Статья о том, нужно ли строить в Украине платные дороги — стоимость, альтернативы, важные нюансы. В конце статьи — видео об украинских платных автодорогах.
Содержание статьи:
- Концессионные дороги и их стоимость
Избавление от бездорожья или очередная финансовая «повинность»
Альтернативный проезд
Необходимы ли платные дороги
Перспективы концессионных дорог в Украине
Видео о стоимости платных автодорог в Украине
В рамках глобальной реконструкции всех украинских автодорог правительство предложило строительство платных, концессионных участков. Уже стало известно о проведении в 2018 году тендера на работы такого рода, которыми уже заинтересовались китайские компании.
Нужны ли Украине платные дороги? Окажутся ли они рентабельными для инвестора? Помогут ли они решить плачевную дорожную обстановку в стране?
Концессионные дороги и их стоимость
В феврале 2018 года Верховная Рада одобрила закон, разрешающий частным компаниям строительство автобанов общего пользования и государственного назначения с последующим взиманием платы за проезд по ним.
В развитых странах подобная форма партнерства между государством и предпринимателями довольна распространена. Бизнесмены помогают создавать в своей стране новые объекты инфраструктуры или же модернизируют имеющиеся за свои средства, за что получают на них право управления сроком на 49 лет.
Новое законодательство помогло и с решением еще одной проблемы при проектировании дорог – получения под строительство земельного участка. Однако даже при наличии заинтересованного и надежного подрядчика эксперты прогнозируют появление первых платных дорог не ранее 2020 года. Не менее полугода займет технико-экономическое обоснование проекта, еще порядка 4 месяцев уйдет на подготовку тендерной документации, столько же на закупочные мероприятия и заключение госконтракта.
С учетом сокращения бюрократических процедур по выделению инвестору земельного участка власти надеются предоставит его в распоряжение за полгода. Таким образом, от намерения построить дорогу до реального начала строительства пройдет около полутора лет.
Избавление от бездорожья или очередная финансовая «повинность»?
Почти 95% украинских дорог не соответствуют не то что международным, но даже местным требования, нуждаясь в капитальном ремонте, а лучше – в реконструкции. Таким образом, следует признать, что строительство новых дорог обойдется в непомерно большую стоимость и займет длительный период подготовки и самого проведения работ. Наиболее выгодным в данном случае представляется реконструкция существующих автодорог.
Украинские власти спешат успокоить автомобилистов, что платными в Украине могут стать только новопроложенные трассы, имеющиеся дороги не будут подлежать концессии. Причем ожидается соблюдение зарубежной практики, когда концессионная дорога располагается параллельно бесплатной, чтобы водители имели право выбора относительно проезда.
Тарифы за пользование дорогой будет устанавливать не инвестор, а Кабинет министров, исходя из текущего уровня инфляции, места расположения дороги, стоимости возведения автобана, ежедневного автомобильного трафика и прочих немаловажных составляющих.
Сергей Вовк, руководящий Центром транспортных стратегий, осторожно предполагает, что средняя цена за километр в прочих европейских государствах составляет от 10 до 20 евроцентов, но ориентироваться на ее не стоит, так как многое будет зависть от расположения платного участка и договоренности между правительством и инвестором.
Например, наиболее насущный и перспективный проект – это трасса Львов-Краковец, составляющая 85 километров. При минимальных европейских расценках проезд по ней должен составить 8,5 евро или 280 гривен, но, учитывая новизну такого рода дорог в Украине, по крайней мере на первых порах цена не должна пугать и отталкивать автомобилистов.
Для грузоперевозок тариф однозначно будет более высоким, тогда как для легковушек может быть применен так называемый «микс», когда после уплаты водителем правительственно утвержденной суммы, остальное вернется концессионеру из государственного дорожного фонда.
Также для тех перевозчиков, которые обслуживают не всю страну, можно разработать специальный внутриобластной тариф. Он позволит не переплачивать деньги, а сами сборы будут поступать конкретно в бюджет определенной области. Такая схема окажется выгодной для местных властей, которые смогут использовать поступления на поддержания в должном состоянии своих автодорог.
Альтернативный проезд
Закон четко оговаривает, что платная дорога имеет право на существование при условии наличия альтернативного и обязательно бесплатного проезда. Протяженность такой дороги не должна более чем вдвое превышать длину концессионного участка, вот только текст документа не содержит указания на то, что бесплатный путь должен пролегать параллельно автобану. То есть, водителям следует предоставить возможность выбрать несколько путей проезда из пункта А в пункт Б, и занимать они должны не вдвое больше, чем платные трассы.
У автолюбителей возникает разумный вопрос – в каком виде и техническом состоянии будут эти альтернативные дороги, если учесть, в каких руинах сейчас лежит дорожная отрасль страны. Понимая обеспокоенность тем, что бесплатные дороги специально будут содержаться не на должном уровне, закон предписывает обеспечение качественного проезда по альтернативным участкам на протяжении всего периода аренды платной дороги.
Необходимы ли платные автодороги
Министр инфраструктуры Владимир Омелян поделился информацией, что китайские строительные компании уже проявили интерес к концессионным дорогам в Украине. Предварительный анализ со стороны инвесторов показал, что данный проект окажется успешным и рентабельным.
В предпринимательской среде к инициативе относятся по-разному, часть бизнесменов действительно видят в ней рациональное зерно. Так, автоперевозчики вынуждены нести колоссальные затраты из-за амортизации транспорта в своем автопарке, эксплуатируемом на крайне плохих дорогах.
Общая сумма этих расходов во много раз превышает потенциальную плату за проезд по концессионным дорогам:
- 60% — заправка дизельным топливом;
35% — амортизация;
5% — прибыль перевозчика.
Из процента на амортизацию более 20% составляет регулярная замена комплектующих и техобслуживание, которые затем закладываются в стоимость товара или услуги. То есть, фактически каждый рядовой украинец из собственного кармана ежедневно расплачивается за плохие дороги своей страны.
Европейские автомобилисты ремонтируют ходовую часть не ранее 150-200 тысяч километров, в Украине же за этот период машина как минимум 5-6 раз посетит СТО для капитального ремонта. И это самые аккуратные водители, старающиеся обходить ямы, в противном же случае уровень амортизации переходит все разумные границы. В таком случае платные дороги действительно окажутся полезными для перевозчиков.
Но с другой стороны, они не уверены, что собранные средства будут направлены на ремонт разбитых дорог, а не пополнят кошельки чиновников, как это происходило все предыдущие десятилетия.
Другие скептики пытаются подсчитать капиталовложения, требуемые для создания соответствующей инфраструктуры по оплате проезда, в том числе оборудование платежных пунктов. Число таковых должно быть достаточным, чтобы лишить водителей соблазна обойти их и сэкономить на проезде.
Правда, можно выбрать и более бюджетный вариант – систему контрамарок, приклеиваемых на лобовое стекло автомобиля. Подобный метод активно практикуется среди румынских перевозчиков, особенно в грузовой сфере.
Наконец, третий способ отслеживания оплаты – топ-коллекты, представляющие собой электронный прибор, помещаемый в автомобиле. Располагаемые на платном участке трассы считыватели будут автоматически «снимать показания» при проезде мимо них оснащенной топ-коллектом машины. Такую методику уже опробовали Германия и Беларусь.
Главное – убедить участников дорожного движения в том, что новшества нужны для их же блага. Чтобы автовладельцы и перевозчики поняли, что от них самих теперь напрямую будет зависеть качество дорог, а потому следует принять и поспособствовать правительственной инициативе.
Перспективы концессионных дорог в Украине
Эксперты не рассчитывают на вал инвесторов для строительства платных трасс, говоря пока лишь о пилотных проектах. Потенциальные подрядчики вполне могут заинтересоваться примыкающими к границе участками. Большие надежды возлагают на большую кольцевую дорогу вокруг Киева, чтобы водители сами выбирали – сэкономить ли время на объездной дороге или сэкономить средства, но «собрать пробки», пересекая столицу. Выгодными выглядят участки перед морскими портами, которые испытывают большой трафик во время отгрузки экспортного зерна.
На первый взгляд инициатива строительства в Украине платных трасс кажется абсолютно фантастической и нежизнеспособной. Да, в Швейцарии или Австрии водители платят за проезд по автобану по 80 евро за годовой проездной. Но в этих странах отличнейшие дороги, которых нет в Украине.
Предприниматели готовы поспособствовать восстановлению в стране дорожной отрасли, а заодно получить и собственную прибыль. Но они понимают, что начинать проект придется с нуля, что намного затратнее по сравнению с практикой европейских стран.
Кроме того, в случае выигрыша тендера и начала строительства бизнесмены намерены отслеживать расходование полученных с автомобилистов средств. Они должны направляться на содержание и ремонт дорог, а не на оплату других потребностей государства.
Приходится признать, что частных инвесторов никогда не привлекали инвестиции в украинские дороги. Отчасти это было связано с отсутствием концессионного законодательства, отчасти – с трафиком, который не окупил бы затраты инвестора. Выгодными стали бы те инвестиции, которые подкреплялись бы грузо- и пассажиропотоком в 10-20 тысяч автомобилей в сутки.
Само принятие нового закона по определению становится гарантией обеспечения нужного трафика. Если в государственном контракте будет указан конкретный транспортный поток, который фактически не будет обеспечен, то государство компенсирует инвестору до 30% запланированного дохода. Фактически государство берет на себя некоторую часть рисков концессионера.
Чтобы автолюбители безболезненно восприняли взимание с них платы за быстрый проезд по качественным дорогам, строительство должна предварять широкая и четкая разъяснительная кампания. Водители на цифрах и аргументах должны убедиться, что автобаны выгодны, прежде всего, им самим. Они должны увидеть реальное снижение амортизации своих автомобилей, затрат на бесчисленные ремонты, а, следовательно, сохранение семейного бюджета для рядовых водителей и уменьшение себестоимости грузовых перевозок – для предпринимателей.
Концессионные дороги – это надежно укоренившаяся европейская практика. Раз Украина выбрала зарубежный путь развития, то ей следует перенимать положительный опыт. Население и само правительство должны коренным образом изменить свое мировоззрение и понять, что автобаны – не очередная повинность, не способ «отмывания денег», а путь к будущему.
Безусловно, платные дороги – не панацея ото всех дорожных проблем страны. Но это первый, вполне реализуемый шаг для того, чтобы Украина, наконец, ушла с последних мест мирового антирейтинга самых плохих автодорог.
Видео о стоимости платных автодорог в Украине:
Источник: