Описание и интересные особенности трассы М4 «Дон»: расположение, история и развитие, инфраструктура, достоинства и недостатки, фото. Видео о трассе М4 «Дон».
Содержание статьи:
Расположение
История и развитие
Загруженность дороги
Инфраструктура и сервис
Плюсы и минусы
Видео о трассе М4 «Дон»
Российская автомагистраль М4 играет важную стратегическую роль, связывая Москву с побережьем Черного моря, в частности, с Ростовом и Новороссийском – двумя крупными портовыми городами на реке Дон. В течение десятилетия экономического бума, начавшегося в 1998 году, когда российская экономика росла в среднем на 7% в год, дорожное движение на автомагистралях также увеличивалось, и заторы стали проблемой. Для ее решения на рубеже веков шоссе было значительно модернизировано и расширено.
Работы по реконструкции и комплексному обустройству одной из главных транспортных артерий России ведутся по сей день. Основная цель – найти лучшие решения для российской логистики. Для её достижения используются аналитические исследования, системная динамика и агентное моделирование, помогающие определить наиболее подходящие направления и методы будущего развития всей дорожной системы Российской Федерации, в том числе и трассы М4.
На сегодняшний день более 70% общей протяжённости «Дона» доведены до первой технической категории с многополосным движением, безопасным разделением встречных потоков и удобными развязками в стратегических точках.
Расположение
Донское шоссе завязывается у МКАДа и тянется на юг, извиваясь между городом Домодедово и одноимённым аэропортом, проходит недалеко от Каширы и Ступино, где Каспийским шоссе разветвляется на восток. Далее магистраль простирается через тульские территории к западу от Венёва и уходит в Липецкую область. Там тянется через Елец и Задонск, после чего, минуя Воронеж и Богучар, бежит к Дону. После пересечения реки недалеко от Ростова маршрут протягивается далее на юг, вплоть до Краснодара и Новороссийска.
История и развитие
Автострада М4 «Дон», одна из главнейших транспортных осей России в направлении север-юг, представляет собой асфальтированную, частично платную дорогу протяжённостью 1543 км от столицы до побережья Чёрного моря в Краснодарском крае. Она была спланирована и построена в первоначальном виде в 1959-1967 годы, хотя некоторые её участки существовали с середины XIX века.
Когда в 2010 году магистраль перешла под контроль госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), проведённый специалистами анализ показал, что более 80% дорожного полотна требуют расширения и капремонта.
Неудивительно: изначально дорога не была рассчитана на существенные нагрузки. А поскольку те продолжают расти с каждым годом, работы по перепланировке и обустройству шоссе не прекращаются на протяжении всей его жизни. В наши дни длина трассы перевалила за 1,5 тысячи км, появились разделённые проезжие части и удобные съезды на примыкающие дороги, улучшилось качество асфальтового покрытия, возросло количество участков с искусственным освещением и обходных путей вокруг населённых пунктов. Ещё в 2018 году 747 километров дистанции были признаны соответствующими стандартам скоростных автомагистралей; оставшиеся 796 должны быть доведены до этого уровня к 2024 году.
Сегодня большая часть дороги состоит из благоустроенных платных участков с лимитированной в целях безопасности скоростью (в разных местах до 90, 110 и 130 км/ч, к которым прибавляется запас в 19 «не штрафуемых» км/ч).
От М4 «Дон» в Краснодаре соединительная дорога ведет на Крымский полуостров: к 2022 году этот 150-километровый участок до Крымского моста тоже будет реконструирован до уровня скоростной дороги, а от конечной точки М4 в Новороссийске к Крымскому мосту будет подведена ещё одна скоростная трасса.
Помимо прочего «Дон» имеет и важное общеевропейское значение, входя в состав нескольких европейских маршрутов, таких как E115, E50, E97 и E592.
В платную дорогу «Дон» стал превращаться с начала 2016 года – постепенно, небольшими сегментами. К середине 2020-го их количество доросло до двенадцати с общей длиной 892 км; полностью платной трассу планируют сделать в ближайшие 3-4 года. Оплата наличными, банковской картой или транспондером. Совокупная стоимость проезда по всем платным участкам варьируется, завися от категории автомобиля, способа оплаты и времени дня: например, на легковой машине при использовании транспондера от «Автодора» и передвижении исключительно ночью вояж обойдётся как минимум вдвое дешевле, чем при оплате наличностью и дневных перемещениях.
Для постоянных пользователей также существует накопительная система баллов, которые начисляются за проезды по ПВП и дают возможность периодически экономить на поездках в выбранное время. Обращайте внимание на информационные щиты над «шлюзами» – они расскажут, в какую очередь вам пристраиваться. Если у вас не установлен транспондер, сохраняйте выданные чеки: они могут понадобиться при выезде с платного участка.
Самые бережливые могут объехать платную трассу по альтернативным маршрутам. Но если у вас не хватает времени и нервов, чтобы двигаться с ограничениями вплоть до 40 км/ч, пропускать пешеходов с деревенской живностью и испытывать судьбу на разбитых однополосных дорогах, лучше пользоваться платным, но благоустроенным «Доном».
Загруженность дороги
Поскольку это ключевая, жизненно важная транспортная артерия, объединяющая Москву с югом России, её загруженность всегда была высока. В летний период трафик двигался черепашьими темпами, на автомагистрали частенько образовывались большие заторы, вызванные главным образом сезонными набегами отпускников на черноморские курорты и обилием массивных фур, доставляющих сельскохозяйственную продукцию с южной периферии в густонаселённые регионы Центральной/Северной России. Комплексная реконструкция, активно проводящаяся с 2000-х годов, к настоящему времени практически решила эту проблему.
Сегодня крупные пробки на трассе стали редкостью. Особенно важную роль в этом сыграло открытие альтернативных маршрутов в объезд «горячих» точек и реконструкция ранее проложенных, в том числе обходов Ельца 2011-м, Воронежа в 2013-м, Новой Усмани и Рогачевки в 2016-м, Лосева и Павловска в 2020-м.
Даже в период массового наплыва туристов заторы уже не столь огромны, как раньше (хотя иногда всё-таки возникают – в основном у пунктов оплаты и из-за ремонтных работ на шоссе). Как следствие, снизился уровень опасности, утомляемости и временных затрат. Путешествия стали проходить намного спокойнее и приятнее, особенно в ночные и ранние утренние часы, когда дорога полупустая.
Инфраструктура и сервис
В последние несколько лет Донское шоссе переживает настоящий инфраструктурный бум. Ушли в прошлое времена, когда путешествующие по этой трассе люди вынуждены были возить с собой приличный запас топлива, средств гигиены и провизии. Сегодня заправиться и перекусить можно без проблем. По всей протяжённости автострады многократно возросло количество заправочных и сервисных станций, магазинов и пунктов питания, появились чистенькие мотели с хорошим сервисом и доступными ценами, благоустроенные места отдыха на открытом воздухе с санузлами, Wi-Fi и детскими площадками.
По завершении реконструкции, запланированной этапами на 5 ближайших лет, на всём протяжении шоссе будет как минимум 4 полосы, введутся новые платные участки, добавятся многоуровневые развязки, развилки и съезды, увеличится количество многофункциональных зон придорожного сервиса, включающих специальные места для курения, пункты питания, отдыха и гигиены, комнаты матери и ребенка, автомойки и мастерские, торговые точки, посты МЧС и центры медицинской помощи.
Состояние дорожного полотна не идеальное, но уже не вызывает такого стресса, как в конце 90-х или даже в прошлом десятилетии: более-менее гладкая поверхность, хорошая разметка, ограждение в опасных местах, окультуренные обочины. То же самое можно сказать о поведении сотрудников дорожно-патрульных служб и самих водителей: и те, и другие стали более адекватными, порядочными, вежливыми и отзывчивыми.
По трассе довольно много мини-постов, но для законопослушных граждан они безобидны и интересуются в основном большегрузами. Ранее широко распространённые случаи хамства и откровенного вымогательства стали редкостью, что подтверждается многочисленными свидетельствами постоянных пользователей М4.
Плюсы и минусы
Подводя итоги, сгруппируем преимущества и недостатки автотрассы М4. С положительной стороны:
-
дорога от столицы к берегу Черного моря стала короче;
хорошее дорожное покрытие, грамотное разделение автомобильных потоков, всегда видимая разметка, от 2 до 8 полос, по всей платной части расположены мачты искусственного освещения;
присутствие заправок (главным образом «Лукойл»), туалетов, кафе и многофункциональных зон по всему пути следования;
есть медицинские кабинки, где можно бесплатно измерить температуру и давление (в условиях пандемии это особенно актуально), а также проверить уровень алкоголя в крови и получить распечатку с результатами;
на всем протяжении трассы удобная навигация, придорожные знаки, электронные табло с полезной информацией и обозначения, где платная трасса, где можно съехать на бесплатную, отдохнуть, пообедать или выбросить мусор;
движение автомобилей отслеживается дорожными патрулями и камерами, имеются телефонные будки для вызова аварийного комиссара на случай, если произошла поломка, кончился бензин, требуется мед.помощь и т.д.;
объезды Лосево, Усмани и прочих проблемных участков без прежней нервотрёпки;
транспондеры, крепящиеся к лобовому стеклу автомобиля, позволяют экономить деньги и время: уменьшается плата за проезд (от 10 до 50%), сумма списывается дистанционно. Баланс пополняется любым привычным способом – через мобильные приложения «Автодора» и банков, терминалы и т.д.;
из окна открываются красивые виды, по пути масса достопримечательностей из разных эпох – от военных мемориалов до старинных городов и монастырей.
Среди негативных моментов, по отзывам постоянных пользователей трассы, следует отметить следующие:
-
летом трафик на М-4 вырастает в несколько раз благодаря усиленному притоку дальнобойщиков и автотуристов, штурмующих курортную зону;
периодические скопления машин у ПВП – «ворот», где взимается плата за проезд. Особенно в шлюзах для оплаты наличными;
бывает, что терминалы для карт и устройства, считывающие транспондеры, не срабатывают – требуется вмешательство технического персонала;
в некоторых местах дорога сужается до двух полос, а при ремонтных работах и до одной, что сильно замедляет трафик, особенно при аварии, внезапной поломке или присутствии «тихохода»;
чересчур радикальное для «скоростной трассы» ограничение скоростного режима (местами до 60 км/ч) – это повышает безопасность, но нервирует водителей и даёт простор для штрафов;
чем дальше от Москвы, тем больше колдобин на съездах, страшнее туалеты и меньше места в мусорных контейнерах;
главный неприятный аспект – необходимость оплачивать постоянно дорожающую трассу, которая ещё недавно была «народной» и бесплатной. Тем более, что россияне и так платят приличные дорожные налоги, акцизы за топливо и прочее, при этом получая весьма скромную зарплату и пенсию. Это, конечно, мировая практика, но с морально-этической точки зрения ситуация по-прежнему остаётся спорной.
Заключение
Трасса М4 – стратегический объект, соединяющий половину страны. Ею пользуются бизнесмены, кинозвёзды и дачники, мелкие перевозчики и дальнобои, пролетариат и олигархи, иностранные туристы и местные любители автопутешествий. Каждый преследует свои цели, но федеральная дорога «Дон» объединяет всех. Она одновременно является и важным фрагментом транспортной сети России, и частью её истории, старой и современной. За время своего существования дорога не только видоизменялась сама, но и трансформировала прилегающий ландшафт: срезала холмы, ровняла овраги.
Миллионы кубометров асфальта, уложенного с 2010-х годов, как уверяют строители, прослужат 30 лет без капитального ремонта, но работы по обслуживанию и обустройству автотрассы не прекращаются. Главной задачей, по словам министерства транспорта, остаётся «довести качество магистрали до европейских стандартов, обеспечить беспрепятственное прохождение транспортного потока, повысить уровень безопасности и комфорта пользователей».
Видео о трассе М4 «Дон»:
Источник: