Описание ситуации с дорогами в Восточной Европе: где в этом регионе наиболее качественные дороги, от чего зависит состояние дорожного полотна. Видео о качестве дорог в Польше.
Содержание статьи:
Сколько стран в Европе
Восточная Европа
Иерархия восточноевропейских стран по качеству дорожной инфраструктуры
Видео о качестве дорог в Польше
Рестораны мирового класса, памятники старины, захватывающие виды и впечатляющий животный мир – всё это причины, по которым люди путешествуют. Но иногда мелкие неприятные моменты могут испортить всё впечатление о посещённой стране. Одни из них – плохие дороги.
И если центральные магистрали и улицы везде выглядят вполне прилично, то на окраинах прямо беда. Причём общая для всех стран, независимо от уровня развития и вкладываемых в инфраструктуру средств. Сталкиваясь с такими дорогами, мы понимаем, почему у населения провинций внедорожники пользуются особой популярностью. В данном кратком обзоре мы пробежимся по дорогам Восточной Европы и посмотрим, как те выглядят сейчас.
Сколько стран в Европе
Европа является шестым по величине континентом на Земле, простирающимся на миллионы квадратных километров. Её можно считать огромным полуостровом, частью евразийского континента. Европа – дом для многих стран и культур, и на неё оказывает влияние широкий спектр соседних стран. Однако здешние народы и территории, богатые самобытной культурой, достопримечательностями, природой и различными привычками сохраняют свою уникальность.
Всего в Европе от 44 до 65 стран. Некоторые источники при переводе глобальных моделей в новый контекст не учитывают зависимые регионы и непризнанные государства, трансконтинентальные страны, лишь малой частью расположенные в Европе, а также те, что географически расположены вне её, хотя по ряду других критериев могут считаться европейскими.
Обычно Европу делят на Северную и Южную, Западную, Восточную и Центральную. Раздел довольно условный, и на него оказывают влияние не только географические, но и политико-экономические факторы, что позволяет разным источникам трактовать границы по-своему. Некоторые европейские страны имеют собственные территории на других континентах – в Африке, например, или Америке, другие представлены островными государствами.
Восточная Европа
Определение Восточной Европы тоже может быть спорным. Возьмём ту же Польшу, которую часто рассматривают как «базу». Многие иностранцы считают её частью Восточной Европы, тогда как местные жители настаивают на Центральной, и, глядя на карту, это имеет смысл. Мы не будем ни с кем спорить, а просто обратим внимание на те государства, которые к Восточной Европе отнесла Организация Объединённых Наций:
-
Беларусь;
Украина;
Болгария;
Чехия;
Венгрия;
Молдова
Польша;
Румыния;
Россия (европейская часть);
Словакия.
Можно дополнить этот список тремя прибалтийскими странами – Латвией, Литвой и Эстонией, хотя они больше подпадают под категорию североевропейских, а также несколькими пропущенными «частями» бывшей Югославии. В разной степени все эти регионы находились под влиянием Советского Союза после Второй мировой войны.
Прокоммунистические правительства не делали надлежащих инвестиций в реабилитацию дорог – машин было мало. Большинство из этих стран ныне превратилось в «западные демократии», но запах социалистического лагеря всё ещё витает в воздухе.
Час езды к востоку от Германии – и вы обнаружите, что ваши евро реже принимаются, английский не так широко распространён, улицы кажутся более грязными, бетонные жилые дома чаще блокируют солнце. Да, в Польше нет Пизанской башни, в Молдове нет Колизея, а стремительный Дунай кажется менее романтичным, чем спокойная Сена. Но подарите себе несколько захватывающих дней, попутешествуйте с открытыми глазами, и вы найдёте столько красоты, истории, веселья и приключений на Востоке, сколько нет на протоптанном Западе.
Иерархия восточноевропейских стран по качеству дорожной инфраструктуры
Нижеприведённый рейтинг базируется на отчётах Международной исследовательской группы The Global Economy. Она объединяет бизнесменов, учёных, изобретателей, разработчиков, производителей и инвесторов, предоставляя надёжные экономические данные о более чем 200 странах – по ВВП, инфляции, кредитам, занятости, уровню жизни, развитию инфраструктуры и многим другим показателям.
Рейтинги постоянно обновляются на основе информации из отдельных стран и нескольких официальных источников, среди которых – Всемирный банк, Международный валютный фонд, Организация Объединенных Наций и Всемирный экономический форум.
Следуя данным экспертов этих и других солидных организаций, по качеству дорог в Восточной Европе на начало 2020 года лидировала «прибалтийская тройка» (учитывая среднее арифметическое): Литва – 4,8, Эстония – 4,7, Латвия – 3,6 балла. За ними:
-
Польша и Беларусь – по 4,3 балла;
Словакия и Венгрия – по 4 балла (как Алжир, Кабо-Верде, Пакистан, Сейшельские Острова и Свазиленд);
Чехия – 3,9 (как Албания, Бурунди, Иран, Ямайка, Черногория и Шри-Ланка);
Россия – 3,5 балла наряду с Боливией и Сербией;
Болгария – 3,4 (как Колумбия, Македония, Вьетнам и Замбия);
Украина и Румыния – по 3 балла (как Бразилия, Коста-Рика, Эфиопия и Гана);
Молдова – 2,6 (как Ливан, Парагвай и Венесуэла).
Страны ранжируются на основе присвоенных баллов по шкале от 1 до 7. Самая низкая оценка указывает на то, что качество дорог неудовлетворительное, а самая высокая – на их чрезвычайно хорошее состояние.
В недавнем глобальном докладе, опубликованном Всемирным экономическим форумом, отмечено, что многие страны с конца прошлого года показывают существенное снижение качества дорожной инфраструктуры из-за финансового кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Огромные ресурсы были перенаправлены на борьбу с коронавирусом – среди прочего это ограничило и объём средств, выделяемых на содержание дорог.
По оценкам экспертов, вся Восточноевропейская дорожная сеть за пределами главных автомагистралей находится в плохом состоянии из-за недостатка инвестиций, некачественных дорожно-строительных материалов, разгильдяйства рабочих и прочих причин.
Но когда речь идёт о Восточной Европе, «плохой» – понятие относительное: здешние дороги ужасны лишь по западным меркам. Важные магистрали везде поддерживаются в хорошем состоянии, однако некоторые региональные шоссе, городские улицы и пригородные маршруты могут портить настроение своими ухабами.
Но непроходимые из-за выбоин асфальтированные участки встречаются редко, так что если вы не спешите, аккуратно объезжаете ямки и не раздражаетесь по мелочам – всё будет хорошо. Реальность такова, что в 90 процентах стран мира, даже если они далеко не бедные и массивные по размеру, нет хороших автодорог в отдалённые места.
Российские водители, к примеру, часто говорят, что проблема дыр в их дорогах настолько серьёзна, что ни одна другая страна не может себе этого представить. Тысячи автомобилей получают повреждения, портя колёса, шины и шасси. Роскошные и спортивные авто повреждаются на 60% чаще других, и ремонт их обычно обходится дороже. Количество и суммы страховых исков растут с каждым годом. Однако, согласно информации страховых компаний, соседи не меньше страдают от подобных проблем, так что дыры в дорогах осложняют жизнь не только в России.
Заключение
Прежде чем расстраиваться по поводу низкого «дорожного рейтинга» своей страны, подумайте о некоторых вещах. Например, о том, что необъективный подход и погрешности при составлении официальных рейтингов никто не отменял. И о привычке славянских народов приуменьшать свои активы и добродетели в то время, когда другие раздувают даже мелкие достижения до огромных масштабов.
Опросы населения это хорошо показывают: россияне ворчат на родные колдобины, рассказывая о каждой в подробностях, а поляки с эстонцами аккуратно обходят острые углы, скрывая недочёты и расхваливая то, что покрасивее.
Ещё один немаловажный момент – территория. Если вы потратите немного времени, уставившись в карту, то увидите, насколько сильно страны Восточной Европы отличаются по размеру. Одна Украина могла бы вписаться в несколько более западных стран – что уж говорить о необъятной России.
И, конечно, строить, ремонтировать и обслуживать дорожную сеть на обширной территории намного сложнее. Нельзя забывать и о количестве пользователей. В странах с большим народонаселением и транспорта больше – соответственно, повышается нагрузка на дороги. Они быстрее изнашиваются, чаще требуют ремонта и дороже в обустройстве (разметка, знаки, освещение, ограждение, уборка мусора, сотовое и интернет-покрытие, спасательные службы, придорожные сервисы и прочее).
Если вам всё-таки покажется, что мы необъективны, проверьте сами. Всё познаётся в сравнении. Мы, например, побывав в нескольких по-настоящему бедных странах, пообещали себе, что больше никогда не будем жаловаться на родные дороги. И что греха таить – даже в самых богатых государствах найдутся места похуже.
Видео о качестве дорог в Польше:
Источник: