Для эффективного планирования и координации производственных процессов нужны точные прогнозы, которые дают возможность загодя распределять ресурсы, вместо того чтобы в ответ на уже наступившие перемены осуществлять дорогостоящие изменения в загрузке мощностей или использовании запасов. Прогнозирование повышает эффективность логистики, поскольку создает возможность для обмена информацией, а не запасами. Используя современные технологии интеграции прогнозов, отвечающих информационным потребностям логистики, может быть определена процедура составления эффективных количественных прогнозов, в конечном итоге, фактическая оценка складывается из шести элементов: базовой величины ресурса, сезонного фактора, тенденций изменений во времени, циклического фактора, эффекта стимулирования и случайных колебаний. Базовая оценка — средняя величина, а остальные элементы предоставляют собой поправочные коэффициенты.
Повышение эффективности перевозок связано с техническим усовершенствованием подвижного состава транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, внедрением прогрессивной технологии, совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т.д. Задача технологии — сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза за счет уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки.
Под технологией процесса перевозки груза
понимается способ реализации конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок.
Задача технологии —
очистить процесс перевозки от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия -этап и операция. Этап — это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция — однородная, логистически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.
Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и поэтапность, однозначность действий. Расчленение процесса перевозки на этапы представляет собой определение границ требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции к другой. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем больше вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и в первую очередь закона повышения производительности общественного труда.
Координация и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко преобразовывать ее в технологию будущего.
Каждая технология должна предусматривать однозначность действий при выполнении включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонение параметров от запроектированных технологий, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту.
Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом отдельных этапов. После разработки технологий этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства. Между техникой и технологией существует причинно-следственная связь, однако решающее значение принадлежит технике.
Перевозочный процесс можно представить в виде определенной подсети. Политика контроля и управления в такой системе моделируется синхронизацией позиций па каждой стадии (в каждом звене). В свою очередь, составляющие элементы перевозки характеризуются определенными, присущими только им закономерностями. Операции, из которых складывается процесс перевозки, неоднородны и сильно отличаются своей продолжительностью. Некоторые операции, объединяясь, создают определенные этапы этого процесса, каждый из которых выполняет свои задачи. Как отдельные операции, так и этапы процесса перевозки находятся в определенной зависимости друг от друга (прежде чем транспортировать груз, его надо погрузить и т.д.). Таким образом, данный процесс является многоэтапным и многооперационным, с большой технологической, эксплуатационной и экономической разнородностью операций. Отдельные этапы процесса перевозки груза часто рассматриваются как самостоятельные.
На рис. 7.1 и 7.2 показаны схемы процесса перевозки грузов, имеющие циклический характер. Это значит, что перемещение грузов совершается повторяющимися производственными цик-
Рис. 7.1.
Рис. 7.2.
лами, следующими один за другим. Ритм этих циклов определяется их частотой, которая, в свою очередь, зависит от средней продолжительности одного цикла. Каждый цикл характеризуется высокой степенью динамизма, непрерывной сменой состояния и изменением состава элементов. Циклы отдельных процессов перевозки колеблются во времени. Однако они всегда имеют начало и конец. Каждый повторяющийся цикл перевозки слагается из многих отдельных этапов, находящихся в тесной взаимосвязи и одинаково направленных, так как их конечная цель — достичь пространственной смены положения грузов. Комплекс этих циклов, слагающихся в цикл перевозки, создает перевозочный процесс.
Анализ схем процесса показывает, что в любом процессе перевозки есть этапы, присущие только грузу (подготовка груза к отправке, хранение груза в пункте производства и промежуточных пунктах, складирование, экспедиторские операции), только подвижному составу (подача подвижного состава под погрузку), но есть и совместные этапы. К последним относятся этапы погрузки, транспортирования, разгрузки и т.д. Такое положение затрудняет однозначность понятия процесса перевозки. С позиции автотранспортных предприятий, когда на первый план выдвигаются вопросы улучшения использования подвижного состава, сокращения времени оборота подвижного состава и т.д., для выполнения процесса перевозки груза необходимо помимо его транспортирования произвести погрузку и выгрузку, а также подать подвижной состав под погрузку, т.е. выполнить транспортный процесс.
Процесс перевозки —
совокупность операций от момента подготовки груза к отправлению до момента его получения, связанных с перемещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм, размеров и физико-химических свойств (этапы 1 — 2 — 3 — 4 — 5 на рис. 7.1 или этапы 1-2-3-4-
5 — 6 — 7 на рис. 7.2).
Процесс перемещения
— совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного его хранения, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки (этапы 2 — 3 — 4 на рис. 7.1 или этапы 2-3-4-5-6 на рис. 7.2).
Транспортный процесс
— это совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку (этапы 2 — 3 — 4 — 6 на рис. 7.1 и этапы 2 — 3 — 4 — 8 и 4 — 5 — 6 — 9 на рис. 7.2).
Цикл транспортного процесса —
производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирования и разгрузки. Законченный цикл транспортного процесса называется также ездкой (этапы 2 — 3 — 4 — 6 на рис. 7.1 и этапы 2 — 3 — 4 — 8 или 4 — 5 — 6 — 9 на рис. 7.2).
Операция перемещения —
часть процесса перемещения, выполняемая с помощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную.
Транспортирование
— операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки (этап 3 на рис. 7.1 или этапы 3 и 5 па рис. 7.2).
Транспортная продукция —
масса груза в натуральном выражении, доставленная от места производства до места потребления. Опыт по организации перевозок показывает, что не весь груз, погруженный в пункте производства на подвижной состав, доставляется до места его потребления. Причина тому — потери груза, порча, естественная убыль и пр.
Логистический подход к организации автомобильных перевозок обусловливает новое методологическое содержание, заключающееся в том, что основной составляющей частью перевозок должно стать проектирование оптимального (рационального) перевозочного процесса. Под этим понимается поиск наилучших организационных и технически возможных решений, обеспечивающих максимальную эффективность перевозки грузов от места их производства до места потребления. Следует отметить, что понятие «проектирование», означающее дословно выбор задуманного предначертания, представляется правомерным относить к процессу создания не только технических средств, но и транспортной продукции.
На рис. 7.3 показана принципиальная схема организации перевозки груза. Здесь приняты следующие обозначения: I — грузообразующий пункт; II — грузопоглощающий пункт; III — перевозочный комплекс; №(0
— грузопоток перевозочного комплекса; ¥(2 —
транспортная продукция; УГ —
потребности грузополучателя; Гк —
плановая провозная возможность перевозочного комплекса; Ук —
фактическая провозная возможность перевозочного комплекса; О, 02, Оэ — операторы.
Рис. 7.3.
Под грузообразующими пунктами
понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, с которых вывозятся их продукция и отходы.
Под грузопоглощающими пунктами
понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, на которые завозятся сырье, топливо, материалы, готовая продукция и другие грузы, необходимые для их нормальной производственной деятельности.
Расположение грузообразующих и грузопоглощающих пунктов определяется, с одной стороны, природными условиями, а с другой — более или менее случайными факторами.
Одно и то же предприятие может одновременно быть грузообразующим и грузопоглощающим пунктом. Так, предприятие, вывозящее готовую продукцию, является грузообразующим пунктом, а ввозящее сырье, материалы, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, запчасти — грузопоглощающим.
В данной принципиальной схеме можно выделить два аспекта. В соответствии с первым количество груза, доставленного грузополучателю Wq,
должно соответствовать грузопотоку перевозочного комплекса W(t).
Разница между входом и выходом AW= W(t) — Wq
подается по цепи обратной связи на грузообразующий пункт и через оператора 0(изменяет плановую величину провозной возможности перевозочного комплекса. Оператор О] приводит в соответствие связь между грузопотоком и провозной возможностью перевозочного комплекса. Планируемая величина его провозной возможности W»A, в свою очередь, преобразуется в действительную провозную возможность Wk
с помощью оператора о2.
Второй аспект отражает изменения в объеме перевозок, связанные со спросом получателя на данную продукцию (груз).
Свои потребности он подает в виде заказов по другой цепи связи па грузообразующий пункт и перевозочный комплекс. Изменение потребности получателя в данном грузе влияет на действительную провозную возможность, что отражается, прежде всего, на выходе системы. Это действие выполняется оператором 03.
Независимыми переменными будут являться производительность грузообразующего пункта и потребность получателя, которые могут принимать произвольные значения.
По назначению выделяют следующие виды транспорта.
- 1. Транспорт, обслуживающий сферу обращения. Он продолжает производственный процесс в сфере обращения и включает железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный.
2. Универсальный транспорт — осуществляет как грузовые, так и пассажирские перевозки. К нему относят железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный виды транспорта.
3. Специальный транспорт — предназначен для доставки только определенных грузов. Включает нефте- и продуктопроводы и универсальные трубопроводы.
4.
Транспорт общего пользования — выполняет перевозки грузов и пассажиров. Включает универсальные и специальные виды транспорта.
5.
Ведомственный транспорт — принадлежит определенным министерствам и ведомствам, а также их предприятиям и выполняет необходимые этим сферам перевозки.
6. Промышленный транспорт — транспорт внутрипроизводственной сферы. Делится на внутренний и внешний. Внутренний транспорт обеспечивает перевозки в пределах одного предприятия, а внешний находится на стыке с транспортом общего пользования.
7.
Городской транспорт — комплекс различных видов универсального транспорта общего пользования.
8. Магистральный транспорт — универсальный и специальный транспорт общего пользования, связывающий между собой крупные города, промышленные центры и экономические районы.
9. Транспорт местного значения — звенья универсального транспорта, обслуживающего местные перевозки грузов и пассажиров.
Как видно, транспортная логистика не охватывает все проблемы транспортировки. Так, организация перемещения грузов внутренним промышленным транспортом является предметом изучения внутрипроизводственной логистики, а задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.
Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения. При этом следует выделить следующие задачи транспортной логистики:
- o выбор вида транспортного средства;
o выбор типа транспортного средства;
o совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным процессами;
o совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта в случае смешанных перевозок;
o обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
o определение рациональных маршрутов доставки.
В процессе осуществления закупок и доставки материальных ресурсов, а также дистрибьюции готовой продукции потребителям фирма-производитель может использовать различные варианты транспортировки, виды транспорта, а также различных логистических партнеров (посредников) в организации доставки продукции к конкретным пунктам логистической цепи. Прежде всего, логистический менеджмент фирмы должен решить вопрос, создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наемный (общего пользования или частный). При выборе альтернативу»] обычно исходят из определенной системы критериев, к которым относятся:
- o затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренду, лизинг подвижного состава);
o затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и других логистических посредников в транспортировке;
o скорость (время) транспортировки;
o качество транспортировки (надежность доставки, сохранность груза и т.п.).
Создание собственного парка связано с большими капитальными вложениями в подвижной состав, производственно-техническую базу для обслуживания и ремонта транспортных средств и транспортную инфраструктуру. В конечном итоге, оно может быть оправданно в случае получения значительного выигрыша в качестве, надежности и себестоимости перевозок при больших устойчивых объемах перевозимых грузов. Как правило, это относится к парку автомобильных транспортных средств. Однако в любом случае оценка альтернатив должна проводиться комплексно с учетом возможно большего числа критериев. В большинстве случаев фирмы-производители прибегают к услугам специализированных транспортных фирм, и эта альтернатива представляется весьма перспективной.
Анализ схем процесса показывает, что в любом процессе перевозки есть этапы, присущие только грузу, только подвижному составу, но есть и совместные этапы. К последним относятся этап погрузки, транспортирования и разгрузки. Различные этапы — подача подвижного состава под погрузку, подготовка груза к отправке, хранение груза в пункте производства и промежуточных пунктах, складирование, экспедиторские операции и т.д. Такое положение затрудняет однозначность понятия процесса перевозки. С позиции автотранспортных предприятий, когда на первый план выдвигаются вопросы улучшения использования подвижного состава, сокращения времени оборота подвижного состава и т.д., для выполнения процесса перевозки груза необходимо помимо его транспортирования произвести погрузку и выгрузку, а также подать подвижной состав под погрузку, т.е. выполнить транспортный процесс.
Дадим определения некоторым основополагающим понятиям.
Процесс перевозки — совокупность операции от момента подготовки груза к отправлению до момента его получения, связанных с перемещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм, размеров и физико-химических свойств (этапы 1-2-3-4-5, рисунок. 2 а; или этапы 1-2-3-4-5-6-7, рисунок.2 б).
Процесс перемещения — совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного его хранения, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки (этапы 2-3-4 рис. 2 а; или этапы 2-3-4-5-6, рис. 2 б)
Транспортный процесс — совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку (этапы 2-3-4-6, рисунок. 2 а; или этапы 2-3-4-8 плюс 4-5-6-9, рисунок.2 б).
Цикл транспортного процесса — производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирования и разгрузки. Законченный цикл транспортного процесса называется также ездкой (этапы 2-3-4-6, рисунок. 2 а; или 2-3-4-8 или 4-5-6-9, рисунок. 2 б).
Операция перемещения — часть процесса перемещения, выполняемая с помощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную.
Транспортирование — операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки (этап 3 или этап 5, рисунок.2 б).
Транспортная продукция — масса груза в натуральном выражении доставленная от места производства до места потребления. Опыт по организации перевозок показывает, что не весь груз, погруженный в пункте производства на подвижной состав, доставляется до места его потребления. Причина тому — потери груза, порча, естественная убыль и др.
В современных условиях хозяйствования, когда вмешательство государства в работу ТК сильно ограниченно, особую значимость приобретает применение эконометрических моделей работы компаний, предполагающих не только оценку текущего состояния их транспортной деятельности, но и прогноз на перспективу. В таких моделях выделяются производственная функция, описывающая процесс формирования и реализации ТУ, и функция спроса на них. На практике первая вырождается в функцию рентабельности ТП, а вторая — в оценочную функцию доходных ставок. Обе они позволяют определить целевую функцию анализа ТП, задаваемую условием работоспособности ТК, без соблюдения которого какая-либо практическая оценка эффективности их работы невозможна.
Процесс перевозки грузов затрагивает большое число участников транспортного процесса и должен рассматриваться комплексно на основе технологии, согласованной всеми сторонами и базирующейся на нормативных документах или результатах инженерной подготовки перевозок.
Технология грузовых перевозок — это совокупность приемов и способов выполнения процесса доставки груза потребителю.
Для унификации технологических средств, методов и терминологии с 1975 г. в нашей стране в качестве государственного стандарта действует Единая система технологической документации (ЕСТД). В соответствии с ГОСТ 3.1109-82 технологический процесс является частью производственного процесса, содержащей целенаправленные действия по изменению предмета труда. При перевозках технологический процесс обычно представляется в виде описания процесса перевозки, инструкций по его выполнению, правил и ограничений, особых требований, графиков и т.д.
Разработка технологического процесса перевозок грузов осуществляется в следующей последовательности:
Установление нормируемых характеристик перевозки (расчетная скорость движения, время выполнения погрузочно-разгрузочных работ, график или интенсивность подачи подвижного состава, суточный или почасовой объем перевозок и т.п.);
Выбор маршрута и технологии выполнения перевозок;
Разработка технологической документации;
Определение методов контроля качества и безопасности выполнения перевозок;
Анализ характеристик технологического проекта, который должен подтвердить выполнение нормируемых показателей, обеспечение безопасности и качества перевозок;
Утверждение технологического проекта руководящим составом АТО.
Основой для разработки технологического процесса перевозки является заявка на перевозки или договор (коммерческое предложение) с описанием требований к транспортной услуге заказчика перевозок. Для каждой характеристики транспортной услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения. Технологический проект должен содержать конкретные требования по обеспечению безопасности перевозок.
Совершенствование технологического процесса является важнейшим условием повышения эффективности работы организации.
Эффективность выбранной технологии перевозок может оцениваться по следующим показателям:
Себестоимость перевозок;
Удельные затраты;
Производительность ПС;
Качество перевозок.
Процесс доставки груза может быть представлен в виде отдельных взаимосвязанных операций, выполняемых на каждом этапе, которые в зависимости от содержания работы классифицируются следующим образом.
Контрольно-учетная операция предусматривает оформление документов, поиск конкретного грузового места, осмотр грузов, опломбирование и т. п.
Строповочная операция предусматривает крепление и открепление штучных грузов при их перегрузке краном.
Грузовая операция связана с подъемом и опусканием груза при помощи ПРМ.
Операция перемещения — перемещение груза ПРМ.
Вспомогательная операция связана с дополнительными работами, которые необходимо выполнить перед или после погрузки грузов (открытие крышек, закрытие брезентом и т.п.).
Транспортная операция включает в себя движение ПС с грузом или без него.
Складская операция предусматривает подготовку груза к отправке, подбор и сортировку по партиям и т.п.
При выполнении ГАП выделяют несколько основных видов технологий, которые существенно отличаются друг от друга и в значительной степени зависят от типа грузообразующего объекта — грузоотправителя. Особенности конкретного грузоотправителя влияют на количество используемых для доставки грузов АТС, вид ПС, возможность оптимизации маршрутов движения, необходимость согласования грузопотоков с другими видами транспорта, состав сопутствующих перевозке транспортно-экспедиционных услуг.
Для тщательной проработки процесса выполнения перевозок в конкретных условиях разрабатываются транспортно-технологические карты, которые согласовываются с грузоотправителем и грузополучателем.
На основании транспортно-технологической карты разрабатывается технологический график доставки товаров.
Этот график составляется с учетом времени выполнения работ и возможности их одновременного проведения различными исполнителями. После составления графика определяется фактическое время, необходимое для подготовки груза к погрузке на складе отправителя; время использования ПС; время, необходимое для размещения груза на складе получателя; время, в течение которого обслуживается ПС у отправителя и получателя. На основании этих значений увязывается работа АТС и погрузочно-разгрузочных пунктов за счет корректировки количеств ПС и ПРМ и, при необходимости, изменения технологии выполнения работ.
После согласования и увязки различных технологических операций разрабатываются графики работы нескольких транспортных средств.
Разработка и внедрение транспортно-технологических схем доставки позволяют:
Упростить оперативное планирование и диспетчерское руководство перевозками за счет использования модульного принципа;
Обеспечить поточность, непрерывность и максимальную параллельность выполнения технологических операций;
Организовать согласованное выполнение операций сотрудниками различных организаций;
Сократить общее время доставки грузов.
Основными факторами, которые учитываются при транспортировании автомобильным транспортом, является:
1) классификация грузов;
2) способ погрузки и выгрузки;
3) условия перевозки и хранения;
4) возможность использования грузоподъемности подвижного состава;
5) сохранность при перевозке;
6) степень опасности при погрузке, выгрузке и транспортировке.
По способу погрузки-выгрузкигрузы делятся на штучные, навалочные и наливные.
В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические. Специфические грузы требуют особых мер сохранности и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке и хранении. Они делятся на:
1) требующие соблюдения определенных санитарных условий;
2) скоропортящиеся;
3) большой массы;
4) длинномерные;
5) негабаритные;
6) опасные.
Определенные санитарные условия соблюдаются при перевозке продовольственных товаров. Скоропортящиеся грузы требуют применения специализированного подвижного состава, который обеспечивает поддержание определенного температурного режима. Грузы большой массы — грузы, масса отдельных мест которых превышает 250 кг (или 400 кг для катаных грузов). Грузы длинномерные — группа грузов, длина которых больше наибольшего размера стандартного плоского поддона с размерами в плане 1200 x 1600 мм с учетом свеса на сторону по 40 мм. Грузы негабаритные — грузы более 2,5 м в ширину или 3,8 м в высоту или выступающие более чем на 2 м с заднего борта автомобиля.
В зависимости от объемной массы (от максимально возможного использования грузоподъемности подвижного состава, определяемого коэффициентом использования грузоподъемности ус) все грузы подразделяют на четыре класса:
1) малый (до 0,5 тонн);
2) средний (от 0,5 до 1,5 тонн);
3) большой (от 1,5 до 16 тонн);
4) более 16 тонн.
По степени сохранности при их транспортировании грузы делятся на три категории:
1) требующие особых условий сохранности (взрывоопасные и огнеопасные грузы, стекло, электронные приборы);
2) требующие условий сохранности (изделия машиностроения, мебель, строительные конструкции);
3) не требующие условий сохранности (земля, песок, металл).
Считаются допустимыми максимальные вертикальные ускорения кузова: при перевозке грузов первой категории — 9 м/с 2 , второй — 9-15 м/с 2 , третьей — 15-21 м/с 2 .
К достоинствам автомобильного транспорта относятся: большая маневренность, подвижность, высокая скорость доставки грузов, доставка продукции без промежуточных перегрузок и непосредственно со склада отправителя до склада получателя, небольшие капитальные вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния.
К недостаткам следует отнести низкие значения показателей производительности труда, эксплуатационных показателей и состояния дорожной сети.
Для перевозок грузов автомобильными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и др.), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами.
Транспортный (перевозочный) процесс-совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых автотранспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.
Структура транспортного процесса включает:
1) маркетинг грузопотоков;
2) разработку на основе материалов обследований грузопотоков рациональных маршрутных схем, использующихся при открытии новых маршрутов и изменении направления существующих;
3) выбор типа и определение необходимого количества подвижного состава для перевозок;
4) определение сферы целесообразного использования автомобилей и автопоездов в зависимости от конкретных условий перевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта;
5) нормирование скоростей движения автотранспорта;
6) выбор систем организации движения автотранспорта с использованием рациональных режимов труда водителей;
7) координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта;
8) анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного состава;
9) обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов автомобильным транспортом;
10) применение экономико-математических методов и расчетов для повышения эффективности использования подвижного состава и снижения затрат на перевозки;
11) управление движением транспортных средств;
12) оперативный контроль за работой автомобильного подвижного состава и его использованием.
Особое внимание в транспортном процессе уделяется использованию различных методов, обеспечивающих:
1) своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров;
2) сохранность качества и количества перевозимого груза;
3) выполнение требований техники безопасности и требований безопасности движения;
4) экономию топлива;
5) охрану окружающей среды;
6) выполнение требований трудового законодательства.
Правильная организация транспортного процесса предполагает:
1) сокращение сверхнормативных затрат времени на простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов за счет: расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации; составления и строгого соблюдения графиков подачи и работы автомобилей; создания подъездных путей и площадок для маневрирования автомобилей, особенно автомобилей с прицепами, тягачей с несколькими прицепами или полуприцепами; предварительной подготовки грузов и т.д.;
2) рациональную укладку грузов, применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вместимость подвижного состава;
3) правильное размещение грузов в кузове, способствующее равномерному распределению весовой нагрузки на ходовую часть транспортного средства и облегчению управления им;
4) оптимальные режимы движения автомобилей (автопоездов) на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил дорожного движения, а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации различных марок подвижного состава автомобильного транспорта при перевозке соответствующих грузов. Перевозка грузов должна осуществляться по рационально построенным маршрутам с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечением загрузки автомобилей в обоих направлениях;
5) максимальное использование рабочего времени водителей в рамках законодательства за счет уплотнения режима работы автомобилей путем организации бригадного метода работы.
Расходы по текущему обслуживанию и ремонту транспортных средств
Данные затраты рассчитываются в соответствии с постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь» от 1 ноября 2002 года № 35. Согласно этому документу затраты на техническое обслуживание и ремонт состоят из суммы следующих составляющих:
заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих
–материальные затраты
Затраты на смазочные материалы
где ЗП, МЗ, СМ — соответственно нормы затрат на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих, материальные затраты на смазочные материалы на 1000 км пробега;
СТ — часовая тарифная ставка рабочего первого разряда, действующая на предприятии, составляет 1200 руб.ч; — планируемый пробег, км;
К Т — корректирующий коэффициент к нормам в зависимост от типа подвижного состава. Для автобусов, легковых грузовых бортовых автомобилей принимается равно 1, для грузовых автомобилей: тягачей — 0,99, самосвалов — 1,1, цистерн — 1,13, фургонов -1,05, рефрижераторов — 1,18;
ИЦ — индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, рассчитанный нарастающим итогом к декабрю 2001 года, принимается равным 3,8;
ЗТ — затраты на топливо, руб.
Законодательством Республики Беларусь установлены отчисления в бюджетные фонды от средств на оплату труда в размере 39% от заработной платы. Поэтому, затраты на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих увеличиваются на 39%.
Материальные затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин.
Материальные затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин (Sш) определяются по формуле:
где Ц ш — цена одной автомобильной шины,
руб.- количество шин установленных на автомобиле,
шт; ш — норма износа в процентах на 1000 км пробега к стоимости шины;
Амортизация основных средств Нормы устанавливают сумму амортизационных отчислений в процентах от стоимости подвижного состава на 1000 км. Для автомобилей грузоподъемностью более 2,0 т, данные нормы установлены в зависимости от пробега до выбытия из эксплуатации. Расчет амортизации основных средств выполняется по формуле
где S ам — амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава (автомобилей, прицепов, полуприцепов), руб.;
К ПФ — коэффициент, учитывающий сумму амортизации прочих основных средств, приходящихся на данный вид перевозок.
Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава определяются:
для подвижного состава, норма отчислений по которому установлена в зависимости от пробега
где Ва — амортизируемая стоимость автомобиля,
руб.; ac — норма амортизационных отчислений,
%;- пробег на маршруте, км;
К а — коэффициент корректировки норм амортизации подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации (сменности работы, условий ружающей среды). Может принимать значение
< К а < 1,3. Принимаем К а = 1,0.
К ПФ определяется прямым счетом, если организация занимается только перевозкой, т.е. отношением затрат на амортизацию и восстановление основных средств к затратам на амортизацию подвижного состава за период, предшествующий расчетному. При осуществлении организацией разных видов деятельности данный коэффициент определяется в соответствии с учетной политикой, принятой в организации. Для расчетов К ПФ принимается равно 1,4. При использовании полностью с амортизированных автомобилей (прицепов, полуприцепов) в себестоимость включается только амортизация прочих основных средств, приходящаяся на данный вид перевозок.
Расчет заработной платы водителей
Часовая заработная плата водителей, работающих на повременной оплате определяется из выражения (согласно приказу Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 210-Ц от 25.07.2005 г.)
где К Т — тарифный коэффициент по единой тарифной сетке;
Т С — месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, действующая на редприятии. Принимается путем умножения часовой тарифной ставки (1200 руб./ч) на количество рабочих часов в месяце, 1200Ч192= 230400 руб.;
К Д — коэффициент, читывающий добавки, премии и т.д. к заработной плате, принимается равным 1,89;
Т М — среднемесячный баланс рабочего времени, принимается К Д =192 ч.
При расчете данной статьи необходимо учитывать отчисления в бюджетные фонды от средств на оплату труда, которые составляют 39% от заработной платы.
Расчет накладных (общехозяйственных расходов)
Величина накладных расходов, не подлежащих прямому подсчету, определяется умножением заработной платы водителя на коэффициент, равный 0,7. Остальная их часть считается в реальных цифрах.
Расчет заработной платы руководителей, специалистов и служащих
Заработная плата руководителей специалистов и служащих определяется (приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 25.07.2005 №210-Ц) путем умножения заработной платы водителей на коэффициент заработной платы руководителей, специалистов и служащих, приходящейся на 1 рубль заработной платы водителей. Для расчетов значение данного коэффициента принимается равно 0,6.
При расчете данной статьи учитываются отчисления в бюджетные фонды от средств на оплату труда, которые составляют 39% от заработной платы.
Плановая прибыль определяется из следующей формулы:
где R — рентабельность перевозок, R=15%.
Себестоимость
Себестоимость перевозки определяется как сумма затрат и прибыли:
Стоимость перевозки с учетом налога на добавленную стоимость равна:
где е НДС — ставка налога на добавленную стоимость, 20 %.
Тариф за 1 км пробега определяется по формуле.
С того момента, когда товар предъявлен к перевозке, он переходит в новое состояние – становится грузом. При превращении товара в категорию груза для транспорта теряется значение ряда его товарных характеристик (потребительских свойств), но появляется необходимость изучения и учета транспортных характеристик груза. Транспортные характеристики груза – это совокупность свойств груза, определяющих технику и условия его перевозки, погрузки и хранения. В понятие транспортной характеристики груза в первую очередь входят объемно-массовые характеристики, режимы хранения, физико-химические свойства, особенности тары и упаковки, а также некоторые товарные свойства.
Технология грузовой и коммерческой работы предусматривает выполнение операций:
1) с грузами (прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, перевозка, выгрузка, сортировка и выдача получателю);
2) с документами; по информации грузополучателей и грузоотправителей; по расчетам за перевозки грузов и транспортные услуги.
Одновременно с предъявлением груза отправитель должен передать перевозчику все необходимые сопроводительные документы: 1) 1 экземпляр погрузочного ордера; 2) 2 экземпляра коносамента; 3) 2 экземпляра приемо-сдаточной ведомости; 4) 1 экземпляр акта-спецификации.
Грузовые и коммерческие операции, связанные с приемом груза к отправлению, выполняются в порту грузоотправителями, агентами и работниками порта. Эти операции включают в себя: подготовку грузов и документов грузоотправителем, заключение договора перевозки груза, проверку и визирование накладной, оформление перевозочных документов, подготовку подвижного состава под погрузку, прием груза к перевозке, определение массы груза, расчеты за перевозку груза. Груз к перевозке должен быть подготовлен таким образом, чтобы были обеспечены сохранность и безопасность его перевозки, рациональное использование подвижного состава, ускорение выполнения грузовых операций.
В комплекс мероприятий, связанных с подготовкой грузов к перевозке, входят следующие: 1) приведение продукции в качественное состояние; 2) надлежащая упаковка с укрупнением грузовых мест в транспортные пакеты; 3) маркировка грузов; 4) взвешивание грузов грузоотправителем; 5) осмотр грузов соответствующими контрольными и надзорными органами (карантинной инспекцией, ветеринарно-санитарным надзором).
При упаковке применяют различного рода упаковочные и вспомогательные материалы, которые предохраняют груз, уложенный в транспортную тару, от попадания влаги и пыли, просыпания, а также обеспечивают плотную укладку, крепление и амортизацию с целью защиты его от повреждения, производится соответствующая сепарация груза как облегченными материалами (лентами, сетями, так и брусом).
Грузы, в зависимости от их рода и свойств, перевозятся с указанием в спецификации или накладной массы либо количества мест (тарные и штучные), либо только массы (брутто). Масса насыпного, навалочного груза определяется взвешиванием или подсчетом по стандартному грузовому месту – принимаются и выдаются по количеству грузовых мест, масса генеральных грузов может определяться расчетным путем, по обмеру или условно.
Тарные или штучные (без упаковки) грузы, масса которых определяется при упаковке или указывается на каждом грузовом месте. Масло сливочное, маргарин фасованный, сыр плавленый, консервы в жестяной и стеклянной таре; рыба охлажденная, переложенная льдом, сахар рафинад в пачках и пищевые концентраты, упакованные в жестяную, картонную тару со стандартной массой нетто принимаются к перевозке без взвешивания. Принимаются и выдаются такие грузы по числу мест и стандартной массе нетто.
Грузы, нуждающиеся в таре или упаковке для предохранения от утраты и порчи, должны предъявляться к перевозке в исправной таре и упаковке, соответствующей техническим требованиям и стандартам.
Грузы, предъявляемые к перевозке в таре или отдельными местами должны иметь на упаковке ясные отличительные знаки и марки, согласно правилам маркировки грузов.
Погрузка грузов на суда производиться по грузовому плану, который составляется портом или самой компанией на основании грузовых списков и погрузочных ордеров предприятия и утверждается администрацией порта. В грузовой список могут быть также включены грузы, ожидаемые с подхода (срочные, импортные, скоропортящиеся, терморежимные), поступающие в период погрузки судна. Предприятие в таком случае несет ответственность за возможный простой судна в ожидании груза.
В связи с этим, технология выполнения грузовых и коммерческих операций разрабатывается в технологическом процессе работы перегрузочной станции (железнодорожной, авто, портом), где технологический процесс – это совокупность способов и средств которые наилучшим образом обеспечивают в конкретных ситуациях выполнение определенных производственных функций.
Критериями оптимального технологического процесса являются: 1) наилучшее использование перерабатывающей способности технических средств, 2) своевременная обработка грузов и документов, 3) ускорение оборота машин, судов, вагонов и контейнеров, 4) сохранность грузов, 5) максимальная производительность труда, 6) высокая культура обслуживания предприятий, организаций и отдельных граждан, пользующихся услугами транспорта.
Производственно-технологический цикл грузовых и коммерческих опе-раций выполняется в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте назначения. Следовательно, производственно-технологический цикл грузовых и коммерческих операций включает в себя: прием, хранение, погрузку, операции по отправлению грузов, операции в пути следования и по прибытии, транспортно-экспедиторские операции, выгрузку и выдачу грузов.
Качество транспортных услуг.
Решение проблемы эффективности распределения товаров и повышения уровня качества обслуживания потребителей услуг транспорта в рыночных условиях тесно связывается с проблемой качества услуг. Только высокий уровень качества обслуживания может обеспечить надежный рынок сбыта для услуг предприятий транспорта. Высокий уровень качества и эффективности обслуживания должны подкрепляться соответствующим уровнем материально-технического обеспечения, включая развитую систему складских и контейнерных терминалов, современную погрузочно-разгрузочную технику, компьютерные средства информатики и управления.
Как правило, наблюдаются два направления в организации услуг транспорта: 1) приспособление ассортимента предлагаемых услуг к специфическим требованиям потребителей; 2) активное формирование потребности и спроса с целью наиболее прибыльной реализации имеющихся услуг (предложение унифицированных услуг).
Исследование и анализ проблемы качества транспортно-экспедицион-ного обслуживания потребителей услуг транспорта показывает, что в основе существующих концепций обслуживания лежит суждение, утверждающее, что высокий уровень качества обслуживания потребителей услуг транспорта достигается при условии обеспечения комплексного обслуживания, то есть чем больше услуг будет оказано потребителям, тем выше будет уровень качества обслуживания. Вместе с тем в условиях рынка обслуживание с широким ассортиментом предлагаемых услуг, чем это необходимо потребителю, будет обходиться потребителю дороже.
При определении качества необходимо учитывать следующие особенности услуг транспорта: 1) услуга не может существовать вне процесса ее производства, а следовательно, накапливаться; 2) продажа услуги – это, практически, продажа самого процесса труда, следовательно, качество услуги – это качество самого процесса труда; 3) услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время на определенном направлении, что резко ограничивает возможность ее замены на рынке; 4) на услуги существуют значительные колебания спроса как во времени, так и в пространстве; 5) транспорт не располагает большими возможностями для сглаживания неравномерности и особенно пиков спроса; 6) предложение услуг отличается малой гибкостью в приспособлении к спросу, изменяющемуся во времени и в пространстве; 7) предложение услуг обычно менее надежно с точки зрения технологии, чем предложение других услуг (влияние метеорологических и климатических условий); 8) создание дополнительной провозной способности для беспрепятственного удовлетворения всех колебаний спроса стоит весьма дорого.
В условиях рынка качество определяется как тот уровень потребительских свойств и надежности услуги, который нужен рынку (потребителю) и который производители способны обеспечить по приемлемой цене.
Так как каждый вид услуги обладает определенной совокупностью свойств и характеристик, удовлетворяющих потребности потребителя, то основной вид услуги транспорта – перевозка груза не может быть потреблен самостоятельно и в большинстве случаев сопровождается предоставлением таких дополнительных видов услуг, как, например, погрузочно-разгрузоч-ные, экспедиторские, весовые и упаковочные работы.
Отсюда можно сделать вывод о том, что качество услуг транспорта можно рассматривать как качество совокупности видов услуг, предоставляемых предприятиями транспорта и способных удовлетворить существующие или возможные потребности потребителя.
Особую проблему представляет определение качества доставки грузов.
Время (сроки) доставки грузов рассматривается как один из наиболее значимых параметров качества обслуживания потребителей.
В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг, которого привлекают минимальные сроки доставки, максимальная сохранность груза, удобства по приему и сдаче грузов и возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза, и тогда он готов нести соответствующие затраты. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента.
Качество доставки предполагает также скорость и регулярность доставки грузов, сохранность грузов при перевозке и ликвидацию излишних перегрузочных операций.
Экономические реформы и преобразования приводят к новым отношениям в сфере хозяйственной деятельности предприятий транспорта таким образом, что вся деятельность предприятий подчинена основным требованиям, таким как выполнение договорных обязательств по выполнению плана перевозок, быстрейшей доставки грузов с наименьшими затратами.
Транспортные предприятия многочисленны, в основном они небольшие по размерам и территориально разбросаны. Влияние случайностей делает производственный процесс на транспорте неустойчивым и заранее трудно прогнозируемым.
Стоимость предоставления услуг по перевозке и хранению грузов взаимосвязаны между собой и должны рассматриваться, как дополняющие одна другую. Повышение эффективности доставки снижает запросы на хранение, а повышение эффективности хранения на складах, обеспечивает высокую сохранность грузов в ожидании перевозки. Метеоусловия также могут значительно повлиять на окончательную стоимость перевозимо груза, т.е. может снизиться запланированная скорость движения транспортного средства, вплоть до его остановки, что соответственно вызовет издержки и изменит стоимость груза в большую сторону.
С этой целью проектирование прогрессивной технологии и организации перевозок грузов представляется сложной комплексной задачей, от правильного решения которой в значительной мере зависят показатели работы предприятий. В итоге проектирования для заданных условий должна быть выбрана высокопроизводительная и экономичная схема механизации, определены необходимые технические и трудовые ресурсы, разработана технология погрузочно-разгрузочных работ, рассчитаны технико-экономические показатели. Для наиболее оптимальной транспортировки грузов необходимо полностью знать все тонкости перевозки конкретных наименований грузов, обладать современной материально-технической базой и квалифицированными сотрудниками.
В зависимости от рода перевозимого груза должна разрабатываться такая технология перевозки и перегрузочного процесса, которая определяет конкретный способ выполнения работ на данной механизированной линии, указывая направление перемещения груза, состав и способы выполнения операций, приспособления и порядок их использования, число занятых рабочих, их расстановку по звеньям, а также указывает необходимый такелаж и сепарационные материалы при непосредственной транспортировке грузов, что в свою очередь должно быть экономически целесообразно и выгодно как для предприятия-перевозчика так и предприятия-отправителя груза.
Доставка грузов — это комплекс услуг по перемещению груза от производителя до потребителя, который включает в себя выполнение услуг, обеспечивающих отправление, перевозку и получение груза, в том числе возможное оформление товаросопроводительных, перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления доставки груза, хранение грузов, укрупнение грузовых партий и др.
Перевозка грузов, в свою очередь, рассматривается в качестве составной части процесса доставки грузов. Сегодня большинство производителей активно участвуют в разработке способов доставки своей продукции конечным потребителям, так как от эффективности ее осуществления зависит конкурентоспособность компании. В связи с высоким уровнем конкуренции, например, на рынках продуктов питания и бытовой электроники, производители заинтересованы в продвижении своей продукции на различные рынки как внутри страны, так и за ее пределами. Более того, они (производители) заинтересованы в том, чтобы цена на их товары была ниже, чем цены на аналогичные товары конкурентов. Для реализации этих двух ключевых задач сбыта продукции — доступность рынков с минимальным транспортными затратами, производители разрабатывают варианты доставки или согласуют их с региональными дистрибьюторами. При формировании варианта доставки выбирают виды магистрального транспорта, которые следует использовать с учетом развития транспортной инфраструктуры региона, природно-климатических, экономических и других факторов; размеры отправляемых партий, обеспечивающих максимальную загрузку подвижного состава, бесперебойное удовлетворение спроса и т.п.; дислокацию пунктов перераспределения грузовых потоков (региональных складских комплексов), через которые будет осуществляться доставка товаров внутри региона; способы транспортировки на местных направлениях и т.д.
В зависимости от целей доставки и транспортно-технологических возможностей ее осуществления грузы перемещаются через различные элементы системы распределения продукции:
- ? склады производителя и потребителя;
? станции (порты) отправления и назначения;
? промежуточные склады (как элементы многокаскадной системы распределения).
Последовательность прохождения грузами отдельных элементов системы распределения в процессе их доставки от производителя к конечному потребителю образует схему доставки. На рис. 1 показаны различные схемы доставки.
Рис. 1.
При выборе схемы доставки учитывают особенности производства и потребления продукции, транспортные факторы и условия управления запасами в системе распределения. Критерием выбора является минимум затрат у всех участников процесса доставки грузов.
В зависимости от взаимного расположения пунктов отправления и получения грузов в рамках сформированной схемы доставки создаётся направленное движение грузов — грузопоток. Грузопоток в заданном сечении дороги характеризуется количеством груза, перевозимого за рассматриваемый период времени. Грузопотоки могут быть представлены в виде картограмм, эпюр и таблиц.
Картограмма грузопотоков привязывается к изображению территории, по которой осуществляется доставки грузов. На картограмме в условном масштабе откладывается величина перевозимых грузов и направление их перевозки в виде очертаний трассы движения на карте. Прямое и обратное направления движения грузов наносят соответственно принятому в РФ правостороннему движению автомобилей (рис. 2).
Рис. 2.
Эпюра грузопотоков строится в прямоугольной системе координат: на горизонтальной прямой линии в условном масштабе откладываются расстояния между пунктами доставки (причем криволинейная форма трассы заменяется прямолинейной); по вертикали также в масштабе откладывается объемы перевозимых грузов (рис. 3).
Рис. 3. Эпюра грузопотоков
Представление грузопотоков в табличной форме позволяет систематизировать различную количественную информацию: объемы перевозок по направлениям, распределение объемов перевозок по отдельным пунктам (прибытие, отправление, транзит), выполненный объем транспортной работы (см. табл. 1 и 2).
Таблица 1
Таблица 2
Производственный процесс по доставке грузов затрагивает большое число участников и связан с выполнением многочисленных операций, поэтому он должен рассматриваться комплексно на основе единой технологи. В соответствии с ГОСТ 3.1109-82 технологический процесс является частью производственного процесса, содержащий целенаправленные действия по изменению предмета труда. Сущность технологического процесса доставки грузов заключается в их перемещении через различные элементы системы распределения от производителя к конечному потребителю.
Технология доставки грузов — это набор и последовательность операций с грузами, обеспечивающих их доставку потребителю. Совокупность основных операций технологии доставки грузов представлена на рис. 4.
Рис. 4.
Перечисленные операции технологического процесса доставки грузов рассматриваются в качестве подпроцессов, так как сами являются сложными процессами и состоят из различных операций. Некоторые из них настолько тесно связаны между собой, что могут объединяться в подпроцессы более высокого уровня, например, погрузочно-разгрузочные и перевозочные операции входят в состав процесса транспортировки.
Процесс доставки грузов (рис. 5) начинается с процесса подготовки груза к перевозке, которая выполняется, как правило, отправителем и включает операции: консолидацию (накопление), упаковку, маркировку и т.д. Накопление груза необходимо для формирования минимально допустимого объема партии груза, обеспечивающего максимальное использование грузоподъемности транспортного средства. Погрузочно-разгрузочные операции могут выполняться как отправителем, так и экспедитором (перевозчиком). Далее груз оправляется по разработанной схеме доставки, которая может включать один или несколько распределительных центров (терминалов), обеспечивающих регулирование направления и мощности грузопотоков. Распределительные центры выполняют операции по консолидации, разукрупнению и сортировке грузов по направлениям, краткосрочному и длительному хранению и контролю над уровнем запасов, погрузке, разгрузке и перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой, а также дополнительные услуги по осуществлению централизованных расчетов, упаковке, маркировке, таможенному оформлению грузов и т.д. Процесс доставки завершается развозом грузов непосредственным получателям в соответствии с графиком доставки и правилами приемки грузов. Эффективное осуществление процесса доставки грузов возможно только при условии полного согласования параметров взаимодействия всех его участников (отправителей и получателей грузов, перевозчиков и т.д.), а также использовании современных технологий доставки грузов. Взаимосвязь участников процесса доставки и технологии его осуществления обобщается в понятии транспортно-технологической системы доставки грузов.
Рис. 5.
Транспортно-технологическая система доставки грузов (ТТС) — это совокупность материальных элементов на всём пути продвижения продукции (транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, транспортного оборудования, объектов инфраструктуры, складов и т.п.), а также способов взаимодействия между ними (технологических операций), обеспечивающих доставку грузов от производителей до потребителей.
Проектирование ТТС требует последовательной разработки комплекса вопросов, в частности:
- ? разработка схем доставки, маршрутов транспортировки;
? выбор видов транспорта, типов подвижного состава, тары и оборудования, погрузочно-разгрузочных средств;
? определение мест размещения промежуточных складов, расчет объемов складских запасов продукции;
? разработка технологической документации доставки грузов;
? определение методов контроля качества и безопасности доставки грузов.
Снижение затрат и трудоёмкости работ в ТТС достигается за счёт следующих факторов: выбора эффективных транспортных средств; рационального использования складских помещений; ускорения доставки грузов; совершенствования упаковки; применения многооборотной тары (контейнеров) и пакетных перевозок; механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских операций; сокращения или полной ликвидации потерь транспортируемых грузов и др.
Важным условием эффективного функционирования ТТС является технологическая согласованность работы транспортных организаций, поставщиков и потребителей продукции и промежуточных складов. Такое согласование достигается путем организации единого технологического процесса.
Единый технологический процесс — это предварительно разработанная рациональная технология взаимодействия грузоотправителей, грузополучателей, транспортных и складских организаций. Осуществление единого технологического процесса предусматривает координацию деятельности этих участников по следующим направлениям:
- 1) согласование ритма транспортного процесса с ритмом производства и потребления, достигаемое комплексным решением задачи оптимизации выбора транспортных средств и определения объемов накапливаемых грузов на складах;
2) согласования режима работы грузоотправителей, грузополучателей, транспортных и складских организаций;
3) согласование ритма работы транспортных и погрузочно-разгрузочных средств;
4) сокращение количества перевалочных операций в пунктах погрузки и выгрузки за счёт использования пакетных и контейнерных технологий доставки грузов;
5) предварительная подготовка грузов к перевозке: своевременное комплектование партий грузов с учётом условий их накопления, грузоподъёмности транспортных средств и контейнеров, затаривание и пакетирование тарно-штучных грузов; маркировка грузов и т.д.
Эффективность деятельности любой ТТС во многом определяется тем, насколько полно и глубоко в ней внедрены передовые достижения науки и техники. Это особенно актуально для транспортных услуг, для того, чтобы доставка грузов и деятельность перевозчиков осуществлялись рационально и с минимальными затратами.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ
ТРАНСПОРТНОЙ УСЛУГИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТЬ,
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
1.1 Понятие
транспортной услуги и ее отличительные
черты от сферы материального производства
2.1 Обязанности
перевозчика и отправителя при
транспортировке грузов
2.2 Технология
перевозки грузов
2.3 Качество
транспортных услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт характеризуется
особенностями, которые необходимо
учитывать при обосновании показателей
объема его продукции. В отличие от других
отраслей промышленности, транспорт не
производит новых материальных благ, он
только перемещает их в пространстве.
Все перевозки грузов
учитываются по отправлению в тоннах,
включая вес тары груза, а также вес
приспособлений и оборудования, применяемых
при перевозках.
Вся деятельность предприятий
транспорта подчинена основным требованиям,
таким как выполнение договорных
обязательств по выполнению плана
перевозок и быстрейшей доставке грузов
с меньшими затратами. Важно, чтобы все
материальные ценности, предоставленные
к перевозке, были доставлены в пункты
потребления в кратчайшие сроки и в
сохранности. Это является одним их
важнейших условий развития отраслей
промышленности, правильной организации
производства и товарооборота. Процесс
перевозок грузов и пассажиров представляет
собой весьма сложный комплекс технических
коммерческих и финансовых операций,
который выполняется многочисленными
производственными предприятиями
транспорта, образуя единый транспортный
конвейер, который для коммерческой
деятельности представляется как процесс
доставки груза, наиболее полно
удовлетворяющий получателя как по
срокам доставки, так и по стоимости
услуг транспорта.
В связи с этим, целью работы
является рассмотрение понятия транспортной
услуги, способов перевозки грузов и
разделение транспортного процесса на
составляющие его операции.
Исходя из поставленной цели,
следует решить следующие задачи:
дать понятие транспортной услуге
и выявить ее отличительные черты;
рассмотреть организацию и
способы перевозок;
определить содержание транспортных
операций, представляющих наибольший
интерес для коммерческой деятельности.
Актуальность темы контрольной
работы определяется тем, что
в условиях рыночной экономики
возникла необходимость в создании
адекватного регулирования
и документационного обеспечения
перевозимых на транспорте грузов,
пассажиров и багажа. А проектирование
прогрессивной технологии и организации
перегрузочных процессов является
комплексной задачей, от правильного
решения которой в значительной мере
зависят показатели работы перегрузочных
комплексов, а следовательно эти факторы
имеют большое влияние на стоимость
предоставляемых услуг, что в конечном
счете сказывается на стоимости перевозимых
товаров. (1, 16)
Объектами исследования в работе
можно выделить перевозки грузов и
пассажиров, наличие подвижного состава
и его оптимальное движение, прогрессивное
использование перегрузочных комплексов
и финансовые результаты от перевозочной
деятельности.
Предметом в работе выступает
коммерческая деятельность и эксплуатация
транспорта с целью подробного изучения
влияния тарифов транспорта на конечную
стоимость перевозимых товаров.
Теоретическую и методологическую
основы работы составили опубликованные
научные труды отечественных экономистов,
судоводителей и инженеров по вопросам
регулирования и правильной организации
морских перевозок грузов, а также по
способам и методам организации
технологических процессов и схем при
погрузочно-разгрузочных работах.
В структуру работы входят
введение, два раздела, заключение и
библиографический список.
1 ПОНЯТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ
УСЛУГИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТь, Производственный
процесс
1.1 Понятие транспортной
услуги и ее отличительные черты от сферы
материального производства
К услугам относятся все виды
труда, непосредственно не занятые
изменением и преобразованием форм
материи и сил природы и производящие
особую потребительную стоимость, которая
выражается в общественно полезной
деятельности самого труда в различных
отраслях общественного хозяйства
(наука, образование, здравоохранение и
т.д.). К услугам относят также и те виды
труда, которые, будучи заняты собственно
в материальном производстве, не
овеществляются в предметно осязаемом,
обособленном продукте труда (транспорт,
связь).
Услуга – вид деятельности,
работ, в процессе выполнения которых
не создается новый, ранее не существовавший
материально-вещественный продукт, но
изменяется качество уже имеющегося,
созданного продукта. Это блага,
предоставляемые не в виде вещей, а в
форме деятельности. Таким образом, само
оказание услуг создает желаемый
результат.
Услуги транспорта относятся к
услугам, завершающим и (или) предваряющим
процесс материального производства.
Услуги транспорта определяются как
подвид деятельности транспорта,
направленный на удовлетворение
потребностей потребителей и
характеризующийся наличием необходимого
технологического, финансового,
информационного, правового и ресурсного
обеспечения. Под услугой, следовательно,
подразумевается не только собственно
перевозка груза, но и любая операция,
не входящая в состав перевозочного
процесса, но связанная с его подготовкой
и осуществлением.
Следовательно, одним из главных
направлений совершенствования
хозяйственной деятельности на транспорте
в условиях рыночной экономики является
обоснование важнейших экономических
и производственных показателей его
работы, наиболее полно отражающих
степень удовлетворения потребителей
в перевозках грузов, экономичность и
качество транспортной работы.
Перевозка груза является основным
видом услуг транспорта. Перевозка груза,
как правило, сопровождается предоставлением
одного или нескольких видов других
услуг (погрузкой, движением, экспедированием,
разгрузкой).
Погрузка включает
в себя подачу транспортных средств к
нужному месту, организацию фронта работ,
накопление, формирование и сортировку
груза, оформление документов, сопровождающих
перевозку. Главным документом при
перевозках является товарно-транспортная
накладная, на
основе которой грузоотправитель
списывает со счетов своего предприятия
материальные ценности, передавая их на
период перевозки работникам транспорта.
Все риски, связанные с сохранностью
товара, с этого момента переходят от
грузовладельца к перевозчику. Перевозчик
не является владельцем груза, но на
период перевозки отвечает за него
материально.
Движение является
основной функцией транспорта. Усложнившееся
движение транспортного потока требует
большего внимания и от составителей
маршрутов, и от исполнителей (водителей,
машинистов, капитанов) для сокращения
времени в пути и гарантированной
безопасности перевозки грузов или
пассажиров.
При погрузке осуществляются
перегрузочные работы – это весь комплекс
завершенных технологических операций,
связанных с перемещением груза из одного
места в другое. Это перемещение совершается
по различным вариантом, где вариант –
это перемещение груза, связанное с
одного вида транспорта на другой или с
транспорта на склад и могут быть:
Складские – погрузка-разгрузка
осуществляются по схеме транспорт-склад,
склад-транспорт;
Прямой вариант – судно-транспорт,
транспорт-судно, судно-судно. Прямой
вариант требует единого согласованного
графика движения судов и других видов
транспорта. Прямой вариант экономичен,
так как снижаются затраты труда,
обеспечивается лучшая сохранность
перевозки, ускоряется доставка груза.
(6, 302)
Погрузочно-разгрузочные работы
могут осуществляться грузовладельцами
или, при желании и возможности, работниками
транспорта, которые часто не хотят
зависеть от условий грузовладельцев,
для сокращения времени на
погрузочно-разгрузочные работы и общего
времени производственного процесса.
Эти операции – наиболее сложные и
трудоемкие, влияющие на время задержки
транспортного средства, а следовательно,
на уменьшение его производительности.
Разгрузка – это
подача транспортного средства в зону
работ, расформирование и сортировка
груза, оформление документов на прибывший
груз. По товарно-транспортной накладной
груз передается грузополучателю, который
принимает на себя материальную
ответственность. Все риски за груз
переходят с перевозчика на грузополучателя.
Производственные
процессы на транспорте могут быть
массовыми, повторяющимися (погрузка –
движение – разгрузка). Так как перевозка
осуществляется на различные расстояния,
что связано с дислокацией (размещением)
грузовладельцев, требуется оперативное
составление заданий на перевозку.
Осуществление
транспортного процесса сопровождается
большим потоком информации, включающим
в себя: путевой лист на транспортное
средство с указанием груза, маршрута;
товарно-транспортные накладные на груз;
информацию по организации движения на
маршруте, оперативную информацию при
сбойных ситуациях и т.д. Перемещение
транспортных средств вне пределов
предприятия создает большие трудности
для контроля и оперативного вмешательства
из-за невозможности быстрой передачи
информации, особенно в случаях сбоя,
отказа от приемки груза вследствие,
например, поломки кранов или отключения
электроэнергии на фронте погрузки-разгрузки
и т.п.
Характеристика
транспортной продукции обусловлена
особенностями транспортного процесса.
Особенность транспорта состоит в том,
что производственный процесс на
транспорте – это процесс перемещения
грузов и пассажиров, который и является
продукцией транспорта. Поэтому
транспортная продукция имеет нематериальный
характер. Транспорт продолжает и
завершает процесс производства продукции
до момента доставки ее в сферу потребления.
Процесс производства продукции считается
завершенным лишь тогда, когда продукция
доставлена в сферу потребления, и
соответственно процесс производства
транспортной продукции прекращается
сразу после того, как груз (пассажир)
доставлен в нужное место. Следовательно,
транспортная продукция производится
только во время движения транспортного
средства с грузом или пассажирами.
Продукция транспорта воздействует
на размеры общественного производства,
так как является необходимым условием
обслуживания процессов производства
отраслей экономики, и активно воздействует
на развитие производительных сил и
размещение (географию) производства,
что, в свою очередь, способствует
совершенствованию транспорта.
Стоимость транспортной
продукции входит в окончательную
стоимость перевозимой продукции, так
как грузовладельцы осуществляют оплату
транспортных затрат, которые они затем,
при продаже, добавляют к стоимости своей
продукции. Считается, что стоимость
груза не влияет на стоимость транспортной
продукции. Но, тем не менее более дорогой
или с особыми свойствами товар (например,
скоропортящиеся продукты питания)
требует при транспортировке больших
затрат, так как необходим специализированный
транспорт, эксплуатация и обслуживание
которого стоят дороже обычного
транспортного средства. Примером
подобного удорожания может служить
перевозка драгоценных металлов или
денежной массы, которая должна
осуществляться в специализированных
бронированных транспортных средствах
с охраной в пути.
На транспорте предметами труда
служат перевозимые грузы, которые не
являются собственностью транспорта,
но на время перевозочного процесса
перевозчик несет за них полную материальную
ответственность.
Транспортная продукция
обладает одной особенностью: с увеличением
объемов перевозимых грузов (пассажиров)
возникает необходимость перехода на
другой вид транспорта. Например, при
возрастании перевозок нефти и
нефтепродуктов по железной дороге ее
необходимо заменить на трубопроводный
транспорт или при росте населения в
городе свыше 1 млн. человек необходимо
строительство метрополитена, обладающего
большими провозными способностями, чем
наземные виды городского транспорта.
(7, 119)
Поскольку транспортная продукция
производится только в период движения
транспортных средств с грузом или
пассажирами, то ее количество зависит
от времени простоев при погрузочно-разгрузочных
операциях, т.е. уровня механизации и
автоматизации перегрузочных и складских
процессов, а также использования
прогрессивных технологий перевозки
(контейнерной, пакетной, интермодальной
и т.п.).
Нематериальный
характер транспортной продукции изменяет
состав ее себестоимости. Если в отраслях
экономики значительные затраты идут
на приобретение сырья, из которого
производится продукция, то в транспортной
отрасли при отсутствии сырья почти 50%
себестоимости уходит на заработную
плату водителей, выполняющих транспортную
работу. В эти же 50 % входит та часть износа
транспортного средства, которая в
будущем будет использована на приобретение
нового транспортного средства.
Особенностью
транспортной продукции является также
тот факт, что ее производство проходит
вне транспортного предприятия. А так
как транспортные средства обладают
повышенной мобильностью, то контроль
за производством транспортной продукции
затруднен и не всегда есть возможность
осуществления обратной связи, т.е.
воздействия на процесс производства
продукции. Выходом из этого положения
можно считать широкое развитие
информационных оперативных систем,
особенно мобильной телефонной связи.
Источник: