1
из 18
Презентация — Романтизм в литературе — Художественная модель мира в литературе романтизма
Текст этой презентации
Романтизм в литературе. Художественная модель мира в литературе романтизма.
Булатова Инара Какановна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «НСШ№2»
Цель:
— сформировать первоначальные представления о романтизме как литературном направлении, показать его своеобразие;
— развивать аналитическое мышление, эстетический вкус, память, речь;
— воспитывать культуру чтения, любовь к идейно-творческому наследию прошлого.
Литературное направление (течение)
— это единство основных идейно-художественных особенностей, обна-руживающееся в определённый исторический период в творчестве ряда писателей или поэтов, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, а также по своему художественному методу.
Романтизм (фр. romantisme)
— явление европейской культуры XVIII-XХ веков, представляющее собой реакцию на Просвещение и последовавший за ним научно-технический прогресс; это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Основной конфликт, рассматриваемый в искусстве романтизма,
конфликт между личностью и обществом.
Романтическая личность
– это незаурядная, страстная личность. При этом страсть рассматривается в двух своих проявлениях: высокая страсть (любовь во всех её проявлениях);
низкая страсть (зависть, жадность, честолюбие).
Романтик — в переводе с французского — таинственный, странный, нереальный.
Основные черты романтизма:
— уход от реальной действительности;
— утверждение положительного идеала;
— бегство от современности;
— абсолютный характер идеалов при сознании абсолютной невозможности их осуществления в действительности;
— противопоставление прошлого настоящему;
— индивидуализм, доведённый до культа личности.
Основные черты романтического героя:
— неприятие идеалов общества;
— трагическое одиночество;
— герой всегда яркая, исключительная личность;
— свободолюбие героя;
— герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой; — необычные, исключительные обстоятельства жизни.
Романтики открыли для литературы
— диалектику психологических состояний; — характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия; — тему «униженных и оскорбленных»;
— исторический роман;
— философскую сказку;
— научно-фантастический роман;
— психологический детектив;
— романтическую поэму.
Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения. Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.
Романтизм появился в России в 1-й четверти ХIХ в.
Истоки русского романтизма
Влияние немецкого романтизма
И.В. Гёте, И.Шиллер, Э.Т.А. Гофман
мистицизм;
интерес к философским аспектам бытия;
противопоставление «дневного» и «ночного» мира.
Влияние английского и французского романтизма
Д.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье
богоборческие мотивы;
разлад личности и общества;
проблематика «сильной личности» и «естественного человека»;
экзотика сюжета и места действия.
Истоки русского романтизма
В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский
медитативность лирики;
созерцательность и философская углубленность в «вечные» вопросы;
интерес к проявлению потусторонних сил.
Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов
пафос вольнолюбия;
мотив разлада сильной личности с обществом;
экзотизм сюжетов;
немотивированность действий романтического героя, его «неизменяемость».
Романтизм поэтов-декабристов
— социальная заострённость конфликта;
критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского;
интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;
пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом (социально-конкретизированным).
В советском литературоведении
было принято выделять два типа романтизма:
пассивный;
активный или революционный.
Сравнить три литературных направления – классицизм, сентиментализм и романтизм. Каковы их особенности, в чем отличия?
Классицизм Идея служения государю и Отечеству. Обращение к образам античной литературы и искусства. Сентиментализм Сентиментальная идеализация действительности. Чувствительность. Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям. Романтизм Противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни. Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории. Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности. Интерес к русской летописной истории.
Интернет – ресурсы:
http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHukovskij/004-Biografija-V.A.ZHukovskogo.html
http://agniyainteralia.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8.html
http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post176677959/
http://www.nearyou.ru/sokolov/viazemsk.html
http://vokrug.tv/photo/person/Aleksandr_Pushkin/
http://www.liveinternet.ru/community/2859675/post93761434/
Литература в таблицах и схемах.Мещерякова М.И. М.: Айрис-пресс,2009.
Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ/ Ж.Х.Салханова, Г.Д.Аульбекова, И.Ю.Хлызова, И.Г.Шапавалов. — Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2004.
http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка — 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка – 2 Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:
Источник: