В интерьере, созданном мастерской Павла Ковалева, через подлинные предметы конца XVIII столетия и реплики передана атмосфера того времени.
Музей расположен в преддверии кладбища на Камской улице, в церковном доме, являющемся частью классицистического ансамбля, оформляющего вход на погост.
Чуть далее за воротами – церковь Смоленской иконы Божией Матери, с которой связано имя святой Ксении. По преданию, блаженная по ночам поднималась на строящуюся колокольню кирпичи. И каждое утро рабочие с удивлением обнаруживали, что им кто-то помогает!
Если в первые десятилетия существования Петербурга многие сомневались в его полезности для России, то в середине XVIII века произошло своего рода преображение города, его становление в роли центра государства.
Тому свидетельство – взлет художественного качества архитектуры при Елизавете Петровне и закрепление этого качества при Екатерине II.
Строительство храма, которому помогала блаженная Ксения, велось в конце 1780-х годов по проекту Алексея Иванова – в стиле раннего классицизма, где еще хорошо чувствуется живое наследие барокко. Получается, что Ксения благословила оба стиля, равно как и храмостроительство в Петербурге. К 1917 году в Петрограде уже действовало около 500 храмов, однако вскоре их количество катастрофически сократилось, а само Смоленское кладбище чуть не погибло. Церковь же Смоленской иконы Божией Матери не только уцелела, но и практически все время была открыта для прихожан.
Каждый, кто придет сегодня в Музей святой Ксении, удивится тому, скольким людям успела помочь блаженная за свою трудную жизнь, на сколько просьб ответила и после смерти. Возможно, задумается, что было бы, если бы святая Ксения жила в наш век. Какому строительству помогала бы? По каким улицам, общественным пространствам бродила бы? В каком облачении? Что сказала бы о растущем разобщении людей?
Источник: