– Семен, чем вас привлекает спорт? Динамикой, экспрессией или психологическим напряжением, ярким проявлением характеров?
– Сложно назвать какую-то одну причину. В спорте можно найти все человеческие эмоции, и это интересно.
– Вы работаете в разных жанрах, в разной технике. У вас есть скульптуры тех спортсменов, что уже давно закончили выступать, например Льва Яшина. Как вы их делаете – по фотографиям?
– Не только Яшин, у меня есть скульптуры Пеле, Роберто Карлоса, Роналдиньо, Зидана и многих других звезд футбола. Некоторых я помню по телетрансляциям, но, конечно, смотрю видео. Для фигуры Льва Яшина долго искал фото, на котором он был бы в красивом прыжке, и нашел такой снимок, надо сказать, с большим трудом.
– В вашей мастерской есть скульптурные портреты наших героев чемпионата мира по футболу 2018 года – Станислава Черчесова, Игоря Акинфеева, Артема Дзюбы. Каждый со своим узнаваемым жестом – так, Дзюба «отдает честь». Это было что-то вроде репортажа в скульптурах?
– Такие портреты делаются очень быстро, можно сказать, это такие зарисовки с натуры. Чемпионат мира был таким событием, что захватило всю страну, и я тоже в те дни болел за сборную России изо всех сил.
– Пожалуй, эти портреты можно было использовать для изготовления сувенирных фигурок. Болельщики охотно покупали бы?
– Это вопрос не совсем ко мне. Некоторые мои работы продаются. Так, в Москве купили четыре копии фигуры Яшина. Покупают коллекционеры, но в основном для подарков болельщикам или ветеранам спорта.
– Каждый скульптор, наверное, мечтает об установке своей работы где-то в видном месте? В Москве, как известно, в последние годы установлено немало памятников спортсменам и тренерам, а в Петербурге с этим сложнее. Насколько знаю, вы работали над вариантом памятника основоположнику отечественного футбола Георгию Дюперрону?
– Установка памятника Дюперрону – инициатива историка спорта Юрия Лукосяка. Но пока этот проект еще очень далек от реализации. Чтобы получить разрешение на установку памятника, требуется оформить очень много документов. Вообще, памятники – это сложный вопрос в Петербурге. Для работы над ними нужен заказчик, а это или власть, или представители бизнеса, которые выступают спонсорами. Я сейчас работаю над памятником Федору Шаляпину по заказу из Нижнего Новгорода.
В Петербурге, как известно, есть список людей, которым планируется создать памятники, этот список одобрило руководство города. Работа даже над памятниками, что включены в этот список, идет непросто. Есть исключения из списка, например памятник Виктору Цою, – над ним работал мой товарищ, которого я хорошо знаю по Академии художеств. Сколько лет его не могли установить, выбирали место…
– В прошлом веке были популярны скульптуры физкультурников и спортсменов в парках и на стадионах. Время «Девушек с веслом» прошло?
– Сейчас открывают новые спортивные комплексы, общественные пространства, и не очень давно в Государственном музее городской скульптуры было собрание скульпторов, где было сказано, что на оформление городских общественных пространств выделена солидная сумма в бюджете Петербурга. И мы, конечно, оживились, услышав, что у нас будет большая работа над садово-парковыми скульптурами. На практике же получается, что нет действенных механизмов работы со скульпторами напрямую. Конкурс на благоустройство какого-нибудь общественного пространства выиграла компания, она получит деньги на проведение работ и обычно такие компании не заинтересованы в привлечении скульптора: это и сложно для них, и финансово затратно.
– Неужели все так безнадежно?
– Директор спорткомплекса «Петроградец» Демид Момот, авторитетный человек в сфере восточных единоборств, президент городской Федерации хапкидо заказал мне скульптуру борцов. Это была интересная работа. Я не только изучал видеозаписи поединков мастеров хапкидо, но и приходил на их тренировки. Для меня спортсмены 25 раз подряд исполнили различные броски, из которых мы выбрали один для скульптуры. Момот добивался, чтобы даже в мельчайших подробностях все было максимально правдиво: и складки на кимоно, и концы пояса у борцов, и техничность исполнения – все со стопроцентной точностью. Один спортсмен даже мне позировал, стоя на руках, чтоб было понятно, как именно складки кимоно ведут себя, когда летящая фигура находится вверх ногами. Я в Академии художеств получил великолепную школу, и исполнить скульптуру в реалистичной манере для меня было большим удовольствием.
– Какова судьба этой композиции? Она будет установлена у спорткомплекса?
– Пока возникли сложности с разрешением для установки. Композиция должна быть установлена у «Петроградца». Открытие хотели приурочить к крупному международному фестивалю по восточным единоборствам, на который должны были приехать спортсмены из Японии, США, Кореи и других стран. Но из-за пандемии соревнования отменили и пока скульптуры борцов стоят на заднем дворе спорткомплекса в деревянном футляре.
– Нужны ли скульптуры у современных спортивных комплексов?
– Мое мнение будет не совсем объективным, я – лицо заинтересованное. Но, думаю, что сейчас задача организаторов соревнований – привлечь на арену зрителей, сделать, чтобы им было комфортно. А людям, которые пришли на стадион или во дворец спорта, нужна, как я это назову, «точка притяжения» для сэлфи, то есть место, где им нравится фотографироваться, назначать встречи.
В Петербурге планируется строительство современной арены на месте СКК. Думаю, что моя хоккейная серия могла бы быть установлена на территории нового спорткомплекса. Это не памятники конкретным знаменитым игрокам, а футуристические, абстрактные немного фигуры, одна из них – «Силовые приемы» – была на недавней выставке у Гостиного двора. Можно придумать разные подсветки, например, перед матчем СКА против «Спартака» одни хоккеисты окрасятся в красно-синие цвета, другие – в красно-белые, звучала бы музыка, болельщики настраивались бы на матч. Мне кажется, что это было бы интересно.
›
Источник: