Петербург по праву может похвастаться большим количеством музейных институций и даже носит название «города-музея». Тем не менее ряд экспертов констатируют определенный дефицит музейных учреждений в пятимиллионном мегаполисе, сетуя на отсутствие культурных элементов, необходимых, по их мнению, в таком крупном урбанистическом центре.
Действительно, у нас нет музеев архитектуры, современного искусства, наконец, уже упомянутого археологического музея.
Кроме того, если мы взглянем на соседние страны, то увидим, что за последние десятилетия там построено не одно новое музейное здание, ставшее ярким высказыванием – в собственно архитектурном смысле. Это, конечно, Amos Rex в Хельсинки, спроектированный финским бюро JKMM; московский «Гараж» знаменитого Рема Колхаса; музей MO столь же известного Даниэля Либескинда в Вильнюсе. Петербург мог бы сослаться на утраченный столичный статус, но вот пример крупного музейного проекта в сравнительно маленьком Тарту – там в 2016 году появился Эстонский национальный музей – весьма яркое и радикальное сооружение, возведенное Dorell.Ghotmeh.Tane из Франции в результате архитектурного конкурса.
Градостроительная и историческая роль Охтинского мыса для Петербурга, несомненно, взывает к знаковому, масштабному проекту, и, конечно, музейная функция здесь абсолютно уместна, а офисная, очевидно, недостаточна. Чтобы решить такую ответственную задачу, лучшим путем будет проведение нового архитектурного конкурса со скрупулезно подобранным международным жюри. Речь не идет о попытке повторить «эффект Бильбао» – Петербург не нуждается в перезапуске культурно-экономического, да и политического формата. Скорее, необходимо попытаться найти ответ на такой вроде бы простой, но на поверку весьма сложный вопрос: как в XXI веке оказаться достойными нашего славного – петровского – прошлого?
Источник: