Так начинался российский футбол — mashamult.ru

новости

Самый первый чемпионат России прошел в тяжелые для страны времена, когда, казалось бы, людям было совсем не до футбола. Но оказалось, что интерес к игре жив, а стало быть, споры о том, можно ли считать Россию футбольной страной, не имеют смысла.

Неудержимый распад

Начало 1990-х… В одночасье рухнули не только экономика и государственный строй в СССР, но и привычный, устоявшийся десятилетиями уклад жизни. Цены помчались как гончие, встали заводы, мгновенно обнищали миллионы людей. Лихие парни в спортивных костюмах друг другу забивали стрелки и ездили на разборки. Выросли как грибы после дождя барахолки, которые до этого видели только в кино.

Процесс распада в советском футболе начался еще до того, как развалился Советский Союз. После карабахского конфликта стало сложно проводить матчи между командами из Армении и Азербайджана, сначала их пытались организовывать на нейтральных стадионах, но так как и это было небезопасно, то просто стали засчитывать технические поражения в выездных матчах за неявки. Перед чемпионатом-1990 отказались от участия клубы из Грузии, а уже после первого тура снялся и литовский «Жальгирис», в высшей лиге разыграли золотые медали всего 13 команд.

В 1991 году на окраинах СССР все чаще вспыхивали межнациональные конфликты, но чемпионат во всех дивизионах удалось довести до конца. Межсезонье получилось бурным, никто толком не понимал, как жить дальше. Футбольные руководители предпринимали большие усилия, чтобы сохранить единое пространство. Возник проект чемпионата СНГ, но украинские клубы отказались, что сразу стало проблемой.

Тем не менее в начале 1992 года в спортивных изданиях опубликовали план проведения турнира с участием 20 команд из России, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Молдавии, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии. Но участвовать в таком чемпионате отказались уже клубы из Москвы, самые преуспевающие в бывшей РСФСР.

Дефицит кадров

Московские клубы выступали за организацию элитного дивизиона с 12 участниками, обосновывая его малочисленность необходимостью сохранить уровень конкуренции. Однако Российский футбольный союз (РФС), который возглавил Вячеслав Колосков, ранее руководивший советским футболом, настоял на проведении чемпионата с 20 командами.

В последнем чемпионате СССР в высшей лиге выступало шесть команд, представлявших РСФСР, – московские ЦСКА, «Спартак», «Торпедо», «Динамо» и «Локомотив», а также владикавказский «Спартак» (ныне «Алания»). Одиннадцать российских команд в 1991 году играли в первой лиге, втором по рангу дивизионе – волгоградский «Ротор», екатеринбургский «Уралмаш» (ныне «Урал»), «Ростсельмаш» (ныне «Ростов»), нижегородский «Локомотив», камышинский «Текстильщик», ярославский «Шинник», воронежский «Факел», ставропольское «Динамо», петербургский «Зенит», тюменский «Геолог» и краснодарская «Кубань». Еще три клуба – самарские «Крылья Советов», «Океан» из Находки и московский «Асмарал» прыгнули в класс сильнейших сразу из третьего по рангу дивизиона.

Чемпионат проводили в два этапа: на первом играли в два круга в группах по 10 команд, на втором – по четыре лучших из каждой продолжали борьбу за медали и путевки в еврокубки, а остальные 12 бились за выживание, определяя пятерку неудачников.

Не до жиру

Большинство участников первого чемпионата оказались не готовы к повышению в классе. Только московские клубы, включая «Асмарал», принадлежавший иракскому бизнесмену Аль-Халиди, крепко стояли на ногах. Им удавалось продавать своих лучших игроков в Европу, находить спонсоров и благодаря этому платить футболистам и тренерам в, как тогда выражались, свободно конвертируемой валюте. Правда, суммы контрактов начала 1990-х вызвали бы у игроков нынешнего поколения смех. Так, в самом благополучном российском клубе – «Спартаке» платили ведущим игрокам до 5 тысяч долларов в месяц.

В более скромных командах, в ряду которых оказался и «Зенит», о валютных счетах могли только мечтать. Как вспоминал главный тренер петербургского клуба Вячеслав Мельников, в городе тогда было не до футбола.

«Вообще непонятно, как команда жила. Не было ни хозяина, ни денег. Какие-то деньги находил президент клуба, покойный ныне Владислав Гусев. Собирали с миру по нитке. Мне тоже приходилось ездить по городским предприятиям: просил, договаривался. Помогали «Гостиный двор», «Ленвест», строительная компания «ХХ трест». В 1994-м доходило до того, что деньги для поездки в Сибирь или на Дальний Восток находились в самый последний момент. Бывало, приезжаем в аэропорт. Денег нет. Что делать? Сниматься с чемпионата? Вдруг появляется человек с пачкой долларов. Мы спасены! А однажды предложили подогнать вагон с подсолнечным маслом – мол, продайте и платите зарплату футболистам», – рассказал наставник сине-бело-голубых.

Гонка за лидером

Сюжет чемпионата-1992 не был захватывающим. Как ожидалось, борьбу за медали должны были повести победитель последнего союзного чемпионата ЦСКА, вице-чемпион «Спартак», бронзовый призер «Торпедо» и амбициозное «Динамо». Но почти вся основа армейцев ушла в зарубежные клубы и «воины» не смогли составить конкуренции. Перспективным и молодым «автозаводцам» не хватило дисциплины и они даже не смогли пробиться в восьмерку лучших. Зато в «Спартаке» смогли воспользоваться ситуацией и усилиться группой исполнителей высокого уровня – Виктор Онопко, Андрей Пятницкий, Игорь Ледяхов, Рашид Рахимов присоединились к Станиславу Черчесову, Валерию Карпину, Дмитрию Радченко, Дмитрию Попову, Дмитрию Хлестову, Михаилу Русяеву. Главный тренер Олег Романцев быстро поставил командную игру.

Красно-белые уверенно стали чемпионами, а вот второе место неожиданно заняли их одноклубники из Владикавказа, опередившие столичных динамовцев. «Спартак» также выиграл первый и последний в истории Кубок СНГ, а осенью показал себя конкурентоспособным и на европейской арене, одержав в Кубке кубков победу над «Ливерпулем».

Все на продажу

Первый чемпионат России получился противоречивым. Свой звездный час пережила группа футбольных деятелей, которых знаменитый наставник Анатолий Бышовец деликатно назвал «тренерами-организаторами». Эти люди десятилетиями работали с малоизвестными командами в низших дивизионах и перенесли нравы второй лиги в высшую. В своих интервью они откровенно рассказывали, как давали взятки арбитрам и расписывали с коллегами договорные матчи. «Договорняки» не были чем-то новым и для элитного дивизиона, но все же о них предпочитали помалкивать.

В закулисных играх оказался не силен «Зенит». Молодая команда к концу сезона разыгралась, но слишком много очков было потеряно. На финише петербуржцам не хватило всего одного очка (в 1992 году за победу начисляли два очка), чтобы сохранить место в высшей лиге. Как вспоминал Вячеслав Мельников, команда пострадала из-за его принципиальности.

«Нам одного очка не хватило, чтобы удержаться. Надо было выиграть в последнем туре в Камышине у «Текстильщика», а сыграли 0:0. А ведь ещу перед матчем первого круга товарищи из Камышина предлагали «расписать» по ничейке. Я отказался. Не мог войти в раздевалку и сказать ребятам: «Сегодня играем вничью». Не мог! Был молодой, амбициозный, без какого-либо прагматизма. Играли честно».

«Зенит» набрал столько же очков, что и ставропольское «Динамо», но по дополнительным показателям занял 16-е место и отправился в первую лигу.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий