Валерий Фокин: «Валентин Гафт ненавидел мертвый театр» — mashamult.ru

новости

Сегодня такое время, когда на нас обрушилась катастрофическая беда. Она уводит с собой огромное количество прекрасных людей. Они не просто талантливы, не просто важные. Это первые люди нашей культуры и театра. Безусловно, к ним относится Валентин Иосифович. Хоть он и пришел в «Современник» чуть позже, он был частью той компании основателей этого театра, людей, которые заложили и сделали «Современник»: Ефремов, Волчек, Дорошина, Толмачева и Кваша.

Он был очень ярким, не просто замечательным артистом. Гафт был яркой, грандиозной личностью. Со всеми противоречиями, которые несет в себе актерская профессия.

Он был непростой, сложный, с трудным характером. Но основа этого характера, ее некая взрывчатость, лежала прежде всего в том, что он ненавидел рутину. Ненавидел такой спокойный рутинный театр. Он любил театр резкий, острый и взрывчатый – особый театр. Поэтому критика, которую он позволял себе в адрес коллег и не только, основывалась именно на этом, а не на плохом отношении к людям. Спокойствие и рутинность не сочетались с его характером.

Конечно, в профессии он был эгоист, как и, наверное, специалист любой профессии. Но в актерской среде это проявляется особенно. Но с другой стороны: почему бы и нет? Он имел право на большие, главные роли и играл их. И конечно, имел право получать именно те роли, которые сам хотел сыграть. Какое количество артистов сейчас, которые права на это не имеют, но уверены, что должны играть главные роли…

Самое главное, что, когда Гафт доверял режиссеру и, несмотря на трудность характера, шел вместе с режиссером по дороге созидания и таланта, – он вдруг прорывался сквозь этот лед и так дополнял режиссера, что в какой-то момент становился выше его. Он достигал уровня той актерской импровизации, которая является высшим показателем актерской профессии. И это становилось настоящим искусством.

Я работал с Гафтом неоднократно и в театре «Современник», и на телевидении. Одна из его лучших ролей в «Современнике», на мой взгляд, это Городничий, которого он сыграл в моем «Ревизоре». Он, конечно, был прекрасен не только как артист, а как личность. Конечно, он был личностью и относился к тем ярчайшим людям, которые, к глубокому сожалению, уже ушли из театра. А именно они сохраняли в себе то беспокойство, без которого не могут быть театр и культура. Валентин Гафт ненавидел мертвый театр.

Он был человек литературно одаренный, его эпиграммы переписывали и учили наизусть. Замечательные стихи…

Мне очень горько, и это моя личная потеря.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий