— Мария, когда вы поняли, что COVID-19 не позволит вам провести фестиваль, как отреагировали?
— В марте, когда все это началось, у нас уже была сделана программа. И мы очень надеялись ее представить. Но в середине апреля стало понято, что этого не будет. Тогда мы начали думать о том, как же все-таки не нарушить почти 30-летнюю традицию и не обмануть ожидания наших постоянных зрителей.
В итоге родилась идея сделать фестиваль в формате онлайн. Этим заинтересовался телеканал «Санкт-Петербург». Город выделил средства. Это 6-7 концертов фестиваля, который мы решили назвать «Дворцы Петербурга. Музыка и тайны».
— И в чем особенность нового проекта?
— Такой проект мы осваиваем впервые. И что интересно, он развернется по двум направлениям. С одной стороны, это будет запись концертов с моей презентацией, они будут транслироваться на сайте канала «Санкт-Петербург» и на нашем сайте. С другой — мы создадим еще и передачи, в которые органично впишутся стихи, рассказы о творцах музыки и создателях дворцов. Во втором проекте я буду рассказывать о композиторах, а член Топонимической комиссии Алексей Ерофеев раскроет некоторые дворцовые тайны. Наш проект — музыкально-просветительский, в этом его значимость.
— Фестиваль откроется уже сегодня вечером. Чего ждать зрителям?
— Мы предложим им самую знаменитую любовную драму Шекспира «Ромео и Джульетта», интерпретированную композиторами разных эпох. Прозвучит музыка, Гуно, Беллини, Нино Роты из знаменитого фильма и, конечно, музыка Чайковского. Он, мне кажется, точнее всех попал в эту тему и лучше других отразил дух того времени.
Само действо будет происходить в Большом выставочном зале академии Штиглица, который будто специально предназначен быть декорацией к этой драме. Он выполнен в стиле итальянского палаццо, там есть даже балкончик. Дополнят впечатления творческие работы студентов, выполненные в технике той эпохи. И балетная пара солистов Михайловского театра. Это очень эстетский и полезный проект для молодежи. Мы хотим донести до нее ощущение чистоты и подлинности чувств.
— К следующему концерту подбирать дворец вы тоже будете специально? Как пелось в популярной песне «Подберу музыку к тебе…».
— Да, мы всегда ставили перед собой такую задачу. И не видим причины отступать от этого правила — соответствия музыки и интерьеров. Тем более, что у нас в городе так много красивых исторических мест, о которых петербуржцы не знают. И во многих местах вообще никогда не были.
— Например?
— Это особняк Кельха, выполненный в готическом стиле, его мало кто видел. Вместе с «Открытым городом», который организует туда экскурсии, мы сделаем трансляцию концерта завораживающей барочной музыки и расскажем об этом здании. Это дворец Шуваловых-Нарышкиных, где сегодня размещена уникальная коллекция Музея Фаберже. Здесь мы дадим концерт, посвященный 180-летию Чайковского. В Тронном зале Екатерининского дворца — одном из самых впечатляющих в мире — выступит прославленный бас-баритон, покоривший главные оперные сцены мира, Денис Седов. Этот концерт мы посвятим памяти директора ГМЗ «Царское Село» Ивана Петровича Саутова. А концерт в особняке Половцева — 360-летию со дня рождения итальянского композитора Алессандро Скарлатти.
Конечно, зрителей еще ждет вечер романсов. Здесь я обязательно расскажу о трагической судьбе композитора Александра Алябьева, дворянина, героя войны 1812 года, величайшего мелодиста. Его романсы одни из самых исполняемых, а «Соловей мой, соловей» входил в репертуар, наверное, всех знаменитых исполнителей. Однако мало кто знает, что написал он его в тюремной камере, где ему по особому распоряжению разрешили иметь рояль. А попал он туда из-за обвинения в убийстве своего соседа-помещика. И хотя его вина полностью так и не была доказана, он все время вынужден был находиться в ссылках, где создал более 180 романсов!
— Вы руководите фестивалем уже не один десяток лет. Как удалось продержаться? В чем секрет успеха?
— Идея фестиваля родилась в 1990 году и принадлежала моему мужу Константину Орбеляну. Я подключилась к подготовке в 1992 году. Потом три года фестиваля не было. Я в то время работала по контракту концертмейстером в Италии. А когда у нас родился сын и я вернулась в Петербург, решила попробовать что-то делать дома. В 1997-м взялась за дело. Предпринимательского опыта не было. И, конечно, я шлепнулась обо все, что только можно было. Но в то же время нашлись единомышленники. Меня поддержали мои итальянские коллеги. Помогли и местные предприниматели, давали кто сколько мог, буквально по тысяче долларов. И хотя время было очень трудное, страна рухнула, я вкусила прелесть музыкального братства. И была счастлива.
— У вас нет ни одной повторяющейся программы. Трудно ли было выстраивать отношения с такими разными дворцами и, наверное, не с самыми покладистыми руководителями?
— Да, это не всегда было просто. Фестиваль ведь по логистике очень сложный. Каждый концерт проходит в своем дворце. Иногда я самой себе казалась девочкой для битья. Но я это прошла, и постепенно все стало складываться.
Несмотря на трудности, мы продержались. И я очень рада, что могу творить в нашем великом городе, где кипит культура. Вы знаете, когда к нам приезжают артисты из других стран, а у нас выступали мировые звезды, все удивляются. И признаются, что у них такого нет.
Конечно, это сочетание красоты, эстетики, элегантности ко многому нас обязывает. Но в то же время фестиваль вызывает восхищение у артистов, которые сюда приезжают. И благодарность публики, которая с наслаждением внимает звукам музыки в великолепных интерьерах. Ради этого и стоит работать.
Источник: