Авиационно галлактическая система спираль. История программки «спираль». Европейских проектов было сходу несколько — mashamult.ru

аналитика

Предполагается, что Dream Chaser («Бегущий за мечтой») будет доставлять на околоземную орбиту грузы и экипаж численностью до 7 человек.

Dream Chaser создается по договору с НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства — ведомство, принадлежащее федеральному правительству США) для доставки грузов на МКС. 1-ый полет на орбитальную станцию запланирован на 2020 год.

«Звездные войны» на заре галлактической эпохи

Может быть, этот проект не вызвал бы энтузиазма в Рф, если б не одно немаловажное событие: наружный вид, также ряд технических решений, примененных при строительстве Dream Chaser, повторяют русский проект многоразового галлактического корабля, который был разработан еще полста лет тому вспять.

Идет речь о проекте «Спираль», ставшем предтечей куда наиболее известного «Бурана». Вот лишь назначение «Спирали» было никак не мирным: этот корабль был должен стать частью не придуманных, а самых реальных «звездных войн».

Через три недельки опосля выхода на орбиту первого искусственного спутника Земли Соединенные Штаты начали готовить ответ. Речь шла не о запуске собственной «искусственной Луны», а о разработке боевого космолета.

X-20 Dyna-Soar думал как галлактический перехватчик-разведчик-бомбардировщик. Кроме ведения разведки, он был должен уничтожать спутники противника и, совершая «нырки» в атмосферу, наносить бомбовые удары по целям на Земле. Очевидно, речь шла о ядерных бомбардировках.

Удар с орбиты

Когда в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) сделалось понятно, над чем работают америкосы, управление страны поставило задачку сделать аналогичный боевой космический корабль.

Так на свет возник проект, получивший заглавие «Спираль». Космический корабль был должен выводиться на орбиту с помощью гиперзвукового самолета-разгонщика и ракетной ступени. Высадка была запланирована в режиме обыденного самолета.

Опосля формирования общей концепции в ЦНИИ 30 ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов) задание было передано конструкторскому бюро ОКБ-155 Артема Микояна
. Управляющим проекта «Спираль» был назначен Глеб Лозино-Лозинский
.

Военные желали получить космический корабль, решающий сходу несколько задач. Потому создатели предугадывали сходу несколько модификаций космолета: лазутчик, перехватчик, галлактический бомбовоз.

О крайней роли стоит сказать особо. Русский космический корабль готовили к атакам на авианосные группы потенциального противника. Вооруженный ракетой «космос-земля» с ядерной боеголовкой космический корабль уже на первом витке был должен штурмовать цель. Даже отклонение ракеты от цели на 200 метров обеспечивало гарантированное ликвидирование неприятельского авианосца.

Создатели «Спирали» готовились и к бою галлактических аппаратов на орбите. Кроме вооружения, для русского космолета разрабатывалась неповторимая капсула, в какой был должен спастись экипаж в случае поражения корабля противником.

Превосходный «Лапоть»

Проект «Спираль» разрабатывался в критериях, когда компьютерные технологии были далеки от совершенства. Потому почти все решения, которые сейчас возложены на компы, приходилось находить в остальных сферах.

Гигантскую делему представляло преодоление при спуске плотных слоев атмосферы. Критически принципиальные зоны защитили с помощью специальной теплозащиты, которая позже была доработана уже во время сотворения «Бурана».

Но этого было не достаточно. В 1960-х годах было фактически нереально управлять спуском так, чтоб набегающий поток воздуха касался лишь зон, защищенных теплозащитой. Тогда и Глеб Лозино-Лозинский предложил оснастить «Спираль» раскладными консолями крыльев.

Система самобалансировки работала так: в тот момент, когда при спуске с орбиты скорость достигала максимума, консоли треугольных крыльев автоматом складывались, «подставляя» под удар защищенные носовую часть и днище.

Фюзеляж космолета был выполнен по схеме несущего корпуса с очень затупленной оперённой треугольной формой в плане.

Кто-то из создателей, взглянув на свое детище, нежданно произнес: «Вот это лапоть!» Так и повелось: боевой космический корабль его создатели лаского называли «Лаптем» либо «Галлактическим лаптем».

Команда Титова: кто был должен пилотировать галлактические штурмовики

Пока конструкторы разрабатывали космический корабль, приступили к подготовке его будущие пилоты. В 1966 году в Центре подготовки астронавтов была сформирована группа, работавшая по «теме „Спираль“». Самым известным ее участником стал русский астронавт номер два Герман Титов
. Также в группу входили будущие астронавты Василий Лазарев
и Анатолий Филипченко
.

Работы над космолетом шли тяжело. И дело не только лишь в трудности поставленной задачки. Сразу в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) реализовывали сходу несколько галлактических программ, и проект «Спираль» оказался в хвосте очереди на финансирование. Может быть, случилось это поэтому, что разведка сказала: южноамериканский проект сотворения боевого орбитального корабля буксует и близок к провалу. К тому же ОКБ-1, которое опосля погибели Сергея Царица
возглавил Василий Мишин
, к соперникам относилось очень ревниво, убеждая русское управление в бессмысленности самой идеи орбитального самолета.

В 1969 году в Центре подготовки астронавтов прошла реорганизация, и в группу летчиков, работавших по теме «Спираль», пришла молодежь: Леонид Кизим
, Владимир Джанибеков
, Юрий Романенко
, Владимир Ляхов
. Они все побывают в мироздании, но пилотами «Спирали» не станут.

Как «Спираль» поменяли на «Буран»

С 1969 года в рамках проекта начались пуски суборбитальных аппаратов-аналогов БОР (Беспилотный орбитальный ракетоплан). Три модификации аппаратов БОР представляли собой модели в масштабе 1:3. Было проведено семь запусков, из которых вполне успешными оказались два.

В 1973 году отдел отряда астронавтов, работавший по проекту «Спираль», расформировали в связи с закрытием проекта.

Феномен, но, состоит в том, что в это время в правительственных кругах уже дискуссировался вопросец о необходимости сотворения в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) многоразовой галлактической системы.

В 1976 году министр обороны СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) Дмитрий Устинов
утвердил тактико-техническое задание на разработку таковой системы. А необходимость разъяснялась тем, что еще ранее такие работы были начаты… в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Спустя десятилетие ситуация повторялась в точности, лишь сейчас программка «Энергия — Буран» обязана была стать ответом на программку «Спейс шаттл».

Для работ по проекту было сотворено научно-производственное объединение «Молния», управляющим которого стал… Глеб Лозино-Лозинский.

«Спираль» же сочли морально устаревшим проектом, не отвечающим крайним требованиям времени.

Спецы, но, считают, что почти все решения, применявшиеся в «Спирали», были куда удачнее тех, что использовались позже как янки, так и нашими конструкторами при разработке системы «Буран».

Макет «Спирали» все-же побывал в мироздании, при этом не раз. В 1979 году был сотворен аппарат БОР-4, представлявший из себя габаритно-весовую модель «Спирали» в масштабе 1:2.

В 1982-1984 годах БОР-4 сделал четыре орбитальных полета. Для печати пуски аппарата были зашифрованы под именами спутников серии «Космос».

Опосля 1-го из полетов БОР-4 приводнился в Индийском океане, где его поджидали не только лишь русские военные корабли, да и представители ВМС Австралии, которые сделали большущее количество фотоснимков русского аппарата. Снимки были переданы в ЦРУ (Центральное разведывательное управление США — агентство Федерального правительства США, основной функцией которого является сбор и анализ информации о деятельности иностранных организаций и граждан), откуда перешли в НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства — ведомство, принадлежащее федеральному правительству США).

Проведя анализ, южноамериканские инженеры пришли в экстаз: конструктивные решения российских коллег они признали превосходными. Так, что поначалу они были практически скопированы в проекте орбитального самолёта HL-20, который не был реализован в 90-х, а сейчас перешли в Dream Chaser.

Дуться на янки не стоит. То, что не пригодилось нам, они с фуррором употребляют. Нам же остается лишь кусать локти и сожалеть о упущенных способностях.

Возможный противник начал создание системы «Звездных войн». Он окружает СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) цепью галлактических станций с разведывательной аппаратурой и лазерными пушками для ликвидирования русских баллистических ракет.

СМОТРЕТЬ ВСЕ ФОТО В ГАЛЕРЕЕСССР не стал дожидаться пока противник выстроит удавку орбитальных станции. Альянс наносит ответный удар. С аэродромов стартуют гиперзвуковые самолеты, на которых крепиться по маленькому галлактическому истребителю с соответствующей формой носа, схожего на нос российского лаптя.

Гиперзвуковые носители набирают высоту в 20 км и достигнув скорости 6 скоростей звука отпускаю истребители. Галлактические истребители стремительно выходят на высоту четырехсот км. Скоро в прицелах астронавтов появляются станции системы «Звездных войн». Из отсеков истребителей выдвигаются безинерционные 23 миллиметровые пушки, один выстрел и станция разлетаются на осколки. Уничтожив по несколько боевых станций неприятеля, истребители входят в спираль понижения и идут на высадку.

Боевая задачка выполнена – неприятельская система «Звездных войн» вполне уничтожена за 80 минут.
Это не научная фантастика. Это сценарий внедрения боевой орбитальной системы, которую СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) начал разрабатывать с середины 60-х годов под условным заглавием «Спираль».

Заглавие «Спираль» система орбитальных самолетов получила за соответствующий спуск орбитального истребителя на землю, который осуществлялся по баллистической спирали.
Над проектом «Спираль» работало конструкторское бюро под управлением конструктора Глеба Лозино-Лозинского.
В рамках проекты был сотворен испытательный атмосферный аппарат МиГ 105.11 для исследования аэродинамической схемы.
Был организован и отряд космолетчиков для полетов на аппарате «Спирали»
В качестве боевого ударного элемента планировался орбитальный истребитель вооруженный пушкой. В мироздании 1-го прямого попадания снаряда пушки довольно для ликвидирования хоть какого галлактического аппарата. Таковая пушка была сотворена и испытана на одной из галлактических станций «Салют».
Модель орбитального истребителя МиГ 105.11 имела специфическую форму носовой части, получившую прозвище «Галлактический лапоть».

В рамках программки «Спираль» посреди –конце 1970-х были осуществлены атмосферные полеты на МиГ 105.11.
В 80-х годах начались галлактические опыты с макетом орбитального аппарата. Для исследовательских работ была сотворена галлактическая модель БОР. Для отработки схемы было совершено несколько пусков. Во всех вариантах модель БОК приземлялась в океане – никаких посадочных устройств и системы автоматической высадки на этих моделях не было.
«Галлактический лапоть» оказался только удачным. Его схема различалась и от «Шатлла» и от «Бурана». Вхождение в атмосферу и спуск были значительнее безопаснее, чем на «Шатлле» и от «Буране».
«Галлактический лапоть» создавался как боевой аппарат, потому он имел капсулу для спасения космолетчика. В хоть какой ситуации летчик мог спуститься на аппарате до высоты 60-50 км и покинуть аппарат в капсуле. Если б таковая система стояла на южноамериканском «Шатлле», то экипажи погибших «Шатлов» «Челленджера» и «Колумбии» могли быть сохранены.
Плюс системы «Спираль» в только резвом времени реакции и высочайшей скрытности. Галлактический аппарат при помощи ракеты запускается за несколько недель. Ракету –носитель и галлактический аппарата нужно привезти на космодром. Собрать, проверить, доставить на стартовый стол. Время подготовки запуска несколько 10-ов часов. За этот период времени противник может просто убьет ракету во время доставки на стартовую позицию и подготовки запуска.
Истребители системы «Спираль» были бы запущены с хоть какого значимого аэродрома. Подготовка и влет самолетов – разгонщиков занимал не недельки, а всего два часа.
«Галлактические лапти» могли стремительно маневрировать по курсу и высоте и поражать элементы орбитальной группировки неприятеля.

Систему орбитальных аппаратов «Спираль» уничтожил сам Русский Альянс. В Политбюро ЦК КПСС было принято решение, что нужно создавать русский аналог «Шатлла» — «Энергию — Буран». Эта система числилась наиболее многообещающей, имела двойное предназначение. Русским фаворитам чудилось, что боевая система «Спираль» морально устарела. Это было неверное решение. В систему «Энергия — Буран» было вложена колоссальные средства а она сделала единственный полет в автоматическом режиме.

История СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) полна загадок и секретов. Особенный энтузиазм представляют проекты СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и различные научные разработки, некие из которых до сего времени находятся под грифом «Совсем секретно». Но все потаенное рано либо поздно становится очевидным. начинает спецпроект о позабытых и скрытых проектах СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), а так же о научных открытиях Русского Союза.

Наследство Третьего рейха

Не тайна, что в период с 1957 по 1975 года США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) вели галлактическую гонку. Она имела весьма принципиальное значение в плане развития научных и военных разработок. Почти все считают, что конкретно галлактическая гонка загубила Русский Альянс, истощив его экономику.

Галлактическая гонка является прямым наследником потаенных разработок Третьего рейха. О нацистских ученых, трудившихся над созданием, чудилось бы, умопомрачительных проектов и по сей денек прогуливаются легенды. Одним из таковых ученых был доктор Ойген Зенгер, опубликовавший еще в 1934 статью о способности сотворения далекого ракетного бомбовоза. Проект получил заглавие «Серебряная птица» либо «Amerika Bomber». Он представлял собой орбитальный бомбовоз для нанесения точечных авиаударов по Нью-Йорку и промышленных районов СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), располагавшихся на Урале и в Сибири. Но в 1941 году его свернули и неудачно попробовали возродить только в 1944 году.

Конкретно разработки Зенгера и стали основой для проекта «Спираль» – 1-го из самых увлекательных проектов СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) в период галлактической гонки.

Проект «Спираль»

Итак, шли 60-е года – самый разгар галлактической гонки и прохладной войны. В это время США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) вели активную разработку проекта Dyna Soar, который предполагал создание гиперзвукового орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20.

В ответ СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) решает сделать свою авиационно-космическую систему. В 1965 году соответственное поручение было отдано опытно-конструкторскому бюро 115 (ОКБ-115) им А.И. Микояна, где исследования возглавил основной конструктор Глеб Лозино-Лозинский. Проект получил заглавие «Спираль». Он был должен стать основным аргументом СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) в вероятной войне в мироздании и из вселенной.

Избранная схема старта орбитального самолета и конструктивные решения, заложенные Лозино-Лозинским, наделили проект СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) «Спираль» рядом преимуществ:

    На орбиту можно было вывести 9% полезного груза от общего веса всей системыСтоимость вывода всякого килограмма груза была в 3,5 раза дешевлеБыстрый вывод орбитального самолета в всякую точку земного шараПосадка при всех погодных критериях

Проект «Спираль» состоял из 3-х главных частей: гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР), двухступенчатый ракетный ускоритель и орбитальный самолет (ОС). По задумке Лозино-Лозинского, самолет-разгонщик с орбитальным самолетом на спине был должен взмывать с аэродрома базирования и разгоняться до скорости около 7,5 тыщ км/ч. По достижению высоты в 30 км орбитальный самолет был должен отделиться от ГСР и с помощью двухступенчатого ракетного ускорителя разгонялся до первой галлактической скорости (около 7,9 км/с). Опосля этого орбитальный самолет выходил на околоземную орбиту и делал одну из собственных боевых задач: разведка, перехват галлактических целей ракетами «космос-космос» и бомбардировка ракетами класса «космос-Земля» с ядерной боеголовкой. По собственной сущности орбитальный самолет представлял собой реальный галлактический истребитель.

Орбитальный самолет проекта «Спираль», так же как и самолет-разгонщик, был пилотируемым. Пространство летчика представляло собой отдельную капсулу, которая в случае появления внештатной ситуации обязана была отделиться и спасти жизнь пилоту даже в мироздании.

Закрытие проекта «Спираль»

Разработка проекта «Спираль» шла полным ходом, и уже во 2-ой половине 1970-х годов ученые во главе с Глебом Лозино-Лозинским планировали начать полеты вполне укомплектованного авиационно-космической системы «Спираль». Дело оставалось за малым – утвердить проект в высшем руководстве СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). Но министр обороны Русского Союза Андрей Гречко сначала 70-х годов заместо того, чтоб утвердить проект «Спираль», выбросил всю документацию по нему в мусорное ведро и заявил: «Фантазиями мы заниматься не будем». Проект СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) «Спираль» был закрыт.

Заместо уже готовой «Спирали» начались работы по наиболее масштабному проекту «Энергия-Буран», которые курировал все этот же Глеб Лозино-Лозинский. Сделанный в рамках проекта орбитальный корабль многоразового использования «Буран» стал ответом на южноамериканский аналог Space Shuttle. 1-ый и единственный полет «Бурана» состоялся в 18 ноября 1988 года. Невзирая на ряд довольно существенных преимуществ перед Space Shuttle, проект «Буран-Энергия» был так же закрыт в 1993 году, в 2002 году в итоге обрушения крыши 1-го из ангаров корабль «Буран» был вполне уничтожен.

Так, были практически «похоронены» два самых многообещающих галлактических проекта СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) «Спираль» и «Буран».

Александр Железняков


ПРОЕКТ «СПИРАЛЬ»

Мысль сотворения аппарата, способного совершать полеты, как в атмосфере, так и в галлактическом пространстве, была выдвинута одним из пионеров астронавтики, нашим соотечественником Фридрихом Артуровичем Цандером в первой половине ХХ века. В собственной статье “Описание межпланетного корабля системы Ф.А. Цандера”, размещенной в 1924 г., он предложил применять для галлактических полетов крылатые аппараты и показал преимущество крыльев перед парашютными системами при возвращении на Землю.
Но от идеи до ее реализации путь оказался не близким. И хотя работы по созданию авиационно-космических систем (АКС) уже ведутся достаточно издавна, нет их до сего времени и, судя по всему, в обозримом будущем они не покажутся.
Обстоятельств тому несколько.
Во-1-х, создание АКС оказалось делом довольно сложным с технической точки зрения. Те трудности, которые виделись первопроходчикам, и которые предполагалось решить за пару лет, являлись только верхушкой айсберга. Даже нынешние технологии не разрешают сделать таковой аппарат, который стер бы границу меж атмосферой и галлактическим местом.
Во-2-х, создание АКС оказалось делом довольно драгоценным, да к тому же с долгим сроком окупаемости. Конкретно потому не всякому государству под силу выстроить космоплан, не говоря о личном бизнесе, который не лицезреет в авиационно-космических системах симпатичного себе проекта.
В-3-х, отсутствуют проекты, где могли бы употребляться АКС. При этом, это утверждение справедливо и для мирного, и для военного вселенной.
Все это и принуждает гласить о авиационно-космических системах, как о многообещающих разработках завтрашнего денька.
Совместно с тем, работы над АКС ведутся уже практически полста лет. Первыми за их взялись америкосы, которые в 1950-х годах определили теорию системы “Дайна Сор”, призванной соединять внутри себя достоинства авиационных и галлактических систем. Тогда же в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) началась реализация программки испытаний ракетного самолета Х-15, который почти все разглядывают как прототип аппаратов грядущего.
В нашей стране проекты АКС стали интенсивно развиваться опосля возникновения первых публикаций о американских разработках, которые в русских военных кругах рассматривались как наступательные стратегические системы. Полностью естественно, что требовался адекватный ответ на опасность со стороны “потенциального противника”, и в Русском Союзе начали интенсивно заниматься исследованием вопросца о способности сотворения орбитального самолета. Сначала, он рассматривался исходя из убеждений военного внедрения. К примеру, как истребитель спутников.
Первыми за авиационно-космические системы взялись авиаторы, которым было сподручнее создавать машинки, способные совершать полеты в атмосфере. Разработкой “галлактической составляющей” предполагалось заняться чуток позднее и уже с привлечением ракетчиков.
Из проектов той поры необходимо отметить ВКА-23 (Воздушно-космический аппарат ОКБ-23), создание которого началось в 1958 г. в руководимом известным русским авиаконструктором В.М. Мясищевым конструкторским бюро (КБ). Уже в последующем году в плане работ бюро возникла “Тема 48”, как в документах значилось создание этого аппарата.
По плану В.М. Мясищева это был должен быть маленький самолет типа “летающее крыло”. Общий вес аппарата был должен составлять 4,4 т, высота полета до 400 км. Запускаться он был должен с борта самолета-разгонщика М-50. Уже к марту 1960 г. были детально просчитаны несколько вариантов ракетоплана.
Но в осеннюю пору такого же года начался разгром авиационной индустрии. Управление партии и страны посчитало, что при наличии бурно развивающейся ракетной техники нет смысла растрачивать средства на создание самолетов, которые не могли решить задачку ядерного паритета с США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Посреди тех компаний, которые предполагалось закрыть, оказалось и ОКБ-23. “Тему 48” закрыли, а головного конструктора выслали директорствовать в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Практически в тоже самое время, когда началась разработка ВКА-23, подобные работы велись и в ОКБ-256, которое возглавлял П.В. Цыбин. Инициировал эти работы основной конструктор ракетно-космических систем С.П. Цариц, озадаченный в тот момент подготовкой к полету в космос первого астронавта. Потому что схема полета еще не была утверждена, то и рассматривались разные варианты его воплощения. Одним из их стал проект планирующего галлактического аппарата (ПЛА), предложенный Цыбиным.
ПЛА с астронавтом на борту был должен выводиться на орбиту высотой 300 км при помощи измененной ракеты Р-7 (в дальнейшем знаменитый носитель “Восток”). Опосля орбитального полета длительностью около суток, аппарат был должен вернуться на Землю, планируя в плотных слоях атмосферы. Невзирая на то, что цыбинскую разработку поддерживал Цариц, в конце 1960 г. ОКБ-256, также как и ОКБ-23, было закрыто, а основной конструктор переведен на другую работу. Правда, Цыбину подфартило. Он перебежал на работу в ОКБ-1 заместителем Царица. Но материалы проекта ПЛА ушли в архив дожидаться собственного часа.
В 1960 г. ракетопланами заинтересовался и быстро набиравший силу В.Н. Челомей. Пользуясь своими связями в верхах (отпрыск Н.С. Хрущева работал в то время у Челомея), он достигнул принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) № 715-295 от 23 июня 1960 г., в каком ОКБ-52 было предписано заняться разработкой галлактического пилотируемого ракетоплана военного предназначения (объекта “Р”). Сначала 1960-х годов такие работы велись и дошли до шага летных испытаний опытнейших образцов в беспилотном варианте.
Но так длилось до октября 1964 г., когда Н.С. Хрущев был снят с постов первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). Вослед за смещением русского фаворита в опалу попали все те, к кому он благоволил. С окончанием “эпохи Хрущева“ завершилась и “эпоха Челомея“, тем наиболее что в итоге перемещений в высшем партийном и муниципальном руководстве существенно усилил свои позиции его противник — Д.Ф. Устинов, ставший заместителем председателя Совета Министров. Через некоторое количество дней опосля снятия Хрущева, 17 октября, была сотворена комиссия для “расследования деятельности ОКБ-52”. А спустя еще два денька все материалы по ракетопланам были переданы из ОКБ-52 в ОКБ-155, которое возглавлял А.И. Микоян.
Нужно отметить, что за “обладание” челомеевскими материалами вели борьбу два конструкторских бюро: Микояна и П.О. Сухого. Оба КБ предложили схожие аэрокосмические системы, а Сухой, к тому же, имел проект томного бомбовоза Т-4, который предполагалось применять в качестве носителя. Но, в конце концов, соревнование завершилось в пользу Микояна. В принципе, по другому быть и не могло, если вспомянуть, что родной брат Микояна в то время являлся главой русского страны.
Тема “Спираль” была начата в КБ Микояна как продолжение проводившихся там ранее исследовательских работ комбинированных воздушно-космических систем (проект “50-50”). Главный целью программки было создание пилотируемого орбитального самолета для выполнения прикладных задач в мироздании и обеспечение постоянных перевозок по маршруту “Земля-орбита-Земля”. Предполагалось и проведение инспекции находящихся на орбите аппаратов, также размещение на борту самолета разных систем вооружения, начиная от обычных (пушки и ракеты) и кончая многообещающими (лазерное, пучковое орудие и прочее). Управляющим темы был назначен заместитель Головного конструктора Г.Е. Лозино-Лозинский. Спустя 18 месяцев, 29 июня 1966 г., он подписал приготовленный аванпроект.
Для рабочего проектирования орбитального корабля в 1967 г. в подмосковной Дубне был сотворен филиал КБ Микояна, который возглавил заместитель Головного конструктора П.А. Шустер. Начальником КБ филиала стал Ю.Д. Блохин, ставший потом заместителем Головного конструктора НПО (Научно-производственное объединение, также научно-производственное предприятие — организация любой организационно-правовой формы, проводящая научные исследования и разработки) “Молния”, а его заместителем по производству — Д.А. Решетников, потом заместитель Генерального директора опытнейшего завода НПО (Научно-производственное объединение, также научно-производственное предприятие — организация любой организационно-правовой формы, проводящая научные исследования и разработки) “Молния”.
АКС “Спираль” общей массой 115 т обязана была включать в себя многоразовый гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР) и многоразовый орбитальный самолет (ОС) с разовым 2-х ступенчатым ракетным ускорителем. Опосля окончания орбитального полета предусматривался планирующий спуск.
Рассматривались два варианта ГСР с 4-мя многорежимными турбореактивными движками, работающими на водянистом водороде (многообещающий вариант) либо на керосине (ограниченный вариант). Пуск (отделение) орбитальной ступени предполагалось создавать на высотах 28-30 км либо 22-24 км соответственно, на скорости в 6 раз (1-ый вариант) либо вчетверо (2-ой вариант) превосходящей скорость звука. Дальше в действие вступал ускоритель с жидкостным ракетным движком (ЖРД), а ГСР ворачивался к месту старта.
Самолет-разгонщик был должен представлять собой крупногабаритный самолет-бесхвостку длиной 38 м с крылом большенный стреловидности размахом 16,5 м. Блок движков размещался под фюзеляжем и имел общий регулируемый сверхзвуковой воздухозаборник. В высшей части фюзеляжа ГСР на пилоне предполагалось укреплять ОС, носовая и хвостовая часть которого запиралась обтекателями.
Орбитальный самолет массой около 10 т проектировался по схеме “несущий корпус” треугольной формы и был существенно меньше самолета-разгонщика. Он имел стреловидные консоли крыла, которые при выведении и на исходном шаге спуска с орбиты занимали вертикальное положение, а при планировании поворачивались, увеличивая площадь несущей поверхности. ОС был должен выводиться на низкую околоземную орбиту высотой около 130 км и делать по ней 2-3 витка. Предполагалось, что он сумеет совершать маневр по высоте и по изменению наклонения орбиты. Для маневрирования на орбите планировалось оснастить аппарат одним главным и 2-мя аварийными ЖРД. Опосля выполнения программки полета ОС был должен совершить вход в атмосферу, спуск на гиперзвуковой скорости при большенном угле атаки, а потом, опосля уменьшения скорости, раскрыть крыло, спланировать и сесть на хоть какой, а не специально оборудованный, аэродром.
Одной из отличительных черт проектируемого аппарата было наличие на его борту электронно-вычислительной машинки для навигации и автоматического управления полетом.
Рассматривалась возможность аварийного спасения пилота ОС на любом участке полета при помощи кабины-капсулы фарообразной формы, имеющей механизм катапультирования из ОС, парашют и тормозные движки для входа в атмосферу и навигационный блок.
Главный индивидуальностью системы “Спираль” была большая относительная масса полезной перегрузки, которая в 2-3 раза превосходила подобные характеристики для разовых носителей. Стоимость же выведения предполагалась в 3-3,5 раза ниже. Достоинством системы была и возможность широкого выбора направлений старта, маневрирования на орбите и самолетная высадка в всех погодных критериях.
Проект “Спираль” предугадывал проведение широкого диапазона работ.
Для натурной отработки конструкции и главных систем ОС проектировался одноместный экспериментальный орбитальный самолет многоразового использования. Он строился так же, как и главный аппарат, но имел наименьшие размеры и массу, и был должен выводиться на орбиту при помощи ракеты-носителя “Альянс”.
По плану создание дозвукового самолета-аналога начиналось в 1967 г., гиперзвукового аналога — в 1968 г. 1-ый беспилотный орбитальный полет планировалось совершить в 1970 г., а 1-ый пилотируемый — в 1977 г. Проектирование ГСР обязано было начаться в 1970 г. В случае, если б было принято решение о разработке самолета-разгонщика на водороде, его стройку обязано было бы начаться в 1972 г.
Наряду с проектированием системы “Спираль” началась подготовка пилотов орбитального самолета. В 1967 г. в отряде русских астронавтов была сформирована группа, в которую на первом шаге вошли Г.С. Титов, А.В. Филипченко и А.П. Куклин.
Как лицезреем, планы были достаточно масштабные. Как досадно бы это не звучало, но им не судьба было реализоваться. Главной предпосылкой этому сделалось закрытие в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) темы “Дайна Сор” и, как следствие, утрата энтузиазма со стороны русских военных к “Спирали”. Не считая того, почти все русские проекты запирались из-за отсутствия влиятельных покровителей в высшем руководстве партии и страны. Так случилось и со “Спиралью”. Ее “злыми гениями” были министр обороны СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) А.А. Гречко и заместитель председателя Совета Министров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) Д.Ф. Устинов, которые сделали все, чтоб не допустить преобразования картонного проекта в настоящую машинку. Гречко даже приписываются слова о “Спирали”: “Фантастикой мы не увлечены!”. Правда, эту же фразу вкладывают в уста тогдашнего министра обороны и применительно к остальным закрытым галлактическим проектам, так что нет убежденности, что он ее произносил по сути. А если она и прозвучала, то непонятно применительно к чему.
Работы по теме “Спираль” начали свертываться сначала 1970-х годов. Поначалу отказались от сотворения самолета-разгонщика, а позже и от орбитального самолета. Еще ранее была расформирована группа астронавтов.
В планах работы компаний, задействованных по данной теме, осталось лишь создание летающих моделей для исследования черт стойкости и маневренности ОС на разных участках полета и оценке теплозащиты. Эти модели получили наименование “беспилотные орбитальные ракетопланы” (БОР).
Широкая программка испытаний включала их продувку в аэродинамических трубах ЦАГИ, присоединенного к работам еще в 1966 г., стендовую отработку, имитирующую разные режимы и этапы полета, также бросковые тесты, когда аппараты при помощи ракет выводились на баллистические линии движения.
Был также сотворен для летных испытаний конструкции планера на дозвуковых скоростях — МиГ-105.11. В неких источниках употребляются также наименования “ЭПОС” (Экспериментальный пассажирский орбитальный самолет) и “Лапоть”. МиГ-105.11 представлял из себя одноместный аппарат длиной 8,5 м, с размахом крыльев 6,4 м и массой 4220 кг. На самолете был установлен турбореактивный движок РД-36-35К.
Летные тесты пилотируемого самолета-аналога начались в мае 1976 г.: при помощи собственного мотора аппарат взмывал с аэродрома и скоро опосля этого шел на высадку. Состоялось наиболее 10-ка полетов, в каких приняли роль летчики-испытатели А.Г. Фастовец, И.П. Волк, В.Е. Меницкий и А.В. Федотов. 1-ый перелет с одной полосы аэродрома на другую был совершен 11 октября 1976 г. в Подмосковье. Аппарат взлетел, набрал высоту в 560 метров и, пропархав 19 км, сделал высадку.
В 1977 г. начались тесты с подъемом его на высоту на борту самолета-носителя Ту-95К. Поначалу это делалось без отделения от носителя, а 27 октября 1977 года в первый раз состоялся воздушный старт. За рулем в тот денек находился А.Г. Фастовец. Всего “Лапоть” сделал девять полетов. Один из их, состоявшийся в сентябре 1978 г., был аварийным при высадке. К счастью, все обошлось только трещинками в неких местах корпуса.
Окончание испытаний самолета-аналога можно считать фактическим концом проекта “Спираль”. Опосля этого усилия конструкторов были сосредоточены на программке “Энергия”-”Буран”. Все, что было к тому времени сотворено, было принято решение применять, но применительно к новейшей разработке. Модели “БОР” были обустроены новейшей системой теплозащиты, близкой по чертам теплозащиты корабля “Буран”. Из-за очень малых по сопоставлению с настоящим кораблем размеров, модели были максимально облегчены по оборудованию.
“БОР-4″ представлял собой беспилотный экспериментальный аппарат, являющийся уменьшенной копией пилотируемого ОС, разрабатывавшегося ранее по программке «Спираль», и был выполнен по аэродинамической схеме «несущий корпус». Он имел последующие свойства: длина 3,4 м, размах крыла 2,6 м и массу 1074 кг на орбите и 795 кг опосля возврата.
В период с 1982 г. по 1984 г. с полигона Капустин Яр при помощи ракет-носителей “Космос” было произведено 6 пусков этого аппарата. В тех вариантах, когда “БОР-4” выходили на околоземную орбиту, они получал наименования спутников серии “Космос”.
1-ый пуск состоялся 3 июня 1982 г. Совершив один виток по орбите вокруг Земли, аппарат, получивший официальное заглавие “Космос-1374”, приводнился в Индийском океане к югу от Кокосовых островов и был подобран русскими судами, находившимися в том районе.
Аналогичный полет состоялся 15 марта 1983 г. и также с приводнением в Индийском океане. В размещенном сообщении ТАСС запущенный в космос аппарат был назван “Космос-1445”, но никаких подробностей полета не приводилось.
В обоих вариантах операции по поиску и подъему на борт русских судов приводнившихся аппаратов проходила под пристальным вниманием австралийских разведывательных самолетов. Размещенные потом в газетах снимки дали основание почти всем спецам представить, что в Русском Союзе готовится пуск пилотируемого мини-шаттла.
Последующим испытательным рейсом стал пуск 27 декабря 1983 г. спутника “Космос-1517”. В отличие от 2-ух прошлых полетов, этот аппарат приводнился в акватории Темного моря западнее Севастополя и затонул.
Спустя год состоялся крайний орбитальный полет “БОР-4”. Запущенный 19 декабря 1984 г. аппарат под открытым наименованием “Космос-1616” удачно облетел Землю и приводнился в Черном море.
Еще два “БОР-4” были пущены по суборбитальной линии движения (4 июля 1984 г. и 20 октября 1987 г.). Наибольшая высота, которой достигнули при всем этом аппараты, составила 130 км.
Аэродинамическая модель «БОР-5», геометрически схожая будущему кораблю “Буран”, была выполнена в масштабе 1:8 и имеет массу порядка 1,4т. Ее запуски выполнялись по суборбитальной линии движения с полигона Капустин Яр при помощи ракет-носителей “Космос”. Опосля подъема аппарата по суборбитальной линии движения на высоту около 120 км верхняя ступень носителя доп импульсом ориентировала и ускоряла «БОР-5» для обеспечения требуемых критерий входа в атмосферу (скорость входа в атмосферу на высоте 100 км от 7300 до 4000 м/с), опосля что аппарат отделялся.
Пуски проводились в период с 1983 г. по 1988 г. 1-ый запуск (4 июля 1983 г.) оказался плохим из-за трагедии носителя, а 5 следующих (6 июня 1984 г., 17 апреля 1985 г., 25 декабря 1986 г., 27 августа 1987 г., 22 июня 1988 г.) — успешными.
В принципе, на этом рассказ о проекте “Спирали” можно окончить. 1-ый и единственный полет “Бурана” — это уже иная история, только отдаленно сплетенная с авиационно-космическими системами 1960-х годов. Но труд, вложенный в проект “Спираль”, не пропал даром. Не считая уже упомянутых испытательных полетов аппаратов “БОР-4” и ”БОР-5”, была сотворена вещественная база, методики испытаний, подготовлены классные спецы. Все это в значимой степени содействовало успеху в разработке системы “Энергия”-”Буран”.
Рассказывая о проекте “Спираль”, недозволено обойти вниманием и нынешний денек. Работы над многообещающими АКС длятся, но из-за отсутствия муниципального финансирования дела идут туго. Правда, есть надежда, что у их судьба будет счастливее, чем у их предшественников. Но о этом мы сможем выяснить спустя годы.

Источники инфы:

Авиационно-космическая система “Спираль”: подробности // на веб-сайте “Галлактический корабль ”Буран” (http://www.buran.ru).
— Авиационно-космические системы. Сборник статей под редакцией Г.Е. Лозино-Лозинского и А.Г. Братухина. — М.: Изд-во МАИ, 1997.
— Афанасьев И.Б. Неведомые корабли. — М.: “Познание”, 1991.
— Железняков А.Б. Проект “Спираль” // на веб-сайте “Энциклопедия ”Астронавтика” (http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/).
— История и самолеты ОКБ МиГ / ООО “Крылья Рф”, АНПК “МиГ”, 1999, CD-ROM.
— Лазутченко О., Борисов А. 30 лет несостоявшемуся полету. // в ж-ле “Анонсы астронавтики”, № 10, 2003.
— Ларионов Ю. “Боры” над планеткой // в ж-ле “Анонсы астронавтики”, № 7, 2000.
— Лебедев В. Проект “Спираль”. Материалы XI Интернационального симпозиума по истории авиации и астронавтики — М., СПб, 2001.
— Летные опыты по программке “Космос”, проведенные в обеспечение сотворения ОК “Буран”. Доклад Г.Е. Лозино-Лозинского, Л.П. Воинова и В.А. Скородеева — ИИЕТ РАН (Российская академия наук — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук), 30 марта 1992 г.
— Меницкий В. Моя небесная жизнь. — М., 1999.
— “Спираль” — авиационно-космическая система // на веб-сайте “Галлактический корабль “Буран” (

Битва за звезды-2. Галлактическое противоборство (часть I) Первушин Антон Иванович

Авиационно-космическая система «Спираль»

Еще с 1962 года ОКБ-155 Артема Микояна в деятельном порядке проводило исследования комбинированных воздушно-космических систем.

По воззрению «микояновцев», подмена баллистической ракеты на самолет-носитель обеспечивала широкую возможность выбора координат точки пуска, исключая привязку к сложному и драгоценному наземному стартовому комплексу.

Не считая этого отпадала необходимость в разработке «зон отчуждения» и выбора линии движения выведения. Все это дозволяло существенно расширить способности военного использования галлактических систем и смотрелось адекватным ответом на программку «Дайна-Сор». 17 октября 1964 года, через день опосля свержения Никиты Хрущева, была сотворена комиссия по расследованию деятельности ОКБ-52. 19 октября Владимиру Челомею позвонил главком ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов) Константин Вершинин и сказал, что, подчиняясь приказу, обязан передать все материалы по космопланам в ОКБ Микояна.

Опосля передачи проектов Павла Цыбина по «ПКА» из ОКБ-1 Сергея Царица и по ракетопланам серии «Р» из ОКБ-52 Владимира Челомея в бюро Артема Микояна началась разработка аэрокосмической темы под условным наименованием «Спираль».

Официально создание воздушно-космической системы «Спираль» («Тема 50», позже — «105–205») было инициировано приказом Министерства авиационной индустрии от 30 июля 1965 года. Число «50» в заглавии теми символизировало приближающуюся 50-ю годовщину Величавого Октября, когда должны были состояться 1-ые дозвуковые тесты макета.

В конце 1965 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) о разработке Воздушно-орбитальной системы (ВОС) — экспериментального комплекса пилотируемого орбитального самолета «Спираль». Конкурентноспособный проект разрабатывался в ОКБ Сухого, собиравшегося применять в качестве воздушного носителя самолет «Т-4» («100»).

В соответствиями с требованиями заказчика конструкторам поручалось сделать ВКС, состоящую из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и орбитального самолета (ОС) с макетным ускорителем. Старт системы — горизонтальный, с внедрением разгонной телеги. Опосля набора скорости и высоты при помощи движков ГСР происходило отделение орбитального самолета и набор скорости при помощи ракетных движков двухступенчатого ускорителя. Боевой пилотируемый одноместный ОС неоднократного внедрения планировалось применять в вариантах лазутчика, перехватчика либо ударного самолета с ракетой класса «орбитаЗемля», также для инспекции галлактических объектов.

Спектр опорных орбит составлял 130–150 км, задачка полета обязана была производиться в течение 2-ух либо 3-х витков. Маневренные способности орбитального самолета с внедрением бортовой ракетной двигательной установки должны были обеспечивать изменение наклонения орбиты на 17° (ударный самолет с ракетой на борту — 7°) либо изменение наклона орбиты на 12° с подъемом на высоту до 1000 км. Опосля выполнения орбитального полета космоплан должен заходить в атмосферу с огромным углом атаки (45–65°), управление предусматривалось конфигурацией наклона при неизменном угле атаки.

На линии движения планирующего спуска в атмосфере задавалась способность совершения аэродинамического маневра по дальности от 4000 до 6000 км с боковым отклонением в 1100–1500 км. В район высадки ОС выводится с выбором вектора скорости вдоль оси взлетно-посадочной полосы и совершает высадку с применением турбореактивного мотора на грунтовой аэродром II класса со скоростью высадки 250 км/ч.

29 июня 1966 года Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, назначенный Основным конструктором системы, подписал приготовленный аванпроект.

Согласно аванпроекту аэрокосмическая система расчетной массой 115 тонн состояла из многоразового гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР, «Изделие 50–50», «Изделие 205»), несущего на для себя орбитальную ступень, состоящую фактически из многоразового орбитального самолета («Изделие 50», «Изделие 105») и разового двухступенчатого ракетного ускорителя.

Гиперзвуковой самолет-разгонщик (по неким данным, его обязано было сделать ОКБ Андрея Туполева) представлял собой самолет-бесхвостку длиной 38 метров, с крылом большенный стреловидности типа двойная дельта размаха 16,5 метра, с вертикальными стабилизирующими поверхностями на концах крыла. Герметичная кабина рассчитывалась на экипаж из 2-ух человек и была снабжена катапультируемыми креслами. В высшей части фюзеляжа ГСР в особом ложе крепился фактически орбитальный самолет и ракетный ускоритель, носовая и хвостовая части которых запирались обтекателями.

Блок турбореактивных движков размещался под фюзеляжем и имел общий регулируемый воздухозаборник. Рассматривая разные варианты будущей авиационно-космической системы, конструкторы тормознули на 2-ух вариантах силовой установки ГСР с 4-мя многорежимными турбореактивными движками, работающими на водянистом водороде (многообещающий вариант) либо на керосине (ограниченный вариант). ГСР применялся для разгона системы до гиперзвуковой скорости в 6 Махов для 1-го варианта либо 4 Маха для 2-го варианта; разделение ступеней системы предполагалось произвести на высоте 28–30 км либо 22–24 км соответственно.

Для выведения ОС на орбиту опосля отделения от ГСР создавался разовый ускоритель, представляющий из себя двухступенчатую ракету массой 52,5 тонны с кислородно-водородным либо кислородно-керосиновым ЖРД. Проектированием ускорителя занималось ОКБ-1 Сергея Царица, который относился к проекту с огромным энтузиазмом.

Опосля вывода ОС в намеченную точку ускоритель отделялся и падал в мировой океан. Спектр высот рабочих орбит изменялся от малых порядка 200 км до наибольших порядка 600 км; направление азимута пуска в связи с наличием ГСР определялось определенным мотивированным предназначением полета и зависимо от точки старта могло варьироваться в границах от 0 до 97°. Масса выводимого на орбиту полезного груза составляла 1300 кг.

Одноместный орбитальный самолет длиной 8 метров и весом от 8 до 10 тонн (зависимо от предназначения) был выполнен по схеме несущий корпус треугольной в плане формы.

Он имел стреловидные консоли крыла, которые при выведении и в исходной фазе спуска с орбиты были подняты до 45° от вертикали, а при планировании поворачивались до 95° от вертикали. Размах крыла в этом случае составлял 7,4 метра.

Для маневрирования ОС на орбите употреблялся главный жидкостный ракетный движок тягой 1500 кг, также два аварийных тягой по 40 кг. Для ориентации и управления служили микродвигатели с автономной системой подачи горючего — малоразмерные ЖРД в 2-ух блоках по три сопла тягой 16 кг и 5 сопел тягой 1 килограмм. Все движки орбитального самолета работали на высококипящем горючем (азотный тетраксид и несимметричный диметилгидразин). Количество горючего, которое при всем этом требовалось системе управления, определялось из продолжительности орбитального полета — порядка 2-ух суток.

Аварийное спасение пилота предусматривалось на любом участке полета при помощи отделяемой кабины-капсулы фарообразной формы, имеющей систему катапультирования из ОС, навигационный блок, парашют и тормозные движки для входа в атмосферу в случае невозможности возврата с орбиты всего самолета. В атмосфере летчик мог катапультироваться и из кабины.

Для защиты фюзеляжа от термодинамического нагрева при входе в атмосферу в конструкции был предусмотрен теплозащитный экран уникальной конструкции. Как проявили теплопрочностные тесты, наибольший его нагрев не превосходил 1500 °C, а другие элементы конструкции, находясь в аэродинамической «тени», нагревались и того меньше. Потому в производстве аналогов можно было использовать титановые (и даже в отдельных местах дюралевые) сплавы без специального покрытия, что существенно удешевляло систему по сопоставлению с наиболее поздним галлактическим кораблем «Буран».

Чтоб избежать разрушения от резвого нагрева в процессе входа в земную атмосферу, экран был должен владеть высочайшей пластичностью, какую мог обеспечить ниобиевый сплав. Но его тогда еще не выпускали, и конструкторы временно, до освоения производства из ниобия, пошли на подмену материала. Теплозащитный экран пришлось выполнить из жаропрочных сталей ВНС, при этом не сплошным, а из огромного количества пластинок по принципу рыбьей чешуи. К тому же он был подвешен на глиняних подшипниках и при колебаниях температуры нагрева автоматом изменял свою форму, сохраняя стабильность положения относительно корпуса.

Таковым образом на всех режимах обеспечивалось всепостоянство конфигурации орбитального самолета.

Опосля понижения до высоты 50 км космоплан переходил в планирующий полет. Как его скорость становилась ниже звуковой, раскрывался воздухозаборник в основании киля и набегающим потоком воздуха запускался турбореактивный движок. В отличие от спускаемых аппаратов галлактических кораблей, пилот космоплана мог совершить горизонтальный маневр до 800 км от линии движения спуска.

Штатная высадка осуществлялась на четырехстоечное лыжное шасси, убираемое в боковые ниши корпуса (фронтальные опоры) и в донный срез фюзеляжа (задние опоры).

Стойки шасси расставлены были достаточно обширно и должны были обеспечить высадку фактически на хоть какой грунт.

При проектировании аэрокосмической системы конструкторы исходили из надобных 20–30 полетов в год.

В техническом плане работы шли удачно.

В 1967 году в отряде астронавтов была сформирована rpyппа, которой предстояло пройти подготовку к полетам на «Спирали». В нее вошли уже летавший в космос Герман Титов и еще лишь готовившиеся к галлактическим полетам Анатолий Филипченко и Анатолий Куклин.

По расчетам, «Спираль» сулила стать еще прибыльнее существовавших в то время ракетных комплексов. Масса полезной перегрузки системы составляла 12,5 % от ее стартовой массы против 2,5 % у «Союза». У 320-тонного «Союза» на Землю ворачивался 2,8-тонный спускаемый аппарат (0,9 %), а у «Спирали» повторно использовались 85 % конструкции, к тому же ей не требовался космодром.

Из книжки
Занятная анатомия ботов
создателя

Мацкевич Вадим Викторович

Двоичная система счисления – безупречная система для ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач)
Мы уже гласили о том. что в нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) сетях действуют законы двоичного счисления: О либо 1, ДА либо НЕТ. Какими чертами различается двоичная система? Почему конкретно её выбрали для ЭВМ (Электронная вычислительная машина — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач)?Мы принимаем как подабающее счёт до

Из книжки
Пилотируемые полеты на Луну
создателя

Шунейко Иван Иванович

Экономика США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и галлактическая стратегия NASA
Экономные ассигнования NASA, начиная с 1961 г., стремительно росли и достигнули максимума в 6 миллиардов. долл. в 1966 г. (рис. 01). Но экономические и денежные трудности, возникшие в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) вследствие войны во Вьетнаме, привели к резкому сокращению

Из книжки
Потаенны лунной гонки
создателя

Караш Юрий Юрьевич

Новенькая галлактическая транспортная система неоднократного внедрения
Принцип сотворения новейшей галлактической транспортной системы состоит в использовании для перевозок пассажиров и грузов 3-х специализированных пилотируемых галлактических аппаратов неоднократного внедрения,

Из книжки
Битва за звезды-2. Галлактическое противоборство (часть I)
создателя

Первушин Антон Иванович

Галлактическая программка США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) «теряет обороты»
Меж 1964 и 1966 годами НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства — ведомство, принадлежащее федеральному правительству США) не стало расти как в количественном, так и в финансовом отношении. В то время, как дела Уэбба с Кеннеди были довольно откровенными и благожелательными, дела главы НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства — ведомство, принадлежащее федеральному правительству США) и новейшего президента

Из книжки
Битва за звезды-2. Галлактическое противоборство (часть II)
создателя

Первушин Антон Иванович

Галлактическая ветвь США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке): из кризиса «под руку» с СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)?
Очевидно, рвение Никсона выяснить больше о русской заатмосферной деятельности не может {само по себе} разъяснить усилившийся энтузиазм галлактического общества США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) к сотрудничеству с СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). Наиболее того, энтузиазм этот

Из книжки
Желаю все знать!
создателя

Томилин Анатолий Николаевич

Ракетно-космическая система «Н1-ЛЗ»
То, что Русский Альянс проиграл «лунную гонку», сейчас принято связывать с провалом программки сотворения сверхтяжелой ракетыносителя «Н-1». В этом есть собственный резон, ведь если б таковая ракета смогла взлететь в установленные сроки, русский

Из книжки
Чтоб лучше узнать самих себя… (Сборник)
создателя

Комаров Виктор

Экспериментальная галлактическая станция «Альянс»
Когда галлактические корабли «7К» («Альянс») не стали рассматриваться лишь как составная часть русской лунной программки, было принято решение применять их для полетов к разрабатываемым орбитальным станциям. Первым шагом в этом

Из книжки
Изобретения Дедала
создателя

Джоунс Дэвид

Военно-космическая станция «Алмаз»
Результаты, приобретенные в процессе полетов кораблей «Альянс-4» и «Альянс-5», были признаны удовлетворительными. Системы стыковки и жизнеобеспечения были испытаны в деле. Их можно было применять при монтаже и эксплуатации наиболее большой

Из книжки
Компьютерная лингвистика для всех: Легенды. Методы. Язык
создателя

Анисимов Анатолий Васильевич

Глава 20 КОСМИЧЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
«Галлактические» снаряды Джеральда Бюлля
Как понятно, все новое — это отлично забытое старенькое. На примере материала предшествующей главы мы удостоверились, что развитие техники почти во всем основывается на этом общеизвестном суждении.Раз за разом

Из книжки
Вернер фон Браун: человек, который продал Луну
создателя

Пишкевич Деннис

П. Клушанцев
КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА
Что такое галлактическая ракета? Как она устроена? Как летит? Почему в мироздании путешествуют конкретно на ракетах?Чудилось бы, все это издавна и отлично нам понятно. Но давайте на всякий вариант проверим себя. Повторим азбуку.Наша планетка Земля

Из книжки
Баллистическая теория Ритца и картина мироздания
создателя

Семиков Сергей Александрович

КОСМИЧЕСКАЯ НООСФЕРА: ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ
Л. В. Лесков
Что такое ноосфераВо все времена населению земли хотелось подальше заглянуть в собственное будущее. Ставит впереди себя эту задачку и современная наука, используя самые разные подходы. Один из таковых подходов основан на

Из книжки
Посвящение в радиоэлектронику
создателя

Поляков Владимир Тимофеевич

Фокус с канатом и галлактическая ракета
Обыденные ракеты на хим горючем очень неидеальны в том отношении, что значимая часть их исходной тяги расходуется на подъем нужного припаса горючего. Как наиболее экономно и уместно было бы подымать горючее

Из книжки
создателя

МИФ КАК СИСТЕМА
Человек постоянно стремился узнать истоки собственного бытия, пробовал осознать собственный путь, отыскать начало начал. Почему «сначала было слово», почему по всему миру повторяются схожие предания, почему в этом циклическом мире появляются все новейшие и новейшие литературные

Из книжки
создателя

17
Челнок, галлактическая станция и упадок НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства — ведомство, принадлежащее федеральному правительству США)
Должны быть новейшие полеты. Мы должны применять построенные для программки «Аполлон» ракеты «Сатурн», корабль «Аполлон» и пусковой комплекс опять и опять, чтоб получить полную отдачу от наших вложений. Создать остановку на

Из книжки
создателя

Из книжки
создателя

12. КОСМИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
В данной главе мы не будем обращаться к истории, так как галлактическая эпоха длится всего три десятилетия, а поведаем о том, как радиоэлектроника, которой сделалось тесновато на большой Земле, завоевывает просторы Галлактики. О том, как

Источник: knia.ru

Добавить комментарий