Три этажа отданы под художественные произведения второй половины XX – начала XXI века, чей герой – загадочная поверхность, порождающая отражения. Двор, фасад и часть интерьера музея также по-своему трактуют зеркальную тему. Архитектор Сергей Падалко из бюро «Витрувий и сыновья» превратил фрагмент привычного городского пространства в масштабную инсталляцию.
Зеркало в изобразительном искусстве и оно же в архитектуре – не одно и то же. Работа Сергея Падалко предлагает нам совмещение обеих ситуаций, что редкость.
В станковых художественных произведениях на этой выставке зеркало трактуется чаще всего либо в качестве элемента быта, либо как некий мистический предмет, метафора опасной близости Иного.
Например, у Димитриса Мерантзаса из разбитого зеркала торчит нож. Вглядываться в отражение опасно: риск нарциссической мании слишком велик – и можно попасть в «зазеркалье», откуда нет выхода. Именно второй способ трактовки темы явно превалирует в вещах, создаваемых нашими современниками.
Что касается архитектуры вообще, то зеркальность – одна из главных тем XX века. Эффект отражения активно используют модернисты и постмодернисты, особенно работая в историческом контексте городов.
Войдя в музей, но не оказавшись пока в пространстве выставки, вы сталкиваетесь с еще одним элементом инсталляции – «коллекцией» старых интерьерных зеркал, которая служит оформлением лестницы, связывающей три этажа экспозиции. Каждое зеркало взято из домашнего контекста и будто бы хочет поделиться рассказом об «увиденном», но в силах лишь отразить посетителя с его неизменным айфоном. Может быть, именно собранные вместе, такие разные и в то же время однотипные «аналоговые» вещицы как раз и помогут нам отвлечься от «черного зеркала» гаджета, чтобы увидеть простую красоту предметов – частей целого и прекрасного мира. Выйти из зазеркалья.
Источник: