Задания письму для 7 лет. Подготовка руки к письму. Упражнения для рук при подготовке руки к письму — mashamult.ru

новости

Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую , так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка.

Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.

Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не укладываемся в общий темп работы.

Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу, а готовиться к ней.

Все предложенные задания по навыкам письма можно распечатать и заниматься с ребенком.

ПРОПИСИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАШЕК

РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 1)

РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 2)

Эти упражнения поможет дошкольнику овладеть навыками ориентировки на листе бумаги в клетку, копировать рисунки, копировать фигурки по точкам.

В наше время школы заинтересованы в том, чтобы дети поступали в 1 класс подготовленными, умеющими писать и считать.

На начальном этапе обучения у многих детей чаще всего возникают затруднения именно с письмом: быстро устает и «не слушается» рука, буквы, цифры и их элементы получаются некрасивыми, неровными, ребенок не укладывается в отведенное для выполнения задания время.

Эти затруднения вызваны недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформированными навыками зрительно-двигательной координации, внимания, аналитического восприятия. Это отрицательно сказывается на усвоении детьми школьной программы.

Чтобы этого не произошло, очень важно заранее начать подготовку руки ребёнка к письму.

Что такое мелкая моторика и для чего ее развивать

Мелкая моторика рук — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами.

Физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи и интеллекта ребенка зависит от развития мелкой моторики его рук. Известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”,

Развитие мелкой моторики оказывает влияние на общее развитие ребенка, его мыслительную деятельность, зрительную и двигательную память, внимание, координацию, воображение, речь. Это важно еще и потому, что в нашей повседневной жизни нам постоянно необходимы точные скоординированные движения пальцев и кистей рук, чтобы есть, одеваться, писать, заниматься рукоделием, играть на музыкальных инструментах, и т.д. Поэтому от степени развития мелкой моторики зависит очень многое.

И, конечно же, при подготовке ребенка к школе, для того, чтобы он успешно овладел навыками письма, просто необходимо, чтобы мелкая моторика его рук была для этого достаточно развита!

Когда ребенок идет в 1 класс с недостаточно развитой мелкой моторикой рук, это чаще всего говорит о некотором отставании и в его общем развитии. Ребенку с большим трудом будут даваться графические задания, ему будет трудно долго держать карандаш или ручку, движения его руки во время письма будут неловкими. И конечно, это скажется не только на почерке, но и на успехах в учебе и на освоении различных трудовых навыков.

С какого возраста начинать готовить руку ребенка к письму

Готовить руку ребенка к письму, а значит, тренировать мелкую моторику рук ребенка можно начинать с раннего возраста.

В самом раннем возрасте мелкая моторика развивается естественным образом: малыш вначале учится брать предметы рукой, затем – перекладывать их из одной руки в другую, и т.д.

С 3-4 месяцев можно начинать делать массаж кистей рук малыша, сгибать и разгибать его пальчики, воздействовать на ручки и пальчики ребенка сенсорно: гладить их, проводить по ним меховой или вязаной игрушкой и т.д.

Очень важно, чтобы эти занятия проходили с положительным эмоциональным фоном, доставляли ребенку радость, были для него игрой. Для этого наши мудрые предки делали с малышами пальчиковую гимнастику в сопровождении потешек, т.е. играли в пальчиковые игры, такие как: «Пальчик-мальчик, где ты был», «Сорока-ворона» и т.д.

Пальчиковая гимнастика «пальчиковые игры» – это инсценировка при помощи пальчиков небольших историй и сказок в стихотворной форме. Пальчиковые игры – это важная часть работы по развитию мелкой моторики с детьми разного возраста: от малышей до учащихся первых классов.

Для большей эффективности в пальчиковых играх должны использоваться отдельные движения каждого из пальчиков, а движения на сжатие, растяжение, расслабление кисти руки – чередоваться.

Длительность пальчиковой гимнастики увеличивается с возрастом: для малышей до 3-4 лет рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, для детей постарше – 10-15 минут в день.

Пальчиковые игры нетрудно найти в Интернете через поисковики.

С 8 месяцев рекомендуется тренировать ручки ребенка более активно: под присмотром взрослых давать ему перебирать и играть различные предметы, вначале крупные, а со временем и более мелкие: детали конструкторов, мозаики или паззлов, а также камешки, ракушки, небольшие палочки, пуговицы, канцелярские скрепки, счетные палочки, крупу и т.д.

По мере взросления ребенка доступных ему занятий и игр по развитию мелкой моторики становится гораздо больше, а сами они – разнообразнее.

Какие занятия помогают подготовить руку к письму

Детское творчество

Занятия с детьми творчеством: рисование, аппликация, вырезание, лепка и т.д., очень способствуют тренировке мышц кистей рук и пальчиков, развитию ловкости и умелости рук, координации движений обеих рук и т.д., а также активно воздействуют на зоны мозга, ответственные за общее развитие ребенка.

Примеры других занятий и игр

Также полезны для маленьких детских ручек такие занятия, как:

    Рисование. Рисовать можно где угодно и чем угодно, особенно дети любят нетрадиционные материалы и техники рисования, например, малышам можно предложить рисование пальчиками на подносе с песком, манкой или другой крупой (для этого на поднос тонким слоем насыпается, например, манка, а ребенок проводит по ней пальчиком),
    игры с мячом, кубиками, пирамидками, сортерами, мозаикой, конструкторами, паззлами и т.д.,
    застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков,
    нанизывание бусин и пуговиц,
    шнуровка,
    переплетение ленточек или веревочек, плетение из них косичек, завязывание и развязывание узлов и бантов,
    отвинчивание и завинчивание крышек пластиковых бутылок, банок, пузырьков,
    прикрепление и открепление прищепок,
    поиск мелких предметов (игрушек от киндера и т.д.) в миске или мешочке с крупой,
    театр теней из рук и пальцев
    и т.д.

Массаж и самомассаж рук

Очень полезен массаж или самомассаж рук. Его нужно проводить каждый день по 2-3 раза. Это можно делать следующим образом.

Простейший массаж: движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. Движения: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков, и всех вместе, и поочереди.

Начинается массаж (самомассаж) с растирания пальчиков от подушечек к ладоням вначале на одной руке, а затем на второй. Затем большим пальцем одной руки растирается ладонь второй руки от центра к краям.

Затем выполняются различные движения, после каждого из которых делают расслабляющие поглаживания или встряхивания рук:

    разогрев рук — энергично потереть ладони друг о друга, чтобы рукам стало горячо,
    движения как во время мытья рук,
    сжать все пальчики в кулак и резко разжать,
    потереть большой пальчик о другие пальчики по очереди: об указательный, о средний, о безымянный, о мизинчик. Упражнение выполняется одновременно обеими руками,
    сжать одну руку в кулачок, затем вставлять в него по очереди пальчики другой руки и несколько раз прокручивать.
    делать «пилящие» движения ребром одной ладони по другой,
    костяшками сжатых в кулачок пальчиков одной руки проводить вверх и вниз по ладони и пальчикам другой руки.

Завершить самомассаж расслаблением кистей рук, для этого нужно потрясти ими.

Чтобы массаж не был скучным, его можно сопровождать стихами, пример стихов для массажа ручек с сайта .

Самомассаж можно проводить с помощью различных мелких предметов, например, катать ребристый карандаш, бусину, горох, шишку или орех между ладонями или одной рукой по столу. Это можно делать со словами:
«Еду, еду, к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке»

Графические задания

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) развитие мелкой моторики и координации движений рук становится одним из главных этапов подготовки к школе и, в частности, к письму.

В этом возрасте важно уделять внимание таким занятиям:

    раскрашивание бумаги или замкнутых контуров в разных направлениях для разных рисунков (на каждом рисунке штрихи должны быть только в одном направлении),
    штриховка в разных направлениях с разной силой нажима и длиной штрихов,
    обведение рисунка по контуру,
    создание изображения с помощью шаблонов или обводка различных предметов (стакана, баночки, своей ладошки и т.д.),
    рисование по точкам;
    рисование по клеточкам по образцу и на слух,
    дорисовка изображений по клеточкам и без них,
    различные графические диктанты (например, ),
    написание элементов прописных букв.

Большинство таких заданий есть в различных пособиях для подготовки детей 5-6-7 лет к школе .

Знакомство с гигиеническими правилами письма

Учить ребенка правильно сидеть при письме или рисовании и правильно держать ручку надо начинать заранее, до того, как он пойдет в школу. Потому что переучивать его, особенно в очень сложный для него период, когда ему придется много заниматься новой и сложной для него деятельностью – письмом, будет очень трудно.

Гигиенические правила письма это следующие умения и навыки:

Правильно сидеть при письме.
Правильно держать ручку.
Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при письме.

Соблюдение этих правил позволяет сформировать правильную технику письма, сделать его более удобным, легким, красивым и быстрым.

Причем как именно это делать правильно, ребенку должен показать взрослый. Он же должен следить за их выполнением, т.к. сам ребенок, сконцентрировавшись на выполнении задания, о них забывает уже через несколько минут.

Поделки с детьми дошкольного возраста

Итак, занятие творчеством и изготовление поделок очень способствует развитию мелкой моторики рук у детей, а также приобретению умений и навыков, которые потребуются детям в школе.

Различных техник и способов создания поделок очень много. Рассмотрим самые основные и необходимые для подготовки к школе.

Вырезание ножницами.
К сожалению, не так мало детей, которые идут в 1 класс, вообще не умея вырезать. А ведь вырезание хорошо тренирует мышцы детских пальчиков, развивает координацию движений. Нужно уделить внимание умению ребенка резать по прямым, ломанным или изогнутым линиям, умению вырезать различные формы: треугольник, круг, овал и т.д.

Аппликация
. Вырезанные фигурки можно приклеить на бумажный или картонный фон – получится аппликация. Аппликацией можно заниматься с детьми раннего возраста, которые еще не умеют пользоваться ножницами, если предлагать им приклеить порванную ими на кусочки цветную бумагу или уже готовые вырезанные фигурки из самоклеящейся бумаги, а также изображения, вырезанные взрослым из старых журналов или фигурки, сделанные фигурными дыроколами.

Работа с бумагой и картоном. Оригами
. Из бумаги (бумажных выкроек), сделав пару сгибов (в более сложных моделях может потребоваться клей), можно получить различные бумажные игрушки. Также фигурки и игрушки можно сделать путем складывания бумаги (оригами). Из бумаги и картона можно сделать много различных поделок, имеющих практическую пользу: открытки, подарки и сувениры, елочные игрушки и украшения, книжные закладки .

Лепка
. Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины, массы для лепки. Вначале нужно научиться лепить базовые формы: шарики, колбаски, кружочки, а уже их собирать в различные фигурки, буквы, цифры. Полезно разминать пластилин (тесто, глину, массу) в руках, отщипывать (еще можно разрезать ниткой или стеком) от них кусочки, а затем снова соединять их в одно целое. Кусочками пластилина можно выкладывать контуры рисунков на картоне или фон, на котором потом создать изображение с помощью круп.

Чтобы развитие мелкой моторики, а также необходимых навыков в вырезании, аппликации и лепке было интереснее ребенку, можно предложить ему поиграть.

Пример игры с пластилином или соленым тестом: предложите ребенку скатать небольшую колбаску – это будет червячок (змейка), а затем пофантазировать, куда отправится червячок, что увидит, с кем познакомится и т.д.: «Жил-был червячок. Звали его (пусть имя придумает ребенок). Червячок любил путешествовать. Вот как-то раз ползет он, ползет (придаем телу червячка характерные изгибы) и видит реку (ребенок скатывает толстую колбаску из синего пластилина и расплющивает ее). Но червячок не умеет плавать. Как же ему переправиться на другой берег? (слушаем ответы ребенка) Правильно, нужен мостик. Но ведь червячок такой маленький, он не сможет сам перебросить через реку бревно, надо помочь ему сделать мостик! (ребенок делает мостик: раскатывает колбаской коричневый пластилин и кладет его поперек «реки»). Слышишь, червячок говорит тебе «Большое-большое спасибо за помощь!» Переполз червячок на другой берег, а там – красивый цветок (скатать 7 одинакового размера шариков, расположить вокруг одного из них остальные, расплющить). А рядом с цветком сидит цыпленок (скатать 2 желтых шарика, один побольше, другой – поменьше, соединить друг с другом, на меньшем нарисовать глазки, нарисовать или приклеить клювик). Придумать, что делал цыпленок, спрятался ли червячок от него или подружился с ним, и что было дальше.

Похожим образом можно играть не с вылепленными, а с бумажными фигурками. Только всех персонажей нужно будет рисовать (хотя бы контурно), а затем вырезать из бумаги.

Потренироваться с вырезанием можно и другими способами: поиграть в торговую базу, где ребенок (продавец) должен выдавать за покупки чеки. Чек должен быть двойной, а продавец должен разрезать его ровно пополам по намеченной линии, чтобы одну часть отдать покупателю, а вторую оставить себе для отчетности.

Можно предложить ребенку выпустить на свободу привидение, которому очень хочется полетать, а оно не может, т.к. заколдовано. Чтобы его расколдовать, нужно вырезать его и привязать к небольшой веточке – дети очень любят бегать по улице с такими игрушками на веревочке. А уж если они сделаны своими руками! Для того, чтобы получилось такое привидение, на листе бумаги нужно нарисовать округленную на конце спиральную линию с глазами и ртом.

    Тематический комплект графических заданий

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Доброго времени суток, друзья! Некоторые мамы и папы, занимаясь подготовкой ребенка к школе, обращают пристальное внимание на то, умеет ли ребенок читать и считать. И совершенно забывают о других сторонах процесса. Например, о развитии мелкой моторики. А ведь от этого напрямую зависит успех обучения ребенка в школе. Надеюсь, вы не относитесь к разряду таких нерадивых родителей. И сегодня хочу рассказать вам о том, как мы с моим любимым подготовишкой Артемкой развиваем руку для письма.

Вообще, ставить знак равенства между понятиями «развитие мелкой моторики» и «подготовка руки к письму» я бы не стала. Я бы поставила знак «примерно верно». Развитие моторики – понятие более обширное. Моторика она ведь не только для письма нужна, она и на влияет и на речь.

Любые упражнения на развитие моторики готовят ребенка к письму. А вот некоторые задания на подготовку к письму к моторике не имеют никакого отношения.

План урока:


План подготовки руки.

Итак, давайте разбираться, как сделать так, чтобы маленькие ручки выдержали нагрузку, которая ляжет на них в школе?

Необходимо подготовить мелкие мышцы руки к работе. Для того, чтобы удерживать ручку и при этом совершать множество мелких движений мышцы должны быть сильными. А что делает мышцы сильными? Тренировки конечно!
Нужно сделать пальчики ловкими, способными управляться с мелкими предметами. Нужно научить мозг подавать правильные сигналы пальцам. Попытайтесь вспомнить свои ощущения, когда вы в первый раз использовали для приема пищи не привычные вилку и ложку, а китайские палочки. Если с вами такого еще не случалось, то обязательно попробуйте. И поймете, что испытывает маленький ребенок. Пальцы не слушаются. Не потому что не хотят, а потому что не знают, что от них требуется. Но если давать им работу постоянно, то они быстро научатся.
Нужно научить пальчики правильно держать ручку. И как можно раньше. А так же объяснить ребенку, как нужно сидеть за партой, как тетрадку перед собой размещать.
Выполнение графических упражнений обязательно пойдет на пользу будущему первоклашке. Позволит ему привыкнуть к новому виду деятельности.
Простой лист бумаги в клеточку является отличным тренажером для подготовки к школе. Необходимо научить ребенка на нем ориентироваться.

Ну а сейчас подробнее о том, какие упражнения мы делаем с моим младшим сыном Артемкой, который в новом учебном году тоже пойдет в первый класс.

Развиваем мышцы руки

Все тренажеры, необходимые для развития ручной мускулатуры найдутся в любом доме, это:

    пластилин;
    ножницы;
    бумага;
    проволока;
    тесто;

Список можно продолжить, но иногда даже эти простые вещи не потребуются.

Наши занятия делятся на:

Обычную, привычную, творческую работу.
Пальчиковую гимнастику.

Обычная творческая работа это:

    вырезание из бумаги;
    аппликации;
    работа с тестом;
    моделирование из проволоки;

Из пластилина Артем лепить умеет и любит. Так что заставлять его не приходится. Пластилин покупаю самый обыкновенный. Чтобы его размять, согреть, приходится постараться. А нам только этого и надо.

Ножницы тоже отличный тренажер. Хоть и опасный. Главное, показать ребенку, как правильно ими пользоваться. Долго не получалось у Темы вырезать. Но мы старались, тренировались и сейчас он уже научился. А еще бывает, что мы бумагу не режем, а рвем пальцами. Из такой рваной бумаги получаются прекрасные необычные аппликации.

Когда наша бабушка готовит пельмени самолепные, а она в этом настоящий спец, она завет Артема на помощь. Он с удовольствием ей помогает. И всегда остается кусочек теста для личного пользования Артема, с которым он потом играет, лепит, раскатывает, разминает.

Интересно с проволокой заниматься. Из нее тоже можно многое сделать. Колечки разные и фигурки. Артем сначала делает каркас, а потом его сверху замазывает пластилином. Прикольно получается.

Пальчиковая гимнастика

Думаю, вряд ли найдутся родители, которые о ней никогда не слышали. Много всяких разных стишков, под которые эта гимнастика делается. Но Артем заявил, что он уже слишком большой для таких детских стишков. Пришлось придумать что-нибудь посовременнее. И получилась у нас система «Супер – пальцы!»

Система «Супер-пальцы»

По сути это такая странная сюжетно-ролевая игра. Главные участники – это мои руки и руки Артема. Мы кладем руки на стол, и они оживают. Разговаривают друг с другом нашими голосами. Иногда как ляпнут чего-нибудь, так потом смеешься пол-часа, успокоиться не можешь. В общем, хоть и странная, но очень веселая игра.

Мои руки – это тренеры, а Темины пришли в фитнес клуб спортом заниматься. Тренер показывает, что нужно делать, остальные повторяют. Все как в жизни.

План нашей тренировки:

«Разминка». Она первая. Трем ладошки друг о друга, чтобы разогреться перед тренировкой. Трем пока теплыми не станут.
«Тренируем пальцы». Исходное положение – ладони на столе пальцы вытянуты вперед. И раз – мах вверх мизинцем одной руки, и два – мах безымянным этой же руки, и три – мах средним пальцем. И так до мизинчика второй руки доходим, а потом обратно. Далее начинаем махать двумя мизинцами, двумя безымянными пальцами и т.д.
«Штанга». Приступаем к силовым упражнениям. Ладони на столе, пальцы вытянуты. Между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев зажимаем карандаш. И пытаемся карандаш пальцами удерживать и поднимать вверх.
«Спортивная ходьба». Указательный и средний пальцы – это как будто ножки. Между ними опять же зажат карандаш. Удерживая карандашик, начинаем пальцами ходить по столу. Бегать в таком положении невозможно. Шаги получаются совсем маленькие.
«Ролики». Откуда в фитнес-клубе ролики? Этот вопрос мы обсудим позже. А пока что покатаемся. С ролью роликов хорошо справляются крышечки от пластиковых бутылок. «Надеваем» ролики на указательный и средний пальцы и поехали кататься по столу. Будьте аккуратны, это очень скоростной вид спорта. Иногда руки сталкиваются друг с другом, падают, теряют ролики, долго не могут встать, дрыгают ногами и кричат что-то неразборчивое. И такие моменты не могут не вызвать смеха.
«Упражнения с мячом». Вместо мячика используем контейнеры из-под киндеров. В них насыпаем соль, чтобы были поувесистее. И просто перекатываем из одной руки в другую.
Ну и, на последок, немного развлечений. Устраиваем паучьи бега. Небольшая подготовка, из счетных палочек выкладываем дорожки, по которым будут бегать наши руки-пауки. Ставим ручки на старт. Ладони от стола приподняты опора на все пять пальцев, ну чтобы на пауков было похоже. Внимание! Марш! И побежали пауки, ножками перебирают, торопятся. Иногда забываются, заползают на стены и даже нам на головы.
Тренировка окончена! Можно идти домой! Стоп! А «уборка»? Палочки то по всему столу разбросаны! Собираем палочки одной рукой по одной штучке.

Ловкость пальцев

Для того, чтобы научиться управляться с мелкими предметами, нужны…. мелкие предметы.

Бисероплетение, вязание, вышивание – все это здорово влияет на развитие моторики. Как-то раз купила Артему набор для изготовления лягушки из бисера. Но сынуля заявил, что не мужское это дело из бисера плести и посоветовал мне отдать наборчик Александре. Саша – это его старшая сестра. Так я и сделала. Сашуля была рада! Артем тоже!

Ну а для Темки приобрели конструктор «Лего» с маленькими детальками. Он очень любит с ним играть, может часами сидеть и что-то строить. И так классно у него получается! Аж гордость берет!

Еще у нас есть такой железный конструктор, как раньше были. Из него Тема тоже мастерит. То винтики какие-то прикручивает, то гаечки откручивает, то колесики приделывает. В основном получаются разные машинки.

Ну а еще для развития ловкости пальцев ребенку можно предложить:

    нанизывать бусины на нитку;
    завязывать шнурки и бантики на ленточках;
    наматывать нитки на клубок;
    перебирать зернышки или выкладывать из них картинки.

Смысл в чем? Найти что-нибудь мелкое, придумать игру и предложить ее ребенку.

Правильно держим ручку

Что написано пером, того не вырубишь топором!

А что написано простым карандашом, то легко сотрется ластиком.

Именно поэтому на подготовительные курсы в школу ручки мы не носим. В пенале только простые и цветные карандаши и ластик. Как объяснила учительница, это нужно для того, чтобы дети сильно не переживали из-за ошибок и могли их исправлять. Говорят, что и в первом классе так будет.

Обратите внимание на то, как ваш ребенок держит карандаш, когда рисует.

Правильное положение руки. Карандаш удерживается средним и большим пальчиками, а указательный прикрывает карандашик сверху. Мизинчик прижат к бумаге. Ладонь повернута к столу. Удерживаем карандаш на расстоянии 2 см от грифеля. А свободный конец карандаша смотрит на плечо.

Если вы видите, что ребенок держит карандаш неправильно, то это обязательно нужно исправить. На это нельзя закрывать глаза. Иначе в школе он будет очень медленно писать.

Пять разных способов научить ребенка правильно держать ручку вы найдете .

Чтобы ребенок точно понял, как правильно ручку держать, рекомендуется встать за его спиной, правильно вложить карандаш в его руку, взять его руку в свою и писать вместе.

Так же стоит позаботиться об осанке. Следить за тем, чтобы ребенок сидел правильно. Спинка ровная, корпус чуть вперед, но не лежит грудью на столе. Ноги не висят, не задраны на стул, а стоят на полу. Бедра параллельны полу. Левая рука придерживает тетрадь. У левшей – правая.

Тетрадь размещается перед ребенком под углом, под наклоном. Лампу ставим для правшей слева, для левшей – справа.

Графические упражнения

К графическим упражнениям относятся:

    штриховка;
    раскрашивание;
    обводка;

Для выполнения графических заданий можно приобрести специальную , прописи, раскраски. Там найдете массу заданий на развитие графических навыков.

Картинки раскрашивать лучше не фломастерами, а цветными карандашами. От них больше толку с точки зрения развития мелкой моторики. Так как при рисовании карандашами, на них приходится нажимать. Следите, чтобы картинка была раскрашена аккуратно, равномерно, без выступов за линии.

Раскраски, кстати, можно использовать и для упражнений на штриховку. Штриховать картинки нужно в разных направлениях. Вертикально, горизонтально, по диагонали. Последите за ребенком во время штриховки. Обратите внимание на то, не переворачивает ли он лист, когда переходит от вертикальной штриховки к диагональной. Это ошибка! Нужно учиться управлять рукой, а не листом бумаги.

Отлично развивают точность движения рук задания, где предлагается обвести что-нибудь. Например, рисунок, который изображен пунктирной линией.

Очень много графических упражнений можно найти в детских журналах. Вы покупаете журналы? Мы сейчас «подсели» на «Внеклассный журнал». Это совсем молодое издание. В марте этого года в продаже появился только 4 номер. Кроме упражнений для рук, там много интересных заданий на развитие памяти, внимания, мышления.

Ориентация на листе бумаги

Для развития ориентации мы используем лист в крупную клетку.

Для начала нужно объяснить ребенку, что такое клетка. Что вы имеете в виду, когда произносите это слово. Показать где у клетки верхняя сторона, нижняя, правая и левая. Попробуйте посчитать клеточки.

Тоже самое и с листом бумаги. Где у него центр? Где верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы? Предлагайте ребенку задания типа такого, в центре и в трех углах нарисуйте какие-нибудь фигуры, а один уголок оставьте пустым. Пусть в этом углу ребенок сам что-нибудь нарисует. Спросите его, в какой части листа находится его рисунок?

Еще три классных упражнения:

Рисование по клеточкам.
Копирование узоров.
Зеркальное рисование.

Рисование по клеточкам

Для детишек 6 – 7 лет самое то. Поставьте на листе точку. Это начало рисунка. В точку ребенок ставит карандаш. А вы говорите, куда ему нужно двигаться. Например, 2 клеточки вниз, одна налево, три вверх и т.д. Вы говорите, ребенок слушает и рисует.

Хотите попробовать? Давайте, я подиктую, а вы рисуйте:

    одна клеточка вверх
    одна клеточка вправо;
    одна вверх;
    одна вправо;
    шесть клеточек вверх;
    пять влево;
    одна вверх;
    одна вправо;
    одна вверх;
    одна вправо;
    одна вверх;
    одна вправо;
    одна вверх;
    две вправо;
    одна вверх;
    одна вправо;
    одна вниз;
    две вправо;
    одна вниз;
    одна вправо;
    одна вниз;
    одна вправо;
    одна вниз;
    одна вправо;
    одна вниз;
    пять влево;
    семь вниз;
    одна влево;
    одна вниз;
    две влево.

Закончили упражнение! Расскажите, пожалуйста, в комментариях, что за картинка у вас получилась?

Узоры также рисуются по клеточкам. В них можно добавлять творческие элементы, всякие кружочки, волны, точки, крестики. Задача родителей начать узор, задача ребенка – продолжить его по образцу. Ну или можно найти образцы узоров в прописях.

Зеркальное рисование

Это когда одна часть симметричного рисунка нарисована, а вторая нет. Ребенок, опираясь на нарисованную часть картинки и считая клеточки должен нарисовать рисунок целиком.

Ну вот, кажется и все, друзья.

Ой! Чуть не забыла! У нас же еще есть игра «Твистер». Только не тот, на который ногами становишься, а специальный для пальцев. Задания такие: большой палец на красное, средний на синее, мизинец на желтое и т.п. Это только кажется, что все просто. На самом деле во время игры пальцы такое вытворяют, что только диву даешься!

А давайте, друзья, вместе диву даваться! От того, насколько красивый почерк у наших детишек, и от того, насколько все замечательно у них в школе! Но для этого сейчас нужно потрудиться. Хотя, какой же это труд? Сплошное удовольствие и веселые игры!

А вот еще и видео о том, как можно весело научить ребенка правильно ручку держать.

Вот теперь точно все. Желающих высказать свою точку зрения, как всегда жду в комментариях. Спасибо за внимание!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Подготовка руки к письму у детей дошкольников – процесс затяжной и сложный. Он имеет несколько этапов и начинается не в 6 или 7 лет, а с самого раннего возраста. Заниматься подготовкой малыша к письму нужно по той простой причине, что когда придёт время изучать этот навык, ребёнку будет легче. Он быстро освоит механические действия, принципы написания слов на бумаге.

Основные цели подготовки к письму детей 5-6 лет

В развитии навыков взрослые стремятся добиться от ребёнка, чтобы он писал красиво. Однако идеальный почерк – это второстепенная задача. Более важные цели в подготовке руки к письму у детей дошкольников:

    развивать мышцы на руках;
    развить подвижность пальчиков — мелкую моторику;
    научить ребёнка понимать отличие между левой/правой стороной;
    развить координацию и пространственную ориентацию;
    научить удобно сидеть во время занятий письмом, держать осанку, правильно выкладывать руки;
    развитие чувства ритма.

Такое простое занятие, как письмо, требует активного участия не только пальцев пишущей руки, но и кисти, предплечья, даже плеча. У дошкольников мышцы рук ещё могут быть слабо развиты, поэтому физическое развитие ребёнка 5-6 лет – одно из главных направлений подготовки руки к письму.

Почему важно развивать умение определять сторону (левую, правую), способность ориентироваться в пространстве? Одна из самых частых ошибок в письме – это неправильное воспроизведение букв (например, «Є» вместо «Э»). Понимание понятий «левая сторона», «правая сторона» помогает избежать подобных промахов. Пространственное мышление – незаменимый навык в письме. Он нужен для того, чтобы ребёнок смог писать строго в рамках очерченной строки, не выходить за поля, чтобы его буквы не «прыгали».

Для многих, наверное, не понятно, как в списке главных элементов подготовки руки к письму детей 6-7 лет оказалось чувство ритма. Оно очень пригодится малышу, когда он будет писать диктанты. Именно от ритма зависит согласованность механического действия с текстом.

Кроме указанных способностей полезными в письме являются аккуратность и внимательность, старательность и целеустремлённость.

Развитие мелкой моторики в подготовке к письму

Графическим навыкам детей 6-7 лет научит в школе опытный педагог. Перед родителями пока только стоит задача подготовить детскую руку к предстоящей работе.

Какие задания для подготовки руки к письму практикуют в обучении дошкольников? Предлагаем несколько упражнений, которые понравятся любому малышу:

Весёлая гимнастика для пальчиков. Это простые упражнения, их выполняют в сопровождении стихов. Они хорошо развивают моторику рук, помогают развитию речи и художественных задатков.
Лепка. Польза от лепки пластилина, глины или теста очень велика. Занятие лепкой тренирует пальцы, делает сильными кисти рук. В то же время малыш учится усидчивости, развивает свои творческие таланты.
Игры с бусинами и прочими мелкими предметами. Такую подготовку руки к письму хорошо сочетать с обучением устному счёту.
Вырезание. Когда ребёнок научится пользоваться ножницами, его рука станет более крепкой, а движения – уверенными.
Раскрашивание. В данном упражнении на подготовку руки к письму дети учатся держать ручку, чувствовать границы (пространственное мышление), укрепляют разные мышцы руки, двигая карандашом в разные стороны.

В принципе, любой вид прикладного творчества (оригами, пазлы, рисование, вязание, вышивание) полезен для развития моторики, подготовки руки ребёнка к письму.

Лучшие методы подготовки руки дошкольника к письму

Специалисты уверены, что самый сильный эффект в подготовке к письму оказывает рисование. Этот вид упражнений развивает целый комплекс следующих навыков, способностей, которые позже будут нужны малышу для освоения искусства письма и не только:

    умение держать инструмент;
    развитие координации, зрительного внимания;
    синхронная работа полушарий (наглядно-образное, логическое и абстрактное мышление);
    укрепление мышц пальцев и кистей рук и, в результате, – активация мыслительных процессов, развитие речи, интеллекта.

Второй этап и эффективный способ подготовить ребёнка 6-7 лет к письму – тренировка навыков, используя специальные прописи. Занятия в таких тетрадях нужны для тренировки графических навыков, пространственного мышления, аккуратности.

Вообще, письмо требует от ребёнка высокой концентрации внимания и точности выполнения конкретных действий. Поэтому подготовка руки к письму в ходе подготовки к школе детей 5, 6 и 7 лет – это важная часть психического развития ребёнка. Ей нужно уделять особое внимание. От родителей требуется:

    создать условия для нормального развития;
    делать занятия по подготовке разнообразными и интересными;

не забывать хвалить кроху за старания.

Рабочая программа по подготовке руки к письму

Пояснительная записка

Актуальность

«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» ,- считал известный русский психолог Л.С. Выготский.

Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

Вопрос подготовки дошкольников ко владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании,закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цель и задачи
:Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.

Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.

Особенности программы

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.

Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

Возраст обучающихся детей –
5-7 лет.

Особенности детей данной возрастной группы

    Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость.
    Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда(карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
    Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
    Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

Сроки реализации программы:
долговременные

Форма и режим организации образовательного процесса:

Режим занятий: 2 занятия в неделю по 30 минут.

Форма занятий: по подгруппам (8-10 детей в подгруппе)

Методы и средства:

Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами

Графические упражнения

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:

Мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

Крупных движений и умения владеть своим телом;

«
-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);

Активной речи, словарного запаса;

Мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

Навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.

Средства для реализации программы:
доска, мебель, соответствующие росту детей, альбом с нелинованной бумагой, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, игровые пособия (фасоль, горох, камешки, счетные палочки, резиновые мечи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки, губка),раздаточные листы, тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку.

Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если поддерживается связь с воспитателями, преподавателями по изобразительной деятельности, и встречается понимание и оказание помощи со стороны родителей.

Работа с родителями:

Беседы, консультации об особенностях психо — физиологическом развитии детей 5-7 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления.
Выполнение небольших домашних заданий родителями с детьми.
Разучивание пальчиковой гимнастики.

Перспективное планирование.

Октябрь

п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Знакомимся с правилами при письме
(Здравствуй карандаш)

Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.

Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1.

Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги

(Здравствуй карандаш)

Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1

Рисуем вертикальные линии.

(Веселый дождик)

Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

Цветные карандаши, простой

карандаш, камешки, раздаточный

лист 2

Регулируем нажим на карандаш.

(Дождик тише, дождик громче.)

Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на

листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, внизу) Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш.

Цветные карандаши, простой

карандаш, счетные палочки,

раздаточный лист 2

Вырезаем ножницами.

(Аппликации Дом для трех поросят)

Развивать у детей мелкую моторику рук, умение пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение ориентироваться на листе бумаги

Цветная бумага, клей, ножницы, демонстрационный лист, раздаточный лист №3

Рисуем вертикальные линии.

(Строим забор)

Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от

друга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них

Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные

карандаши, раздаточный лист №3

Регулируем нажим на карандаш

(Разукрашиваем забор)

Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия

правой и левой руки.

Простые неотточенные

карандаши, цветные карандаши,

счетные палочки, раздаточный

лист №4

Раскрашиваем рисунок

(Цыплята гуляют на лужайке)

Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги

и карандаша.

Карандаши неотточенные по 2 на

каждого ребенка, фасоль по 10

штук, тарелочки по 3 штуки,

счетные палочки, цветные

карандаши, раздаточный лист №5

Ноябрь

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Горизонтальные линии

(Учимся рисовать дорожку)

Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №6

Горизонтальные линии

(Дорожки для автомобилей)

Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный

Пунктирные линии

(Чудесный платочек)

Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

Прищепки по 1 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №8

Пунктирные линии

(Украсим платочек)

Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук.

Прищепки по 2 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №9

Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии

(Расчески для куклы)

Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу

Карандаши не отточенные по 2 штуки на каждого ребенка, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №10

Штриховка горизонтальными линиями

(Учимся штриховать)

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

демонстрационный лист и
раздаточный лист №11

Штриховка вертикальными линиями

(Учимся штриховать)

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук

Карандаши неотточенные по 2
на каждого ребенка, фасоль
по 10 штук, тарелочки по 3
штуки, счетные палочки,
цветные карандаши,
демонстрационный лист и

раздаточный лист №12

Штриховка наклонными линиями

(Учимся штриховать

)

Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши,
демонстрационный лист и
раздаточный лист №13

Декабрь

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Рисование по точкам

(Учимся рисовать по точкам)

Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребёнка, фасоль, горох, тарелочки по 3 штуки, цветные карандаши, раздаточный лист №14

Волнистая линия

Учить рисовать волнистую линию, слева на право.

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию.

Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационные лист, раздаточный лист №15.

Волнистая линия

(Волны большие, волны маленькие)

Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура

Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационный лист №15

Вырезание ножницами

(Резные снежинки)

Формировать умение вырезать по заданнымлиниям, развивать зрительно-моторную координацию, двигательную активность пальцев

Белый лист, ножницы, карандаш простой, счетные палочки, демонстрационный материал

Линии в различных направлениях

(Елочка — зеленая иголочка)

Развивать воображение зрительно-моторнуюкоординацию, чувство пространства, умение

соблюдать направление линии.

Счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный листы №16

Цветная и белая бумага, ножницы, клей

Вырезание ножницами

(Волшебные ладошки (елка))

Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук.

Плотная бумага (по размеру открытки), цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей

Рисование и вырезание

(Приглашение на праздник)

Воспитывать у детей положительное отношение к окружающим, желание пригласить их на праздник
елки, самостоятельно использовать умение,

полученное в рисование и аппликации. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию

Цветные карандаши, краски, альбомный лист,
демонстрационные листы

Рисование

(Ах, ты зимушка-зима)

Учить детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный
сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы

штриховки сверху вниз, слева на право.

Карандаши, фломастеры, альбомный лист, демонстрационный лист

Январь

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Лепка

(Кто приходил к нам на праздник)

Вызвать у детей эмоциональный отклик от
прошедшего праздника, развивать у детей
воображение умением передавать в лепке
характерные фигурки персонажей: зверей, сказочных героев.

Пластилин

Линии разных направлений

(Мороз рисует узоры на стекле)

Развивать воображение, зрительно-моторную

координацию, чувство пространства, умение

соблюдать на листе бумаги направление линий.

Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные

(Украсим рукавички)

Закрепить умение проводить линии разных видов:

вертикальные, горизонтальные, волнистые,

пунктирные. Развивать зрительно-моторную

координацию

Лист фольги, 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №18

Спираль

(Волшебный клубочек)

Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать

восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх,

низ.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

Спираль

(Волшебный клубочек)

Продолжать формировать умение самостоятельно

рисовать клубочки на свободном пространстве

листа.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

Штриховка

(Заштрихуй рисунок)

Продолжать формировать умение штриховать
только в заданном направление, не выходить за
контуры фигуры, соблюдать параллельность линей,
не сближать штрихи.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

Февраль

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Обрывание бумаги

(Снеговик
.
Аппликация)

Развивать умение выполнять аппликацию способом
обрывания, аккуратно наклевать элементы аппликации.. Развивать мелкую моторику рук.

Цветной картон, белые листы,

клей, ножницы, карандаши,

демонстрационный материал

№21

Рисование полукругов

(Цветы на лугу)

Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец.

Горох, фасоль, листок в клетку,

цветные карандаши, демонстрационный лист №22

Рисование полукругов

(Цветы на лугу)

Продолжать учить детей рисовать лепестки цветов полукруглой формы. Вначале по образцу, а затем самостоятельно. Развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве

Мячи резиновые маленькие, на

каждого по 2 шт., цветные

раздаточный материал №23

Рисование круглой формы

(Угощение для друзей)

Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета

Мячи резиновые маленькие, на

каждого по 2 шт., цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал №24

Рисование круглой формы

(Угощение на тарелочках)

Продолжать учить рисовать предметы круглой формы

(тарелочки). Самостоятельно дорисовывать «тарелочки» вокруг угощения

Фасоль, тарелочки, цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал №25

Рисование круглой формы

(Рисуем веселого снеговика)

Закрепить умение рисовать предметы круглой формы,

продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве

листа.

Горох, фасоль, цветные

карандаши, демонстрационный

лист №26

Вырезание ножницами

(Открытка для папы (аппликация))

Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя навыки вырезания: круглых форм из квадратов, овальных из прямоугольников. Вырезать и наклеивать силуэты танков, самолетов, кораблей по готовым формам.

Цветной картон и бумага,

ножницы, клей, демонстрационный №27

Рисование круглой формы

(Платье для куклы)

Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных размеров украшая ими вырезанный силуэт платья.

Прищепки по 2 шт. на каждого,

трафарет платья, цветные карандаши

Март

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Вырезание ножницами

(Цветы для мамы (аппликация))

Развивать у детей эстетическое восприятие,
вырезать лепестки круглой формы из бумаги
сложенной несколько раз. Развивать ручную
умелость.

Цветная бумага и картон, клей,

карандаши цветные, ножницы,

демонстрационный материал

№28

Линии разных видов

(Украсим шапочки)

Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые,
пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию

Лист фольги 1 на каждого, силуэты шапочек, цветные
карандаши, демонстрационный лист, раздаточный лист №29

Раскрашивание

(Села птичка на окошко)

Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура

Цветные карандаши, мечи, демонстрационный, раздаточный лист №30

Волнистая линия

(Кораблик качается на волнах)

Закрепить умение рисовать волнистую линию.

Раскрашивать в пределах контура. Умение
ориентироваться в пространстве

Мячи, тонкие шнурки, цветные

карандаши,
демонстрационный и

раздаточный листы №31

Графические узоры

(Узоры на коврике)

Продолжать формировать умение
ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно
рисовать графические узоры по образцу. Развивать
зрительно-моторную координацию.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №32

Рисование

(Весна, ручейки, солнце ярко светит)

Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать ее в

рисунке, располагать рисунок на широком пространстве листа, закрепить умение проводить линии в разных направлениях

Мячи резиновые маленькие, на

каждого по 2 шт., цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал №33

Штрихуем разными способами

Продолжать формировать умение детей
заштриховывать фигуры разными способами:
горизонтальными, вертикальными, наклонными,

волнистыми линиями, не выходя за контуры
рисунка, соблюдать параллельность линий и
расстояние между ними.

Карандаши, лист фольги, демонстрационный, раздаточный материал №34

Лепка

(Мои любимые игрушки)

Развивать у детей эмоциональное отношение к
образу, вызывать стремление самостоятельно

выбрать любимый персонаж и передать его
характерные признаки, используя знакомые
приемы лепки, развивать мелкую моторику рук.

Пластилин, демонстрационный материал

Апрель

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Учимся писать цифры (цифра 1)

Познакомит детей с тетрадью в клетку. Учить писать цифру 1. Согласовывать свои действия с
инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право,сверху вниз, верхний левый угол.

Учимся писать цифры

(Цифра 2)

Учить писать цифру 2. Согласовывать свои

хватом карандаша.

Учимся писать цифры

(Цифра 3)

Учить писать цифру 3. Согласовывать свои
действия с инструкциями педагога, закрепить
понятия пространственных ориентации: слева на
право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать
слуховое восприятие, следить за правильным
хватом карандаша.

Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 4)

Учить писать цифру 4. Согласовывать свои
действия с инструкциями педагога, закрепить
понятия пространственных ориентации: слева на
право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать
правильным положением тела.

Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 5)

Учить писать 5. Согласовывать свои действия с
пространственных ориентации.. Развивать

внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 6)

Учить писать 6. Согласовывать свои действия с
инструкциями педагога, закрепить понятия
внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 7)

Учить писать 7. Согласовывать свои действия с
инструкциями педагога, закрепить понятия
пространственных ориентации. Развивать
внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела. Совершенствовать
двигательные функции руки

Фасоль, каштан 2 шт. на кадого, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 8)

Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графо моторные навыки.

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Май

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Учимся писать цифры

(Цифра 9)

инструкциями педагога, закрепить понятия
пространственных ориентации. Развивать
внимание, сосредоточенность, следить за

Совершенствовать графомоторные навыки.

Горох, тетрадь в клетку,
простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 10)

Учить писать 8. Согласовывать свои действия с
инструкциями педагога, закрепить понятия
пространственных ориентации. Развивать
внимание, сосредоточенность, следить за
правильным положением тела, карандаша.

Совершенствовать графомоторные навыки

Счетные палочки, фасоль, тетрадь в клетку, простые
карандаши, демонстрационный материал

Дорисование

(Путешествие божий коровки)

Закрепить понятие пространственных ориентации: с право на лево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные

карандаши,
демонстрационный и

раздаточный материал № 35

Линии разных видов

(Сказочные цветы)

Закрепить умение рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях. Развивать воображение.

Рисование по точкам

(Чудная картина)

Продолжать совершенствовать умение детей

обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш
от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно,
соотносить направление штрихов с формой
рисунка. Формировать зрительно-моторную
координацию.

Каштаны по 2 шт. на каждого,

цветные карандаши,

демонстрационный материал
№37

Штриховка

(Вот как мы умеем штриховать)

Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

Прищепки по 2 шт. на каждого,
простые карандаши.

Рисование по замыслу

(Вот как мы умеем рисовать)

Закрепить умение детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право.

Демонстрационный материал, каштан, цветные карандаши, альбомный лист.

Рисование по замыслу

(Вот как мы умеем рисовать (продолжение))

Каштан, цветные карандаши.

Источник: knia.ru

Добавить комментарий