Дмитрий Кобылкин возглавлял Минприроды два с половиной года. За этот период ведомство успело запустить ряд масштабных программ, при этом, вроде бы, не упуская и вопросы, требующие срочного решения. По крайней мере, в информационной справке министерство напоминает о спасении из китовой тюрьмы в Приморье касаток и белух.
В числе основных достижений ведомство отмечает разработку плана реализации стратегии экологической безопасности России до 2025 года, создание пяти заповедников, семи национальных парков и двух заказников. Плюс — ведомство впервые за 23 года обновило Красную книгу. Правда, последнее в списке заслуг смотрится настораживающе и возникает вопрос: раньше руки не доходили, или ситуация с редкими животными была не такой критичной?
Реформа не зашла
Но гораздо больше вопросов возникает по поводу других направлений деятельности Минприроды. В частности, само ведомство напоминает, что при Кобылкине была создана «новая отрасль по обращению с твердыми коммунальными отходами во всех субъектах России». Но именно «мусорная реформа» стала объектом критики со стороны правительства, Счетной палаты, экспертного сообщества.
Предвестником отставки министра стало увольнение Ильи Гудкова, гендиректора «Российского экологического оператора» (о нем см. ниже). Об этом факте, в контесте анализа дел в отрасли, сообщил в свежем номере журнал «Эксперт».
Правда, «не зашла» реформа сферы обращения с отходами еще до прихода Дмитрия Кобылкина в министерство. Оно не обеспечило своевременного принятия нормативных правовых актов на федеральном уровне, и регионы оказались не готовы вступить в реформу: не были утверждены территориальные схемы обращения с отходами, не были выбраны региональные операторы. В итоге ее перенесли с 1 января 2017 года на январь 2019 года.
Но дополнительное время на пользу явно не пошло. Поставленные задачи не решались, как надо. В частности, как отмечает аудитор Счетной палаты Михаил Мень, Минприроды оказалось недостаточно эффективным учредителем ППК «РЭО» (Российского экологического оператора).
«Министерство не утвердило правила предоставления субсидий, поэтому к 14 апреля 2019 года не была произведена передача имущественного взноса в уставной капитал компании. ППК создавалась для формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и обеспечения управления этой системой, однако из-за несвоевременного и не полного финансирования ее деятельность не стала результативной», – прокомментировал аудитор ситуацию для «Эксперт онлайн». Он добавил, что несмотря на Указ Президента (№8), Минприроды к 1 января 2020 года не создало единую государственную информационную систему учета ТКО.
«…из-за фактического отсутствия «центра управления» реформой и недостаточной компетенции руководящих кадров ничего этого толком не сделано. Азбука управления — достоверная информация о положении дел — лицам, осуществляющим реформу, неизвестна. Как следствие, в стране не сформирована система учета отходов, а реальных данных об их образовании и классах опасности нет», — так описывал ситуацию для Счетной палаты руководитель рабочей группы «Охрана окружающей среды» Общественного совета при Минприроды РФ Александр Федоров, приведя в пример серьезное расхождение данных Росприроднадзора и столичных властей по объемам образования отходов. Цифры ведомства за 2017-2018 годы, по словам эксперта, в 10 раз меньше тех, что предоставляло правительство Москвы.
«Одновременно общее количество отходов, по данным Государственного реестра объектов размещения отходов, в несколько раз больше, чем по данным Росстата, а именно по последним рассчитываются платежи за воздействие на окружающую среду», — добавил Федоров.
В Счетной палате также отметили, что в 2019 году Минприроды не обеспечило регионы и инвесторов финансовой поддержкой на создание мощностей инфраструктуры обращения с отходами.
«Стратегические задачи, поставленные национальным проектом, должны быть подтверждены расходами бюджета. Но, увы, даже нет финансирования в полном объеме с таким трудом созданного отраслевого центра компетенций ППК «Российский экологический оператор», для инвесторов отрасль не интересна, а в нацпроекте нет механизма привлечения внебюджетных средств», — высказалась ранее Альбина Дударева, заместитель председателя Общественного совета Минприроды России, первый заместитель председателя Комиссии, комментируя отчет СП по мусорной реформе.
В конце октября за недоработки, связанные мусорной реформой, министерство и оператора раскритиковала вице-премьер Виктория Абрамченко, курирующая в Белом доме экологическую тематику.
«Отметить ненадлежащее исполнение руководством компании задач: по разработке и согласованию проекта федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — федеральная схема) в связи с наличием неурегулированных разногласий с субъектами РФ», — цитируют «Ведомости» выдержку из протокола совещания вице-премьера с Дмитрием Кобылкиным и руководством ППК «РЭО». «Неурегулированные разногласия» – это как раз вопросы создания необходимой инфраструктуры.
Получается так, что свалки по стране множатся, регионы ума не приложат, что с ними делать и на какие средства, а ведомство рапортует о том, что работа ведется и чистое будущее не за горами.
Дышать глубже
Похожая ситуация сложилась и в «воздушном пространстве». Речь идет о федеральном проекте «Чистый воздух», целью которого является снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупным промышленных центрах. Но, как отмечают в Счетной палате, по факту проект охватывает только 6 из 40 городов с высоким и очень высоким загрязнением воздуха. А ведь на эти цели выделено более 500 миллиардов рублей.
Как сообщила в конце октября ТАСС глава Росприроднадзора Светлана Радионова, создание системы госмониторинга качества воздуха откладывается на год, а выделенные средства «сдали в бюджет буквально на днях, в резервный фонд».
«Поставщик не выбран, техзадание у нас сформировано, но никак не реализуется. Это значит, мы с вами получили оттяжку еще на год», — заявила чиновница в рамках круглого стола «Чистый воздух городов 2030: миф или реальность?».
При этом, как заявил тогда же замглавы Минприроды Денис Харламов, федеральный проект ожидает определенное расширение: в него включат мероприятия по снижению выбросов парниковых газов. Плюс – ведомство сообщило о доработке механизмов финансирования, добавив новый канал — через проект о наилучших доступных технологиях.
Получается, что планы трансформируются и расширяются еще до того, как дело приближается к фактической реализации, идеи множатся, а деньги перекладываются из казны обратно в казну. При этом вот, что интересно. Если уж данные по тем же твердым отходам у разных организаций расходятся чуть ли не в десять раз, что будет с таким нематериальным объектом изысканий, как воздух?
Из далека долго
В Минприроды напомнили, что во время работы Дмитрия Кобылкина началось капитальное строительство в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги». Указывается, что было восстановлено в общей сложности 34,4 км водных объектов Нижней Волги, там же расчистили 30 км каналов. Досрочно ввели в эксплуатацию 9 водопропускных сооружений в низовьях великой русской реки.
«Строительство очистных сооружений в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» предусмотрено только в 16 регионах Волжского бассейна из 29, где сосредоточена основная часть загрязнителей, что создает риск недостижения цели по значительному снижению уровня загрязнения Волги», — в свою очередь, комментирует работу Минприроды Михаил Мень. Он отмечает, что прямая зависимость между мероприятиями и показателями проектов отсутствует, об этом говорит уже то, что изменение объемов финансирования федеральных проектов не повлекло соответствующей корректировки значений показателей.
Таким образом, перспективы сразу трех крупных проектов остаются весьма туманными: ориентиры неясны, инструментарий либо отсутствует, либо используется не по назначению. Конечно, что-то в итоге спишут на COVID-19, на усложнение экономической обстановки и многомесячную жизнь в режиме форс-мажора. Однако, по всей видимости, в ситуации, когда каждая государственная копейка на счету, на некоторые аспекты закрыть глаза не получится.
Источник: