Стартер и его функции
Автомобильный стартер представляет собой маленький 4-х полосный электродвигатель, который обеспечивает первичное вращение коленчатого вала. Это необходимо для того, чтобы обеспечить необходимую частоту его вращения для запуска двигателя внутреннего сгорания. Как правило, для запуска бензинового двигателя среднего объёма цилиндров необходимо иметь стартер, который обладает в среднем 3 кВт энергии. Стартер является двигателем постоянного тока и питает энергию от аккумуляторной батареи. Забирая напряжения от аккумулятора, электродвигатель увеличивает свою мощность с помощью 4 щёток, которые являются неотъемлемой частью любого автомобильного стартера.
Виды стартеров
Среди большого количества подобных электромагнитных двигателей различают всего 2 основных вида: стартеры с редуктором и без него.
С редуктором
Многие специалисты советуют использовать стартер с редуктором. Это обусловлено тем, что подобное устройство обладает сниженной потребностью тока для эффективной работы. Такие устройства будут обеспечивать кручение коленчатого вала даже при низком заряде аккумулятора. Также одним из самых важных плюсов такого устройства является наличие постоянных магнитов, которые сводят проблемы с обмоткой статора к минимуму. С другой стороны при длительном использовании такого устройства есть вероятность поломки вращающей шестерни. Но к этому, как правило, приводит заводской брак или попросту некачественное производство.
Без редуктора
Стартеры, которые не имеют устройство редуктора обладают непосредственно прямым действием на вращение шестерни. В данной ситуации владельцы автомобилей, которые имеют без редукторные стартеры выигрывают в то, что такие устройства имеют более простую конструкцию и легко поддаются ремонту (читайте про ремонт стартера своими руками). Также стоит отметить, что после подачи тока на электромагнитный включатель происходит моментальное сцепление шестерни с маховиком. Это позволяет обеспечить весьма быстрое зажигание. Стоит отметить тот факт, что подобные стартеры обладают высокой выносливостью, а вероятность поломки из-за воздействия электричества сведена к минимуму. Но устройства без редуктора имеют вероятность плохой работы при низких температурах.
Принципы работы стартера с редуктором
При подачи тока от аккумуляторной батареи автомобиля, приводимого с помощью замыкания зажигания, на редукторный стартер происходит процесс подачи тока на якорь стартера через редуктор, который увеличивает мощность проходящего напряжения в разы. Далее происходит передача крутящего момента с якоря на шестерню. Всё это также происходит при помощи редуктора, который наделён постоянно работающими магнитами, а специальные щётки, которые способны вырабатывать большее сопротивление чем щётки обычного стартера позволяют обеспечить его постоянную и эффективную работу.
Схема стартера ВАЗ 2106, 21061 (35.3708) (Жигули):
1 – крышка со стороны привода;14 – крышка реле;2 – стопорное кольцо;15 – контактные болты;3 – ограничительное кольцо;16 – коллектор;4 – шестерня привода;17 – щетка;5 – обгонная муфта;18 – втулка вала якоря;6 – поводковое кольцо;19 – крышка со стороны коллектора;7 – резиновая заглушка;20 – кожух;8 – рычаг привода;21 – шунтовая катушка обмотки статора;9 – якорь реле;22 – корпус;10 – удерживающая обмотка тягового реле;23 – винт крепления полюса статора;11 – втягивающая обмотка тягового реле;24 – якорь;12 – стяжной болт реле;25 – обмотка якоря;13 – контактная пластина;26 – промежуточное кольцо.
Схема стартера ВАЗ 2110 (5702.3708)
1 – вал привода; 20 – контактные болты; 2 – втулка передней крышки; 21 – вывод «положительных» щеток; 3 – ограничительное кольцо; 22 – скоба; 4 – шестерня с внутренним кольцом обгонной муфты; 23 – щеткодержатель; 5 – ролик обгонной муфты; 24 – «положительная» щетка; 6 – опора вала привода с вкладышем; 25 – вал якоря; 7 – ось планетарной шестерни; 26 – стяжная шпилька; 8 – прокладка; 27 – задняя крышка с втулкой; 9 – кронштейн рычага; 28 – коллектор; 10 – рычаг привода; 29 – корпус; 11 – передняя крышка; 30 – постоянный магнит; 12 – якорь реле; 31 – сердечник якоря; 13 – удерживающая обмотка; 32 – опора вала якоря с вкладышем; 14 – втягивающая обмотка; 33 – планетарная шестерня; 15 – тяговое реле; 34 – центральная (ведущая) шестерня; 16 – шток тягового реле; 35 – водило; 17 – сердечник тягового реле; 36 – шестерня с внутренними зубьями; 18 – контактная пластина; 37 – кольцо отводки; 19 – крышка тягового реле; 38 – ступица с наружным кольцом обгонной муфты.
Схема соединений стартера
На представленном рисунке можно более подробно увидеть принцип работы стартера. Во время приведения стартера в активное состояние, напряжение обеспечиваемое аккумулятором, который в свою очередь приводится в действие с помощью включения зажигания, попадает сразу на 2 обмотки реле, которое обеспечивает тягу стартера (втягивающую 14 (см. рис. Схема стартера ВАЗ 2110 «5702.3708») и удерживающую 13). Из-за магнитного поля, которое создаётся обмотками якоря реле (12) втягивается и при мощи рычага (10) приводит в действие шестерню (4), которая моментально взаимодействует с маховиком двигателя. После того, как произошло полное замыкание контактных болтов (20) пластины (18) прекращает своё действие втягивающая обмотка. В это время якорь реле находится во втянутом положении с помощью одной лишь удерживающей обмоткой. Когда происходит поворот ключа зажигания во 2-е положение, происходит обесточивание обмотки, которая удерживает якорь реле. Тем самым якорь возвращается в исходное положение с помощью специальной пружины. Таким образом, с помощью рычага (10) выводится шестерня (4), которая зацепляется с маховиком двигателя.
Источник: