Перечитайте «Пир во время чумы» – самую актуальную из «Маленьких трагедий» на сегодняшний день. Почувствуйте себя старинным органом, сквозь трубы которого струится темный, тяжеловатый стих. Пересмотрите фильм Михаила Швейцера,снятый в 1979 году, – его финальную серию, которая завершается «Пиром во время чумы» (с Александром Трофимовым в роли Вальсингама, председателя безумного застолья). Музыка, актерская игра, изумительный по красоте кадр – все объединяется здесь в один разрывающий зрителя на куски аккорд, всплеск живой энергии. И кажется, лучше уже быть не может.
Зато может быть по-другому. Свою версию «Гимна в честь чумы» записал Константин Райкин. Он читает дерзко и яростно, со смехом и страстью. Может быть, так читал бы ее сам Пушкин.
Абсолютно иной вариант «Пира во время чумы» предложил артист Театра Романа Виктюка Игорь Неведров – его трактовка разительно современна. Это такназываемый скрин-лайф-спектакль, подготовленный в режиме строгой самоизоляции и развивающийся в воображаемой социальной сети, в паутине Интернета, опутавшей и участников, и зрителей. Предельно неожиданная форма, мощнейший энергетический заряд, провокация и дань уважения в одном флаконе. Это стоит увидеть!
Какова мораль? Ее нет. Настоящее искусство не читает нотаций. «Есть упоение в бою», и каждый сам решает, бросаться ли ему в жизнь, как в бой, или выбрать покой и свет. Переплавить страх и гнев в смирение или во вдохновение.
Пушкин велик не потому, что его проходят в школе. Скорее вопреки этому. Наперекор попыткам придать ему академическую солидность, втиснуть в рамки. Пушкин – свой для каждого (один предпочитает лирику, другой – эпиграммы). Стихи и проза его – ключ, которым каждый из нас может воспользоваться, чтобы открыть свою дверь в новую жизнь.
Источник: