С 1 июля в России стартует туристический сезон. При этом главам российских регионов поручено до 15 июня предоставить планы, как они будут принимать у себя гостей со всей страны с учетом эпидемиологической ситуации. Как изменится эта сфера услуг, почувствуем ли мы за масками радость отпуска, об этом «ПД» побеседовал с членом общественного совета по образованию в туризме при Федеральном Агентстве по туризму, профессором кафедры менеджмента СЗИУ РАНХиГС, доктором экономических наук Мариной Морозовой.
– Марина Александровна, откроются санатории, курорты, начнутся экскурсии… Как для российского туриста изменится отдых?
– Будут повышенные требования к санитарно-эпидемиологической безопасности услуги, которую турист будет получать. Все уже привыкли к социальному дистанцированию – оно будет и в туризме, хоть это и контактная сфера.
Вы сейчас знаете, что авиакомпании пролоббировали, чтобы посадка в салонах в шахматном порядке не осуществлялась. Поэтому самолеты будут загружаться так же, как и прежде. Но люди должны будут использовать маски, санитайзеры, перчатки на борту. Если это длинный полет, то маску придется менять раз в два-три часа. Но в принципе авиакомпании готовы в таком случае предоставлять дополнительные средства защиты.
Естественно, это все – определенный дискомфорт для туриста. Мы, эксперты рынка, надеемся, что так будет недолго.
Что касается общественного питания, то тут прежде всего откроются те заведения, что предлагают уличное обслуживание. Разумеется, будут определенные проблемы с тем, чтобы собирать в одном помещении сразу много человек: надо думать, как это все урегулировать.
В Петербурге гостиницы и не закрывались, но сейчас рестораны в них по-прежнему не работают, можно получать только room service (обслуживание в номерах).
– Как думаете, Петербург сможет за счет внутреннего туризма восстановить отрасль?
– Петербург – это туристская столица. И международный въездной поток во многом определял доходные поступления города. Внутренний туризм приносит меньше, хотя это тоже значительная доля. Но он не может заменить въездной туризм, и бизнес это понимает.
Плюс ко всему у нас уже полсезона почти прошло.
Есть несколько мнений по поводу дальнейшего развития туризма. ЮНВТО – Всемирная туристская организация считает, что мировой поток в туризме будет восстанавливаться в течение 4-6 лет. Если мы возьмем оценки наших экспертов, например, АТОР – Ассоциацию туроператоров России, то они говорят, что в течение 6-8 месяцев после снятия всех ограничений восстановится турпоток.
Я считаю, что будет всплеск, когда снимут все ограничения: люди просто истосковались по отдыху, по путешествиям. Но платежеспособный спрос их отрезвит. Что будет дальше – это все-таки долгий экономический цикл. Как повлияет на все сферы экономики, в том числе российской, эта блокировка многих секторов, мы сейчас точно спрогнозировать не можем. Также нельзя точно сказать, как это повлияет на потребителя, его спрос в области делового туризма, даже не платежеспособность – желание отдыхать у людей будет, но будут ли финансовые возможности?
Я думаю, что к концу 2021 года рынок может и восстановиться до предыдущего уровня. Но и то это под вопросом, потому что экономический спад будет налицо.
– С учетом конкуренции в нынешних обстоятельствах, изменится ли качество предоставляемых услуг. И тут вопрос, скорее, не о Петербурге, а о курортах Краснодарского края и Крыме.
– Я надеюсь, что, несмотря на повышенный спрос на курорты в этом году, цены останутся на приемлемом уровне. Но сейчас мы уже наблюдаем рост цен. В частности, выросли цены на гостиницы. В премиальном секторе – под полмиллиона за пять дней проживания. Мы по такой цене лучшее качество могли раньше в Турции получить.
– Не подстегнут ли закрытые границы развитие регионов, о туризме на которых давно говорят? Например, Камчатка.
– Будем честными: кому сейчас это надо? Разве сибиряки при условии отпуска только дважды в год выберут такой отдых, а не солнце и пляж? Я, как искушенный путешественник, с удовольствием слетала бы на Камчатку. Но не уверена, что таких людей много.
– Какой ваш прогноз по поводу внешнего туризма. Когда в Петербург прилетят иностранцы? И не побоятся ли наши граждане лететь за границу сейчас?
– Те, кто летал и раньше, они не побоятся лететь за границу. Но вопрос: примут ли? Если посмотреть по мировой статистике, Россия сейчас на третьем месте по заболеваемости. Так что не все страны откроют для нас границы, поскольку мы сейчас в «красной» зоне. У меня уже были случаи, когда люди с резидентскими визами пробовали запросить возврат в страну проживания, но для тех, кто был в России, подтверждения еще не было.
Я думаю, что только к ноябрю-декабрю у нас поток будет восстанавливаться: к нам полетят иностранцы. А когда полетят наши граждане… Ну, надеюсь, с 15 июля нас начнут туда впускать.
СПРАВКА
По итогам 2018 года количество туристов, посетивших Петербург, составило 8,2 миллиона человек. Из них 3,9 миллиона — иностранные туристы, 4,3 миллиона — российские. Рост турпотока по сравнению с 2017 годом составил 9,3%.
Впервые в 2019 году Петербург принял рекордные 9,1 миллиона туристов – рост с предыдущим годом на 10%. Совокупный доход, по данным Комитета по развитию туризма города, составил примерно 375 миллиардов рублей, из них более 180 миллиардов рублей принесли иностранные туристы.
Источник: