Особенности устройства и работы стартера автомобиля ВАЗ: конструкция, разновидности, подключение, демонтаж и замена, диагностика и ремонт. Видео про стартер ВАЗ.
Содержание статьи:
Конструкция и особенности работы стартера ВАЗ
Разновидности стартеров
Схема подключения
Как демонтировать и заменить стартер
Диагностика и ремонт стартера своими руками
Стартер не вращается и не запускается
Другие неисправности
Видео про стартер ВАЗ
В заведенном состоянии движение двигателя автомобиля поддерживается маховиком, который провоцирует его вращение. У коленчатого вала есть несколько противовесов. И маховик, и составляющие этого узла генерируют инерционное воздействие, предотвращающее остановку мотора в «мертвой точке».
По конструктивному исполнению и специфике работы стартеры для ВАЗ выглядят практически так же, как системы от других производителей. Единственные отличия могут заключаться в мощности устройства. Для примера, на бензиновый мотор подойдет маломощный стартер, а на дизельный – более производительный вариант.
Конструкция и особенности работы стартера ВАЗ
Стартеры для ВАЗ выглядят практически та же, как идентичные устройства для прочих представителей отечественного автопрома, а также множества иномарок. Под ним подразумевается своеобразный электрический мотор, который генерирует постоянный ток и взаимодействует с АКБ машины.
Ключевыми элементами узла являются следующие компоненты:
-
мотор (система включает якорь, статор и узел со щетками), который соединяется с бендиксом посредством общей оси;
втягивающее реле, включающее одноименную обмотку и компактный сердечник;
вилка (необходима для совмещения стартерного вала и втягивающего элемента);
обгонная муфта, пружина возврата и ряд прочих элементов.
Особенности работы стартера сводятся к следующему:
-
во время запуска автомобиля электрический разряд от АКБ направляется в сторону двух реле, что приводит к возникновению магнитного поля на обмотках;
появившееся поле вызывает сдвижение втягивающего якоря по горизонтальной оси и выдвигает бендикс вперед;
после занятия деталью крайней точки и соприкосновения с зубчатой поверхностью маховика возникает замыкание контакта на моторе и отключение втягивающего реле. В подключенном состоянии остается только удерживающее реле;
двигатель продолжает работать, вращая бендикс, а последний приводит в движение маховик до запуска двигателя;
когда силовая установка начнет работать, а интенсивность вращений превысит обороты мотора стартера, в действие вступает обгонная муфта, а втягивающее реле занимает прежнее положение. Также в этот момент случается расцепление бендикса с маховиком.
Разновидности стартеров
Есть 2 типа стартеров, которые применяются на автомобилях ВАЗ и различаются эффективностью и внутренним устройством:
Без редуктора. Является классическим вариантом стартерного угла. В таком узле якорь мотора и бендикс находятся на одном валу.
Редукторный. В отличие от предыдущей модели, на якорном валу расположен редуктор, запускающий вращение бендикса.
Традиционный тип стартера обладает несколькими отрицательными сторонами, которые заставили инженеров переработать его схему. Ключевой минус – невысокая допустимая производительность. В связи с постепенным увеличением объема двигателей автоконцерны были вынуждены повышать мощность стартеров – это влияло на их цену и габариты.
Агрегаты с редукторным узлом вырабатывают максимальное количество мощности и при этом обладают эргономичностью и легкостью. Чтобы система корректно работала, нужно затрачивать не очень много энергии. Бесперебойная функциональность узла не требует много напряжения, поэтому даже изношенный аккумуляторный блок не спровоцирует отказ в работе редукторного узла.
Схема подключения
Электросхема стартерного узла подразумевает совмещение стартера, АКБ и зажигания. В старых моделях автомобилей с инжекторными двигателями, которые имеют управляющий контроллер, присутствует вспомогательный компонент – реле. Но на старых моделях авто от ВАЗ с карбюратором деталь отсутствует.
Самая примитивная схема стартерной системы выглядит следующим образом:
-
от клеммы со значением плюс на АКБ силовой кабель подсоединяется к болту крышки пускового реле;
второй кабель от батареи совмещается с 50-м контактом замка зажигания. Дальше он взаимодействует с выводом «50», соединенным с обмотками удерживающего и тягового реле;
вывод на «массу» выполняется с помощью стартерного корпуса, прилегающего к корпусу двигателя. Отдельный провод для «массы» отсутствует.
Если в электрической цепи предусмотрено вспомогательное реле, его соединяют после замка зажигания.
Если пробег автомобиля превышает отметку в 100 тыс. км, а машина эксплуатируется каждый день, установка нового стартера может стать обязательной. Кроме того, монтаж детали станет своеобразной страховкой того, что транспортное средство прослужит еще долгое время. Обслуживание узла – важное действие, особенно перед наступлением зимнего сезона.
Существует несколько распространенных неполадок стартеров на машинах ВАЗ:
-
при запуске силового агрегата в позицию «стартер» не срабатывает втягивающее реле, что подтверждается отсутствием щелчка;
стартер отказывается вращаться. Возможно, к этому привела неисправность втягивающего реле. Кроме того, проблема возникает при неисправностях аккумулятора, низком заряде АКБ или плохом состоянии клемм АКБ;
при запуске силового агрегата слышен щелчок, но стартер отказывается крутиться. Проблема проявляется при неполадках втягивающего реле, изнашивании щеток, коллектора или якоря. Для начала нужно проверить корректность работы батареи и клемм АКБ на предмет окисления, а затем удостовериться в качестве массы;
вращение стартера усложняется. Проблема связана с обрывом обмотки якоря, замыканием либо износом щеток и втулок стартера;
стартерный узел вращается, но не может поворачивать маховик. Возможно, к этому привел износ бендикса;
стартер работает после запуска силового агрегата.
Как демонтировать и заменить стартер
Специфика демонтажа и замены стартера на автомобилях ВАЗ имеет один нюанс – поскольку узел расположен в нижней части транспортного средства, получить к нему доступ сверху проблематично. Для большего удобства рекомендуется выполнять работу на яме в мастерской.
Общая последовательность действий по снятию детали выглядит следующем образом:
-
в первую очередь, следует отсоединить аккумуляторные клеммы;
если присутствует задний брызговик, его нужно снять;
разрешается демонтировать АКБ для освобождения свободного места;
дальше нужно открутить зажим проводов, идущих к стартеру, и снять два кабеля с контактов тягового реле.
Постановка нового узла производится по обратному алгоритму:
-
агрегат нужно закрутить с помощью болтов на штатное место. Для начала необходимо вкрутить самый длинный болт, а затем два остальных;
провода следует закрепить на корпусе, а зажим жгута поставить на прежнее место;
аккумулятор нужно установить на прежнее место с опорным деталями и удостовериться, что стартер работает;
в завершении нужно закрепить брызговик.
Диагностика и ремонт стартера своими руками
Стартер имеет сложное устройство, т.к. включает в себя множество отдельных комплектующих. Это снижает его надежность, но дает одно неоспоримое преимущество – отдельные детали просто заменить или восстановить. И провести ремонтные работы в домашних условиях несложно. Кроме того, в продаже доступны готовые ремкомплекты и подходящие запчасти для стартеров ВАЗ.
Чтобы определить, действительно ли узел вышел из строя, нужно снять его и продиагностировать. Однако базовые сведения о работоспособности агрегата можно получить и при визуальном осмотре таким образом:
-
оценить состояние аккумуляторных клемм и по необходимости очистить их от окислов;
проверить уровень заряда аккумулятора;
осмотреть кабели, ведущие к стартеру, и убедиться, что они не имеют дефектов. По возможности следует проверить кабели мультиметром;
еще необходимо осмотреть стартерные клеммы и оценить качество контакта.
Если внешний осмотр стартера не дает никаких результатов, но деталь по-прежнему не работает, потребуется прибегнуть к более сложной диагностике с разборкой детали. В таком случае нужно:
-
снять и очистить узел от загрязнений;
оценить состояние втягивающего реле следующим образом: клеммы со значением «плюс» на АКБ соединить с контактом, а минусовую – с корпусом стартерного узла. Если бендикс издает щелчок, значит, он исправный;
демонтировать заднюю часть корпуса и проверить узел со щетками. При наличии следов выработки или износа элементов надо снять их и поставить новые;
используя специальный тестер, нужно оценить роторную обмотку. Оптимальное значение сопротивления составляет 10 кОм. Если оно ниже – возможно, произошло короткое замыкание, а если выше – обрыв обмотки;
используя мультиметр, нужно «прозвонить» контактные пластины и уточнить сопротивление между корпусом и устройством. Оптимальное значение – 10 кОм;
последним этапом нужно протестировать обгонную муфту: если она исправная, вращение будет осуществляться в одну сторону, если вышедшая из строя – в двух.
Нередко подобной диагностики хватает для определения предрасполагающих факторов, вызвавших отказ в работе стартера. После этого останется лишь демонтировать нерабочий компонент, восстановить его и поставить на прежнее место.
Стартер не вращается и не запускается
Если вы повернули ключ, но узел никак не среагировал на это, следует проанализировать три возможные фактора:
-
отсутствие контакта в электроцепи;
повреждение замка зажигания;
неисправность реле.
Нередко автовладельцам удается определить причину поломки следующим образом: нужно попытаться подсоединить управляющий элемент непосредственно к АКБ и выполнить замыкание отрезком токопроводящего провода. Если узел начнет работать исправно, значит, реле не вышло из строя.
Иногда водители сталкиваются с неприятным скрипом и сторонними звуками при попытках завести автомобиль. Это может объясняться несколькими явлениями:
-
перекашивание детали из-за откручивания крепежных элементов;
выход из строя подшипниковых втулок или шеек на двигательном валу;
сход масляного вещества с двигательного вала и проблематичный выход бендикса;
выход из строя редуктора;
износ шестерня на бендиксе;
износ зубчатого венца.
При сомнительных сигналах не стоит пытаться завести автомобиль, т.к. легкие поломки можно устранить на ранних стадиях. Если запустить проблему, она только усугубится.
Другие неисправности
При срабатывании втягивающего реле, но отсутствии запуска двигателя можно рассматривать такие предрасполагающие факторы:
-
нехватка тока от аккумуляторного блока. Возможно, компонент разряжен, либо в проводке произошел обрыв;
на «массе» замкнул держатель щетки со значением «плюс»;
щеточный узел износился;
в якорных или статорных обмотках случился сбой;
коллектор перегорел.
Даже если износилась только одна щетка, менять придется все четыре детали. Восстановить втягивающую деталь на узле от ВАЗ в гараже с применением подручных средств нельзя, оэтому многие автовладельцы его меняют. В качестве исключения рассматриваются случаи, когда окисляется какой-либо контакт – его можно зачистить и собрать узел обратно. В случае повреждения обмоток замену проводят таким образом:
-
нужно открутить винты, удерживающие втягивающее реле на стартерном корпусе, и снять этот элемент;
открутить крепежи, удерживающие крышку и корпус;
открутить гайки, удерживающие контакты на корпусе реле, и слегка переместить их в сторону, стараясь не повредить проводку;
изъять старый сердечник и закрепить на его месте новый.
При наличии на корпусе со стартерным реле сколов и повреждений его придется заменить целиком.
Заключение
Даже при сложном конструктивном исполнении стартер – достаточно надежный и долговечный узел, способный бесперебойно проработать в течение долгого времени без поломок. Его эксплуатационный срок определяется не пробегом автомобиля, а числом циклов запуска двигателя. При правильном уходе и своевременном обслуживании агрегат будет качественно справляться со своими задачами.
Видео про стартер ВАЗ:
Источник: