На прошлой неделе Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) объявил конкурс «Ресурс периферии». Зодчим предлагается поразмышлять над территорией Ржевки-Пороховых и предложить идеи по улучшению среды этого района, применимые и в других подобных местах.
Микрорайонная система сложилась в градостроительстве после Второй мировой войны. Городу надлежит функционально сегментироваться, а потому там, где люди живут, необходим покой – так мы получили хорошо озелененные, но предельно скучные спальные районы из панельных коробок. Территории новостроек были для удобства разделены на микрорайоны, обладавшие типовым набором сервисов, и связаны с центром транспортной инфраструктурой.
Возведенный во второй половине ХХ века советский «ансамблевый мегаполис» вокруг старого Петербурга не был завершен – и подвергся уплотнению уже в 2000-х годах. И у этого были свои последствия.
Сейчас капиталистическое развитие территорий продолжается, но оно уже обнаружило свои негативные стороны (прежде всего хаотичность), что делает объявленный конкурс весьма актуальным. Как заново связать распадающуюся ткань микрорайонов? Что за идея может соединить подобные территории с центром Петербурга?..
Искать ответы на эти вопросы будут молодые архитекторы. Однако на самом деле проблемы стоят не только перед ними, а и перед всем обществом. Может быть, действительно на периферии города есть какой-то не замеченный ранее ресурс развития, который нужно отыскать? То ли этот священный Грааль обретается в самих этических идеалах социалистического города, то ли искомый ключ содержится в близости к внешнему, негородскому пространству и надо обратиться «назад к природе»…
Так или иначе, инициатива КГА да и само пандемическое время помогают нам осознать, что использовать для развития нужно то, что рядом и под рукой, причем делать это вдумчиво, рачительно, по-хозяйски. Рассчитывать на то, что «западные модели» (социальные и пространственные) будут у нас работать сами собой – как смартфон: купил, и пользуйся, – не приходится.
Источник: