Советский Ленинград был городом невероятного творчества, великой культуры и науки, потому что слишком долго сюда всех впускали и никого не выпускали. Поэтому переход, который сопровождался радостной эйфорией первых дней по поводу того, что Ленинград заканчивается и начинается Санкт-Петербург, выразился в крайне болезненных ощущениях.
Несмотря на то что мы как деятели культуры радовались каким-то послаблениям и появляющейся свободе, я на всякий случай какое-то время прибегал каждое утро в газетный киоск и покупал газеты определенного свойства, потому что мне казалось, что завтра газеты все изымут, издателей повесят, а информацию снова засекретят. То есть то, что происходило, было не совсем предначертанным и не совсем предожидаемым.
В начале 1990-х годов старая ленинградская жизнь и новая петербургская сосуществовали вместе уже с трудом. Речь идет о живых людях, которые и стали разменной монетой в те годы. И, конечно, жаль, что у нас не получилось, как в каких-нибудь Арабских Эмиратах, где все люди при рождении становятся собственниками миллионов долларов…
При этом я счастлив, что сегодня город официально называется не только Санкт-Петербургом, но и Ленинградом. Это правильное решение, свидетельство которого размещено у Московского вокзала, где на здании написано: «Город-герой Ленинград». Вот городом-героем, выдержавшим самую суровую блокаду за всю историю человечества, он навсегда и останется в мировой истории.
Источник: