«Все, что ходит на колесах, казалось скучным». История инженера Якова Гаккеля — mashamult.ru

политика

Яков Гаккель участвовал в проектировании и строительстве электрического петербургского трамвая, сконструировал паровой трактор. И, пожалуй, главное в его профессиональной судьбе – создание первого поднявшегося в воздух российского аэроплана. Вот что писала в номере за 8 июня (по новому стилю – 21 июня) 1910 года газета «Новое время»: «В воскресенье, 6 июня, в 4 часа утра на Гатчинском военном поле авиатором В.Ф. Булгаковым совершен первый полет на русском аэроплане инженера-электрика Я.М. Гаккеля. Аэроплан является новым оригинальным типом, построен исключительно русскими рабочими из местных русских материалов на Коломяжском ипподроме».

Отметим, что дальность полета, проходившего на небольшой высоте, составила 200 метров. Но по тем временам это было крупным достижением.

ВНУК НАПОЛЕОНОВСКОГО СОЛДАТА

Яков Модестович Гаккель родился 30 апреля (12 мая) 1874 года в Иркутске. Род его происходил из Франции. Дедушка будущего выдающегося конструктора пришел в Россию в составе наполеоновской армии. Попал в плен, да так и остался в нашей стране. Его сын выучился на инженера, а потому можно сказать, что Яков продолжил семейную традицию.

Окончив реальное училище, юноша подался в Санкт-Петербург, где в 1893 году поступил в Электротехнический институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»). Учился хорошо, но на четвертом курсе связался с революционно настроенными студентами. В итоге был арестован, попал в тюрьму, затем отправился в ссылку. А вернувшись, устроился на работу в Русское электрическое общество «Вестингауз», которое вело подготовительную работу к пуску в городе трамвая.

УСТРЕМИЛ ВЗОР В НЕБО

Гаккель писал в дневнике: «Все, что по земле нашей на колесах ходит, я познал, и уже казалось мне оно скучным и обыденным». Тогда изобретатель устремил свой взор в небо.

В начале 1909 года он совместно с купцом Сергеем Щетининым арендовал на Коломяжском ипподроме каретный сарай, который был превращен в авиационную мастерскую.

Энтузиасты самолетостроения работали в сложных условиях: денег катастрофически не хватало. В июле 1909-го Гаккель и Щетинин организовали Первое российское товарищество воздухоплавания, однако привлечь в авиационные проекты серьезные средства не удавалось.

Первые две попытки построить самолеты завершились неудачами: машины не смогли взлететь. Но изобретатель продолжал работать, при этом, конструируя аэропланы, искал свои, неизвестные ранее технические решения. В мае 1910 года конструктор создал самолет «Гаккель-III», испытания которого проходили в Гатчине.

Много лет спустя знаменитый летчик герой Советского Союза Михаил Водопьянов скажет: «Именно Гаккель первый нашел силы отказаться от слепого копирования зарубежных образцов и построил летательный аппарат оригинальной конструкции…»
 
Любопытный факт: сын изобретателя, тоже Яков, участвовал в экспедиции Отто Шмидта на пароходе «Челюскин», а после катастрофы был снят со льдины Михаилом Водопьяновым.

Полет на Гатчинском военном поле проходил в присутствии руководителей Всероссийского императорского аэроклуба. Увиденное произвело на них сильное впечатление. Яков Гаккель получил государственную субсидию на дальнейшие разработки.

В период с 1909-го по 1924 год Яков Гаккель спроектировал более полутора десятков различных летательных аппаратов. Десять из них были выстроены, а шесть могли летать.

ЛЕНИН БЫЛ ПОРАЖЕН

Однако в двадцатые годы в разоренной Гражданской войной Советской России не было условий для развития авиации. И Яков Модестович переключился на железнодорожный транспорт. В конце 1921 года Владимир Ленин, которого очень заинтересовали труды изобретателя, распорядился выделить из бюджета республики деньги на его разработки.

Но изобретателя и конструктора по‑прежнему влекли самолеты. В январе 1938 года в письме к другу Михаилу Водопьянову профессор Гаккель не скрывал своей грусти: «Кончая жизненный путь, подводя к сорокалетнему юбилею инженерной деятельности итоги, более всего я сожалею, что оставил самолетостроение…»
 
КСТАТИ
Яков Модестович Гаккель, который всю блокаду провел в осажденном Ленинграде, скончался 12 декабря 1945 года. В 1988 году его именем была названа одна из улиц в Приморском районе.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий