Педагогический проект » По тропинке в школу»(подготовка руки к письму). Подготовка руки к письму Задания для развития руки для письма — mashamult.ru

новости

Подготовка руки ребенка к письму

Письмо

– это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать.

Это две совершенно разные задачи!

Подготовка руки к письму: упражнения для пальчиков

    «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

    Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

    Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

    Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

    Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

    «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

    «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

Выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,

— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
— конструирование из бумаги и картона,
— плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
— работа на детском настольном ткацком станочке,
— пришивание пуговиц,
— нанизывание бусин и изготовление детских бус,
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
— пальчиковые игры,
— штриховки,
— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
— выжигание по дереву,
— выпиливание,
— валяние,
— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
— обведение рисунков по точкам,
— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
— задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
— рисование на доске мелом, цветными мелками,
— оригами,
— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму.

    Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:


— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

    Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита

, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш

Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

    Первое.

    Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.

    Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.

    Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки

, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Еще одна

типичная ошибка

ребенка.
Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Как правильно держать карандаш или ручку

– верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.
Как неправильно держать карандаш или ручку

– кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

Доброго времени суток, друзья! Некоторые мамы и папы, занимаясь подготовкой ребенка к школе, обращают пристальное внимание на то, умеет ли ребенок читать и считать. И совершенно забывают о других сторонах процесса. Например, о развитии мелкой моторики. А ведь от этого напрямую зависит успех обучения ребенка в школе. Надеюсь, вы не относитесь к разряду таких нерадивых родителей. И сегодня хочу рассказать вам о том, как мы с моим любимым подготовишкой Артемкой развиваем руку для письма.

Вообще, ставить знак равенства между понятиями «развитие мелкой моторики» и «подготовка руки к письму» я бы не стала. Я бы поставила знак «примерно верно». Развитие моторики – понятие более обширное. Моторика она ведь не только для письма нужна, она и на влияет и на речь.

Любые упражнения на развитие моторики готовят ребенка к письму. А вот некоторые задания на подготовку к письму к моторике не имеют никакого отношения.

План урока:


План подготовки руки.

Итак, давайте разбираться, как сделать так, чтобы маленькие ручки выдержали нагрузку, которая ляжет на них в школе?

Необходимо подготовить мелкие мышцы руки к работе. Для того, чтобы удерживать ручку и при этом совершать множество мелких движений мышцы должны быть сильными. А что делает мышцы сильными? Тренировки конечно!
Нужно сделать пальчики ловкими, способными управляться с мелкими предметами. Нужно научить мозг подавать правильные сигналы пальцам. Попытайтесь вспомнить свои ощущения, когда вы в первый раз использовали для приема пищи не привычные вилку и ложку, а китайские палочки. Если с вами такого еще не случалось, то обязательно попробуйте. И поймете, что испытывает маленький ребенок. Пальцы не слушаются. Не потому что не хотят, а потому что не знают, что от них требуется. Но если давать им работу постоянно, то они быстро научатся.
Нужно научить пальчики правильно держать ручку. И как можно раньше. А так же объяснить ребенку, как нужно сидеть за партой, как тетрадку перед собой размещать.
Выполнение графических упражнений обязательно пойдет на пользу будущему первоклашке. Позволит ему привыкнуть к новому виду деятельности.
Простой лист бумаги в клеточку является отличным тренажером для подготовки к школе. Необходимо научить ребенка на нем ориентироваться.

Ну а сейчас подробнее о том, какие упражнения мы делаем с моим младшим сыном Артемкой, который в новом учебном году тоже пойдет в первый класс.

Развиваем мышцы руки

Все тренажеры, необходимые для развития ручной мускулатуры найдутся в любом доме, это:

    пластилин;
    ножницы;
    бумага;
    проволока;
    тесто;

Список можно продолжить, но иногда даже эти простые вещи не потребуются.

Наши занятия делятся на:

Обычную, привычную, творческую работу.
Пальчиковую гимнастику.

Обычная творческая работа это:

    вырезание из бумаги;
    аппликации;
    работа с тестом;
    моделирование из проволоки;

Из пластилина Артем лепить умеет и любит. Так что заставлять его не приходится. Пластилин покупаю самый обыкновенный. Чтобы его размять, согреть, приходится постараться. А нам только этого и надо.

Ножницы тоже отличный тренажер. Хоть и опасный. Главное, показать ребенку, как правильно ими пользоваться. Долго не получалось у Темы вырезать. Но мы старались, тренировались и сейчас он уже научился. А еще бывает, что мы бумагу не режем, а рвем пальцами. Из такой рваной бумаги получаются прекрасные необычные аппликации.

Когда наша бабушка готовит пельмени самолепные, а она в этом настоящий спец, она завет Артема на помощь. Он с удовольствием ей помогает. И всегда остается кусочек теста для личного пользования Артема, с которым он потом играет, лепит, раскатывает, разминает.

Интересно с проволокой заниматься. Из нее тоже можно многое сделать. Колечки разные и фигурки. Артем сначала делает каркас, а потом его сверху замазывает пластилином. Прикольно получается.

Пальчиковая гимнастика

Думаю, вряд ли найдутся родители, которые о ней никогда не слышали. Много всяких разных стишков, под которые эта гимнастика делается. Но Артем заявил, что он уже слишком большой для таких детских стишков. Пришлось придумать что-нибудь посовременнее. И получилась у нас система «Супер – пальцы!»

Система «Супер-пальцы»

По сути это такая странная сюжетно-ролевая игра. Главные участники – это мои руки и руки Артема. Мы кладем руки на стол, и они оживают. Разговаривают друг с другом нашими голосами. Иногда как ляпнут чего-нибудь, так потом смеешься пол-часа, успокоиться не можешь. В общем, хоть и странная, но очень веселая игра.

Мои руки – это тренеры, а Темины пришли в фитнес клуб спортом заниматься. Тренер показывает, что нужно делать, остальные повторяют. Все как в жизни.

План нашей тренировки:

«Разминка». Она первая. Трем ладошки друг о друга, чтобы разогреться перед тренировкой. Трем пока теплыми не станут.
«Тренируем пальцы». Исходное положение – ладони на столе пальцы вытянуты вперед. И раз – мах вверх мизинцем одной руки, и два – мах безымянным этой же руки, и три – мах средним пальцем. И так до мизинчика второй руки доходим, а потом обратно. Далее начинаем махать двумя мизинцами, двумя безымянными пальцами и т.д.
«Штанга». Приступаем к силовым упражнениям. Ладони на столе, пальцы вытянуты. Между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев зажимаем карандаш. И пытаемся карандаш пальцами удерживать и поднимать вверх.
«Спортивная ходьба». Указательный и средний пальцы – это как будто ножки. Между ними опять же зажат карандаш. Удерживая карандашик, начинаем пальцами ходить по столу. Бегать в таком положении невозможно. Шаги получаются совсем маленькие.
«Ролики». Откуда в фитнес-клубе ролики? Этот вопрос мы обсудим позже. А пока что покатаемся. С ролью роликов хорошо справляются крышечки от пластиковых бутылок. «Надеваем» ролики на указательный и средний пальцы и поехали кататься по столу. Будьте аккуратны, это очень скоростной вид спорта. Иногда руки сталкиваются друг с другом, падают, теряют ролики, долго не могут встать, дрыгают ногами и кричат что-то неразборчивое. И такие моменты не могут не вызвать смеха.
«Упражнения с мячом». Вместо мячика используем контейнеры из-под киндеров. В них насыпаем соль, чтобы были поувесистее. И просто перекатываем из одной руки в другую.
Ну и, на последок, немного развлечений. Устраиваем паучьи бега. Небольшая подготовка, из счетных палочек выкладываем дорожки, по которым будут бегать наши руки-пауки. Ставим ручки на старт. Ладони от стола приподняты опора на все пять пальцев, ну чтобы на пауков было похоже. Внимание! Марш! И побежали пауки, ножками перебирают, торопятся. Иногда забываются, заползают на стены и даже нам на головы.
Тренировка окончена! Можно идти домой! Стоп! А «уборка»? Палочки то по всему столу разбросаны! Собираем палочки одной рукой по одной штучке.

Ловкость пальцев

Для того, чтобы научиться управляться с мелкими предметами, нужны…. мелкие предметы.

Бисероплетение, вязание, вышивание – все это здорово влияет на развитие моторики. Как-то раз купила Артему набор для изготовления лягушки из бисера. Но сынуля заявил, что не мужское это дело из бисера плести и посоветовал мне отдать наборчик Александре. Саша – это его старшая сестра. Так я и сделала. Сашуля была рада! Артем тоже!

Ну а для Темки приобрели конструктор «Лего» с маленькими детальками. Он очень любит с ним играть, может часами сидеть и что-то строить. И так классно у него получается! Аж гордость берет!

Еще у нас есть такой железный конструктор, как раньше были. Из него Тема тоже мастерит. То винтики какие-то прикручивает, то гаечки откручивает, то колесики приделывает. В основном получаются разные машинки.

Ну а еще для развития ловкости пальцев ребенку можно предложить:

    нанизывать бусины на нитку;
    завязывать шнурки и бантики на ленточках;
    наматывать нитки на клубок;
    перебирать зернышки или выкладывать из них картинки.

Смысл в чем? Найти что-нибудь мелкое, придумать игру и предложить ее ребенку.

Правильно держим ручку

Что написано пером, того не вырубишь топором!

А что написано простым карандашом, то легко сотрется ластиком.

Именно поэтому на подготовительные курсы в школу ручки мы не носим. В пенале только простые и цветные карандаши и ластик. Как объяснила учительница, это нужно для того, чтобы дети сильно не переживали из-за ошибок и могли их исправлять. Говорят, что и в первом классе так будет.

Обратите внимание на то, как ваш ребенок держит карандаш, когда рисует.

Правильное положение руки. Карандаш удерживается средним и большим пальчиками, а указательный прикрывает карандашик сверху. Мизинчик прижат к бумаге. Ладонь повернута к столу. Удерживаем карандаш на расстоянии 2 см от грифеля. А свободный конец карандаша смотрит на плечо.

Если вы видите, что ребенок держит карандаш неправильно, то это обязательно нужно исправить. На это нельзя закрывать глаза. Иначе в школе он будет очень медленно писать.

Пять разных способов научить ребенка правильно держать ручку вы найдете .

Чтобы ребенок точно понял, как правильно ручку держать, рекомендуется встать за его спиной, правильно вложить карандаш в его руку, взять его руку в свою и писать вместе.

Так же стоит позаботиться об осанке. Следить за тем, чтобы ребенок сидел правильно. Спинка ровная, корпус чуть вперед, но не лежит грудью на столе. Ноги не висят, не задраны на стул, а стоят на полу. Бедра параллельны полу. Левая рука придерживает тетрадь. У левшей – правая.

Тетрадь размещается перед ребенком под углом, под наклоном. Лампу ставим для правшей слева, для левшей – справа.

Графические упражнения

К графическим упражнениям относятся:

    штриховка;
    раскрашивание;
    обводка;

Для выполнения графических заданий можно приобрести специальную , прописи, раскраски. Там найдете массу заданий на развитие графических навыков.

Картинки раскрашивать лучше не фломастерами, а цветными карандашами. От них больше толку с точки зрения развития мелкой моторики. Так как при рисовании карандашами, на них приходится нажимать. Следите, чтобы картинка была раскрашена аккуратно, равномерно, без выступов за линии.

Раскраски, кстати, можно использовать и для упражнений на штриховку. Штриховать картинки нужно в разных направлениях. Вертикально, горизонтально, по диагонали. Последите за ребенком во время штриховки. Обратите внимание на то, не переворачивает ли он лист, когда переходит от вертикальной штриховки к диагональной. Это ошибка! Нужно учиться управлять рукой, а не листом бумаги.

Отлично развивают точность движения рук задания, где предлагается обвести что-нибудь. Например, рисунок, который изображен пунктирной линией.

Очень много графических упражнений можно найти в детских журналах. Вы покупаете журналы? Мы сейчас «подсели» на «Внеклассный журнал». Это совсем молодое издание. В марте этого года в продаже появился только 4 номер. Кроме упражнений для рук, там много интересных заданий на развитие памяти, внимания, мышления.

Ориентация на листе бумаги

Для развития ориентации мы используем лист в крупную клетку.

Для начала нужно объяснить ребенку, что такое клетка. Что вы имеете в виду, когда произносите это слово. Показать где у клетки верхняя сторона, нижняя, правая и левая. Попробуйте посчитать клеточки.

Тоже самое и с листом бумаги. Где у него центр? Где верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы? Предлагайте ребенку задания типа такого, в центре и в трех углах нарисуйте какие-нибудь фигуры, а один уголок оставьте пустым. Пусть в этом углу ребенок сам что-нибудь нарисует. Спросите его, в какой части листа находится его рисунок?

Еще три классных упражнения:

Рисование по клеточкам.
Копирование узоров.
Зеркальное рисование.

Рисование по клеточкам

Для детишек 6 – 7 лет самое то. Поставьте на листе точку. Это начало рисунка. В точку ребенок ставит карандаш. А вы говорите, куда ему нужно двигаться. Например, 2 клеточки вниз, одна налево, три вверх и т.д. Вы говорите, ребенок слушает и рисует.

Хотите попробовать? Давайте, я подиктую, а вы рисуйте:

    одна клеточка вверх
    одна клеточка вправо;
    одна вверх;
    одна вправо;
    шесть клеточек вверх;
    пять влево;
    одна вверх;
    одна вправо;
    одна вверх;
    одна вправо;
    одна вверх;
    одна вправо;
    одна вверх;
    две вправо;
    одна вверх;
    одна вправо;
    одна вниз;
    две вправо;
    одна вниз;
    одна вправо;
    одна вниз;
    одна вправо;
    одна вниз;
    одна вправо;
    одна вниз;
    пять влево;
    семь вниз;
    одна влево;
    одна вниз;
    две влево.

Закончили упражнение! Расскажите, пожалуйста, в комментариях, что за картинка у вас получилась?

Узоры также рисуются по клеточкам. В них можно добавлять творческие элементы, всякие кружочки, волны, точки, крестики. Задача родителей начать узор, задача ребенка – продолжить его по образцу. Ну или можно найти образцы узоров в прописях.

Зеркальное рисование

Это когда одна часть симметричного рисунка нарисована, а вторая нет. Ребенок, опираясь на нарисованную часть картинки и считая клеточки должен нарисовать рисунок целиком.

Ну вот, кажется и все, друзья.

Ой! Чуть не забыла! У нас же еще есть игра «Твистер». Только не тот, на который ногами становишься, а специальный для пальцев. Задания такие: большой палец на красное, средний на синее, мизинец на желтое и т.п. Это только кажется, что все просто. На самом деле во время игры пальцы такое вытворяют, что только диву даешься!

А давайте, друзья, вместе диву даваться! От того, насколько красивый почерк у наших детишек, и от того, насколько все замечательно у них в школе! Но для этого сейчас нужно потрудиться. Хотя, какой же это труд? Сплошное удовольствие и веселые игры!

А вот еще и видео о том, как можно весело научить ребенка правильно ручку держать.

Вот теперь точно все. Желающих высказать свою точку зрения, как всегда жду в комментариях. Спасибо за внимание!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездный»

Старший воспитатель МБДОУ решением педагогического совета Заведующий МБДОУ «Детский сад

«Детский сад № 12 «Звездный» от «___» __________________ 201__ г. № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло

Н.А. Попова протокол № __ приказ от «___» ____________ 201__г.

Рабочая программа

по подготовке руки к письму

в группе общеразвивающей направленности № 1 «Космос» для детей 5-6 лет

Сведения о разработчиках:

Петрова Ирина Игоревна – воспитатель.

Горизонтальные линии

(Учимся рисовать дорожку)

Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №6

Горизонтальные линии

(Дорожки для автомобилей)

Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный

Пунктирные линии

(Чудесный платочек)

Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

Прищепки по 1 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №8

Пунктирные линии

(Украсим платочек)

Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук.

Прищепки по 2 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №9

Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии

(Расчески для куклы)

Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу

Карандаши не отточенные по 2 штуки на каждого ребенка, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №10

Штриховка горизонтальными линиями

(Учимся штриховать)

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши,демонстрационный лист и раздаточный лист №11

Штриховка вертикальными линиями

(Учимся штриховать)

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук

Карандаши неотточенные по 2
на каждого ребенка, фасоль
по 10 штук, тарелочки по 3
штуки, счетные палочки,
цветные карандаши, демонстрационный лист и
раздаточный лист №12

Штриховка наклонными линиями

(Учимся штриховать

)

Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши,демонстрационный лист и раздаточный лист №13

Рисование по точкам

(Учимся рисовать по точкам)

Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребёнка, фасоль, горох, тарелочки по 3 штуки, цветные карандаши, раздаточный лист №14

Волнистая линия

Учить рисовать волнистую линию, слева на право.

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию.

Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационные лист, раздаточный лист №15.

Волнистая линия

(Волны большие, волны маленькие)

Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура

Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационный лист №15

Вырезание ножницами

(Резные снежинки)

Формировать умение вырезать по заданнымлиниям, развивать зрительно-моторную координацию, двигательную активность пальцев

Белый лист, ножницы, карандаш простой, счетные палочки, демонстрационный материал

Линии в различных направлениях

(Елочка — зеленая иголочка)

Развивать воображение зрительно-моторнуюкоординацию, чувство пространства, умение

соблюдать направление линии.

Счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный листы №16

Цветная и белая бумага, ножницы, клей

Вырезание ножницами

(Волшебные ладошки (елка))

Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук.

Плотная бумага (по размеру открытки), цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей

Рисование и вырезание

(Приглашение на праздник)

Воспитывать у детей положительное отношение к окружающим, желание пригласить их на праздник елки, самостоятельно использовать умение,

полученное в рисование и аппликации. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию

Цветные карандаши, краски, альбомный лист,демонстрационные листы

Рисование

(Ах, ты зимушка-зима)

Учить детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы

штриховки сверху вниз, слева на право.

Карандаши, фломастеры, альбомный лист, демонстрационный лист

Лепка

(Кто приходил к нам на праздник)

Вызвать у детей эмоциональный отклик от
прошедшего праздника, развивать у детей
воображение умением передавать в лепке
характерные фигурки персонажей: зверей, сказочных героев.

Пластилин

Линии разных направлений

(Мороз рисует узоры на стекле)

Развивать воображение, зрительно-моторную

координацию, чувство пространства, умение

соблюдать на листе бумаги направление линий.

Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные

(Украсим рукавички)

Закрепить умение проводить линии разных видов:

вертикальные, горизонтальные, волнистые,

пунктирные. Развивать зрительно-моторную

координацию

Лист фольги, 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №18

Спираль

(Волшебный клубочек)

Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать

восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх,

низ.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

Спираль

(Волшебный клубочек)

Продолжать формировать умение самостоятельно

рисовать клубочки на свободном пространстве

листа.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

Штриховка

(Заштрихуй рисунок)

Продолжать формировать умение штриховать
только в заданном направление, не выходить за
контуры фигуры, соблюдать параллельность линей,
не сближать штрихи.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

Обрывание бумаги

(Снеговик

.

Аппликация)

Развивать умение выполнять аппликацию способом
обрывания, аккуратно наклевать элементы аппликации.. Развивать мелкую моторику рук.

Цветной картон, белые листы,

клей, ножницы, карандаши,

демонстрационный материал

№21

Рисование полукругов

(Цветы на лугу)

Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец.

Горох, фасоль, листок в клетку,

цветные карандаши, демонстрационный лист №22

Рисование полукругов

(Цветы на лугу)

Продолжать учить детей рисовать лепестки цветов полукруглой формы. Вначале по образцу, а затем самостоятельно. Развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве

Мячи резиновые маленькие, на

каждого по 2 шт., цветные

раздаточный материал №23

Рисование круглой формы

(Угощение для друзей)

Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета

Мячи резиновые маленькие, на

каждого по 2 шт., цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал №24

Рисование круглой формы

(Угощение на тарелочках)

Продолжать учить рисовать предметы круглой формы

(тарелочки). Самостоятельно дорисовывать «тарелочки» вокруг угощения

Фасоль, тарелочки, цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал №25

Рисование круглой формы

(Рисуем веселого снеговика)

Закрепить умение рисовать предметы круглой формы,

продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве

листа.

Горох, фасоль, цветные

карандаши, демонстрационный

лист №26

Вырезание ножницами

(Открытка для папы (аппликация))

Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя навыки вырезания: круглых форм из квадратов, овальных из прямоугольников. Вырезать и наклеивать силуэты танков, самолетов, кораблей по готовым формам.

Цветной картон и бумага,

ножницы, клей, демонстрационный №27

Рисование круглой формы

(Платье для куклы)

Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных размеров украшая ими вырезанный силуэт платья.

Прищепки по 2 шт. на каждого,

трафарет платья, цветные карандаши

Вырезание ножницами

(Цветы для мамы (аппликация))

Развивать у детей эстетическое восприятие, вырезать лепестки круглой формы из бумаги сложенной несколько раз. Развивать ручную умелость.

Цветная бумага и картон, клей,

карандаши цветные, ножницы,

демонстрационный материал

№28

Линии разных видов

(Украсим шапочки)

Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые,
пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию

Лист фольги 1 на каждого, силуэты шапочек, цветные карандаши, демонстрационный лист, раздаточный лист №29

Раскрашивание

(Села птичка на окошко)

Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура

Цветные карандаши, мечи, демонстрационный, раздаточный лист №30

Волнистая линия

(Кораблик качается на волнах)

Закрепить умение рисовать волнистую линию.

Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве

Мячи, тонкие шнурки, цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный листы №31

Графические узоры

(Узоры на коврике)

Продолжать формировать умение
ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно
рисовать графические узоры по образцу. Развивать
зрительно-моторную координацию.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №32

Рисование

(Весна, ручейки, солнце ярко светит)

Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать ее в

рисунке, располагать рисунок на широком пространстве листа, закрепить умение проводить линии в разных направлениях

Мячи резиновые маленькие, на

каждого по 2 шт., цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал №33

Штрихуем разными способами

Продолжать формировать умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными,

волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

Карандаши, лист фольги, демонстрационный, раздаточный материал №34

Лепка

(Мои любимые игрушки)

Развивать у детей эмоциональное отношение к образу, вызывать стремление самостоятельно

выбрать любимый персонаж и передать его характерные признаки, используя знакомые приемы лепки, развивать мелкую моторику рук.

Пластилин, демонстрационный материал

Учимся писать цифры (цифра 1)

Познакомит детей с тетрадью в клетку. Учить писать цифру 1. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право,сверху вниз, верхний левый угол.

Учимся писать цифры

(Цифра 2)

Учить писать цифру 2. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать

слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.

Учимся писать цифры

(Цифра 3)

Учить писать цифру 3. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.

Учимся писать цифры

(Цифра 4)

Учить писать цифру 4. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела.

Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 5)

Учить писать 5. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации.. Развивать

внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 6)

Учить писать 6. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 7)

Учить писать 7. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела. Совершенствовать двигательные функции руки

Фасоль, каштан 2 шт. на кадого, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 8)

Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графо моторные навыки.

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 9)

Совершенствовать графомоторные навыки.

Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

2

Учимся писать цифры

(Цифра 10)

Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша.

Совершенствовать графомоторные навыки

1

Счетные палочки, фасоль, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

3

Дорисование

(Путешествие божий коровки)

Закрепить понятие пространственных ориентации: с право на лево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

1

Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал № 35

4

Линии разных видов

(Сказочные цветы)

Закрепить умение рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях. Развивать воображение.

1

5

Рисование по точкам

(Чудная картина)

Продолжать совершенствовать умение детей

обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительно-моторную координацию.

1

Каштаны по 2 шт. на каждого,

цветные карандаши,

демонстрационный материал №37

6

Штриховка

(Вот как мы умеем штриховать)

Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

1

Прищепки по 2 шт. на каждого,
простые карандаши.

7

Рисование по замыслу

(Вот как мы умеем рисовать)

Закрепить умение детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право.

2

Демонстрационный материал, каштан, цветные карандаши, альбомный лист.

8

Рисование по замыслу

(Вот как мы умеем рисовать (продолжение)

Каштан, цветные карандаши.

Подготовка руки к письму:
система упражнений для подготовки руки к письму, задания для развития ручной умелости для детей старшего дошкольного возраста, готовность руки ребенка к письму.

Подготовка руки к письму

Письмо
– это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать.
Это две совершенно разные задачи!

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

— развитие ручной умелости
(создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

— развитие у детей чувства ритма,
умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

— развитие графических умений
(это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
— развитие пространственной ориентации
(умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».

Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков

Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.

Первое упражнение. «Подними пальчики».
Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!».
Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька».
Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку».
Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги».
Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка».
Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик».
Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки».
Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка

Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вы узнаете из статьи

Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости

Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие), в систему (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).

ТОП- 30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

Это важно знать:
Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
— конструирование из бумаги и картона,
— плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
— работа на детском настольном ткацком станочке,
— вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),
— шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
— изготовление поделок из проволоки,
— пришивание пуговиц,
— нанизывание бусин и изготовление детских бус,
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
— пальчиковые игры,
— штриховки,
— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
— выжигание по дереву,
— выпиливание,
— валяние,
— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
— обведение рисунков по точкам,
— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
— плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),
— изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
— вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
— декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
— задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
— рисование на доске мелом, цветными мелками,
— оригами,
— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).

Задание 1. Рисуем круг.
Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:


— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

Задание 2. Шриховка.
Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита

, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш

Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Первое.

Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
Второе.

Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
Третье.

Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки

, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Еще одна типичная ошибка

ребенка.
Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Как правильно держать карандаш или ручку

– верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.
Как неправильно держать карандаш или ручку

– кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики.

Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики и сенсомоторной координации Вы найдете в этом видео. Какие упражнения можно провести с каштанами, ортопедическими мячиками, веревочками — ежиками, волчками? Как они готовят руку к тому, чтобы потом рука правильно держала карандаш и ручку? Несколько идей для занятий с ребенком дома и в детском саду.

Надеюсь, что эти рекомендации по подготовке руки к письму
помогут Вам. А какие задания, которые готовят руку к письму, используете Вы? И какие из них особенно любимы Вами и Вашими детьми? Давайте поделимся в комментариях своим опытом.
До новых встреч на «Родной тропинке»!

Еще о развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму Вы можете найти интересную информацию, игры и упражнения в статьях сайта:

А в конце статьи — еще несколько идей по подготовке руки к письму
в очень радостном видеоролике для хорошего настроения Вам и Вашим детям! Вы увидите в нем современные пособия, которые используются в детских садах для подготовки руки детей к письму, развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации. И — это мне было очень приятно — в нем есть и текстильные игрушки моего любимого «Наивного мира» (все, кто был на Интернет-Мастерской развивающих игр, которую я веду ежегодно весной, помнят эти игрушки. Ведь «Наивный мир» — это постоянный, неизменный и очень душевный спонсор «Родной тропинки» и Мастерской игр «Через игру — к успеху!»)

Желаю Вам и Вашим детишкам успехов!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Источник: knia.ru

Добавить комментарий