Заведующий токсилогическим отделением НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, главный внештатный специалист-токсиколог Минздрава РФ в Северо-Западном федеральном округе, доктор медицинских наук Алексей Николаевич Лодягин отвечает на самый актуальный вопрос в праздники: «Что пить и есть, чтобы не было мучительно плохо и больно?»
Мало пить и обильно закусывать
«Совет до банального прост: вести здоровый образ жизни, не усугублять состояние здоровье обильными возлияниями. Второй основной совет: помнить, что естественный антидот алкоголя – качественная, хорошая закуска, которая будет предотвращать быстрое всасывание и тяжелое отравление при больших дозировках. И третье: исходя из генеза похмельного синдрома, повторяю: не следует опохмеляться. Это провоцирует запой», – говорит врач-токсиколог.
Почему помогает рассол
По словам Алексея Лодягина, при состоянии сильного алкогольного опьянения происходит как бы перемещение жидкости из одних жидкостных секторов организма в другие, что чревато, например, отеком мозга.
«Правильным будет наутро выпить капустный или огуречный рассол, дабы уменьшить отек головного мозга. Безалкогольное пиво также является высокоосмолярным (как бы вытягивающим излишнюю жидкость) продуктом. Ну и могут помочь продающие в аптеках средства, например типа алка-зельтцера, который направлен на то, чтобы уменьшать отеки головного мозга и облегчать состояние похмельного синдрома. Суть в том, что мы должны способствовать восстановлению электролитного баланса в организме, то есть продукт должен содержать электролиты, натриевую, калиевую соли. Они «тянут» на себя излишнюю жидкость, уменьшая отек», – уточняет завотделением.
Превентивные меры
А вот к рекомендациям «знатоков» (съесть за пару часов до застолья кусочек сала, масла, выпить жирный бульон), Алексей Лодягин относится сдержанно. По его словам, полагаться на такие советы не стоит, поскольку эти продукты действительно обладают обволакивающим действием и не дают алкоголю всасываться, но рано или поздно он все равно попадет в организм, а вроде бы нормальное поначалу состояние создает иллюзию трезвости и позволяет выпить больше.
Аналогичная ситуация и в отношении «опохмелятора» вроде растворенной в воде ложке соды. По словам врача, этот метод не слишком эффективен, так как спирт нейтрален к соде.
А вот правильным он считает рекомендацию не пить алкоголь «по убывающей», то есть от крепкого к слабому. Но это не означает, что выпивать в обратном порядке можно без ограничений.
Главное зло – cладкая газировка
Самыми опасными напитками на столе доктор считает шампанское, газированные и слабоалкогольные напитки.
«Шампанское способствуют более быстрому всасыванию алкоголя в организме. Соответственно, оно будет усугублять алкогольное отравление. Запивание газировкой крепкого алкоголя приведет к такому же отрицательному эффекту», – считает врач. Впрочем, запивание алкоголя даже не газированными напитками чревато – это может способствовать более быстрому всасыванию спирта в тонком кишечнике.
Пик поступлений – первые дни
Доктор медицинских наук говорит, что благодаря вышедшему в 2020 году документу Комитета по здравоохранению, регламентирующему оказание медицинской помощи пациентам в состоянии острого алкогольного опьянения, стало больше порядка с оказанием помощи перебравшим алкоголя.
«Раньше, по сути, мы выполняли функции вытрезвителя и медицинской сортировки, когда в приемном отделении из огромного потока пациентов в алкогольном опьянении надо было выделить людей в жизнеугрожающем состоянии. Это была серьезная задача. Теперь таких пациентов по кратчайшему пути эвакуации доставляют по линии скорой помощи. Если необходимо, их госпитализируют, а мы как центр берем только тех, кто поступает с отравлением, например в коме», – уточняет Алексей Лодягин.
Как правило, если у пациента только острое алкогольное отравление, медицинскую помощь ему оказывают на уровне приемного отделения. Если в процессе пребывания в приемном состояние пациента не улучшается, есть подозрение на отравление, то его госпитализируют в токсикологическое отделение. Если есть другие проблемы, то пациента отводят в другие профильные отделения.
По словам врача, самые тяжелые дни в плане поступления тяжелых больных в сильном алкогольном отравлении – 31 декабря, 1 и 2 января. Как шутит доктор, «кто празднику рад, тот спозаранку пьян».
Пандемия уменьшила количество «пьяных» отравлений
Главный токсиколог СЗФО говорит, что введение ограничительных мероприятий с началом пандемии заметно уменьшило количество госпитализаций пациентов с острыми алкогольными отравлениями.
«Практика показывает, что пациентов с алкогольным отравлением стало меньше. Стало намного меньше праздно шатающихся, меньше питейных заведений работает, в том числе круглосуточно. Может, эти люди и пили по-прежнему, но оставались у себя дома, не добавляли и меньше ходили по улицам. У нас их точно стало меньше», – говорит завотделением.
Мракобесие, связанное с COVID-19
В отделение токсикологии в НИИ скорой помощи люди с пищевыми отравлениями практически не поступают, их удел — Боткинская больница. Но сюда везут с очень опасными, острыми отравлениями, например грибами.
«Грибы вызывают самые тяжелые отравления. Например, могут отравиться бледной поганкой. Но не могу не рассказать об еще одной проблеме. Это связано с пандемией, когда люди по своему незнанию или из-за психологической обстановки, связанной с боязнью коронавируса, ищут любые способы защитить здоровье. Это никаким образом научно не аргументировано, но люди начинают тянуть в рот все, что ни попадя, включая мухоморы. Это не байки, за этот год через наше отделение прошло точно больше 10 человек. Причем удивительно: это вполне приличные, вменяемые с виду люди. Якобы для улучшения общего состояния, укрепления иммунитета они собирают или покупают мухоморы, едят или настаивают и пьют их в перемолотом виде, в итоге попадают к нам. Они боятся сделать прививку от COVID-19, но не боятся есть мухоморы. Вот это мракобесие», – говорит доктор медицинских наук Алексей Лодягин.
Источник: