Статья
Проекты в детском саду
Коробова Татьяна Владимировна,
преподаватель ГБПОУ «Педагогический Колледж №4
«
Санкт-Петербурга
Введение
Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.
В представленной статье кратко раскрываются теоретические основы реализации проектов в ДОУ и предлагается примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ. Статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений и студентам Педагогических Колледжей и вузов, обучающимся по специальности «Дошкольная педагогика».
Метод проектов
По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект — это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект — это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.
Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше.
Способы разработки проектов в ДОУ
1. Системная паутинка по проекту
Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.
2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
ЧТО ЗНАЮ? — ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? — ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.
КАК УЗНАТЬ? — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.
3. Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
Мы озабочены… (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
Мы понимаем… (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
Мы ожидаем… (дается описание предполагаемых целей — результатов).
Мы предполагаем… (представляются идеи, гипотезы).
Мы намереваемся… (контекст действий, планируемых поэтапно).
Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
Мы обращаемся за поддержкой… (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Классификация тематических проектов в ДОУ
1. По доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательско — творческий
Ролево — игровой
Творческий
Информационный (практико-ориентированный)
2. По предметно- содержательной области:
Монопроекты (одна образовательная область)
Интегративные (две и более образовательные области)
3. По характеру координации:
Непосредственный
Скрытый
4. По характеру контактов:
С воспитанниками одной группы
С воспитанниками нескольких групп
С воспитанниками всего ДОУ
5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):
Краткосрочные (1 – 3 недели)
Средней продолжительности (до месяца)
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
1. Исследовательско — творческий.
Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).
2. Ролево — игровой
. Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.
3. Информационный (практико-ориентированный)
. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)
4. Творческий.
Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Что такое «проект»?
Каждый проект — это «пять П»:
Проблема;
Проектирование (планирование)
Поиск информации;
Продукт;
Презентация
Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое «П» проекта — это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.
По окончании проекта
каждый педагог ДОУ, организующий проектную деятельность,
должен оформить отчёт о проекте, что часто вызывает затруднения. Используя предложенную примерную структуру оформления отчёта о проведённом проекте в ДОУ, Вы, уважаемые коллеги, легко сможете это сделать.
Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта
1. Титульный лист
— название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.
2. Тема проекта
и ее происхождение.
3. Задачи проекта
(образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.
4. Системная паутинка проекта.
5. Ожидаемые результаты проекта:
для детей, для педагогов, для членов семьи.
6. Краткое содержание проекта:
* Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
* Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
* Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
7. Описание продукта проекта
: для детей, для педагогов, для членов семьи
8. Презентация проекта
– демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, Я ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ!
Список использованной литературы
Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ
Проектная деятельность в старшей группе по теме: «Такие разные тарелки»
Описание материала
: Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию творческий проект: Такие разные тарелки» для старшей группы детского сада.
Продолжительность
: краткосрочный.
Тип проекта:
творческий, ознакомительно-ориентировочный.
Участники:
дети, воспитатели, родители.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: «Нужна ли нам тарелка? Какие разные бывают тарелки? История тарелки».
Цель:
Содействовать развитию познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете-тарелке. Развитие эстетического восприятия.
Задачи
Для детей:
-обогащать представление о видовом многообразии тарелок (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику);
-поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
-развивать эмоциональную среду;
-развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами;
-развивать творчество и фантазию при декорировании тарелок
Для родителей:
-привлечь родителей к познавательной сфере ребёнка;
-стимулировать творческую деятельность родителей через совместное с детьми творчество, участие в досугах;
-способствовать установлению партнёрских отношений педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования детей.
Для педагогов:
-обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
-создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
-способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
Продукты проекта
Для детей:
-знакомство с загадками о тарелочке;
-роспись бумажных тарелок элементами хохломской росписи, гжели;
-лепка посуды из солёного теста, роспись;
-дидактическая игра разрезные картинки «Посуда»;
-проведение исследовательской деятельности «Какие разные тарелочки» (Опыты по сравнению)
-история появления тарелок (беседа)
Для педагогов:
— презентация «Такие разные тарелки»
— разработка тематического проекта по теме
— создание презентации;
-выставка книг с загадками о тарелке;
-подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
-создание тарелки в технике папье — маше
— создание папки передвижки «История тарелки»
Для родителей:
-выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми
в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
Этапы:
Подготовительный:
-определить объект изучения;
-создать проблемную ситуацию (за обедом у одного из детей не оказалось тарелки).
-подбор художественной литературы, изготовление книги стихов и загадок про тарелку
Сбор экспонатов.
Исследовательский:
— знакомство с разными видами тарелок(Просмотр презентации «Разные тарелки»
-откуда «пришла» к нам тарелка (Беседа)
— опыты по сравнению
Создание продукта по проекту:
Заключительный:
-обобщение результатов работы;
— организация выставки поделок из тарелок,
— организация выставки расписанных тарелок из солёного теста;
— выставка, подготовленная родителями
Проект для детей и родителей средней группы: «Доброе одеяло»
Для воспитателей и родителей
Составитель: воспитатель: Кондратьева Т.В.
Вид проекта
: коммуникативно-творческий.
Реализация проекта:
август – сентябрь 2014 год.
Участники
: дети средней группы и их родители.
Проблема:
Для детей среднего возраста свойственна высокая эмоциональная восприимчивость ко всему, что их окружает. Чем больше органов чувств задействовано в процессе воспитания и развития ребенка, тем полнее раскрывается перед ним картина мира. Все новое ребенок активно воспринимает и осваивает через движение, ведь движение для него — способ познания. Дети познают мир руками, что доказывается многими исследователями, которые отмечают роль тонких движений кисти и устанавливают связь между развитием тонкой моторики и речью. Современные дети, к сожалению, испытывают нехватку движений и сенсорных ощущений…Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей, отражается на их здоровье. Дети очень скучают по родителям, находясь в детском саду, этот проект поможет дошкольникам снизить эмоциональную напряженность, поможет детям и родителям почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом.
Цели:
— укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми;
— развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
— повышение качества образовательного процесса,
— развитие креативности, повышение компетентности педагогов
Задачи:
— развитие у детей психомоторных функций, навыков общения;
— снятие эмоционального и мышечного напряжения;
— привлечение родителей к созданию «домашнего платочка» в домашних условиях;
— использование «домашнего платочка» в игровой совместной и самостоятельной деятельности детей;
— разработка игровых упражнений со шнуровками-тренажерами;
— установление доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми;
— развитие у детей творческих способностей.
Разработка проекта.
— Донести до участников проекта данную проблему.
-Подобрать методическую и художественную литературу, материалы по данной теме.
— Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
— Подобрать материал для продуктивной деятельности.
— Составить перспективный план мероприятий.Подготовительный этап
Цикл творческих заданий
Цель: дать ребенку возможность участвовать вместе с родителями в реализации творческих задумок, показать родителям значимость совместной деятельности с ребенком в изготовлении поделки.
Предоставить возможность проявить свою индивидуальность, творческие способности, выдвигать нестандартные идеи и реализовывать их.
1 этап:
Презентация проекта
Цель:объединение участников образовательных отношений в коллектив единомышленников. Сплочение через совместную интересную деятельность родителей, детей и воспитателей, выстраивание партнерских отношений между участниками образовательных отношений. Внедрение педагогики сотрудничества.
Творческое задание для родителей (методическая листовка)
Цель: показать родителям основу выполнения творческой работы вместе с детьми, предложить подобрать материалы и эскизы выполнения задания по собственному замыслу.
Консультации для родителей
Цель:показать значимость данного проекта предполагающего как самостоятельную, так и совместную деятельность всех его участников.
2 этап Создание арт-объекта
Цель: выполнение творческого задания вместе с ребенком, используя материалы и эскизы по собственному замыслу в домашних условиях.
3 этап Арт-объект в деятельности
Цель: использование арт-объекта в течение пребывания ребенка в детском саду, как атрибут доброго начала дня и непрерывной связи с семьей.
4 этап Заключительный. Акция «Доброе одеяло».
Цель:объединение и сплочение участников образовательных отношений в коллектив единомышленников,выстраивание партнерских отношений между воспитателями, детьми и родителями.
Практическая часть проекта:
Цикл творческих заданий для родителей
1.Творческое задание «Игрушки из подушки». Подготовьте основу для игрушки: небольшая подушка прямоугольной формы, наполненная синтепоном, С помощью шнурков и ленточек можно создавать разные игрушки- знакомые ребенку и фантастические, придуманные им самим. Перевяжите двумя ленточками подушку в верхней части — получатся уши, шнурками обозначьте лапы, длинный шнурок сзади – хвост. Игрушка – котенок готова! Не забудьте, что кошки любят играть бантиками на веревочке.
2. Творческое задание «Игрушки из подручных материалов». Например, из ткани можно изготовить птицу счастья. Птица счастья является символом добрых вестей.Птицу счастья делают из ситцевой ткани, ватного или синтепонового шарика и ниток.
1этап: изготовления птицы счастья: «делаем перья».
У ткани по контуру снимаем нити, чтобы получилась бахрома, птицу счастья без использования иглы.
2 этап: Изготовления птицы счастья: складываем ткань на пополам, затем ещё раз напополам, и далее треугольником
3 этап: Завязываем кончик треугольника нитками. Это «носик» птицы.
4 этап: Разворачиваем ткань, кладем в середину комочек ваты.Завязываем комочек ваты в ткань.
5 этап: Говорим добрые ласковые слова, молитву, напутствие…Завязываем ниткой комочек ваты, чтобы получилась «голова» птицы.Складываем уголки птицы друг с другом.
6 этап: делаем крылышки, стягиваем один уголок ткани, затем другой, чтобы получились крылышки.
Акция «Собираем доброе одеяло»
Индивидуальный этап проводится при непосредственном участии семьи. Родителям необходимы: положительный и доброжелательный настрой, умение договариваться с ребенком и обсуждать все новое, творческий подход, но главное — интерес семьи к нововведениям в жизни ребенка. Рекомендации родителям: Важно относиться к заданиям и просьбам воспитателей ответственно и не бояться предлагать собственные креативные идеи.
Довольно часто дети приносят с собой в детский сад любимую игрушку. Для них этот знакомый предмет и частичка дома, воспоминание о маме. Несомненно, что домашний платочек, оформленный вместе с мамой, поможет ребенку отвлечься, справиться со страхами и неуверенностью, снять психоэмоциональное напряжение.При оформлении домашнего платочка родителям напоминается о его многофункциональности, чтобы с ним можно было играть, заниматься, рассматривать и трансформировать. Важно, что занятия с платочком, способствуют развитию мелкой моторики, а также веревочки и шнурки, закрепленные по углам платочка и на его поверхности.
Коммуникативный этап Ребенок уже привык к новой среде и новому окружению. Появились друзья. Нужно помочь малышам сделать первые шаги к дружбе.
«Взаимодействие в парах» — воспитатель может предложить детям показать свои платочки друг другу. Затем они могут обменяться платочками и рассматривать, исследовать, сравнить их. Можно обсудить с деть¬ми, что изображено на разных платочках, что общего, в чем различие. Рекомендуются несложные задания: «В каком платочке живет красный цвет?», «У кого на платочке есть имя?», «Чей шнурок самый длинный?», «Что в кармашке лежит?» и др.
«Взаимодействие в малых группах» — повторяем предыдущие задания и переходим к новым, более сложным. Например, создаем общую дорожку из «домашних платочков», связав шнурки и лен¬точки пяти — шести платочков. Из четырех платочков можно составить одеяло для куклы или праздничную скатерть для стола. Если малышам еще трудно завязывать шнурки, достаточно просто выкладывать платочки как пазлы. Главное — фантазировать, придумывать любопытные задания, поддерживать интерес ребенка и не останавливаться на достигнутом!
«Взаимодействие в группе» — ребенок ощущает себя частью большого коллектива и понимает, что он вместе со всеми, такими разными сверстниками. Одно из заданий — «Острова» — составление платочков с разными названиями: «Девчонки» и «Мальчишки», «Веселые животные», «Разноцветные острова», «Самый большой остров» и т. д.Дети привыкли к детскому саду, групповому помещению, воспитателям и сверстникам. Страхи в основном преодолены, пришло время объединить платочки в одно общее групповое «Уютное одеяло для малышей».
К этому событию приурочили акцию, пригласили родителей. Мероприятие прошло в течение 50 минут. Главное событие — соединение платочков в «Доброе одеяло». Для этого у каждого «домашнего платочка» были пришиты по углам удобные для завязывания шнурки или ленты. Сначала объединялись по 2-3 платочка, завязывали шнурки, затем соединяли их в дорожки, а потом и в единое полотно. Итак, «Доброе одеяло» готово!
Вся акция проходила в атмосфере праздника. Свободное общение участников акции помогло созданию коллектива единомышленников, сплочению детского коллектива и родителей группы.
Очень важно, что арт-объект «Доброе одеяло» объединяет детей и родителей. А если ребенку захочется побыть одному, то релаксационный эффект « одеяла» приходится весьма кстати.
Результат:
Каждый участник получал творческое задание «Платочек» — оформить кусок ткани (15×15 см) как индивидуальный «Домашний платочек».
Предлагались материалы для оформления платочка: разноцветные шнурки, ленточки и веревочки, бусины из бросового материала, пуговицы, нитки мулине, цветная тесьма различной ширины, бисер, синтепон, кусочки тканей различной фактуры.
Проводилась акция «Собираем доброе одеяло» — составление общего полотна одеяла из отдельных фрагментов — индивидуальных «платочков».
Дети владеют навыками изготовления игрушки, владеют первичными навыками сотрудничества при изготовлении совместной поделки.
Объединяются и сплачиваются участники образовательных отношений в коллектив единомышленников,выстраиваются позитивные партнерские отношений между воспитателями, детьми и родителями
Литература:
1. Дошкольная педагогика под ред. В.И.Логиновой, П.Г. СаморуковойМ.,Просвещение 2001 год
2. Каралашвили Е.А. ст. «Реализация проекта «Уютное одеяло для малышей» в рамках научно-практической конференции. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №4, 2014 год
3. Коскина Н.М. ст. «Традиционные формы работы с родителями», Журнал Воспитатель ДОУ № 4, 2012год.
Документальное оформление проекта.
Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области»
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
Примерное оформление проекта.
Введение.
Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. В чём заключается инновация данного проекта? Краткое содержание проекта, перечень вопросов, которые ставят перед собой участники проекта.
1.1.Раздел. «Основная часть проекта».
Постановка цели и задач, актуальность. Определение времени работы над проектом (краткосрочный, долгосрочный), определение типа проекта:
Проекты бывают:
а) исследовательские;
б) творческие;
в) игровые;
г) информационные проекты;
д) практико-ориентированные.
1.2. Планирование действий.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий обучающегося и педагога. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы педагог помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает своё видение решения задачи.
Участники проекта делятся на группы от 2 до 5 человек в зависимости от количества обучающихся в группе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др. чётко прописываются задачи, поставленные перед каждой группой и сроки их выполнения. Этапы работы над проектом можно отразить в примерной таблице:
Задачи или задание.
Сроки выполнения.
Способы решения.
Ответственный за выполнение. Или группа.
Контроль.
1.3. Составление сметы:
какие ресурсы педагогические, ученические, материальные будут задействованы для осуществления данного проекта. Это может быть просто перечень.
1.4. Определение заказчика
данного проекта: для кого?
1.5. Поиск информации.
Указать источники.
1.6. Планируемый результат.
Что приобретут учащиеся. Что приобретёт педагог?
2. Раздел.
2.1. Результат работы
– продукт. Описание результата работы: сценарий, доклад, презентация и тд.
Обучающиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Педагог выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в школе, в реальной жизни).
2.2. Презентация результатов
— представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации, выступления.
При защите обучающиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Обучающиеся с интересом смотрят работы других и с помощью педагога учатся оценивать их.
Результатом презентации могут быть отзывы или комментарии слушателей, ссылка в интернете, гостей или родителей, статьи в СМИ, дипломы, грамоты.
3. Заключительная часть проекта.
Провести рефлексию. Диагностика. Предполагаемые вопросы: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.
Консультация для воспитателей детского сада
Проектная деятельность в детском саду.
Проектный метод в деятельности ДОУ.
Готовые проекты в детском саду
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода
довольно многообразна.
- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
комплексные блочно-тематические занятия;
интеграция:
− частичная интеграция;
− полная интеграция;
метод проектов:
− форма организации образовательного пространства;
− метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания для сам. выполнения.
Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание:
педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта
– план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта
– практическая часть.
4. Подведение итогов –
определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
исследовательские-творческие проекты:
дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые проекты
(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные проекты:
дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие проекты в детском саду
(оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные:
«Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
межгрупповые:
«Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
творческие:
«Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
групповые:
«Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
индивидуальные:
«Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
исследовательские:
«Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» — на учебный год).
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой
личности ребёнка,
которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы
проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап
9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:
Консультации по темам:
- «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;
Семинары-практикумы:
- «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
«Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:
«Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
«Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
«Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
«Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
«Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
приобщать детей к процессу познания;
формировать различные представления;
привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
формирование эмоциональной заинтересованности;
знакомство с предметами и действиями с ними;
развитие мышления и воображения;
речевое развитие.
осознание поставленной цели;
овладение различными способами решения поставленных задач;
способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
- формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
познавательное развитие:
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
потребности в создании собственной картины мира;
навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
выявить проблему;
самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
овладение способами внеситуативно-личностного общения;
высокий уровень коммуникативной компетентности;
осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие:
- углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
овладение различными видами худ. деятельности;
развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
Тематика блока
Название проекта
Продукт детской деятельности
Наследие
«Эхо столетий»
«Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)
«Защитники Отечества»
Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)
Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)
Театрализованное представление «Богатыри земли русской»
«Здравствуй, Пушкин!»
Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам».
Дидактические игры
«Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)
Детские книги «Здравствуйте, Пушкин!, «Сказки Пушкина»
Макет «У Лукоморья»
Театрализованное представление «Сказки Пушкина», «Пушкинский бал».
Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука»
«Семейное древо»
Альбом рисунков «Моя семья»
Выставка семейных реликвий.
«Я в мире людей»
Проекты в детском саду:
1) «Мои друзья»
2) «У нас в Нескучном саду»
3) «День защиты детей»
4) «Сказки о любви»
5) «Весёлый этикет»
Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории)
Театральные этюды, выпуск газет и журналов
Проект «Детский сад будущего». Выпуск стенгазеты.
Карнавал. Разработка детского кодекса.
Литературная гостиная. Изготовление «Валентинок».
Школа «Маркиза этикета»
«Мир вокруг нас»
«Четыре стихии»
«Времена года»
«Мир животных и птиц»
«Уральские самоцветы»
Картотека опытов.
Составление коллажей
Детская книга «Это опасная стихия»
Детская книга, танцевальные миниатюры, коллажи.
Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельность
Коллаж, детская книга «Легенда о камнях»
«Весёлая астрономия»
«Жалобная книга природы»
«В стране чисел и фигур»
«Полезные вещи»
«От кареты до ракеты»
Викторина «Через тернии к звёздам»
Театральные этюды «Неизведанная планета», «Путешествие на луну».
Сочинение «Звёздных сказок».
Сочинение сказок от имени природных объектов.
«Лесная газета».
Выпуск журнала «Экологический светофор города»
Коллажи. Геометрический вернисаж. Театральные этюды.
Математическое шоу «Алиса в стране математики».
Энциклопедия «Из истории вещей»
«Приключения вещей» — сочинение сказок об обычных вещах.
Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности.
Детские проспекты по видам техники (транспорт).
«Наши помощники» (книга об истории бытовых приборов).
«Ты и твоё здоровье»
«Я и моё тело»
«Окошки в мир. Органы чувств»
«Твоё питание и здоровье»
«Путешествие пирожка» (строение пищеварительной системы)
«Живительные силы»
«Про витамины и здоровье»
«Как мы дышим» (приключение Кислородинки)
Дневник «Я расту»
Проект «Страна Айболития»
«Польза и вред» (проекты по органам чувств)
Мини проекты «Для чего нужна пища?»
Детская книга «Приключения в стране витаминов», составление картотеки блюд.
Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.
«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»
Планшет «Вред-польза»
«За чистый воздух» (плакат)
Детская книга закаливания
Примерная схема осуществления проекта «Семья»
(ст. дош. возраст)
Разделы программы
Виды детской деятельности
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д.
Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.
Настольно-печатная игра «Моя квартира».
Социальное развитие
Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.
Права и обязанности в семье.
Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).
Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».
Речь и речевое общение
Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,
Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.
Здоровье и физическое развитие
Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».
Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».
Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Мир, в котором мы живём
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».
Природа
Коллажи «Домашние любимцы».
Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».
Начала грамоты
Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».
Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»
Конструирование
«Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».
Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Худ. литература
Пословицы и поговорки о семье.
Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».
Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».
ИЗО и дизайн
Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».
Выпуск семейных газет.
Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)
Выставки «Семейное хобби».
Театр
Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».
Совместное посещение семьями театров.
Алгоритм разработки проекта
Этапы
Задачи
Деятельность проектной группы
Деятельность научно-методической службы
Начальный
Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания
Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
Планирование
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.
Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.
Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.
Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
Работа с информацией. Синтез и анализ идей.
Наблюдение. Консультации.
Выполнение
Выполнение проекта
Работа над проектом, его оформление.
Наблюдение, советы (по просьбе группы)
Оценка результатов
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)
Участие в коллективном анализе проекта и самооценке
Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)
Защита проекта
Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.
Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Источник: