Статья-рассуждение о главных причинах того, почему в России растет спрос на грузовые автомобили. В конце статьи — интересное видео о том, как российские грузовики ездят по бездорожью!
Содержание статьи:
- Статистка реализации грузовиков в России
Рейтинг продаж грузовых автомобилей
Почему растут продажи
Основные заказчики грузовиков
Закономерная тенденция
Конкуренты не дремлют
Полный «ГАЗ»
Видео о том, как российские грузовики ездят по бездорожью
Кризис кризисом, но жить и работать надо. Иначе как объяснить такой феномен, что в период нестабильной экономической ситуации в РФ, когда финансовые сложности испытывают как физические, так и юридические лица, продажи грузовых автомобилей демонстрируют завидный рост?
Впрочем, поводов для оптимизма мало. Возможно, ключевую роль в наметившейся тенденции сыграл отложенный спрос, и в скором времени произойдет откат назад. Проще говоря, продажи грузовиков снова рухнут. Но это самый пессимистичный сценарий. Не исключено, что рынок грузовых автомобилей, наконец, стабилизируется и с каждым годом будет демонстрировать пусть и небольшой, но все же рост.
Впечатляющая статистика
По итогам августа текущего года совокупный объем отечественного рынка новых грузовых автомобилей достиг 4,7 тыс. единиц. Примечательно, что по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. этот показатель в 2016 г. возрос на 21,1%. Вместе с тем аналитики из агентства «Автостат» подчеркивают, что спрос на грузовые машины увеличивается планомерно, месяц за месяцем. То есть, резких скачков не наблюдается. При этом начало нынешнего года не предвещало для производителей грузовиков ничего хорошего. Дело в том, что в период с января по август 2016 г. было реализовано лишь 31,3 тыс. единиц грузовой техники, что на 3,4% меньше, чем за 8 месяцев 2015 г.
По-прежнему самым востребованным грузовым автомобилем в России остается «КамАЗ». Доля этого автогиганта на рынке составляет примерно 38%. Ежемесячно данный производитель выпускает с конвейера 1,8 тыс. машин. К слову, это почти на 35% больше, чем годом ранее.
Почетное второе место досталось другому отечественному бренду – «ГАЗ». С начала текущего года он реализовал 678 грузовых машин, продемонстрировав впечатляющую динамику. По сравнению с 2015 г. продажи этого производителя выросли на рекордные 49,7%.
На третьем месте разместился белорусский завод «МАЗ». С начала 2016 г. производитель из РБ реализовал на российском рынке 334 единиц грузовой техники. Это на 38% больше, чем в 2015 г. Что же касается четвертого и пятого места, то его заняли «ISUZU» и «MERCEDES» соответственно. Последний автоконцерн увеличил продажи на 3,9%, а первый – на 13,4%.
Места в рейтинге хватило всем
Полный ТОП-марок грузовых машин, которые в настоящий момент пользуются в России наибольшим спросом, выглядит следующим образом:
- 1. «КамАЗ»;
2. «ГАЗ»;
3. «МАЗ»;
4. «ISUZU»;
5. «MERCEDES»;
6. «NEFAZ»;
7. «УРАЛ»;
8. «SCANIA»;
9. «MAN»;
10. «VOLVO».
Что же касается конкретных моделей грузовиков, которые предпочитают приобретать в этом году отечественные строительные организации и транспортные компании, то в ТОП попали только 2 зарубежных производителя:
- 1. GAZ GAZON NEXT;
2. KAMAZ 6511;
3. KAMAZ 4311;
4. KAMAZ 6520;
5. KAMAZ 5490;
6. MERCEDES ACTROS;
7. NEFAZ 4514;
8. KAMAZ 6522;
9. MAN TGS;
10. GAZ 3308.
Правда кроется в деталях
Генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин высказывает осторожный оптимизм по поводу сложившейся ситуации. Оно и не удивительно, ведь объяснить происходящее с помощью логических доводов не представляется возможным. В любой момент может начаться обратный процесс.
Тем не менее, цифры говорят сами за себя. По словам Сергея Когогина, в первом полугодии 2016 г. вверенное ему предприятие выпускало до 180 машин в сутки. Во втором же удалось выйти на более высокий показатель – 200 единиц техники.
Подобный рост можно объяснить тем, что в августе завод уходил на корпоративный отпуск сроком 2 недели. Вот в преддверии относительно большого простоя и было принято решение заранее выпустить определенное количество грузовиков, чтобы предвосхитить ожидаемый спрос. Выбранная тактика полностью себя оправдала. Вся произведенная грузовая техника была раскуплена.
Составление прогнозов – занятие неблагодарное. Но, наверное, эту прописную истину забыли те эксперты, которые в марте текущего года в один голос заявляли, что наметившийся спрос на грузовые автомобили не будет долгосрочным. Как показало время, они глубоко ошибались. Также ими был сделан еще один прогноз, согласно которому инвестиции в рынок грузовой техники резко сократятся. Однако и этого не произошло.
Основные заказчики
Своим выросшим выручкам производители грузовых автомобилей обязаны в первую очередь различным строительным организациям и предприятиям, которые нуждаются в новой спецтехнике. Немалую роль в увеличении спроса сыграли и транспортные компании. Как здесь не вспомнить появление на рынке такой единицы спецтехники, как новенький магистральный тягач от «КамАЗа».
Владимир Беспалов, аналитик «ВТБ капитала», считает, что сейчас отечественный рынок грузовых автомобилей переживает отложенный спрос, который рано или поздно должен закончится.
Он был вызван тем, что на протяжении последних нескольких лет редкие предприятия и компании занимались обновлением собственного автопарка. Проще говоря, практически все пользовались старой спецтехникой. И вот, когда она массово начала выходить из строя и требовать дорогостоящего ремонта, возрос спрос на новые грузовики.
Закономерная тенденция
По мнению Владимира Беспалова, на коммерческом рынке происходят более интенсивные процессы, чем в легковом секторе. По этой причине закупка новой спецтехники – скорее острая необходимость, чем прихоть. Тем более, в настоящее время сложились благоприятные условия для обновления автопарка. Существует много стимулирующих государственных программ. К тому же, по наблюдениям Владимира Беспалова, стоимость отечественных автомобилей на данном этапе выгодно отличается от цен на импортные аналоги.
Сергей Когогин во многом согласен с Владимиром Беспаловым. Также он отмечает, что отечественные производители спецтехники, в частности грузовых автомобилей, обязаны щедрой господдержке. Без нее, как считает генеральный директор «КамАЗа», повышенного спроса на грузовики не было бы.
Вместе с тем ряд аналитиков и экспертов уверены, что наибольшее влияние на рост продаж грузовой техники оказывает девальвация отечественной валюты. Пускай, в последнее время рубль укрепился и уже не срывается в пике, как было раньше, но тенденция остается прежней.
Конкуренты не дремлют
Если весной текущего года рост продаж демонстрировал, как правило, «КамАЗ», то сейчас вырисовывается несколько иная картина. Увеличили свою выручку и зарубежные компании. Правда, им пока далеко до российского автогиганта, но процесс, как говорится, пошел.
Например, хорошие результаты показала компания «Volvo Group Trucks Russia», которая имеет собственный завод в России. По итогам 1-го полугодия 2016 г. она реализовала почти столько же грузовиков, как и за аналогичный период 2015 г. Ожидается, что 2-ое полугодие станет для нее более результативным.
Безусловно, российские производители грузовиков не собираются почивать на лаврах, так как понимают, что конкуренция слишком высока. Стоит сбавить темпы, и в скором времени их позиции могут занять конкурирующие зарубежные компании.
Именно поэтому «КамАЗ» планирует до конца 2016 г. произвести не менее 20 тыс. грузовых машин. Если все пойдет по плану, по итогам текущего года завод из Набережных Челнов выпустит около 35 тыс. единиц техники. Даже если не удастся реализовать все машины, распродать остатки можно и в 2017 г.
Однако некоторые эксперты высказывают опасения, что «КамАЗу» не удастся реализовать свои планы. Может случиться так, что под воздействием как внешних, так и внутренних факторов спрос на отечественную спецтехнику резко упадет. И тогда склады российского автогиганта окажутся переполнены никому ненужной спецтехникой. Исключать подобного никак нельзя. Учитывая возможные риски, эксперты советуют руководству «КамАЗа» быть более последовательными. Но, похоже, никто не собирается сворачивать с намеченного пути.
Полный «ГАЗ»
Не склонен драматизировать не столь далекое будущее и президент группы «ГАЗ» Вадим Сорокин. Он заявляет, что никто не будет корректировать уже созданные бизнес-планы. Взят окончательный и безоговорочный курс на наращивание производственных мощностей. Однако у него нет никаких иллюзий по поводу того, что второе полугодие 2016 г. окажется более благоприятным, чем первое. По крайней мере, Вадим Сорокин не видит никаких предпосылок для дальнейшего роста рынка грузовиков, так как инвестиционная активность потребителей пока еще не достигла своего пика. Но несмотря на это, сокращать или удерживать производство грузовиков в сложившейся ситуации, по его глубокому убеждению – неблагоразумно.
Сергей Удалов, исполнительный директор «Автостата», заявляет, что беспокоиться отечественным производителям грузовой техники не стоит, пока все складывается в их пользу. Но и расслабляться не нужно. Они всегда должны быть готовы к тому, что государственная поддержка может быть урезана, и в таком случае им придется очень несладко.
Более того, многие строительные организации, транспортные компании уже заканчивают обновление своего автопарка. А это значит, что вскоре они перестанут покупать новую спецтехнику. Закупленных машин им хватит как минимум на лет 5-6, а то и более. В этот период ими будет приобретаться лишь та спецтехника, которой нет аналогов. Проще говоря, отечественные производители уже сейчас должны заняться модернизацией существующих моделей. В противном случае образовавшуюся на рынке нишу займут зарубежные бренды.
Благо, у российских автоконцернов сейчас есть все условия и возможности, чтобы заработать большие деньги. Накопленных финансовых ресурсов должно с лихвой хватить на то, чтобы разработать новые грузовики, которые будут оснащены по последнему слову техники.
Видео о том, как российские грузовики ездят по бездорожью:
Источник: