рисков;
    самооценка;
    управление трудовыми ресурсами;
    планирование повышения и аттестации квалификации;
    повышение квалификации;
    статистическое управление процессами SPC;

    управление по целям (МВО);
    коммуникации;
    калькуляция затрат по функциям (АВС);
    функционально-ориентированное управление (АВМ);

    расчет затрат на жизненный цикл (LCC);

    анализ периода окупаемости капитала (РР);
    аудит продукции;
    аудиты систем;
    анализ Парето;
    анализ прибыли на инвестиции (ROI);

    прирост капитализации (EVA);

    анализ периода окупаемости;
    задачи по снижению затрат;
    экономичные производственные процессы (Бережливое производство);
    теория ограничений (TOQ;

    модели обеспечения превосходства в бизнесе и др.

Всего в стандарте ГОСТ Р ИСО 10014-2008 перечислено порядка 80 различных методов и средств, применив которые в указанных в стандарте процессах управления организацией, можно получить вполне определенные достижимые финансовые и экономические выгоды. Таким образом, стандарт ГОСТ Р ИСО 10014-2008 дополняет положения стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2010 в части улучшения характеристик деятельности и содержит примеры некоторых выгод.

Таким образом, анализ стандартов ИСО, затрагивающих экономические аспекты менеджмента качества, показывает, что подходы в этой области за последние годы существенно изменились. Экономика качества не может и не должна теперь ограничиваться лишь управлением затратами на качество. Чтобы система менеджмента качества и система менеджмента в целом стала эффективной, необходимо применять самые разные средства и методы для достижения финансовых и экономических выгод. Поэтому, в настоящее время многие российские предприятия, которые уже внедрили и сертифицировали свои системы менеджмента качества на основе ИСО 9001, должны активно искать пути их дальнейшего улучшения.

К числу наиболее распространенных методов установления качества относится сравнение оцениваемого предмета с другим, принимаемым за базу сравнения. Как уже отмечалось, применительно к управленческим работам, управленческим решениям, управляющим воздействиям в силу их уникального, не массового характера трудно выбрать базу сравнения, так как отсутствуют эталоны, на которые надо равняться и по результатам сравнения с которыми можно было бы четко устанавливать уровень качества. Хотя, строго говоря, единично производимый продукт и не имеет прямых аналогов, его можно сравнить с продуктами, близкими по виду, типу, назначению, применению. То же в известной мере относится и к продуктам управленческой деятельности, к управленческим работам, процессам. Существует несколько видов баз сравнения позволяющих с определенной степенью условности выявить качество управленческой работы и ее результатов на основе сравнительного сопоставительного анализа.

Метод статистических сопоставлений основан на сравнении параметров (критериев) качества оцениваемой работы и ее результатов с аналогичными по содержанию показателями, характеризующими предшествующие работы. С этой целью на основе накопленной информации о предыдущих работах строятся статистически упорядоченные совокупности (в виде, например, динамических, временных рядов) реальных значений параметров качества, достигнутых в предыдущие периоды. Выявляются устойчивые тенденции изменения этих параметров, посредством качественного анализа устанавливается благоприятность или неблагоприятность этих тенденций, желаемые направления и зоны их дальнейшего изменения. Суждение о качестве оцениваемой работы формируется путем рассмотрения места, которое занимают характеризующие ее показатели в статистическом поле их предыдущих значений. Попадание показателя в зону благоприятных тенденций свидетельствует о качественности управленческой работы поданному критерию, и наоборот. Качество определяется степенью соответствия оцениваемого параметра устойчивым благоприятным тенденциям, имевшим место в прошлом, или степенью изменения неблагоприятных тенденций в лучшую сторону благодаря принятию оцениваемого управленческого решения. Метод статистических сопоставлений используется в планировании при выработке суждений о надежности, напряженности, прогрессивности разрабатываемых планов, проектов, программ путем их сравнения с предыдущими аналогами. Такой метод предпочтительнее применять для оценивания качества управленческих решений на достаточно близкую перспективу.

Метод сопоставления запланированных и реальных результатов основан на сравнении плановых показателей с практически достигнутыми в результате реализации намеченных решений. В этом случае базу сравнения образует информационный массив отчетных показателей о реальных итогах осуществления управленческих решений. Уровень качества работы определяется мерой соответствия реально полученных результатов тем, которые были намечены в ходе разработки и принятия планов, проектов, программ, прогнозов, других документов, решений. Сравнение намеченных и реальных результатов дает объективную оценку качества управленческой деятельности. Однако база такого сравнения может быть сформулирована только после практической реализации решений, что значительно отодвигает сроки потенциально возможного оценивания качества работ от периода их выполнения.

Метод анализа экспериментальных результатов применим в тех случаях, когда прогрессивность и действенность управленческого решения до его повсеместного распространения и внедрения проверяются выборочно в экспериментальных условиях на группе регионов, отраслей объединений, предприятий. Качество выработанных решений устанавливается путем сравнения показателей функционирования экономических объектов в экспериментальных условиях с аналогичными показателями имевшими место до перехода на эксперимент, или с показателями работы объектов, не переведенных на условия эксперимента. Такой подход обладает общностью исходного замысла с методом сопоставления плановых и реальных результатов, но существенно отличается от него тем что реальные результаты сравниваются с прошлыми то есть по существу используется статистическая база сравнения.

Метод сравнения с результатами экономико-математического моделирования деятельности объекта управления исходит из сопоставления параметров и показателей, закладываемых в проекты, планы программы и другие хозяйственные решения со значениями аналогичных показателей получаемыми посредством математического (имитационного) моделирования процессов функционирования и развития объекта. Базовые показатели при использовании указанного метода формируются на основе модельного прогнозирования, то есть с помощью научно обоснованного прогноза. Опираясь на результаты нескольких расчетов по разным моделям или проводимых разными научно-исследовательскими организациями можно установить прогнозные значения показателей, достигаемые при реализации стратегии плана программы и других хозяйственных решений. Сравнение намечаемых результатов с показателями, определенными путем моделирования (прогнозирования), дает возможность судить о качестве проектов планов и программ.

Особого внимания заслуживает вариант указанного метода, при котором база сравнения формируется на основе оптимизационных моделей. В этом случае расчеты позволяют определить оптимальные показатели развития объекта, которые можно рассматривать как идеальные и судить о качестве планов проектов программ развития объекта по степени приближения их показателей к оптимальным. Однако этот подход, несмотря на всю его привлекательность обладает тем очевидным недостатком что используемые в оптимизационных моделях критерии оптимальности (целевые функции) всегда условны, а сами модели не описывают адекватно реальное развитие моделируемого объекта. Если бы с помощью моделей можно было с уверенностью установить оптимальные реальные показатели, тогда именно их следовало бы закладывать в принимаемые управленческие решения и направлять объект посредством управления строго в модельное русло.

Метод нормативных сопоставлений основывается на сравнении показателей и параметров предлагаемых проектов планов, программ постановлений и других управленческих решений с нормативными значениями соответствующих показателей то есть с нормами расхода ресурсов, технологическими нормами нормативами эффективности, рациональными нормами потребления нормативами налогообложения нормами банковского процента. Если нормативная база сравнения прогрессивна научно обоснована отражает передовые достижения технического и технологического прогресса, то о качестве управленческой деятельности можно судить по тому насколько она направляет экономическое и социальное развитие в нормативное русло. Трудность применения нормативного метода оценивания качества управленческой деятельности обусловлена несовершенством или отсутствием ряда нормативов, сложностью их обновления. Базой нормативных сопоставлений являются также стандарты в том числе стандарты управленческой деятельности.

Своеобразной самостоятельно выделяемой формой нормативной базы являются задание на выполнение работы или выработанная заказчиком целевая установка, определяющая желаемый уровень или предельные границы изменения критериев качества характеризующих данную работу Оценка качества работы формируется как мера соответствия поставленным требованиям и условиям. Однако чаще всего задание нельзя использовать, как единственную базу сравнения, поскольку применительно к управленческим работам оно носит обычно общий установочный характер, не охватывает все параметры работы и может не обладать достаточной обоснованностью, так как заказчик склонен ожидать от работы несколько большего, чем она реально может дать.

Метод сравнения с уровнем мировых достижений основан на том, что определяемые в процессе выполнения оцениваемой работы показатели, характеризующие качество работы сравниваются с аналогичными по содержанию показателями, достигнутыми в мировой практике. Сопоставление должно производиться с учетом динамики уровня высших мировых достижений тенденций его изменения в период реализации намечаемых управленческих решений. Тем самым этот метод сравнения сочетается с методом прогнозных сопоставлений. Возможности его использования ограничены двумя обстоятельствами. Во-первых, для этого необходима достаточно полная и представительная база данных об уровне мировых достижений, формирование которой представляет самостоятельную проблему. Во-вторых, ввиду специфики функционирования и развития экономических объектов формально однородные показатели оказываются несопоставимыми, если они относятся к разным социальным, экономическим, природным условиям, поэтому высшее достижение, полученное в одних условиях, неправомерно считать целевым ориентиром для других условий.

Метод сравнения с аналогичными работами основан на сопоставлений результатов или других качественных свойств данной работы с полученными при выполнении подобных или близких по содержанию работ вторые проводились ранее или проводятся параллельно с оцениваемой в порядке конкурса. Даже при наличии работ-аналогов выполненных другими организациями и исполнителями, их сравнение осуществимо по ограниченному числу показателей качества в связи с тем, что условия проведения работ и кадровый состав исполнителей неодинаковы.

Метод вариантных сопоставлений представляет естественный, широко распространенный прием установления качества управленческих работ, осуществляемый посредством формирования базы сравнения на основе разработки нескольких вариантов проектов управленческих решений и сравнения их между собой. Такой подход удобен тем, что не требует поиска внешней по отношению к данной работе базы сравнения. Кроме того при вариантном анализе можно не только установить сравнительное качество вариантов, но и выбрать лучший вариант, приближающийся к оптимальному. Однако необходимость специального формирования многих вариантов значительно усложняет работу.

Все описанные методы установления оценок качества на основе сравнения ориентированы на формирование оценок по локальным показателям. Но наряду с локальными, единичными оценками представляет интерес использование обобщенных оценок, в числе которых могут быть названы комплексные и интегральные.

Комплексные оценки качества работы образуются путем объединения других близких по содержанию единичных оценок в одну обобщенную, синтетическую или путем оценивания целого ряда качественных признаков работы одним комплексным показателем.

Интегральной принято называть единую оценку, выраженную одним показателем, которая имеет самый общий характер и аккумулирует в себе все основные качественные свойства оцениваемой работы.

По признаку периодичности оценивание можно разделить на осуществляемое непрерывно и дискретно, периодически, поэтапно. Периоды оценки качества могут быть заранее оговорены в соответствии с этапами работы. Кроме того, возможна выборочная периодическая оценка как средство незапрограммированного контроля, даты которого неизвестны для исполнителей работы. Зачастую периоды регламентированного во времени оценивания работ связаны с планово-отчетными сроками их выполнения. Непрерывное или близкое к непрерывному сопровождающее работу оценивание более характерно для самооценок и в определенной мере для оценок со стороны руководителя работ, тогда как установление качества со стороны заказчика, вышестоящих органов, комиссий носит заведомо периодический характер.

Источник: knia.ru

Добавить комментарий